Мы открываем журнальную серию ЖЗЕ. В расшифровке этой аббревиатуры каждое слово значимо.
Во-первых, – «замечательный». Одно из значений этого слова в словаре Ожегова – «исключительный», т.е. «выделяющийся среди других по своим положительным или отрицательным качествам».
Мы будем публиковать материалы о людях неординарных, но и неоднозначных, оставивших след в истории, науке, искусстве или просто в человеческой памяти. Постараемся понять, что они привнесли в этот мир своей личностью и своей деятельностью.
Слово «жизнь» в нашей серии означает то, что мы намереваемся уйти от трафаретных, глянцевых представлений об этих людях, показав их живыми, со свойственными им слабостями, недостатками и, конечно, достоинствами. Человечеству всегда было интересно заглянуть «за ширму» гения (хотя не все наши герои – гении), увидеть «творческую кухню», постичь феномен гениальности, а порой и убедиться в том, что великие люди тоже подвержены человеческим слабостям.
И, тем не менее, подавая даже неблаговидные факты, мы не будем их смаковать и вытаскивать на свет «грязное белье», сознательно оставляя его «за ширмой».
Ну, а слово «евреи» определено самой спецификой нашего издания – «еврейского журнала для всех».
В этом номере вам предстоит познакомиться с двумя поэтами, танцовщицей, художником и ученым.
Иегуда Галеви. Поэт, живший в конце 11 – начале 12 веков. Через временной промежуток, отделяющий нас от этой эпохи, трудно представить личность Галеви в полном объеме – биографические данные очень скудны и обросли легендами. О его характере, личной жизни и темпераменте мы можем судить лишь по стихам – с известной оговоркой о разнице между лирическим героем и его творцом и с учетом исторических реалий – в контексте времени и эстетики. Но мы можем попытаться понять, почему имя Галеви сопровождает эпитет «великий».
Ида Рубинштейн. Знали бы мы о ней, если бы ее не запечатлел Валентин Серов? А ведь когда-то это имя не сходило с афиш, газетных страниц, обрастало легендами и сплетнями. Личность одиозная, она, тем не менее, была эпохой в жизни парижан и не только их.
Валентин Серов. Портрет «Девочки с персиками» в течение стольких лет украшал советские школьные учебники, что от него веяло такой же классикой и скукой, как от слов «передвижники» и «соцреализм». А ведь Серов не имеет отношения ни к тому, ни к другому – он совершенно не вписывался в рамки никаких направлений и течений в живописи. Ну, и уж совершенно точно, в советских учебниках не было написано, что «великий русский художник» был евреем.
Альберт Эйнштейн. В том, что он гений, сомневаются только антисемиты. Иллюстрацией к тому, что гениальность – это нечто близкое к сумасшествию, является самый знаменитый его портрет. Благодаря тиражированию этого портрета на майках и других предметах массового потребления Эйнштейн сегодня стал «знáком». Его теория относительности продолжает оставаться для большинства непонятной и ассоциируется в основном с полетами к далеким планетам и атомной бомбой. Сам же Эйнштейн в представлении многих – этакий рассеянный, растрепанный дедушка, то ли пророк, то ли тиран, то ли чудак.
Иосиф Бродский. Он был нашим современником. Две реалии сделали его героем своего времени – якобы «диссидентство» и Нобелевская премия. Все остальное сделало его творчество. О его гениальности и «дурном» характере написано много. Обилие информации – тоже недостаток. Но есть ключевые вещи, через которые можно увидеть и понять личность.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.