Тема сдвоенного (№90-91) номера журнала «Мигдаль-Times» — «Фотография».
Этот номер вышел в канун Дня рождения центра «Мигдаль», и мы поместили в него интервью с директором центра Кирой Верховской.
Появившись на свет как утилитарное изобретение, фотография быстро стала еще одним видом искусства. Как и в любом другом искусстве, в ней определились жанры и Мастера. Апологетом фотографии, учителем многих талантливых фотографов и, прежде всего, тонким, умным Мастером был Альфред Штиглиц.
Одесса не осталась в стороне — новое изобретение тут же было освоено предприимчивыми одесситами. На Дерибасовской, а потом и в каждом районе города появились десятки фотоателье. И, конечно же, в Одессе были (и есть) не только ремесленники, любители, но и Мастера, запечатлевшие город и его людей.
В музейном деле фотография — важный документ, и еврейский музей — не исключение.
Национальные особенности евреев из Америки и «русских» евреев, встретившихся на земле Израиля, с улыбкой живописует Аркадий Красильщиков в своем рассказе.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Старинные фотографии, выполненные одесскими мастерами во второй половине 19 – начале 20 века, являются частью нашей коллекции. Мы представляем вниманию читателей краткий, далеко не полный обзор одесских фотозаведений, владельцами которых были евреи. В фотографическом бизнесе начала 20 века они составляли большинство, хотя известно, что часто под именем владельца работал его служащий, безвестный мастер-фотограф.
В феврале центр «Мигдаль» празднует свой День рождения. О радостях, буднях, надеждах «Мигдаля» никто лучше не расскажет, чем его бессменный вдохновитель и двигатель – Кира Верховская.
Воспроизведение реальности – одно из любимых человеческих занятий. Вернее, так было. Пока реализм не достиг апофеоза в форме фотографии и кино.
Этих людей часто называют летописцами эпохи, а иные без ложной скромности так о себе и говорят и, в общем-то, справедливо. Искусство, в том числе искусство фотографии, всегда отражает различные грани мира и его истории, дух и плоть времени. И даже не столь важно, куда художник направит объектив – на «мисс Вселенную» или безвестного продавца газет…
В 1890 г., когда Альфред Штиглиц (1864-1946) вернулся на родину после восьмилетнего пребывания в Германии, где он отказался от изучения инженерного дела ради фотографии, Нью-Йорк произвел на него сильное впечатление.
В номере журнала, посвященном фотографии, невозможно обойти молчанием роль фотографии в музейном деле, особенно, если это еврейский музей. Директор Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» Михаил Рашковецкий и сотрудник музея Владимир Чаплин с радостью откликнулись на мою просьбу рассказать не только о фотографиях в музейной экспозиции, но и о последних, совсем свежих, поступлениях в его коллекцию.
Для познания реальности человек уже давно не довольствуется только органами чувств. Теперь у нас есть «органы» массовой информации и всяческие приборы, совместная эволюция которых увенчалась Интернетом. Последний нынче пытается вытеснить все (включая органы чувств), претендуя на роль главного источника знаний о мире. В поисках материалов о Михаиле Рыбаке я привычно нырнула в этот океан.
В апреле в Управлении охраны объектов культурного наследия в рамках проекта Натальи Штербуль «Экология городской среды» откроется выставка Сергея Гевелюка «Лестницы старой Одессы».
Читателям журнала «Мигдаль-Times» предоставляется возможность первыми увидеть фрагменты этой выставки.
Никогда прежде не приходило в голову, что можно не расставаться с фотоаппаратом и щелкать, щелкать, щелкать… Но в эту поездку, на благословенной земле Израиля, так хотелось остановить, запечатлеть мгновение… Потому что красиво, потому что прекрасно, интересно необычайно, потому что – покой и счастье.
Однако то, что вы тут прочтете и увидите, отнюдь не фоторепортаж. Что тогда? Наверное, просто рассказ восторженного путешественника. Восторженного? Ну, конечно! Этой страной нельзя не восторгаться!
И я с радостью стану рассказывать, иллюстрируя свой рассказ фотографиями. Или, наоборот, стану иллюстрировать фотографии словами. Как сумею. И надеюсь, что удастся независимо и субъективно передать свои впечатления, любовь, радость, грусть и восторг.
23 сентября 2007 года скончался профессор Джон Клир (John Klier (1944-2007), Department of Hebrew and Jewish Studies University College, London). В 2003 г. Джон Клир принял участие в проводившейся Музеем истории евреев Одессы конференции «Одесса и еврейская цивилизация». Участник конференции, редактор севастопольской газеты «Рассвет» Борис Гельман взял интервью у этого замечательного исследователя истории российского еврейства.
Для кого Потемкинская лестница – достопримечательность, а для кого – кусок хлеба. Тут крутятся разные – и местные, и приезжие. Вообще, жизнь бьет ключом. Это – парадная, чистенькая Одесса. Быть в Одессе и не сфотографироваться на фоне «Лестницы-Дюка-Морвокзала» – преступление перед памятью.
Крепкий, еврейский мальчик из Америки, когда исполнилось ему 18 лет, решил послужить в ЦАХАЛе. Случай совсем не редкий. Армия Обороны Израиля в моде у американских либералов и консерваторов. С консерваторами все и так ясно, а вот либералы свою армию считают чуть ли не оккупационной, а израильскую боготворят.
Но это так, к слову. На самом деле хочу рассказать о случае частном, не имеющем прямого отношения к политическим пристрастиям, да, если честно, и к нашей доблестной армии, и даже к войне, которую она ведет.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.