БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №100 > Рыцарь печали: возвращение папы всех клоунов
В номере №100

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-3
Интересно, хорошо написано

Рыцарь печали: возвращение папы всех клоунов

Талмуд рассказывает об одном мудреце, который встретил на базарной площади пророка Элияѓу.
«Кто из находящихся на площади достоин мира грядущего?» – спросил мудрец.
«Никто»,– ответил Элияѓу.
В эту минуту вошли на площадь два человека, и пророк указал на них:
«Эти достойны грядущего мира».
Подошел к ним мудрец и спросил, чем они занимаются.
«Мы – шуты, мы веселим тех, кому грустно», – ответили те.
Сиха Ребе, chassidus.ru

Поклонники артиста в разных странах мира содрогнулись от страшного известия: тяжелая черепно-мозговая травма и перелом основания черепа. Роберт Городецкий находился в реанимации в бессознательном состоянии. «Кому он мешал, и кто посмел поднять на артиста руку?», «Ведь этот человек никогда никому не причинил зла. Он нес людям только добро!», – так откликнулись поклонники таланта на это страшное известие.

Виновник преступления, как часто бывает в подобных случаях, не найден. Не известно, был ли нападавший один или их было несколько, простое ли это хулиганство или антисемитская вылазка...

Трагедия произошла в подъезде – негодяй притаился там с тяжелым предметом и поджидал... Вряд ли когда-нибудь выяснятся обстоятельства дела.

В те дни семья мечтала: «Лишь бы выжил!». Понадобились недели упорной борьбы врачей за его жизнь и месяцы – на реабилитацию, начавшуюся в военно-медицинской академии «Белые ночи» и продолжающуюся фактически до сих пор, уже дома. Вот что сообщила мне в начале сентября по телефону дочь Роберта: «Папа еще слаб. Он изменился. Почти не улыбается».

Да и сам Городецкий позже на мое замечание – «У тебя теперь есть время размышлять и придумывать что-нибудь новое» – ответил: «Да, размышлять я могу, а воплощать пока не в состоянии. Стоит сделать несколько резких поворотов, как я теряю равновесие. Мне еще делают разные процедуры».

ИзменитьУбрать
(0)

Судьба распорядилась так, что Роберт Городецкий превратился из романтического подростка, влюбленного в цирк, в большого артиста, Папу всех клоунов. Мы жили в разных городах, а потом оказались на разных континентах. Его родители, дружившие с моими, уехали в Нью-Йорк, мы – в Израиль, а он с семьей остался в Питере. Но связи наши не прерываются. Время от времени мы встречаемся, и тогда в беседах заполняются информационные лакуны жизненных полей.

Я вспоминаю Роберта 13-14-летним подростком. Помню, как в их коммунальной квартире на улице Белинского он уже тогда вечно что-то подбрасывал вверх, тренируясь в жонглировании, удивлял меня своими фокусами. Из какой-то собственноручно сделанной машинки, прокатывая через барабан белые бумажки, вынимал купюры разной стоимости.

Папа Роберта, театральный художник Семен Наумович Городецкий рассказывал: «Сосед-пьяница, как увидел это, весь задрожал и потребовал, чтобы Роберт “сделал” ему много денег, иначе в милицию заявит. Пришлось раскрыть секрет “печатания” денег, еле убедили, что все понарошку...» А когда Роберт с родителями приезжал отдыхать к нам на юг, обязательно привозил свой реквизит, собирал детей и взрослых и устраивал спектакли. А я подавала какие-то тряпочки, шарики, стаканчики, веревочки. Зачарованность в глазах зрителей была для него высшей наградой. И эту зачарованность, улыбки, восхищение он стремился вызывать у окружающих всю свою жизнь со сцены. Это стало его потребностью и высшей целью. За это его и любят. Недаром его рекорд в «Книге Гиннесса» – «самый заваленный цветами Его Величество актер».

Профессия клоуна – его призвание. Он шел к ней самостоятельно, долго и упорно, несмотря на препоны, которые ставили сначала родители: «Что это за профессия – клоун!», а потом жизненные обстоятельства и государственные чиновники.

Став по настоянию родителей техником-конструктором, он, тем не менее, умудрялся на работе в свободные часы совершенствоваться в цирковом искусстве. Все свои юные годы, да и позже, упорно работал над собой – ходил по проволоке, выполнял акробатические номера, жонглировал во время езды на одноколесном велосипеде, ставил иллюзионные трюки, пантомиму.

Вероятно, все те нагрузки, закалки и тренировки помогали в прошлом в противобор­стве с физическими травмами, которые не раз случались в его жизни, и на этот раз тоже помогли выстоять. Однажды в студии пантомимы он упал с проволоки, и на него обвалилась вся опорная кон­струкция. Он долго приходил в себя. Были и другие травмы, которые оставили рубцы. Мне кажется, живучесть заложена в Роберте изначально, генетически. В их роду много долгожителей (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!).

Первый раз «Блю канари» сыграли в ЛДМ (Ленинградском дворце молодежи). Это было в январе 1981 года. На сцене стояли трое: сам Роберт, Николай Терентьев и Валерий Кефт. Зал взорвался аплодисментами. «Канареек» вызывали на бис еще и еще, а номер сразу стал визитной карточкой «Лицедеев».
– Специально и долго мы не репетировали, просто импровизировали на заданную тему, – вспоминает автор номера.
Состав клоунов в «Канарейках» время от времени менялся. Многие звезды нашей эстрады жаждали попробовать себя в «Блю канари», с чем и приходили к Городецкому. Все почему-то стремились стать «средним» клоуном – взять в руки сачок и прыгать, ловя невидимых канареек. Даже Александр Ширвиндт и Михаил Державин не удержались от соблазна. На одном из фестивалей «Кинотавра» они вышли на сцену вместе с Робертом. (djesforum.ru)
На профессиональной сцене Роберт выступает 42 года, а в театре «Лицедеи» – без малого четверть века. Именно здесь, работая с Вячеславом Полуниным, он вылепил ставший классическим образ клоуна в черном цилин­дре, белых перчатках и коротких штанишках, в руках маленькая гармошка, а из уст льется чистая мелодия итальянской песенки «Голубые канарейки» («Блю, блю, блю канари»). Этот номер стал визитной карточкой театра.

Маска Городецкого – рыцарь печали, но парадоксальное сочетание печали и юмора создает взрывной эффект. Поэтому при всей серьезности физиономии Роберт умеет заставить публику улыбаться, смеяться, хохотать (в зависимости от нрава зрителя). А ведь смешить – это не так уж мало, ибо смеющийся человек, расслабляясь, хотя бы на время забывает о жестокости окружающего мира и личных неприятностях.

ИзменитьУбрать
Анвар Либабов,
Анна Орлова,
Роберт Городецкий
(0)

Артист достигает с помощью музыки, пластики, визуального воздействия – языка поистине универсального.

С театром «Лицедеи» Роберт трижды объездил весь мир, его лицо узнаваемо повсюду, где смотрят телевизор или бывают на гастрольных спектаклях «Лицедеев». Он снимался в художественных фильмах, где играл клоуна, о нем, прозванном младшими коллегами Папой, была снята часовая телевизионная лента на российском канале «Культура».

Во время наших неоднократных встреч еще в бывшем Союзе и Израиле, куда он семь раз приезжал на гастроли, я каждый раз выуживала у него подробности о творческих планах.
В последний раз мы виделись с Робертом в июне прошлого года в Нетании. Он приехал на гастроли в Израиль и взял с собой дочь и восьмилетнюю внучку Лолиту. Она – его надежда, и он ее бережно пестует. До болезни потихоньку приучал девочку к сцене. Ему хочется верить, что Лолита станет продолжательницей династии – для этого у нее есть все задатки.
...Роберт постоянно занят придумыванием чего-нибудь оригинального: фокуса или технического приспособления к нему, репризы, сценки, нового спектакля. В прошлом году он поделился: «Хочется сделать клубную программу только для себя одного. Сейчас готовлю часовое представление “Волшебные узелки”. Я их развязываю, завязываю, вытаскиваю. Это серьезные фокусы с элементами юмора, то есть пантомима с предметом, которая идет на музыкальном фоне. Наверное, когда программа будет готова, зритель сам извлечет из нее какой-то смысл. У артистов нашего жанра так нередко бывает. Ведь Слава Полунин тоже сначала не называл свой спектакль “Снежным шоу”. Зритель сам дал название».
Увы, этим планам пока не суждено сбыться.

Повторяю: пока.

существует неразгаданный секрет «Блю канари», теперь уже классики, вписанной в Мировую энциклопедию клоунады. Но трио, хотя состав его за 25 лет не раз менялся, вызывало и вызывает какой-то особенный восторг.
Анвар Либабов, клоун: «Выступить в “Канарейках” – это была мечта. Такая чувственность в этом номере, такая атмосфера! Я с мокрыми глазами смотрел».
Почему весь мир полюбил трех чудаков с гармошками и сачком? Объяснить это так же трудно, как невозможно рассказать, о чем же все-таки песня «Блю Канари». А может, не надо искать никаких ответов. Просто, любим и все! (forum-tvs.ru)
Начавшийся этап «после трагедии» дает надежду на творческое возрождение. А то, что Роберт Городецкий этим летом вышел на сцену, настоящая сенсация. Из нашего телефонного разговора я узнала, как это было.

– Я получил приглашение на седьмой московский фестиваль «Планета клоунады», – рассказывает Роберт. – Сказали, что привезут меня в Москву, и я должен присутствовать на открытии. Ни петь, ни играть от меня не требуется – только предстать перед зрителями.
И вот я в Москве. Сначала была пресс-конференция, все мы отвечали на вопросы журналистов. А потом я вышел на сцену со своими «Канарейками» и это, видимо, было для многих большой неожиданностью.

Как мне рассказывали, некоторые коллеги даже прослезились. Но я еще выступил и с сольным номером, в котором на зрителей выпускаю сверху множество бумажных красных сердец и зеркальных зайчиков, весело «бегающих» по темному залу.

– Наверное, тебе трудно дался этот первый после болезни выход на сцену? – спросила я.
– Да, нелегко. Было ощущение, что я разгрузил вагон с кирпичами.

Даже вырезать бумажные сердечки приходилось, как бы учась заново. Но самое замечательное то, что со мной были друзья – Анвар Либабов, Аня Орлова, я встретился с Юрой Куклачевым и другими коллегами. Конечно, сидеть дома скучно. Выход на сцену, встреча со зрителем придала мне силы. И, хотя я полностью не восстановился, теперь буду стараться потихоньку выступать перед публикой.

«...Ты удивишься, – добавил потом Роберт, – а я ведь еще съездил по приглашению в конце августа в Варшаву на Международный фестиваль театра пантомимы. И там тоже вышел на сцену. Было много друзей, публика узнала меня...»

Вообще, с друзьями Городецкому повезло, они поддерживали его морально и материально. В январе, например, в студии петербургского художника Юрия Касьяника был организован благотворительный вечер, в котором приняли участие художники и артисты. Они не только собирали нужные для лечения Роберта деньги, но и облегчали его страдания шутками и юмором. Друзья открыли счет для пожертвований и через интернет призвали всех доброжелателей артиста помочь ему так же, как он сам в трудную минуту с открытым серд­цем помогал другим.

Молодые лицедеи и все, кто знает Роберта Городецкого, верят в то, что впереди у Папы много выступлений, и его волшебное искусство еще не раз доставит маленьким и взрослым радость, веселье и ощущение беззаботности.

«Алеф», 04.12.2006

——————————————————————————————————

ИзменитьУбрать
(0)

Папой я стал, как только пришел в театр к Славе Полунину. Я был там самым взрослым: мне было около 40 лет. Конечно, среди молодых ребят я выделялся. С тех пор как-то и повелось, что меня называют Папой.
– А ваши дети вас как называют?
– Меня все называют Папой!
– Но внучка-то, надеюсь, называет вас дедушкой?
– Да. К сожалению. Я иногда ей говорю: «Лола, называй меня при людях, когда я на сцене, Бобой. Все будут думать, что я клоун по имени Боба. А так все узнают, что я твой дедушка, а ведь я еще совсем молод для этого». Но внучка все равно называет меня дедушкой.
– Какое у вас образование?
– Я закончил школу жизни.
– А кто такой клоун?
– Клоун – это человек, который видит недостатки других людей, примеряет их на себя и, усиливая в 15–20 раз, показывает другим. Это утрированный человек. Клоунов много. Маяковский одно время ходил в ярком пиджаке с морковкой в петлице – тоже был клоун. Чебурашка кто? Клоун. Карлсон тоже клоун, и так далее…
– В одном из ваших номеров вы работаете на швейной машинке. Вы шить умеете? И как вообще по хозяйству?
– Да, шить умею, я вообще все умею делать. Потому что голова думает, а руки делают. Не надо бояться, надо брать и делать. Бывает, что приходится браться даже за то, чего я не умею, и так я осваиваю новые профессии. А вообще я начал рано работать. Времена были тяжелые, наша семья жила небогато. Мой папа работал художником и иногда делал стенную газету для Елисеевского магазина, за это ему давали продукты. Однажды нам позвонили из магазина, когда папы не было дома, и делать газету вызвался я. Я честно предупредил заказчиков о том, что я совсем маленький, но их это не смутило. Ничего, говорят, приходи. Я пришел, сделал, конечно, как мог, но продукты домой все-таки принес.

sobaka.ru


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №100 > Рыцарь печали: возвращение папы всех клоунов
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-26 02:48:21
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов