Старинные фотографии, выполненные одесскими мастерами во второй половине 19 – начале 20 века, являются частью нашей коллекции. Мы представляем вниманию читателей краткий, далеко не полный обзор одесских фотозаведений, владельцами которых были евреи. В фотографическом бизнесе начала 20 века они составляли большинство, хотя известно, что часто под именем владельца работал его служащий, безвестный мастер-фотограф.
Так, например, у маститого, входившего (с 1840-х гг.) в плеяду первых одесских фотографов Придворного Фотографа Российского Императора, Рудольфа Феодоровца учеником и управляющим работал Вольф Чеховский.
Способный ученик, господин Чеховский в конце
1870-х гг. открыл свое собственное заведение на Дерибасовской, №13, в доме Сепича. Его работы, представленные на престижных российских и зарубежных выставках, отмечены медалями самого высокого достоинства.
А в конце 1890-х гг., вдоволь попрактиковавшись на одесситах, предприимчивый фотограф открыл второе фотоателье, за тысячу километров от первого, по адресу: «Москва, Петровка, №5»,– успешно просуществовавшее до национализации в 1918 г.
А в Одессе, на Дерибасовской, бизнес продолжал процветать во многом благодаря талантливому преемнику или компаньону Вольфа Чеховского – Якову Белоцерковскому, добавившему к наградам предшественника собственные престижные звания и медали. Заведение с 1899 г. называлось «В. Чеховский, Я.А. Белоцерковский».
Мог потягаться с Белоцерковским в количестве наград и придворных званий брацлавский мещанин, Акива (Кива) Мульман, открывший свое заведение в 1899 году на Преображенской, угол Успенской, №60 (68). Владелец фотозаведения оказался весьма усидчивым предпринимателем: он фотографировал одесситов на одном и том же месте до 1930-х годов.
Вернемся с деловой Преображенской на респектабельную Дерибасовскую, на 800-х метрах которой и в окрестностях, почти в каждом доме в начале 20 века существовало фотозаведение.
Познакомимся с еще одним весьма предприимчивым фотографом – Яковом Тираспольским, фотоателье которого размещалось среди дорогих и престижных магазинов в доме Пурица на углу Дерибасовской и Ришельевской.
На паспарту указано, что господин Тираспольский заслужил благодарности, лестные отзывы и награды от «Их Величеств и Их Императорских Высочеств» и других Царствующих особ.
Но самый интересный текст приведен на другом паспарту, где, кроме перечисленных наград и благодарностей, сказано, что господин Тираспольский содержит фотографии, кроме Одессы, в Воронеже, Лодзи и Варшаве. Вот такой размах!
Очевидно, из-за размаха он и прибегал к помощи компаньонов, сотрудничая сначала с одесским мещанином Абрамом Горнштейном, закончившим Императорский Фотографический институт в Вене («Придворная фотография Я. Тираспольский, А. Горнштейн»), а позднее – с Бернарди. Фотоателье в этом доме, переходя из рук в руки, просуществовало до 1930-х гг., когда работал в нем Иона Шиманович Стрижевский.
Одесский мещанин Абрам Ронес открыл свою фотографию в 1900 г. в доме Санца – на Дерибасовской, №17, угол Екатерининской, и удержался там, в условиях жесточайшей конкуренции, до революционных времен.
Фотопортрет молодого одессита Якова Вольфовича Панимана, мастерски выполненный в фотоателье А. Ронеса в 1911 г., хранится у известной в Одессе семьи Анны Львовны Розен и Вениамина Яковлевича Панимана, которым мы искренне благодарны за предоставленные замечательные материалы.
Ближайший, по географическому признаку, конкурент Абрама Ронеса – старосинявский мещанин Соломон Куперберг не менее успешно содержал с 1901 г. «на Дерибасовской, в доме Хакаловской, №21» (сейчас на месте этого дома – торговый центр «Европа») фотозаведение под названием «Рембрандт». Для нас это фотоателье примечательно тем, что в нем в 1906 г. сделан снимок, хранящийся в нашем семейном архиве. Годовалый мальчик Александр – отец А.А. Дроздовского – снят, по традициям того времени, в девичьем платьице.
