БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Две даты и рецидивы в еврейской истории
В номере №36-37

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Две даты и рецидивы в еврейской истории
Хаим Маленький, Клуб Еврейского Студента (КЕС) центра «Мигдаль»

В СССР этот день назвали бы Днем «короволитейщика»: 17 числа месяца тамуз Моше Рабейну, возвращаясь со Скрижалями Завета из «командировки» на гору Синай, разбил их, увидев, что евреи поклоняются свежеотлитому из золота тельцу.

Всевышний хотел полностью уничтожить весь народ, но Моше, возможно, лучшему адвокату в мировой истории, удалось добиться отмены столь сурового приговора. И все же 17 тамуза, день, когда евреи обратились к идолопоклонству, стал трагическим днем для еврейского народа.

Прошло немногим более года, и снова избранному народу понадобился адвокат. После всех тягот путешествия и явленных в пути чудес, дойдя до конечного пункта маршрута, земли обетованной, т.е. обещанной Всевышним, вновь усомнились евреи в Его могущественной поддержке и воле. 8 ава вернулись разведчики, посланные Моше в землю Ханаанскую, и рассказали о хорошо укрепленных городах, о великанах, об огромных плодах. И десять из двенадцати разведчиков сделали такой вывод: «Не можем мы пойти на этот народ, ибо он сильнее нас». И «плакал народ в ту ночь [в ночь 9 ава]... И сказал Б-г Моше: доколе срамить будет Меня этот народ... уничтожу его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее...».

Но Моше Рабейну вновь блестяще справился с ролью защитника и смягчил участь обвиняемого. И сказал Всевышний: «простил Я по слову твоему. Однако... все эти люди... не увидят землю, которую Я клятвенно обещал... Дети же ваши... они узнают землю, которую вы презрели». Вот так семидневный переход затянулся на 40 лет, а 9 ава, день, когда евреи плакали попусту, стал трагическим днем плача для многих последующих поколений.

Более 2500 лет назад Навуходнецор, царь Вавилона, разбил Египет и принялся за присоединение его соседей. Военная машина Вавилона проехалась по маленькой Иудее и обложила ее непомерной данью.

В 3336 от сотворения мира последний царь иудейский Цидкияhу, объединившись с Египтом, поднял восстание против Вавилона. В Иудее в то время процветали всяческие, как теперь говорят, «свободы» — свобода вероисповедания и свобода любви, а по устаревшим меркам — идолопоклонство и безнравственность. Пророк Ирмеяhу тщетно взывал о раскаянии, предвещая, что в противном случае падет Иудея, Иерусалим и Храм. «Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев — во все века сжигали на кострах»... «На кострах» — это не про евреев: Ирмеяhу по царскому указу отправили «на излечение» — сначала в яму с нечистотами, а затем в темницу.

Разобравшись, откуда дует ветер, Вавилон двинул военные формирования в карательную экспедицию. Войска окружили Иерусалим и после долгой осады 17 тамуза 3338 года, пробив городскую стену, вошли в город. 7 ава вавилоняне начали планомерное уничтожение Иерусалима. 9 ава был подожжен Священный Храм. Почти всех, кто остался в живых, увели в Вавилонию. Это был конец еврейского царства, просуществовавшего 450 лет.

Через 70 лет Иерусалимский Храм был отстроен, но страна утратила свою независимость. Второй Храм видел многих завоевателей: персов, греческую армию Александра Македонского, греко-египтян Птолемеев и греко-сирийцев Селевкидов, и, в конце концов, — римлян... Интересно, что римлян трудно назвать завоевателями, так как они были приглашены в качестве дружественного стороннего наблюдателя (как сказали бы сейчас — миротворца) во время гражданской войны между детьми царицы Шломцион (Саломеи).

И Рим примирил евреев согласно излюбленному принципу «разделяй и властвуй»... Но это, впрочем, уже совсем другая история.

В результате Иудея стала приграничной римской провинцией с прокураторами-грабителями, которые облагали страну непосильными налогами и казнили непокорных без суда и следствия. Евреи бежали в леса и горы. Мелкие вспышки сопротивления постепенно переросли в восстание. Но, кроме внешнего врага, Рима, был у восставших более страшный, внутренний, враг — межпартийная (между тремя основными партиями) борьба (тут напрашиваются аналогии и инсинуации из современной истории). Евреи убивали друг друга за партийную принадлежность. Это очень упростило задачу римских легионов. Они захватывали один за другим крупные города, пока в руках повстанцев не остался один Иерусалим, взятый в кольцо римской армией.

