Талмуд рассказывает об одном мудреце, который встретил на базарной площади пророка Элияѓу.
«Кто из находящихся на площади достоин мира грядущего?» – спросил мудрец.
«Никто»,– ответил Элияѓу.
В эту минуту вошли на площадь два человека, и пророк указал на них:
«Эти достойны грядущего мира».
Подошел к ним мудрец и спросил, чем они занимаются.
«Мы – шуты, мы веселим тех, кому грустно», – ответили те.
Сиха Ребе, chassidus.ru
Поклонники артиста в разных странах мира содрогнулись от страшного известия: тяжелая черепно-мозговая травма и перелом основания черепа. Роберт Городецкий находился в реанимации в бессознательном состоянии. «Кому он мешал, и кто посмел поднять на артиста руку?», «Ведь этот человек никогда никому не причинил зла. Он нес людям только добро!», – так откликнулись поклонники таланта на это страшное известие.
Виновник преступления, как часто бывает в подобных случаях, не найден. Не известно, был ли нападавший один или их было несколько, простое ли это хулиганство или антисемитская вылазка...
Трагедия произошла в подъезде – негодяй притаился там с тяжелым предметом и поджидал... Вряд ли когда-нибудь выяснятся обстоятельства дела.
В те дни семья мечтала: «Лишь бы выжил!». Понадобились недели упорной борьбы врачей за его жизнь и месяцы – на реабилитацию, начавшуюся в военно-медицинской академии «Белые ночи» и продолжающуюся фактически до сих пор, уже дома. Вот что сообщила мне в начале сентября по телефону дочь Роберта: «Папа еще слаб. Он изменился. Почти не улыбается».
Да и сам Городецкий позже на мое замечание – «У тебя теперь есть время размышлять и придумывать что-нибудь новое» – ответил: «Да, размышлять я могу, а воплощать пока не в состоянии. Стоит сделать несколько резких поворотов, как я теряю равновесие. Мне еще делают разные процедуры».
Судьба распорядилась так, что Роберт Городецкий превратился из романтического подростка, влюбленного в цирк, в большого артиста, Папу всех клоунов. Мы жили в разных городах, а потом оказались на разных континентах. Его родители, дружившие с моими, уехали в Нью-Йорк, мы – в Израиль, а он с семьей остался в Питере. Но связи наши не прерываются. Время от времени мы встречаемся, и тогда в беседах заполняются информационные лакуны жизненных полей.
Я вспоминаю Роберта 13-14-летним подростком. Помню, как в их коммунальной квартире на улице Белинского он уже тогда вечно что-то подбрасывал вверх, тренируясь в жонглировании, удивлял меня своими фокусами. Из какой-то собственноручно сделанной машинки, прокатывая через барабан белые бумажки, вынимал купюры разной стоимости.
Папа Роберта, театральный художник Семен Наумович Городецкий рассказывал: «Сосед-пьяница, как увидел это, весь задрожал и потребовал, чтобы Роберт “сделал” ему много денег, иначе в милицию заявит. Пришлось раскрыть секрет “печатания” денег, еле убедили, что все понарошку...» А когда Роберт с родителями приезжал отдыхать к нам на юг, обязательно привозил свой реквизит, собирал детей и взрослых и устраивал спектакли. А я подавала какие-то тряпочки, шарики, стаканчики, веревочки. Зачарованность в глазах зрителей была для него высшей наградой. И эту зачарованность, улыбки, восхищение он стремился вызывать у окружающих всю свою жизнь со сцены. Это стало его потребностью и высшей целью. За это его и любят. Недаром его рекорд в «Книге Гиннесса» – «самый заваленный цветами Его Величество актер».
Профессия клоуна – его призвание. Он шел к ней самостоятельно, долго и упорно, несмотря на препоны, которые ставили сначала родители: «Что это за профессия – клоун!», а потом жизненные обстоятельства и государственные чиновники.
Став по настоянию родителей техником-конструктором, он, тем не менее, умудрялся на работе в свободные часы совершенствоваться в цирковом искусстве. Все свои юные годы, да и позже, упорно работал над собой – ходил по проволоке, выполнял акробатические номера, жонглировал во время езды на одноколесном велосипеде, ставил иллюзионные трюки, пантомиму.
Вероятно, все те нагрузки, закалки и тренировки помогали в прошлом в противоборстве с физическими травмами, которые не раз случались в его жизни, и на этот раз тоже помогли выстоять. Однажды в студии пантомимы он упал с проволоки, и на него обвалилась вся опорная конструкция. Он долго приходил в себя. Были и другие травмы, которые оставили рубцы. Мне кажется, живучесть заложена в Роберте изначально, генетически. В их роду много долгожителей (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!).
Маска Городецкого – рыцарь печали, но парадоксальное сочетание печали и юмора создает взрывной эффект. Поэтому при всей серьезности физиономии Роберт умеет заставить публику улыбаться, смеяться, хохотать (в зависимости от нрава зрителя). А ведь смешить – это не так уж мало, ибо смеющийся человек, расслабляясь, хотя бы на время забывает о жестокости окружающего мира и личных неприятностях.
Артист достигает с помощью музыки, пластики, визуального воздействия – языка поистине универсального.
С театром «Лицедеи» Роберт трижды объездил весь мир, его лицо узнаваемо повсюду, где смотрят телевизор или бывают на гастрольных спектаклях «Лицедеев». Он снимался в художественных фильмах, где играл клоуна, о нем, прозванном младшими коллегами Папой, была снята часовая телевизионная лента на российском канале «Культура».
Во время наших неоднократных встреч еще в бывшем Союзе и Израиле, куда он семь раз приезжал на гастроли, я каждый раз выуживала у него подробности о творческих планах.
В последний раз мы виделись с Робертом в июне прошлого года в Нетании. Он приехал на гастроли в Израиль и взял с собой дочь и восьмилетнюю внучку Лолиту. Она – его надежда, и он ее бережно пестует. До болезни потихоньку приучал девочку к сцене. Ему хочется верить, что Лолита станет продолжательницей династии – для этого у нее есть все задатки.
...Роберт постоянно занят придумыванием чего-нибудь оригинального: фокуса или технического приспособления к нему, репризы, сценки, нового спектакля. В прошлом году он поделился: «Хочется сделать клубную программу только для себя одного. Сейчас готовлю часовое представление “Волшебные узелки”. Я их развязываю, завязываю, вытаскиваю. Это серьезные фокусы с элементами юмора, то есть пантомима с предметом, которая идет на музыкальном фоне. Наверное, когда программа будет готова, зритель сам извлечет из нее какой-то смысл. У артистов нашего жанра так нередко бывает. Ведь Слава Полунин тоже сначала не называл свой спектакль “Снежным шоу”. Зритель сам дал название».
Увы, этим планам пока не суждено сбыться.
Повторяю: пока.
– Я получил приглашение на седьмой московский фестиваль «Планета клоунады», – рассказывает Роберт. – Сказали, что привезут меня в Москву, и я должен присутствовать на открытии. Ни петь, ни играть от меня не требуется – только предстать перед зрителями.
И вот я в Москве. Сначала была пресс-конференция, все мы отвечали на вопросы журналистов. А потом я вышел на сцену со своими «Канарейками» и это, видимо, было для многих большой неожиданностью.
Как мне рассказывали, некоторые коллеги даже прослезились. Но я еще выступил и с сольным номером, в котором на зрителей выпускаю сверху множество бумажных красных сердец и зеркальных зайчиков, весело «бегающих» по темному залу.
– Наверное, тебе трудно дался этот первый после болезни выход на сцену? – спросила я.
– Да, нелегко. Было ощущение, что я разгрузил вагон с кирпичами.
Даже вырезать бумажные сердечки приходилось, как бы учась заново. Но самое замечательное то, что со мной были друзья – Анвар Либабов, Аня Орлова, я встретился с Юрой Куклачевым и другими коллегами. Конечно, сидеть дома скучно. Выход на сцену, встреча со зрителем придала мне силы. И, хотя я полностью не восстановился, теперь буду стараться потихоньку выступать перед публикой.
«...Ты удивишься, – добавил потом Роберт, – а я ведь еще съездил по приглашению в конце августа в Варшаву на Международный фестиваль театра пантомимы. И там тоже вышел на сцену. Было много друзей, публика узнала меня...»
Вообще, с друзьями Городецкому повезло, они поддерживали его морально и материально. В январе, например, в студии петербургского художника Юрия Касьяника был организован благотворительный вечер, в котором приняли участие художники и артисты. Они не только собирали нужные для лечения Роберта деньги, но и облегчали его страдания шутками и юмором. Друзья открыли счет для пожертвований и через интернет призвали всех доброжелателей артиста помочь ему так же, как он сам в трудную минуту с открытым сердцем помогал другим.
Молодые лицедеи и все, кто знает Роберта Городецкого, верят в то, что впереди у Папы много выступлений, и его волшебное искусство еще не раз доставит маленьким и взрослым радость, веселье и ощущение беззаботности.
«Алеф», 04.12.2006
——————————————————————————————————
– Папой я стал, как только пришел в театр к Славе Полунину. Я был там самым взрослым: мне было около 40 лет. Конечно, среди молодых ребят я выделялся. С тех пор как-то и повелось, что меня называют Папой.
– А ваши дети вас как называют?
– Меня все называют Папой!
– Но внучка-то, надеюсь, называет вас дедушкой?
– Да. К сожалению. Я иногда ей говорю: «Лола, называй меня при людях, когда я на сцене, Бобой. Все будут думать, что я клоун по имени Боба. А так все узнают, что я твой дедушка, а ведь я еще совсем молод для этого». Но внучка все равно называет меня дедушкой.
– Какое у вас образование?
– Я закончил школу жизни.
– А кто такой клоун?
– Клоун – это человек, который видит недостатки других людей, примеряет их на себя и, усиливая в 15–20 раз, показывает другим. Это утрированный человек. Клоунов много. Маяковский одно время ходил в ярком пиджаке с морковкой в петлице – тоже был клоун. Чебурашка кто? Клоун. Карлсон тоже клоун, и так далее…
– В одном из ваших номеров вы работаете на швейной машинке. Вы шить умеете? И как вообще по хозяйству?
– Да, шить умею, я вообще все умею делать. Потому что голова думает, а руки делают. Не надо бояться, надо брать и делать. Бывает, что приходится браться даже за то, чего я не умею, и так я осваиваю новые профессии. А вообще я начал рано работать. Времена были тяжелые, наша семья жила небогато. Мой папа работал художником и иногда делал стенную газету для Елисеевского магазина, за это ему давали продукты. Однажды нам позвонили из магазина, когда папы не было дома, и делать газету вызвался я. Я честно предупредил заказчиков о том, что я совсем маленький, но их это не смутило. Ничего, говорят, приходи. Я пришел, сделал, конечно, как мог, но продукты домой все-таки принес.
sobaka.ru
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.