В 92-ом номере журнала «Мигдаль-Times» мы открываем журнальную серию ЖЗЕ. В этой серии мы будем публиковать материалы о людях неординарных, но и неоднозначных, оставивших след в истории, науке, искусстве или просто в человеческой памяти.
В этом номере вам предстоит «познакомиться» с Иегудой Галеви, Идой Рубинштейн, Валентином Серовым , Иосифом Бродским и Альбертом Эйнштейном.
Для тех, кому не довелось отмечать вместе с нами День рождения «Мигдаля», мы предлагаем записки нашего Летописца.
Необычный, но очень радостный Пурим выпал на долю рава Ицхака Зильбера в 1953 году. И не менее необычная встреча выпала на долю героя рассказа Яна Каганова.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Мы открываем журнальную серию ЖЗЕ. В расшифровке этой аббревиатуры каждое слово значимо.
Во-первых, – «замечательный». Одно из значений этого слова в словаре Ожегова – «исключительный», т.е. «выделяющийся среди других по своим положительным или отрицательным качествам».
Мы будем публиковать материалы о людях неординарных, но и неоднозначных, оставивших след в истории, науке, искусстве или просто в человеческой памяти. Постараемся понять, что они привнесли в этот мир своей личностью и своей деятельностью.
Слово «жизнь» в нашей серии означает то, что мы намереваемся уйти от трафаретных, глянцевых представлений об этих людях, показав их живыми, со свойственными им слабостями, недостатками и, конечно, достоинствами. Человечеству всегда было интересно заглянуть «за ширму» гения (хотя не все наши герои – гении), увидеть «творческую кухню», постичь феномен гениальности, а порой и убедиться в том, что великие люди тоже подвержены человеческим слабостям.
И, тем не менее, подавая даже неблаговидные факты, мы не будем их смаковать и вытаскивать на свет «грязное белье», сознательно оставляя его «за ширмой».
Ну, а слово «евреи» определено самой спецификой нашего издания – «еврейского журнала для всех».
В этом номере вам предстоит познакомиться с двумя поэтами, танцовщицей, художником и ученым.
Интересно, что бы с ней стало, если бы у нее не было денег?
Правда, кроме денег, у нее был редкостной силы напор и, вероятно, как сказали бы сегодня, харизма.
Моя душа на востоке – я в закатной стране.
Найду ли вкус я в еде и наслажденье в вине?
И как обеты мои смогу исполнить, когда
Раб Идумеев – Сион, Араба узы – на мне?
Презрел бы я все сокровища Испании, коль
Узрел бы пепел святыни, что сгорела в огне.
Иегуда Галеви
(Перевод Шломо Кроля)
В разные времена шовинистам и антисемитам не дает покоя, что героев отечественной истории смеют изображать… евреи. Да еще талантливо! При Александре III в печати открыто издевались над Марком Матвеевичем Антокольским, всемирно известным скульптором: как, еврей посмел «коснуться» Ивана Грозного, Петра I, Ярослава Мудрого?!
Частная жизнь поэта неминуемо становится достоянием других. Каждое его слово и есть его частная жизнь, обращенная вовне, urbi et orbi1. Послание Иосифа Бродского, которое он всем своим текстом транслировал миру, было, вероятно, самым ясным, честным и пугающим из всех возможных: «Реальность такова, какова она есть, не больше и не меньше».
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но Сатана недолго ждал реванша.
Пришел Эйнштейн – и стало все, как раньше.
(Из английских эпиграмм)
Когда на улице царит хамсин, от автобусной остановки надо переть километр в гору до опостылевшего дома престарелых, а за спиной первый заваленный экзамен на лицензию врача, хочется плюнуть на сионизм и с поджатым хвостом вернуться в Питер. И хотя хамсин преходящ, а тысячедолларовая зарплата санитара худо-бедно, но равна зарплате пятидесяти доцентов – все равно Леньке было противно-душно и снаружи, и внутри. В такие дни тупая жара сдавливала усталый мозг, и Леониду казалось, что он никогда не сдаст этот чертов экзамен и будет работать санитаром до конца своих дней, благо, и старость когтистой лапой стучалась в дверь: недавно Лене исполнилось двадцать четыре года.
В 1951-м году в г. Казани рав Ицхак Зильбер был арестован, попал в сталинские лагеря, где, невзирая на невероятные трудности, продолжал исполнять все законы Торы.
3 февраля центр «Мигдаль» отметил свой 16-й день рождения. Как и всегда, это было сделано по-новому, «не как раньше». «Фишкой» этого события стал дресскод.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.