БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Найти и огранить талант
В номере №36-37

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Найти и огранить талант
Леонид Авербух

В ушедшие годы в Одессе работала замечательная плеяда педагогов фортепьяно, среди которых блистали такие имена, как Б.И. Дронсейко-Миронович, Э.А. Чернецкая-Гешелин, М.И. Рыбицкая, М.М. Старкова, М.Л .Роговая, А.М. Плещицер, Л.Н. Гинзбург.
106 лет назад в семье одесского инженера Михаила Рейнгбальда родилась третья дочь, которую назвали Бертой. Ей суждено было стать одним из наиболее ярких представителей одесской школы пианистов-педагогов, чьи ученики прославились на всех широтах и континентах.

Семья Михаила Рейнгбальда (четыре дочери и сын) проживала в доме № 7 (позднее — № 9) по улице Успенской. Отец Берты, выпускник Петербургского технологического института, тяжело заболел, и дети воспитывались в семье дяди — Владимира Рейнгбальда. Талантливый художник, окончивший Петербургскую Академию художеств, преподаватель живописи, дядя, безусловно, сыграл большую роль в формировании художественного вкуса и творческих способностей племянницы.

ИзменитьУбрать
Берта Михайловна Рейнгбальд
(0)

Берта, по воспоминаниям современников, была прилежной гимназисткой. Одновременно девочка охотно занималась музыкой в музыкальном училище, преобразованном в 1913 году в консерваторию. Ее педагогами были Бронислава Иеронимовна Дронсейко-Миронович, а позднее — Эсфирь Александровна Чернецкая-Гешелин (окончившая Московскую консерваторию по классу профессора В. Сафонова) — блестящая исполнительница с европейским именем, рано ушедшая из жизни.

Консерваторию Берта закончила с золотой медалью, и уже с 20-го года увлеченно преподавала в музыкальном училище.

Личная судьба Берты Михайловны складывалась непросто. В начале 20-х годов она вышла замуж по выбору родственников, но брак оказался неудачным и вскоре распался. На руках у молодой матери остался сын, будущий виолончелист Александр Рубинштейн.

Мне еще в детстве довелось узнать Берту Михайловну, встречать ее в домашней обстановке, наблюдать во время работы. Ее ассистент — Минна Адольфовна Высокая была женой моего дяди — профессора политехнического (тогда — индустриального) института С.Г. Зальцберга. Берта Михайловна не раз бывала на даче, где мы жили, тем более, что там же жила и ее родная сестра Софья Михайловна — жена известного одесского врача А.А. Гринфельда. Было это в конце 30-х годов, когда Берта Михайловна, педагог, чья слава уже достигла апогея, сосредоточила основное внимание на работе в музыкальной школе им. П.С. Столярского.

Среди ее учеников этого периода были Татьяна Гольдфарб, будущий композитор Оскар Фельцман и другие известные музыканты. Но, конечно, венцом педагогической деятельности Берты Михайловны была работа с гениальным музыкантом ХХ века Эмилем Гилельсом. Именно Б.М. Рейнгбальд заметила среди учеников педагога Я. Ткача маленького рыжего мальчика, наделенного уникальным дарованием, и стала серьезно заниматься с ним. Она же оценила выдающиеся способности сестры Эмиля — будущей великолепной скрипачки Елизаветы Гилельс, лауреата международных конкурсов, впоследствии жены Леонида Когана — и привела ее к П.С. Столярскому.

После блистательных выступлений Э. Гилельса в Харькове, Москве и Брюсселе, где он одержал убедительные победы, оставив далеко позади учеников крупнейших столичных педагогов, Берте Михайловне было присвоено звание профессора. Ее наградили высоким советским орденом, что среди педагогов было чрезвычайной редкостью в предвоенные годы.

ИзменитьУбрать
Б.М. Рейнгбальд с классом М.А. Высокой
(0)

Не претендую на профессиональный анализ педагогической работы профессора Рейнгбальд, но по единодушному мнению специалистов, помощников и учеников, ей удавалось главное — привить юным музыкантам любовь к музыкальным занятиям, сделать урок праздником и на этой основе наилучшим образом выявить и развить творческую индивидуальность исполнителя. С этой целью она ставила и успешно решала задачу подбора репертуара, органично раскрывавшего личные способности каждого ученика, выявлявшего наиболее яркие грани его таланта. Это требовало постоянного изучения музыкальной литературы, кропотливой отработки исполняемых произведений, как сейчас сказали бы, напряженного тренинга.

К несомненным заслугам Берты Михайловны следует отнести создание крепкой «команды» ассистентов, среди которых были М. Высокая, А. Бычач, М. Юрист, З. Зильберг, И. Гольдфарб. Они воспитали плеяду прекрасных пианистов — исполнителей и педагогов.

За рамками воспоминаний современников обычно остается исполнительская деятельность самой Берты Михайловны. Профессор С.Г. Зальцберг вспоминает о ее впечатляющих консерваторских клавирабендах*, вызывавших восхищение слушателей.

Перу Б.М. Рейнгбальд принадлежит ряд методических разработок по отдельным музыкально-педагогическим проблемам, в частности, посвященных особенностям работы с высокоодаренными детьми.

А.П. Бычач вспоминала, что, постоянно общаясь с ведущими музыкальными педагогами страны — А. Гольденвейзером, Г. Нейгаузом, К. Игумновым, Берта Михайловна, начисто лишенная того, что можно назвать педагогическим эгоизмом, смогла принять на определенном этапе неординарное и мужественное решение — «передать» Э. Гилельса для дальнейшего совершенствования Г. Г. Нейгаузу, и настояла на его переезде в Москву. Впрочем, основным, главным своим педагогом Эмиль Григорьевич до конца дней продолжал считать Берту Михайловну Рейнгбальд.

На период конца 30-х — начала 40-х годов приходится также личная трагедия Берты Михайловны. Остается только удивляться тому, что она, по-своему красивая и умная, добрая и интеллигентная, была лишена простого женского счастья...

В годы войны, будучи в эвакуации в Ташкенте, профессор Рейнгбальд успешно работала в находившейся там Киевской консерватории. Директор Ленинградской консерватории проф. П. Серебряков приглашал ее к себе на работу. Были приглашения из Москвы, из Киева, которые она отвергла.

ИзменитьУбрать
Б.М. Рейнгбальд с "командой"
(слева - Оскар Фельцман)
(0)

Но, вернувшись в освобожденную Одессу, она не встретила понимания и поддержки со стороны тогдашнего руководства консерватории, не смогла добиться освобождения своей довоенной квартиры, занятой то ли каким-то чиновником, то ли подразделением СМЕРШ. Ее здоровье и состояние нервной системы после недавно перенесенного сыпного тифа были подорваны...

19 октября 1944 года эта незаурядная, яркая и такая молодая 47-летняя женщина добровольно ушла из жизни. Памятник на могиле педагога и друга установил по собственному эскизу ее легендарный и верный ученик Э.Г. Гилельс. Если бы она воспитала только его одного, то и этим заслужила бы долгую и благодарную память.

P.S. Нет уже в живых и сына Берты Михайловны. Последние годы Алекс Рубинштейн, с которым, несмотря на разницу в возрасте, мы дружили в годы эвакуации, жил в Лос-Анджелесе и успешно работал на радио, сотрудничал с голливудскими кинокомпаниями.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Найти и огранить талант
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-12-12 11:27:50
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет