БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Глинка еврейской музыки
В номере №36-37

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+13
Интересно, хорошо написано

Глинка еврейской музыки
Борис Шестопал, выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных

Многочисленные издания музыкально-энциклопедических словарей, изданные в советское время, так и не назвали (и не могли назвать) М.Ф. Гнесина «классиком советской еврейской музыки», разве что «русский и еврейский советский композитор и музыкальный писатель» — в варианте энциклопедического музыкального словаря (авторы-составители Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский, издательство «Советская энциклопедия», М., 1966 г.).

ИзменитьУбрать
М.Ф. Гнесин,
студент петербургской консерватории,
1901 г.
(0)

И все-таки дважды лауреат премии им. М.И. Глинки (1909 г. и 1913 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР (1927 г.), доктор искусствоведения (1943 г.), лауреат Сталинской премии (1946 г.), член Правления Союза композиторов СССР (1948 г.) Михаил Фабианович Гнесин был классиком-первооткрывателем советской еврейской музыки.

Гнесин родился 2 февраля (21/ I) 1883 года в Ростове-на-Дону в многодетной семье общественного раввина. Мать Михаила Белла Исаевна Файфер была ярко одаренной натурой, некоторое время занималась вместе с одной из своих сестер у известного польского композитора С. Монюшко.

Любовь к еврейскому фольклору привил Гнесину дед со стороны матери, виленский бадхен, народный музыкант и остроумец Шайке Файфер (1802-1875) — Иешаягу Флейтзингер — «певец-флейта», как его звали в народе.

Другим источником первых музыкальных впечатлений был кантор местной синагоги и автор духовной синагогальной музыки Элиэзер Герович, часто бывавший и певший в доме Гнесиных. Ему обязан был маленький Миша и первоначальными знаниями в области музыкальной грамоты.

С 1892 по 1899 гг. Михаил обучался в Ростовском реальном училище, а в 1900 году сделал попытку поступить в Московскую консерваторию, но принят не был. Экзаменационная комиссия даже не заинтересовалась представленными сочинениями, чтобы не нарушить постановление о «закрытых дверях» для лиц еврейского происхождения. М.Ф. Гнесин и его близкие пережили этот факт более чем тяжело...

А вот в Петербургскую консерваторию его приняли охотно, с блестящим отзывом композитора Александра Константиновича Лядова. Учителями М. Гнесина в консерватории были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.К. Глазунов. Восхищаясь и благоговея пред своим учителем Н.А. Римским-Корсаковым, Гнесин был, однако, непокорным учеником и активно отстаивал свою самостоятельность в творчестве.

ИзменитьУбрать
М.Ф. Гнесин,
1907 г.
(0)

В 1905 г. Михаила исключают из консерватории за деятельное участие в «Организационном комитете учащихся», проводившем забастовку в знак протеста против расстрела рабочих 9 января.

Став членом «Общества еврейской музыки» (Петербург, 1908 г.) и осуществляя систематические работы по собиранию еврейской песни, молодой музыкант обретает яркий источник вдохновения. Соприкоснувшись с народной еврейской музыкой, знакомой с детства, он теперь ее по-новому, художественно, осознает: «Погружение в еврейскую народную музыку помогло мне понять язык народного искусства вообще, и я стал «демократичнее» как художник».

В 1914 г. по пути в Палестину, в Константинополе Михаил Фабианович встречается с замечательным армянским музыкантом Комитасом, который занимался в основном армянскими «хазами», но хорошо был знаком и с еврейским «neginot», и со всей областью «библейской кантилляции». У Комитаса были при себе образцы расшифрованных еврейских невм, сделанных Рейхлиным, а также статья о библейской кантилляции у евреев Египта в начале XIX века с нотными примерами. Комитас считал систему еврейских «neginot» более древней, чем армянские «хазы», которые по своим невмам гораздо мелодичнее, тогда как еврейские попевки чисто речевого происхождения. А вот напевы к псалмам Давидовым у армян, как и у евреев, по мнению Комитаса, являются наиболее поздними образцами музыкального творчества и в большей степени носят след индивидуальной обработки, а самые древние напевы утеряны.

В Палестине Гнесин посетил еврейские музыкальные школы, накопил обширный фольклорный музыкальный материал. В 1922 году он опять приезжает в Эрец-Исраэль и задерживается там почти на год, занимаясь собиранием еврейского музыкального фольклора.

По его признанию, элементы еврейской музыки так овладели его чувством и воображением, что стали проступать и в сочинениях, не связанных непосредственно с поисками еврейского национального стиля.

ИзменитьУбрать
М.Ф. Гнесин, Ленинград, 1941 г.
(0)

Рассмотрим творчество М.Ф. Гнесина «in modo judaico» (в еврейском стиле). Он написал свыше семидесяти романсов и других вокальных сочинений. Академик Б.В. Асафьев, исследуя творчество М.Ф. Гнесина, писал: «Восточные романсы — обращение к богатой и крепкой своими корнями культуре древнего еврейского восточного мелоса и отсюда к слиянию своей экзальтированной и пытливой натуры со строгой и устойчивой сферой «музыки жизненного опыта тысячелетий». Здесь в нем проснулся поэт-музыкант романтики библейского востока и звездного простора пустыни».

В вокальном сборнике «Еврейские песни» (1923-26 гг.), состоящем из пяти пьес, впервые появляется «Песня о Рыжем Мотеле», которая позже (1929 г.) вошла в вокальный цикл «Музыка к «Повести о рыжем Мотеле» Иосифа Уткина», состоящий из восьми пьес (изданы шесть). Это одно из значительнейших произведений М.Ф. Гнесина, которое достойно возобновления на концертной сцене. Музыкальными средствами, с юмором и иронией, композитор изображает жизнь еврейского местечка, устоявшийся быт которого всколыхнула революция.

В романсе «Небесная роса» (1909 г.) Гнесин впервые использует еврейские религиозные напевы. В цикле «Три еврейские песни на слова русских поэтов» отметим, прежде всего, превосходнейший романс «Гробница Рахили» на слова И. Бунина: Критики и музыкальные деятели из Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ) сознательно игнорировали «музыку жизненного опыта тысячелетий», романсы Гнесина этого периода, что и сказалось на их дальнейшей судьбе.

ИзменитьУбрать
(0)

Но, говоря о М.Ф. Гнесине как о классике еврейской музыки, нельзя ограничиться только его вокальными произведениями и не упомянуть сочинения в других жанрах: фортепьянный квартет «Вариации на еврейскую тему» (1916 г.), многократно исполнявшийся в Америке, симфоническая фантазия «Песнь о древней родине» (1918 — 1919 гг.), исполнялась в Москве и Ленинграде в 32-33 гг., но не была издана и остается малоизвестным сочинением. «Песнь странствующего рыцаря» (1921 г.) для виолончели и фортепиано посвящена памяти Зюскинда из Тримберга, еврея-миннезингера, жившего в XIII веке и терпевшего гонения за свое происхождение. Это репертуарно исполняемое сочинение, в котором интонации средневековой мадригальной музыки удачно сочетаются с еврейскими.

Одночастная опера-поэма «Юность Авраама» (1921-23 гг.) осталась незавершенной. Вариации для фортепиано «Хора» (пляски галилейских рабочих) родились из встреч композитора с поселенцами Галилеи, энтузиастами и строителями будущего еврейского государства.

В 1937 г. композитор взволнованно откликается на трагические события, связанные с приходом к власти фашизма, симфонической пьесой «В Германии» с заключительным хоровым эпизодом на слова М. Светлова: хор призывает к действию, к сопротивлению.

В 1940 г. Гнесин пишет трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Элегия-пастораль», памяти еврейского поэта О. Шварцмана, а в 1943 г. — трио «Памяти наших погибших детей».

С 1910 года Гнесин сотрудничает со Всеволодом Мейерхольдом. В 1912 году Мейерхольд открывает вторую театр-студию, где Михаил Фабианович читал студийцам ряд лекций о выразительной и эмоциональной стороне ритма в музыке и в речи. Организация речи актера (по курсу Гнесина) была не только ритмическая, но и музыкальная, включающая элементы мелодии, темпа, тональности.

ИзменитьУбрать
Сестры Гнесины:
Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета.
1905 г.
(0)

Жажда просветительской деятельности приводит Гнесина в Ростов и Екатеринодар, где в период первой мировой и гражданской войн поразительным образом ему удается создать целый ряд музыкальных учебных заведений, включая консерваторию (первым директором которой он стал), провести несколько фестивалей, основать библиотеку. В результате музыкальная жизнь этих городов совершенно преображается.

В 1919 году гражданская война забросила в Новороссийск Всеволода Мейерхольда. Там он по ложному доносу попал в руки деникинской контрразведки. Гнесин тогда жил в Ростове-на-Дону, где размещался главный штаб Деникина. Ценой невероятных усилий он добился освобождения Мейерхольда из новороссийской тюрьмы, и, что вполне вероятно, по тем смутным и жестоким временам, спас его от расстрела.

В 1926 г. Гнесин пишет для театра-студии Мейерхольда музыку к пьесе Гоголя «Ревизор». По замыслу режиссера, на балу играл еврейский оркестр, исполнявший бальные танцы, что в эпоху Гоголя было обычным явлением. Николай Андреевич Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни» сообщает о детских музыкальных впечатлениях на своей родине — в глухом северном городе Тихвин, об особенном успехе у слушателей «евреев с цимбалами» — сто лет назад обычным явлением было приглашение на свадьбы к русским помещикам еврейских бродячих ансамблей. Этот факт помнил с детства и В.Э. Мейерхольд, считая, что стиль музыки обострит трагико-комедийную суть последних сцен спектакля.