Окруженный тремя стенами, Иерусалим был хорошо защищ?н от внешнего врага, но оказался беззащитен перед внутренним. Римляне пробили первую стену, но вторую никак не могли взять. В это время римскому полководцу Титу стало известно, что в городе не хватает продовольствия, поскольку «враждующие группировки» спалили склады продовольствия. Тит решил брать город измором.

17 тамуза стена Иерусалима была пробита, и легионеры ворвались в город. Они оказались не готовы к ожесточенным уличным боям, тогда Тит приказал — город сжечь. 9 ава римляне пробились ко второму Храму, осквернили его и сожгли.

Итак, оба Храма были разрушены по вине евреев. Первый — из-за того, что евреи отступились от заповедей Торы, предались идолопоклонству, разврату и кровопролитию. Второй — из-за внутренней вражды.

9 ава стало днем страшных бедствий и для последующих поколений. Стоит лишь перелистать страницы еврейской истории и обратить внимание, какие события произошли в разные годы в этот день:

132 г. н.э. — Прокуратор Турнус Руфус перепахал Иерусалим плугом и запретил евреям вход в него. Это было одной из причин восстания Бар-Кохбы.
135 г. — Пала крепость Бейтар — последний оплот восстания Бар-Кохбы.
1290 г. — Начало изгнания евреев из Англии.
1306 г. — Очередное изгнание из Франции с запретом брать что-либо с собой.
1492 г. — Их католические величества Фердинанд и Изабелла настоятельно попросили 300 000 евреев покинуть Испанию в 2-месячный срок, или же принять христианство.
1555 г. — В Риме изобретено первое в истории еврейское гетто1.
1914 г. — Начало Первой мировой войны. Евреи Европы сражались за все армии враждующих государств, то есть опять убивали друг друга.
1941 г. — Начало концентрации евреев Польши в гетто.

17 Тамуза и 9 Ава — эти две даты связаны с разрушением первого и второго Храмов и с началом тысячелетнего изгнания евреев, которое продолжается по сей день. И каждый год евреи отмечают эти траурные дни постом и скорбью. Однако, существует предание, о том, как четверо мудрецов пришли на Храмовую гору и увидели, что из Святая Святых выходит лисица. И заплакали мудрецы, только рабби Акива засмеялся. Удивились мудрецы неуместному веселью, ибо сказано «от сего изнывает сердце наше... от того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней». Напомнил им рабби Акива, как сказал Урия, священник: «Сион будет вспахан как поле, и Ерушалаим сделается грудой развалин, и гора дома сего — лесистым холмом». А Захария, сын Варахнина, ответил: «...опять старцы и старицы будут сидеть на улицах Ерушалаима, каждый с посохом в руке от множества дней... И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его». И объяснил рабби Акива, что радуется он тому, что исполнилось сказанное Урией, а значит, свершатся и слова Захарии, так как сказано про них «и взял я верных свидетелей».

Как соблюдать законы траура 17 тамуза — 9 ава

17 тамуза — пост от восхода до заката солнца.

В период от 17 тамуза до 9 ава соблюдают ряд траурных обычаев:

— не женятся;
— не слушают музыку;
— избегают публичных празднований и развлекательных мероприятий;
— не стригутся;
— не бьют детей, даже за тяжкие проступки;
— не едят плоды нового урожая, которые не ели до 17 тамуза;
— не покупают новую одежду.

С 1 ава траур усиливается:

— не едят мясо и не пьют вино (кроме субботы);
— не носят свежевыстиранную одежду и не стирают (принято до 1 ава хоть раз надеть ту одежду, которую будут носить в этот период);
— не купаются ради удовольствия (только с гигиеническими целями);
— не начинают судебных разбирательств с неевреями (в эти дни удача не благосклонна к евреям).

Пост 9 ава начинается с заходом солнца и продолжается 25 часов. Накануне поста устраивают последнюю трапезу, во время которой едят хлеб и яйцо, посыпанное пеплом (в память о разрушении Храма).

Законы 9 ава особенно строги:

— не умываются (утром моют только пальцы рук и проводят ими по глазам);
— не носят кожаную обувь;
— при встрече не приветствуют друг друга.


1гетто (итал. ghetto) — это определенная часть города, выделявшаяся для изолированного проживания евреев; площадь гетто не менялась, даже, если население вырастало в десять раз.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Две даты и рецидивы в еврейской истории
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-02-27 10:27:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Dr. NONA