К 110-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти А.Б. Постеля
За тридцать лет коллекционирования живописи и графики одесских художников мне удалось собрать всего лишь 15 офортов Александра Борисовича Постеля. А ведь он почти всю свою долгую (85 лет) жизнь прожил в Одессе, и Одесса полна его произведениями. Но, видно, любят их собиратели и расстаются с ними нечасто, нехотя.
Из 360 гравюр, известных под именем Рембрандта, специалисты считают изготовленными мастером собственноручно не более 200. Столько же гравюр, по-видимому, создал и А.Б. Постель. В Одессе они хранятся в двух музеях – Художественном и имени А. Блещунова – и, конечно, в частных собраниях.
Саша Постель – один из семерых детей одесского портного – родился 18 апреля (1 мая) 1904 года. В 8 лет Саша потерял отца, который умер от сахарной комы. Вся тяжесть содержания большой семьи легла на плечи матери и старшей сестры.
Свое детство Саша делил между школой, улицей и морем, которое манило к себе широкими просторами, глубиной и цветом. Пройдут годы, и образы раннего детства оживут в живописных этюдах и офортах.
Детство Александра закончилось в 13 лет – в 1917 г. мальчик поступает на вечернее отделение Реального училища и совмещает учебу с работой.
Рисованием Саша увлекся еще в школе, но судьба его как художника определилась в бригаде Котовского, куда 16-летнего парня привела романтика революции. Его рисунки привлекли внимание комиссара, и через полгода Постеля направили на учебу в Одесское художественное училище (осенью 1921 г. училище было преобразовано в Художественный институт). Постель учился и одновременно работал – оформлял клубы, писал плакаты.
В разные годы в училище преподавали талантливые художники – Костанди, Волокидин, Фраерман, Шовкуненко, Жук. Графическим факультетом руководил один из лучших украинских офортистов – В.Х. Заузе (1859-1939). Заметное влияние на Александра Борисовича, по его собственному признанию, оказали офорты Мате, Серова, Рембрандта и барбизонцев. По классу живописи Саша учился у Т.Б. Фраермана (1883-1957).
Евгений Кибрик, недоучившись, уехал в Ленинград, а затем – в Москву и там продолжил учебу. Но их дружба с Постелем продолжалась всю жизнь.
В 1925 г. Постель тоже оставляет учебу в институте и на два года переезжает в Москву, где периодически работает в центральной прессе (в частности, в «Учительской газете»), пробует свои силы в графике, иллюстрируя сказки Андерсена.
В Москве Александр женится на художнице Мале Моисеевне Полонской (1902-1994). Она жертвует своей карьерой ради мужа и живет его творческими интересами, становясь первым и главным критиком и советчиком. Жена старается создать ему комфортные условия для работы, хотя приходится довольствоваться малым и экономить на всем.
Постепенно приходит понимание того, что Александру следует завершить художественное образование, и Постель с Малей возвращаются в Одессу, где он возобновляет учебу в институте.
В годы учебы Постель подружился со студентами-художниками М. Муцельмахером, Д. Рубинштейном, Я. Аптером, А. Кравцовым. Уже в студенческие годы Постель участвует в художественных выставках. В его творчестве удачно сочетается дар живописца и графика, но любовью его стал офорт, которому он посвятил полвека своей жизни. До офорта, которым Постель стал заниматься с 1939 г., он прошел путь живописца, и утонченная колористическая культура во многом определила живописность его гравюр. Его офорты поражают экспрессией и разнообразием штриха.
В 1929 г. Постель защищает дипломную работу и начинает работать научным сотрудником одесского Художественного музея, а через два года переходит на преподавательскую работу в Строительный институт и одновременно преподает живопись и рисунок в Художественном институте.
В 1929 г. на 2-й Всеукраинской художественной выставке было представлено его декоративное панно «Демонстрация» (эта работа не сохранилась). В том же году Постель пишет «Расстрел членов группы "Иностранной коллегии"» (картина не сохранилась, эскиз хранится в Одесском художественном музее).
В 1935 г. картина Постеля «Агитация среди французских моряков в Одессе» была закуплена Наркомпросом Украины и позднее передана в Музей революции. Тогда же на республиканской выставке демонстрируется две работы Постеля – автопортрет художника и портрет летчика Космодемьянского.
В 1939 году этюдами «Люстдорф» и «Окрестности города» Постель принимает участие в Одесской художественной выставке. К сожалению, из довоенных работ Постеля мало что сохранилось.
Из-за плохого зрения А. Постель не был призван в армию, и в 1941 г. они с женой эвакуировались к ее сестре, которая жила в Ташкенте. Там Александр Борисович преподавал в эвакуированном Московском архитектурном институте, был одним из основателей и первым директором Республиканского художественного училища Узбекистана.
В эвакуации он создает большую серию офортов, пишет множество этюдов.
«Узбекская» серия – это 48 офортов, 7 литографий, 2 акварели и 11 рисунков карандашом. После ташкентского землетрясения все изображенное на них ушло в историю.
Из рассказа племянника художника, Анатолия Ильича Финкеля, мне стал известен эпизод из ташкентской жизни Постеля, который мог закончиться его гибелью. Спасло его детство, проведенное возле моря.
Однажды Александр Борисович расположился с этюдником на отвесном берегу глубокого арыка. Он видел, что за ним наблюдают двое, но увлекся работой и не придал этому значения. Неожиданно они подошли сзади и сбросили его в воду. Вот тут и пригодилось умение плавать: вынырнув, он был подхвачен быстрым течением, через некоторое время смог выбраться на берег. Жена Постеля день спасения ежегодно отмечала, как его второй день рождения.
В мае 1945 г. Постель с женой возвращается в Одессу, в свою двухкомнатную квартиру. Больше года он работает в Музее западного и восточного искусства, восстанавливая разоренную экспозицию, затем возвращается в Строительный институт, где в 1947 г. его утверждают в звании доцента, и художник вынужден писать диссертацию. Писанина его страшно раздражала, он считал ее «тратой драгоценного времени».
Приобретенный опыт и новые задачи обусловили применение в послевоенных офортах многоразового травления. Более сложная обработка доски дала возможность художнику значительно увеличить разнообразие оттеночных градаций. Свободным становится штрих, усложняется и обогащается его структура.
Обращается Постель и к малой графике – экслибрисам. Это не обычные владельческие знаки, а миниатюрные притчи. Постель создает мемориал, посвященный его учителю Т.Б. Фраерману, коллеге по Строительному институту профессору М.Ф. Замечеку, художнику В.А. Фаворскому. В экслибрисах, которые он создает для себя, отражается духовный мир автора.
С 1945 по 1960 гг. Постель создает циклы офортов и этюдов – « В Одесском порту», «Одесские пейзажи», «На заводе», «Времена года», «Каховские и прибалтийские пейзажи». Кроме графики, Постель пишет пейзажи Одесского порта с морем, блистающим под южным солнцем или погруженным в утренний туман. В 60-е годы создает серию из 10 офортов – «Вилковские пейзажи» – со склонившимися над каналами вербами и хрупкими мостиками.
В 1963 г. художнику присвоили звание заслуженного деятеля искусств УССР. В следующем году он уходит на пенсию, несмотря на уговоры продолжать работу – он хотел заниматься только творчеством.
Вторая персональная выставка Постеля прошла в 1965 г. в Одессе и Кишиневе, а третья, приуроченная к 70-летию художника, состоялась в Одессе и Тирасполе.
Освободившись от преподавательской деятельности, Постель наконец-то обращается к темам, которые волновали его долгие годы. Он создает две большие серии офортов – «Пушкиниана» и «Художники-офортисты» (Рембрандт, Гойя, Шевченко, Серов, Фаворский, Пикассо). Последняя серия состоит из больших гравюр, на которых изображен мастер в окружении созданных им персонажей. Например, возле Гойи группируются герои его «Капричос», герцогиня Альба и другие. Серия пользовалась особым успехом. Вся она была подарена Постелем одесскому Пушкинскому музею.
В оставшихся после смерти художника папках имеется много вариантов рисунков к «Пушкиниане». Он долго готовился к этой теме, создал множество иллюстраций к «одесской» главе «Евгения Онегина». Свой замысел он осуществил лишь в начале 1980-х, вложив в эту серию (10 офортов) свой талант и размышления о судьбе художника.
«Нужно стремиться от души к душе», – писал Александр Борисович. Через всю жизнь он пронес высокое служение искусству. Непросто было в то время не прославлять, не подлаживаться, а быть самим собой, сохранить верность нравственным ценностям.
Большая жизнь подходила к концу. Маля Моисеевна болела (щитовидная железа) и с трудом передвигалась по квартире, все покупки ложились на мужа. Детей у них не было. Первый инфаркт Александр Борисович перенес на ногах, а от обширного второго скончался 19 января 1989 года.
Похоронили художника на 3-м еврейском кладбище. Памятник создал скульптор Мирон Кипнис. Маля Моисеевна осталась одна. Продукты ей приносил племянник, а после его отъезда в Израиль к ней переехал из Москвы ее брат. Умерла она в 1994 г. и похоронена рядом с мужем.
Приношу свою глубокую благодарность племяннику А.Б. Постеля А.И. Финкелю и искусствоведу Е.А. Шистер за присланные мне воспоминания об этом замечательном художнике.
Офорты – из собрания автора, фотографии – из коллекции А.И. Финкеля.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.