Эта яркая, эффектная сценическая музыка многократно с успехом исполнялась в спектаклях театра (пианистом в оркестре некоторое время был Д.Д. Шостакович). Народные еврейские интонации в сочетании с мотивами польки, галопа и других танцев создают своеобразный гротесковый колорит.

На основе музыки к «Ревизору» автор позднее составил сюиту под названием «Еврейский оркестр на балу у городничего». Сюита начинается Приветствием (торжественным маршем), за которым следуют Кадриль, Полька, Романс, Вальс, Гавот, Галоп. Сочинение написано для небольшого оркестрового состава, включающего фортепиано и цимбалы, которые усиливают своеобразный колорит ансамбля. «Галоп», пожалуй, наиболее яркое и типично клезмерское произведение, основанное на теме «Beigele», бытующей у нас как «Бублички».

Американский музыковед Рене Б. Фишер (род. 1881 г.) защитила диссертацию на тему «Юмор в музыке», на основе Сюиты. 6 апреля 1945 г. М.Ф. Гнесин в своем письме к Рене Фишер писал, что в Сюите средствами музыкального искусства имитируется музыка народных еврейских музыкантов-клезмеров, элемент добродушного пародирования и имитации доводится местами до «смеха сквозь слезы».

А как воспринималось и оценивалось еврейское творчество М.Ф. Гнесина в СССР? До поры до времени он был обласкан советской властью. С 1923 года работал в Москве, преподавал в музыкальной школе. Профессор композиции Московской (1925-36 гг.) и Ленинградской (1935-44 гг.) консерваторий, заведующий кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1944-51гг). Звания и премии... Альберт Семенович Леман вспоминал, что на совещании в ЦК в 1948 году, когда некоторые предали своих учителей, Михаил Фабианович вел себя мужественно и мудро: «Гнесин говорил, как всегда, тихо, но твердо: «Я лично не сторонник спешной реакции в виде обязательного выступления с раскаянием».

ИзменитьУбрать
(0)

Началась травля. Михаил Фабианович пишет Сталину — смело и с достоинством: «В поход против меня двинута музыкальная общественность. В связи с этим в продолжении уже двух месяцев я не в состоянии сосредоточиться для продолжения моей творческой работы... И я решаюсь теперь обратиться к Вам, но не с просьбой содействовать прекращению преследования по моему адресу. Меня такого рода распоряжения не удовлетворили бы... Я все-таки передаю Вам на рассмотрение список вопросов, остро стоящих в музыкальной жизни, а в настоящий момент требующих авторитетного разрешения. За постановку этих вопросов и попытку в них разобраться я и объявлен сейчас «классовым врагом». Если я не прав, то пусть меня продолжают «травить»; значит, я заслужил это. Но если хоть в части вопросов правда на моей стороне, то значит, музыкальное руководство нуждается в значительных переменах. И если мои мысли будут приняты во внимание... то это и будет величайшим для меня удовлетворением. К списку вопросов приложена пояснительная записка (по неизбежности подробная)».

Доносы продолжались. Гнесин вынужден был уйти из института. Тем не менее, еще за три недели до смерти Сталина «группа сотрудников» института просит Лаврентия Павловича Берию разобраться в пагубном влиянии М.Ф. Гнесина на сестру Елену Фабиановну в подборе кадров «по признаку сосредоточивания кадров еврейской национальности» и в сионистской, еврейско-националистической идеологии.

Известные во всем мире «школа» Гнесиных, школа-десятилетка, музыкальное училище (ныне Российская музыкальная академия) имени Гнесиных названы так в честь трех сестер — Елены, Евгении и Марии Гнесиных, его основательниц. Трудно переоценить вклад семьи Гнесиных (пяти сестер и младшего брата) в развитие русской и советской музыкальной культуры. Самой яркой личностью в этой удивительно одаренной семье был Михаил Гнесин, композитор, педагог, критик, музыковед. В училище Михаил Фабианович решился на смелый эксперимент: ввел класс свободного сочинения с самого начала обучения одновременно с курсом гармонии (сейчас такая практика подготовки композиторов стала повсеместной). Среди учеников М.Ф. Гнесина — советские композиторы В.Л. Клюзнер, А.С. Леман, А.И. Хачатурян, Т.Н. Хренников.

В названии «Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных» имя М.Ф. Гнесина органически присоединилось к именам трех старших сестер. Жизненный принцип М.Ф. Гнесина заключался в его фразе: «Чтобы жить с людьми, нужно уничтожить свой вес на земле». Скромность М.Ф. Гнесина граничила с застенчивостью, но была в нем благородная гордость творца, уверенно идущего своим путем.

Умер Михаил Гнесин в мае 1957 года. Справедливой компетентной оценки своего творчества он так и не услышал. Остается лишь надеяться, что возродившийся в последние годы интерес к еврейской культуре выведет из тени наследие прекрасного музыканта.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Глинка еврейской музыки
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-16 07:50:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia