БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > «Не оставляйте стараний, маэстро!»
В номере №36-37

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«Не оставляйте стараний, маэстро!»
Аркадий Вусендер

Если задуматься, много ли мы знаем великих еврейских композиторов, то вряд ли список окажется длинным. Но, если задаться вопросом, как много великих французских, немецких, советских и т.д. композиторов-евреев, то окажется, что вклад евреев в музыкальную культуру других народов очень весомый, а в некоторых случаях — основополагающий. Чтобы не быть голословными, обратимся к нашему гид-параду, а также к отрывку из книги Ф. Канделя «Книга времен и событий»: «Композитор Л. Книппер был среди основателей таджикской симфонической музыки. Е. Брусиловский создавал казахские оперы, балеты, симфонии и произведения для оркестра казахских национальных инструментов. М. Раухвергер сочинял музыку к киргизским операм и балетам; М. Штейнберг — музыку на казахские и узбекские темы; Г. Литинский — первые якутские оперы и балеты. Композиторы-евреи создавали туркменские, азербайджанские, молдавские оперы, балеты и симфонические произведения».

Жак Оффенбах

ИзменитьУбрать
(0)

(Якоб Эбершт, 1819, Кельн — 1880, Париж) родился в К?льне в семье кантора местной синагоги. Мальчик рано проявил музыкальные способности (он играл на виолончели), и в 1833 году отец привез его в Париж. Недолго проучившись в Парижской консерватории, юный Оффенбах начал вести жизнь свободного художника — композитора и исполнителя. Первый успех принесла ему концертная поездка в Англию: он играл перед королевой Викторией и принцем Альбертом.

В 1860 г. Оффенбах стал гражданином Франции, а в 1862 г. был награжден орденом Почетного легиона. С 1848 г. был музыкальным руководителем театра «Комеди Франсез», но в 1855 году оставил этот пост и открыл собственный театр — «Буфф-Паризьен». Одноактная оперетта «Двое слепых» (1855) мгновенно стала «гвоздем сезона». В течение четверти века он показал более 90 своих произведений, причем, как правило, довольно масштабных, и стал самым популярным автором оперетт во всей Европе, особенно в Англии и Австрии.

Наиболее известные сочинения Оффенбаха — оперетты «Орфей в аду» (1858), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Великая герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869) и опера «Сказки Гофмана» (1880). Опера была поставлена только после смерти композитора, выдержала в течение года 101 представление и до сих пор сохраняет ведущие позиции в оперном репертуаре.

Оффенбах был весьма талантливым и плодовитым композитором, наделенным превосходным мелодическим даром. Его оперетты искрятся весельем, полны сатирических намеков и остроумных пародий.

В 1876 году Оффенбах совершил концертную поездку в США и написал о своих впечатлениях книгу «Заметки путешествующего музыканта».

Жорж Бизе

ИзменитьУбрать
(0)

(Александр Сезар Леопольд Бизе, 1838-1875) родился в Париже в музыкальной семье: отец преподавал пение, мать играла на фортепиано. В 9-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано и по классу композиции. В 1857 г. ему присудили Римскую премию за симфонию, а одноактная оперетта «Доктор Миракль» (Le Docteur Miracle) получила первую премию на конкурсе Ж. Оффенбаха.

Около трех лет Бизе провел в Риме. Его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах, музыкальный театр притягивал его. В результате он решился написать комическую оперу, названную «Дон Прокопио». Присланная в Париж партитура не получила одобрения маститых профессоров: «Мы должны поставить на вид г. Бизе, — читаем в отзыве консерватории, — что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу». Но все же отмечалась «непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль».

На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа. Берлиоз писал: «Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы».

Если либретто ему нравилось, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, но вскоре охладевал (насчитывается около 20 таких попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были «Искатели жемчуга» (1863); обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала много времени, отвлекала от серьезного творчества.

Композитор, которого пытались запретить нацисты за его еврейское происхождение, продолжает оставаться легендой. История о том, как три еврея — Бизе и два его либреттиста — подарили мировой культуре одну из самых знаменитых французских опер, «Кармен», известна неплохо. Менее известна история провала этой оперы на премьере и таинственной смерти 36-летнего Жоржа Бизе.

Арнольд Шенберг

ИзменитьУбрать
(0)

(1874, Вена, — 1951, Лос-Анджелес) родился в семье небогатого коммерсанта. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, играл в любительских оркестрах и сочинял музыкальные пьесы, не владея поначалу основами композиции. Только в 16 лет Шенберг начал систематически заниматься музыкой.

В 1898 перешел в протестантство, а в 1901 женился на сестре своего учителя Матильде фон Цемлинской. Дирижировал оркестром в кабаре литераторов в Берлине, давал частные уроки, преподавал в одной из венских музыкальных школ. Ш?нберг был известен и как художник: в 1911 он впервые показал свои работы на выставке группы художников «Голубой всадник» в Берлине, выставлялся и в Вене.

Как дирижер Ш?нберг выступал с концертами в Берлине, Вене, Амстердаме, Лондоне, Санкт-Петербурге...

В годы 1-й мировой войны служил в австрийской армии. С 1925 г. был приглашен в Берлин на должность профессора в Прусскую академию искусств, откуда его уволили в 1933 с приходом нацистов к власти. «Меня принудили понять и запомнить навеки, что я не немец, не европеец, а я — еврей», — написал бывший профессор.

Эмигрировав во Францию, в 1933 году Ш?нберг прошел в синагоге обряд возвращения в иудаизм. Вскоре переехал в США, преподавал в частной консерватории в Бостоне, читал лекции в Чикаго и в других городах. С 1934 был профессором Калифорнийского университета.

Шенберг создал 12-ступенную систему композиции, названную им «додекафонной». Сущность этой системы в том, что 12 звуков хроматического ряда — равноправные единицы, в отличие от классической системы с ее основными и подчиненными ступенями гаммы. В итоге исчезают ладотональности (в частности, мажор и минор) и ладовые связи между звуками, стираются понятия консонирующих и диссонирующих аккордов.

Шенберг послужил прототипом композитора Адриана Леверкюна в романе Т. Манна «Доктор Фаустус». В романе подробно изложена его теория, по поводу которой между Манном и Шенбергом развернулась полемика. Шенбергу принадлежат слова: «Будущее покажет, кто был современником кого!» Он был убежден, что создание додекафонной системы — исторически обусловленный и необходимый этап в развитии музыкального искусства, однако не считал ее универсальной.

Нацисты объявили его искусство «вырожденческим» и запретили. Один из нацистских критиков писал: «Шенберг использует старую, хорошо известную еврейскую тактику, имеющую своей целью разрушение культурных основ нации, в которую они [евреи] просочились, и утверждение своих — еврейских — культурных ценностей».

Традиционные еврейские темы были важнейшим компонентом творчества Шенберга. Одно из ранних его произведений — «Симфония псалмов» (1912-14 гг., не закончена). По поводу оратории «Лестница Иакова» (1917-22 гг., не закончена, он сочинил не только музыку, но и текст) он писал: «Современный человек, пройдя через материализм, социализм и анархию, ...несмотря на свой атеизм, все же сохраняет в себе кое-какие крохи старой веры. Он борется с Б-гом... и, наконец, обретает Б-га, и становится религиозным. Учиться молиться!..» В мае 1930 г. Шенберг начал работать над оперой «Моисей и Аарон» (не завершена). Либретто к опере писал сам композитор, даже хореографию в сцене «Танец вокруг золотого тельца» придумал сам.

Свой призыв «Учиться молиться!» Шенберг воплотил в «Кол Нидрей» для чтеца, хора и оркестра (1938, в основе произведения — ашкеназская мелодия).

Текст кантаты «Уцелевший из Варшавы» (1947), написанный самим композитором, воспроизводит рассказ одного из спасшихся узников гетто. В ткань произведения вплетены слова молитвы «Шма, Исраэль».

На протяжении многих лет (1926-51 гг.) Шенберг писал драму «Библейский путь» о возвращении евреев на историческую родину. Он приветствовал рождение государства Израиль и содействовал созданию в Иерусалиме учебного центра, с которым, по его замыслам, должны были сотрудничать крупнейшие музыкальные деятели-евреи.

Многие крупнейшие композиторы 20 века — Б. Барток, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, П. Хиндемит — испытали воздействие его музыки и учения.

Незадолго до смерти композитора Израильская академия музыки избрала его своим почетным президентом.

Клод-Мишель Шонберг

ИзменитьУбрать
(0)

Родился в 1944 году в еврейской семье, эмигрировавшей из Венгрии во Францию. В семье любили музыку, и Клод-Мишель с ранних лет занимался игрой на фортепьяно. Уже тогда он мечтал писать оперы. Со временем Клод-Мишель понял, что золотой век оперы прошел и единственный шанс «рассказывать истории через песни» — это писать мюзиклы.

Свою музыкальную карьеру Шонберг начал, играя в рок-н-ролльной группе: в то время он учился в университете, готовился получить научную степень по математике и очень нуждался в деньгах. Довольно скоро он начал исполнять песни собственного сочинения, причем ему принадлежала не только музыка, но и слова.

В 1967 году Шонберг познакомился с либреттистом Аленом Бублилем, и в 1973 году в сотрудничестве с ним написал рок-оперу «Французская революция» (роль короля Людовика XVI играл сам композитор). Двойной альбом с записью «Французской революции» стал дважды золотым и был распродан тиражом в 350 000 экземпляров.

В 1974 году композитор записал сольный альбом «Le premier pas», заглавная песня которого заняла первую строчку французского хит-парада. 17 сентября 1980 года парижской публике был представлен новый мюзикл Шонберга и Бублиля — «Отверженные». Эту постановку посетило более полумиллиона зрителей. Альбом с мюзиклом также стал дважды золотым.

Однако самым важным событием в карьере Шонберга стала встреча с английским театральным продюсером Камероном Макинтошем. Именно он, увидев большой потенциал «Отверженных», обратился к авторам мюзикла, предложив переработать спектакль и поставить его на лондонской сцене. «Les Miserables» претерпели множество изменений, первоначальный текст был основательно переделан, а некоторые песни были просто написаны заново. Макинтош настоял на введении в спектакль завершающего номера для первого акта — такого, в котором бы пели все персонажи, но каждый свою тему. Путем долгих мучений композитор создал практически оперный номер «One Day More».

«Отверженные» были поставлены в Лондоне в 1985 году, альбом стал золотым. Бродвейская премьера состоялась в 1987 году, запись получила Грэмми, а сам спектакль принес Шонбергу две премии Тони — за музыку и за сценарий.

В 1989 году в Лондоне был поставлен новый мюзикл Шонберга и Бублиля — «Мисс Сайгон» — о трагической любви вьетнамской девушки и американского военного, осовремененный парафраз сюжета оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». «Мисс Сайгон» вскоре обосновалась на Бродвее, а затем начала завоевывать мир.

После продолжительного перерыва, в 1996 году, в Лондоне состоялась премьера очередного произведения творческого дуэта Шонберг-Бублиль: «Мартин Герр», сюжетом для которого послужило известное французское народное сказание. Эта работа, по словам самого Шонберга, была более «интимной» и уже не смогла претендовать на успех предыдущих мюзиклов.

Новая работа композитора — балет по роману Эмили Бронте «Грозовой перевал». Кроме этого, композитор вместе со своим постоянным соавтором Бублилем работает над новым проектом, который пока держится в секрете.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > «Не оставляйте стараний, маэстро!»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-02-22 10:35:50
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"