Между Ронесом и Купербергом, на Дерибасовской, 19, существовало несколько лет фотографическое ателье тандема А. Балабан – Г. Шапиро. Первоначально (с 1889 г.) А. Балабан трудился в этом доме сам, заслужив благодарности и звания от высокопоставленных особ Европы. Свои награды он перенес на паспарту совместного с Г. Шапиро предприятия.
Бывший компаньон А. Балабана Г. Шапиро не отошел от фотографической деятельности, а открыл со временем свое заведение. На углу Ришельевской и Скобелевской (Еврейской) улиц, в доме №25, появилась привлекавшая внимание и запоминающаяся вывеска: «Фотограф Гений Шапиро». Таким образом, очевидно, наш старый знакомый Г. Шапиро рекламировал свое заведение, обещая несведущим клиентам гениально выполненные фотографии. Не все догадывались, что Гений – это всего лишь имя, данное фотографу при рождении.
Позднее заведение Гения Юдковича перебазировалось на Преображенскую, угол Троицкой, 62, где вместо Г. Шапиро работали арендаторы: Г. Зальцберг и Г. Разумный.
Но вернемся на Дерибасовскую: список еврейских фотоателье на ней далеко не исчерпан. В доме Ведде на Дерибасовской, 27 («Дом книги»), в 1907 г. обосновался черейский мещанин Израиль Гершевич Рыжак, проработавший там до 1930-х годов. Интересно, что в Одессе проживает прямой потомок фотографа – предприниматель И. Рыжак.
Фотографию под названием «Русская светопись» содержал почти 30 лет – с 1883 по 1912 гг., «на углу Дерибасовской и Екатерининской улиц, в доме Греческого училища, №17», алешкинский мещанин Абрам Герш Вайнштейн. Здание не сохранилось – на его месте выстроен в 1950-х гг. дом для китобоев.
Фотограф не хвалился своими наградами и благодарностями: его паспарту, как и у многих других мастеров, украшены медальонами с профилями основателей фотографии: Дагера, Талбота и Ньепса.
В противовес «усидчивому» Абраму Вайнштейну, расскажем о фотографе, которому не сиделось на месте: дислокацию своего ателье он менял, по нашим сведениям, 6 раз. Одесский мещанин Шая Лихтенберг, начав работать в 1870-х гг. «на Ришельевской, в доме Вургафта», №7, перемещал свое заведение по центру города, пока в 1906 году не оказался на «углу Базарной и Ришельевской, в доме Мандражи, №39».
Удержаться в центре в плотном кольце конкурентов было крайне сложно. И если Ш. Лихтенберг переехал с Дерибасовской на Базарную, угол Ришельевской, то тульчинский мещанин Фроим Абрамович Шапиро «двигался» в обратном направлении – от «угла Троицкой и Преображенской, №51» переместил в 1910 г. свою фотографию «Луч» «на Дерибасовскую, 26, против Пассажа».
После Ф. Шапиро в этом же помещении размещалась фотография под названием «Новость», владелец которой снимал клиентов в шести различных ракурсах и размещал их за столом друг против друга. Правда, новостью это было относительной, т.к. из книги А.М. Дерибаса «Старая Одесса» известно, что подобные снимки выполнял И. Мигурский – один из первых одесских фотографов.
Упомянутую преемственность можно проследить на примере дома на углу Дерибасовской и Гаванной, №12, принадлежавшего семье Исаковичей. В конце 19 века в этом доме расположилась фотография А. Жульена. Некоторое время там находилось одно из двух фотозаведений глухонемого фотографа Мейлиха Израйлевича Кирчика. С 1911 г. – фотография хотинского мещанина Янкеля Берковича Кофмана. В период между ними существовали фотографии Сухозанет, Б. Рейфера, Б. Подольского. И уже в советские времена (1925 г.) – с адресовкой: «Там, где Кино-Уточкино» – работала фотография «Фото-кино».
Если пройти от дома Исаковичей по Дерибасовской, пересечь по диагонали Соборную площадь и еще немного пройтись по Гулевой (Карангозова, Льва Толстого), то можно было попасть (с 1907 г.) в ателье с непонятным, но звучным названием «Беролина» Д. Гроссманна. В документах владелец фотоателье на Гулевой, №20, назван Гдалем Гершевичем Гросманом.
Очень часто, приобретая фотозаведение на «раскрученном» месте, новые владельцы еще долго сохраняли в названии фамилию прежнего владельца, иногда – через черточку со своим собственным (Белоцерковский – Чеховский), иногда – с припиской: «бывшая» («Дагер», бывшая О. Вайнштейна).
Мы зафиксировали два интересных случая, когда новые владельцы сохранили фамилии предыдущих как имя собственное. Так, балтская мещанка Бейла Моисеевна Коган приобрела в 1908 г. известнейшую и одну из старейших в городе фотографий И. Антонопуло, находившуюся на Дерибасовской, 12, в доме Новикова, и назвала ее «Антонопуло». Аналогично поступил, могилевский мещанин, Илья (Елья) Абрамович Песин, приобретя в 1909 году очень популярную фотографию Б. Грабяж на Преображенской, 30, в доме Тюрина. И. Песин не только назвал фотографию «Грабяж», но подписывал свои снимки в газетах: «И. Песин, Б. Грабяж».
Активно работал на газетном поприще замечательный мастер фотографии, видный общественный деятель, керченский мещанин Иосиф-Иншер Мордкович Шнейдер. География его фотозаведений в центре города насчитывает три адреса. С 1899 года – Полицейская ул., №33, дом Хаджи – Констас, бывший Ризо; с 1908 года – Екатерининская, угол Дерибасовской, №19 (против магазина Абрикосова); с 1912 г. – Ришельевская, №12. Фоторепортажи Шнейдера публиковались не только в одесских, но и столичных изданиях, он был удостоен звания личного Почетного гражданина Одессы.
По нашим данным среди фотографов, кроме И. Шнейдера, было еще два Почетных гражданина города: долгожитель фотографического дела в Одессе Борис Фомич Готлиб – личный почетный гражданин, и Рафаил Флорович Силин – потомственный почетный гражданин.
На паспарту фотографии И. Шнейдера обозначены высочайшие награды, благодарности и лестные отзывы «от высокопоставленных особ Российского Императорского Дома», в том числе Его Императорского Величества Государя Императора Николая II, материализованные в виде «бриллиантовых запонок с изображением государственного герба» и бриллиантового перстня. Кроме того, господин Шнейдер удостоен письменных благодарностей «Короля Английского, Царя Болгарского, Президента Французской республики, Греческого Королевича Андрея и пр.». У такого маститого фотографа «цены умеренные. Исполнение аккуратное».
Как и другие маститые фотографы, Иосиф Шнейдер занимался «обновлением фотографий». В качестве примера мы снова можем привести фотографию из семейного архива А.Л. Розен и В.Я. Панимана. Около 1910 года в фотоателье этого мастера был обновлен портрет дедушки Вениамина Яковлевича – Вольфа Панимана, выполненный, судя по одежде, в 1870-х годах.
В доме №7 по Ришельевской улице фотографические заведения сменяли друг друга так же часто, как в описанном ранее доме Исаковичей. В начале 20 века там обосновался керченский мещанин Владимир Абелевич Эрманс, проработавший на этом месте до революции.
Так, незаметно, мы отошли от Дерибасовской и, направляясь по Ришельевской, рассмотрим «клубок» фотозаведений, базировавшихся вокруг Главной синагоги.
В течение многих лет «против главной синагоги» находилось заведение О.Г. Вайнштейна, коллекционные фотографии которого датированы с 1881 по 1900 год. Осип Вайнштейн в газетной рекламе 1885 года сообщает: «Все снимки производятся усовершенствованным способом моментально, изобретена мною ручная лаборатория, что дает возможность делать множество всевозможных самых разнообразных снимков во всякое время года и во всякую погоду, в степи, на дачах, на воде, внутри зданий и т.д. За аккуратность и добросовестность выполнения заказов ручается моя 22-летняя практика».
Т.е. получается, что Осип Вайнштейн занимался фотографией с 1860-х годов – в числе первых одесских мастеров.
В начале 20 века фотография стала называться «Дагер» с припиской «бывшая О. Вайнштейна».
Продолжая распутывать «клубок» фотографий напротив Главной синагоги, заметим, что в том же доме, где размещалось заведение Вайнштейна, «на Ришельевской ул., в д. Фельдмана №27, во дворе направо, против Конельского», появилась в 1909 г. фотография тираспольского мещанина Абрама Эльевича Краснова, помпезно именовавшаяся «Ренессанс».
Кроме того, чуть раньше по этому же адресу работала фотография Л.М. Малкуса, называемая модным в те времена словом «Модерн», некоторое время фотографией владела Жанетта Гамшеевна Зальцберг.
Неподалеку, на Ришельевской, 23, с 1904 г. размещалась фотография и цинкография братьев Осипа и Беньямина Шлемовичей Померанц под названием «Унион». Со временем цинкографию взял на себя третий брат Мордко Померанц, а еще позднее единоличным владельцем остался Беньямин Померанц. Фотоателье «Унион» продолжало существовать и в советское время (Ленина, 23).
По диагонали от заведения О. Вайнштейна, на Ришельевской, в доме №28, располагалось фотоателье, которым владели в разное время жена балтского мещанина Перля Берковна Розвал и некто Ш. Розвал, возможно, тот самый балтский мещанин.
На Ришельевской, №22, между Жуковского и Кондратенко (Полицейской, Бунина), с 1908 г. размещалась фотография под названием «Верещагин», владельцем которой числился слуцкий мещанин Мовша Абрамович Око.
Дальше по Ришельевской – к вокзалу – фотография появляется лишь между Малой Арнаутской и Пантелеймоновской: «на Ришельевской, 76» открыл в 1907 г. фотоателье златопольский мещанин Яков Срулевич Ковальский.
Переместимся от вокзала в район Тираспольской и Полицейской, густо заселенный вполне успешными фотографическими заведениями.
На углу Преображенской и Полицейской, в доме «Одесской» гостиницы, с 1890-х гг. содержал не совсем обычное фотографическое заведение под названием «Южно-Художественная фотография» Самсон (Соломон) Маргулиус. Адресовка заведения иногда звучит и так: «Угол Преображенской улицы, против полиции» – и это не случайно, т.к. Самсон Маргулиус являлся единственным судебно-медицинским фотографом, осуществлявшим для полиции и всех желающих экспертизу фотографий и документов.
На нестандартных паспарту этого фотографа помещено изображение франтоватого молодого человека с закрученными по моде того времени кончиками усов: то ли это – портрет самого Маргулиуса, то ли изображение среднестатистического одессита.
Дом Склаво на Тираспольской, №3 – многолетний фотографический адрес Одессы. Здесь несколько лет работал талантливейший мастер Д.И. Пудичев, а с 1911 г. – житомирский мещанин Иоель-Вольф Гершевич Примак. В 1930-х гг. в этом же доме работала фотография «Триумф» с фотографом Р. Рутманом.
Вблизи Тираспольской площади, на Преображенской, №52, в доме Вирта, с 1904 г. содержал фотографию новомирский мещанин Мирон Белоцерковский, очевидно, однофамилец блестящего Придворного фотографа, о котором мы рассказывали ранее.
Далее по Преображенской – в районе «Привоза» и Первого кладбища (еще недавно – «Парк Ильича», ныне – «Преображенский парк»), работали в 1900-х –1910-х гг.: елисаветградский мещанин Беньямин Гриншпун (фотография «Рассвет»), острожский мещанин Герш Михелевич Азбиль («Блиц»), ходорковский мещанин Вольф Корчемный, одесский мещанин Шмиль Ицкович, луганский мещанин Арон Ильич Уманский и другие.
Вокруг Нового базара тоже работали несколько фотографий. Однофамилец более ранних фотографов Вайнштейнов, одесский мещанин Мотя Вайнштейн, владел с 1903 г. заведением под названием «Новобазарная фотография» на «ул. Торговой, №32, между Новосельской и Нежинской».
«Парижская» фотография одесского мещанина Меера Ароновича Либовича располагалась вначале на Ришельевской, №39, угол Базарной, а с 1909 г. – рядом с Новым базаром, по адресу: «Коблевская, 26, против цирка».
На Приморской улице, 18, «между лестницей Гоголя и Военным спуском», с 1909 г. единолично господствовал в припортовом рабочем районе глухонемой фотограф Мейлих Израйлевич Кирчик.
Много лет занимался фотографией луцкий мещанин, владелец фотографии «Заря» «на Большой Арнаутской, №46, между Ришельевской и Екатерининской» – Мордка-Мойша Аронович Альтер. И если кто-то, проработав несколько лет, исчезал с фотографического горизонта, то М. Альтер сумел открыть в 1912 году вторую фотографию – на тогдашней окраине, в Артиллерийском переулке, в доме Кабиольского.
В начале 20 века открылись фотографии на Молдаванке, Пересыпи, Слободке. Показательно, что расторопный «Придворный фотограф Я. Тираспольский», о котором мы писали ранее, открыл в 1900 г. отделение своего заведения и на Пересыпи – «Московская ул., д. Миллера».
По этому же адресу «Пересыпь, Московская ул., 17, дом Миллера» работали в разное время фотографии В. Гескиса и витебской мещанки Голды Марковны Бескин. В 1920-30-х гг. дело Голды Марковны продолжал Григорий Бескин, сначала – на Дальницкой, №2, а позднее – на Ленина, 12.
«На Ярмарочной площади, №183», в 1912 г. обустроил фотозаведение савранский мещанин Хаим-Янкель Гершевич Бейгельзимер. Понятно, что клиентами его были жители Пересыпи и посетители ежегодной осенней ярмарки.
Жители Молдаванки также не были обойдены вниманием фотографов. На углу Прохоровской и Мясоедовской, в доме Григорьева, №19, обслуживал клиентов Яков Абрамович Райх; на Дальницкой, №2 – В.С. Эльбаум; на Колонтаевской, №10 – жена ярмолинского мещанина Ревека Вайц, позднее – ее наследники.
Практически рядом, на Колонтаевской, №18, в 1911 г. открыл фотоателье нежинский мещанин Израиль Дондыш, выполнивший тогда же фотографию молодоженов: Сури Срулевны Файнберг-Красновой и Сендера Мошевича Краснова, о чем свидетельствует штамп фотографа на стандартном паспарту.
Возможно, господин Дондыш содержал фотографию параллельно в местечке Гроссулово (тогда – имение Гроссул-Толстого, ныне Великая Михайловка) вблизи Одессы или выезжал по приглашению клиентов. Во всяком случае, этим мастером в 1913 г. был сделан еще один снимок, хранящийся в нашем семейном архиве. На нем сфотографированы сестры Файнберг – дочери владельца мануфактурного магазина в местечке. Через много лет Холокост очень жестко зацепил нашу семью: три младшие сестры погибли в гетто, причем Фрида и Ева – вместе с детьми, дети Хаи выжили. Старшая сестра Сури (на фото вторая слева), в замужестве Краснова, вместе с семьей пережила войну и назвала внучек именами сестер. Это часть нашей семейной истории – обычной истории еврейской семьи, ставшей историей еврейского народа.
Надеемся, что мы не очень утомили читателей обилием дат, фамилий и адресов, по правде сказать, мы их могли привести намного больше, как и коллекционных фотографий.
История старых одесских еврейских фотографов и фотографий бесконечна, т.к. постоянно появляются новые фотографии с неизвестными адресовками и персоналиями, требующие изучения и разработки.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
16.05.2016 20:23
Бейла Моисеевна Коган, владелица фото ателье Антонопуло, моя прабабушка.
Она, и две её сестры Пава Моисеевна и Ревекка Моисеевна были фотографами и родились в Одессе. Никто из них не был балтской мещанкой. Все три закончили одесскую гимназию. В нашей семье хранятся фотографии, выполненные ими. Часть из них выложены на одноклассниках, а частЬ На ФБ.
Eсли возникнут вопросы, Пишите на doctorrabkin@gmail.com
04.07.2020 07:51
Интересно! Семья моего отца тоже из Гроссулово... и моя фамилия тоже, как видите, Файнберг. Однофамильцы или родственники?
04.07.2020 07:51
Интересно! Семья моего отца тоже из Гроссулово... и моя фамилия тоже, как видите, Файнберг. Однофамильцы или родственники?
04.07.2020 08:13
На всякий случай :) если получится ответить, мой email - mfaynberg@hotmail.com
05.05.2021 19:15
Здравствуйте! Как можно связаться с авторами статьи?
27.05.2021 17:54
Дарья пишет:
Здравствуйте! Как можно связаться с авторами статьи?
Напишите, зачем Вам нужно связаться с авторами, и дайте свой мэйл
16.02.2024 13:14
Хотелось бы узнать больше о Бернарди. У меня есть фотография сделанная Бернарди, но там нет дат и фамилий.