Открытое письмо граждан города Одессы одесситам всех стран и народов
Дорогие соотечественники!
Дамы и господа, родившиеся на Малой Арнаутской!
Мадам и месье из переулка Нечипуренко!
Леди и джентльмены из поселка Котовского!
У нас к вам один вопрос: зачем мы, собственно, вас посылали? Зачем компетентные органы месяцами изучали ваши документы и перечитывали ваши биографии, отбирая, по-видимому, лучших из лучших? Не для того ли, чтобы, обогащенные опытом хорошей заграничной жизни, вы в сложный для нашего города момент вернулись и помогли?
И этот момент настал!
Нет. Мы не хотим сказать, что вы вообще ничего не делаете для нашего города. Одесские строители, например, в прошлом году сдали государству пять тысяч квартир, отъезжающие – восемь.
Но этого мало. В стране уже пару лет как закончилась перестройка. Не сегодня-завтра она начнется в Одессе. А перестройка – это революция! А революцию в нашей стране, как известно, всегда делали те, кто до этого долгие годы жил в эмиграции. И это правильно. Потому что, как говорится, со стороны виднее.
Возвращайтесь – и народ пойдет за вами. То есть он за вами и так уже идет. Просто хочется, чтоб это было движение в нужном направлении.
Вас ждут на наших заводах. Там еще жив революционный дух. Там вообще мало что изменилось с 1917 года. А потом отправляйтесь в деревню. И пока мы здесь спорим о том, могут ли колхозы накормить страну или может ли хотя бы страна накормить свои колхозы, объясните там, опять же, пользуясь взглядом со стороны, что колхоз – это вообще противоестественно. Потому что земля, как и женщина, должна принадлежать одному. Тогда она рожает. А от коллектива, извините, она рожать не может.
А как нужны нам ваши идеи в деле создания нашего правового государства! Ну как его, действительно, создавать, когда у нас понятия «украдено» и «пропало» имеют противоположный смысл... Потому как то, что не украдено, то как раз пропало. А то, что украдено, – наоборот, сохранено и служит людям.
В общем, здесь вы нужны. Здесь. Потому что пока, извините, телефонные разговоры с вами вызывают только раздражение.
– Але! Это Нью-Йорк?
– Йес!
– И как там наши?
– Ну что тебе сказать... Помнишь, лет двадцать пять назад нам обещали, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме? Так они просто не сказали, где!..
А между тем ведь и в нашей жизни многое меняется к лучшему. Растет, например, гражданское чувство.
– Простите, пожалуйста, вот сейчас все борются за свой государственный язык. Так за что в данном случае бороться нам, одесситам?
– За свой государственный акцент!
А какая свобода высказываний!
– Извините, доктор, вы не скажете, что это у меня с памятью? То есть все, что было до революции, я помню, а все, что после – нет. Это не склероз, доктор?
– Нет!
– А что же это?
– Это ваше счастье!..
Нет, не может быть, чтобы этот город, давший миру столько писателей, музыкантов и артистов разговорного жанра, в конце концов прославился только тем, что изобрел какую-то новую болезнь, противоположную ностальгии, под названием тоска по загранице.
И когда мы думаем о будущем, перед нашим мысленным взором возникают оптимистические картины. Мы видим толпы одесситов у дверей вашингтонского ОВИРа. И слышим разговоры о том, что Одесса уже, кажется, не принимает, а Ильичевск – только по прямому вызову. Но еще открыта Раздельная. Правда, нужно спешить, потому что скоро, кажется, и ее закроют.
Но даже если все это только мечты, дорогие соотечественники, так сказать, плод нашего воспаленного перестройкой воображения, – давайте все-таки будем любить и помнить этот удивительный город, построенный из рыжего камня, купающийся в ослепительно-рыжем солнце. Этот рыжий город, вот уже почти двести лет дарящий людям юмор, а значит, надежду и оптимизм.
Одесситы всех стран, соединяйтесь!
Монолог из спектакля
«Тихо, ша, мы едем в США!..»
(1989)
– Кто его привез?
– Кто его привез?! – спрашивали друг у друга одесские антрепренеры.
– Это же такая звезда! Он же стоит столько денег!
– Ой, я вас умоляю... По-моему, он вообще ничего не стоит!..
– Да. Но он же их требует! Вот вы, например, могли бы себе позволить привезти его в Одессу?
– Нет.
– И я нет. Даже сам Варпаховский, наверное, не смог бы себе позволить привезти его в Одессу!..
– Ну сам Варпаховский, наверное, бы смог, но ему бы не позволила его совесть!
– Так кто же его привез?!
Удивление достигло наивысших пределов, когда стало известно, что звезда будет выступать не в филармонии, не во Дворце спорта и даже не на стадионе, а – где бы вы думали? – на толкучке!
Знаменитый одесский «Седьмой километр» тем незабываемым субботним вечером предвкушал встречу с прекрасным. Известные на весь мир своей прирожденной хитростью три тысячи одесских торговцев заперли на ночь свои контейнеры, забитые костюмами от Диора, обувью от Труссарди, косметикой от Коти – в общем, всем тем, что производится трудолюбивыми турецкими умельцами в беднейших кварталах Стамбула. Торговцы раздвинули свои прилавки и пестрой толпой заполнили образовавшуюся площадь.
– Приветствую вас, одесситы! – прокричал им звезда, появляясь на импровизированной сцене.
– А-га-га-га-га-э-о-у-фью-у-у-у-и-ить!!! – ответила толпа.
– Не вижу ваших рук! Руки над головой! – издал звезда боевой клич всех уважающих себя эстрадных звезд. И тысячи рук взметнулись над головами.
А потом он всю ночь пел им свои шлягеры, не забывая время от времени напоминать про руки.
И в свете прожекторов эти руки, натруженные от постоянного пересчитывания денег, метались над головами и бились друг о друга, как экзотический лес, застигнутый ураганом...
Три тысячи торговцев было той ночью на площади. Утром, когда концерт был окончен и звезда благополучно улетел в Москву, одесская милиция выяснила, что той ночью на площади произошло две тысячи семьсот восемьдесят девять карманных краж.
После чего вопрос: «Так кто же его привез?» – отпал сам собой.
Рисунки Алексея Коциевского
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.