БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №67 > Родина или мачеха
В номере №67

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Родина или мачеха
Людмила КЛИГМАН

Для большинства из нас со словом «Франция» ассоциируется нечто передовое (мода, например) или романтическое. Во Франции всегда легко находились люди, жаждавшие бури во имя торжества справедливости, подверженные революционным всплескам ради республиканских ценностей — свободы, равенства и братства. Штурм Бастилии, Великая французская революция, Сопротивление...

Правда, в последнее время прославленная демократическими традициями страна серьезно подпортила свою репутацию — царящей атмосферой безнаказанности антисемитизма. Газета «Ле Паризьен» приводит такие цифры: если в 90-е годы из Франции ежегодно совершали алию не более 800-900 евреев, то за последние 2 года число эмигрантов увеличилось почти втрое. Свое решение большинство из них объясняет тем, что «больше не чувствуют себя в безопасности».

Французский антисемитизм имеет длинную историю. Евреи живут там с незапамятных времен. Их, вслед за римскими завоевателями пришедших во французские земли еще в 1 веке, трижды изгоняли из страны. А в перерывах, обвиняя во всех смертных грехах, убивали, грабили, сжигали священные книги... Декрет (от
9 июля 425 г.) императоров Феодосия II и Валентиниана III, обращенный к Аматию, префекту Галлии запрещал евреям и язычникам посвящать себя судебной деятельности и занимать государственные должности, дабы христиане не оказывались у них в подчинении и не подвергались искушению переменить веру. Собор в Ванне 465 г. запретил духовенству принимать участие в трапезах евреев или приглашать последних к столу, ибо, «раз евреи считают нечистой христианскую пищу, то духовенство унизилось бы в их глазах, принимая еврейскую пищу». А в 1242 году некий Николай Донин, еврей, принявший христианство и монашеский сан, выступил с утверждением, что Талмуд содержит антихристианские выпады. В результате целые фургоны книг были собраны по всей стране и сожжены в Париже на глазах еврейской общины. В разные времена евреев насильно обращали в католичество, лишали права заниматься определенными видами деятельности, облагали неимоверными налогами, запрещали жить в крупных городах.

Тем не менее, в средние века именно французский иудаизм стал всемирным оплотом еврейской религии. Наиболее выдающейся фигурой был Раши из Труа, использовавший в своих знаменитых комментариях Торы и труды современников — Моисея .а-Даршана, главы Нарбоннской школы, Менахема бен Хелбо, Иосифа Каро. Автором классических комментариев был и внук Раши — Рашбам. В Прованс, французскую область к северу от Пиренейских гор, где епископы и князья отличались терпимостью и особенно не тревожили евреев, бежало от преследований немало испанских евреев. Среди них были ученые-талмудисты, открывшие иешивы в городах Люнель и Нарбонн, а также семьи Ибн Гиббон и Кимхи, посвятившие себя переводам трудов великих еврейских ученых с арабского на иврит, и сделав их доступными для евреев Европы. Шмуэль Ибн Тиббон переводил труды Маймонида. Иосеф Кимхи и его сыновья были специалистами по священным книгам, комментариям к ним и грамматике. Наиболее знаменитым стал его младший сын — Давид, известный как Радак (рабби Давид Кимхи), составивший грамматику и словарь иврита. Комментарии Радака уступали лишь толкованиям Раши.

От крестовых походов французские евреи, к счастью, не слишком пострадали. Исключением был первый поход (1096 г.), который спровоцировал воображение местного населения: именно в то время стало распространяться обвинение в ритуальных убийствах. Документ, относящийся к той эпохе, свидетельствует о страхе французских еврев: они обратились с посланием к своим собратьям в Рейне, с просьбой молиться за них.

В 1400 г. изгнанные из Франции, евреи окончательно вернулись туда во времена Людовика XIV: после подписания Вестфальского мира (1648 г.) Франция получила от Австрии Эльзас и вместе с ним внушительных размеров еврейское гетто. Еще в первой половине XVIII ст. в Европе евреи оставались презренными «иностранцами», промышлявшими позорными для окружающих занятиями. Хотя интеграция их в общество казалась немыслимой, еврейская тема активно обсуждалась. Но только во Франции дело дошло до специального конкурса, объявленного в 1785 г. Королевским Обществом для развития науки и искусства в Меце. Его тема звучала так: «Есть ли способ сделать евреев более полезными и более счастливыми во Франции?» Победитель становился «обладателем золотой медали достоинством в 400 ливров. В итоге премированы были трое — адвокат Парламента Нанси Адольф Тьерри, кюре Анри Грегуар и писатель Залкинд Гурвиц. Они доказали: евреев необходимо уравнять в правах с остальным населением.

Франция стала первым государством в Европе, где эмансипация евреев была юридически оформлена. Это сделала Великая французская революция.

В XVIII в. все, что происходило во Франции, отзывалось по всему континенту. Говорили: «Когда Франция чихает, у Европы насморк». «Общественный договор» Руссо подорвал прежнюю концепцию государства. Французская революция, начавшаяся как восстание против короля, вышла из-под контроля вождей, которые один за другим погибали в ее жерновах... Евреи рассматривались как один из главных врагов Республики. Логика была такая: раз церковь — враг Республики, а евреи верят в тот же Ветхий завет, следовательно, они тоже враги. Если бы не граф Мирабо, один из немногих вождей революции, умерших в своей постели, евреев тогда уничтожили бы. Сразу после штурма Бастилии они предстали перед революционным трибуналом. Им надлежало отстоять свое право быть гражданами Республики. Мирабо встал на защиту евреев. Шли яростные дебаты. В конце концов, вопрос был передан на всенародный референдум. Из 60 районов Парижа 53 подавляющим большинством проголосовали за предоставление евреям равных прав. Так в 1791 году 70 тысяч французских евреев стали равноправными гражданами Республики. Но волны антисемитизма регулярно накрывали страну и впоследствии, всегда совпадая с периодами кризиса демократии (как в деле Дрейфуса)...

Франция в разные времена манила эмигрантов, желавших поселиться в этом европейском сердце демократии. И принимала их достаточно гостеприимно. В конце XIX в. по многим странам прокатились еврейские погромы, особенно ужасные в России. С 1881 г. русское слово «погром» появилось во французском языке. Не считая США, нового центра еврейского мира, столица Франции стала одним из самых предпочтительных мест для эмигрантов. Селились они в основном в кварталах восточного Парижа и занимались шитьем одежды, обуви, шляп, бижутерии, изготовлением мебели. Чуть позже, во время первой мировой войны, соседями иммигрантов из Восточной Европы стали греческие и турецкие евреи, согнанные с родных мест ситуацией на Балканах. Их специализацией стала торговля трикотажными изделиями, бельем и коврами.

ИзменитьУбрать
Эмигрантские семьи Циглер и Зиссерман,
мирно проживающие на земле Франции.
1905 г.
(0)

Франция стала пристанищем и для огромного числа беженцев из революционной советской России, главным географическим и идейным центром русско-еврейской эмиграции. В фундаментальной серии «Русское еврейство в зарубежье», вышедшей в Иерусалиме под редакцией М. Пархомовского, два тома объединяет общее название: «Русские евреи во Франции». Среди них выдающиеся ученые — Ари Штернфельд, которого называли еврейским Циолковским, знаменитый медик, создатель противостолбнячной сыворотки Александр Безредка, один из основоположников ядерной химии Моисей Гайсинский.

Театральные деятели — Женя Файерман, Нина Гурфинкель, отец еврейского театра на идиш Абрам Гольдфаден. Знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий, Эмиль Купер — «дирижер-Наполеон», композитор Артур Лурье. Писатели — Семен Юшкевич, Анна Присманова, Ангуста Даманская, Саша Черный. Девять лет прожил в Париже будущий мэтр советской литературы Илья Эренбург... Скульптор Мишель Мильбергер. Художники — Мишель Кикоин, Савелий Сорин, Мария Шабшай, создавшая Музей еврейского искусства и истории. Здесь в 1911-1912 гг. молодые графики из России и Польши Лео Кениг, Йицхак Лихтенштейн, Беньямин-Зеев Равицкий, Анри Эпштейн, Марек Шварц и Иосиф Чайков образовали художественную группу «Махмадим» (с иврита — «драгоценности»). Способом стеклографической печати они издали несколько «альманахов» под тем же названием, где продемонстрировали свои оригинальные произведения. Кстати, один из организаторов группы Лео Кениг (настоящее имя — Арье-Лейб Яффе), уроженец Минской губернии, детство и юность провел в Одессе, где получил традиционное еврейское образование в иешиве под руководством р. Хаима Черновица, автора публикаций в палестинофильских изданиях. Впоследствии Кениг оказался в иерусалимской школе искусств «Бецалель», а позже — в Париже...

ИзменитьУбрать
Жозеф Кранценблюм,
санитар-волонтер.
Погиб в депортации.
1939-1940 г.
(0)

Перед второй мировой войной во Франции жило около 300 тыс. евреев. Большинство из них изъявляли желание воевать с фашизмом. В 1940 году в страну вошли немецкие войска. Евреи активно участвовали в Сопротивлении, созданном с первых дней нацистской оккупации. Все началось с группы «Сильная рука» под руководством журналиста и поэта Довида Кнута, а в начале 1941 г. в Тулузе военными-сионистами Авраамом Полонским и Люсьеном Люблином была создана Еврейская армия, которая не только спасала детей и стариков от гитлеровцев, но и воевала, организовав городские корпуса и партизанские отряды. Правительство Виши, активно сотрудничавшее с немцами, отправляло евреев в лагеря смерти, действуя даже более педантично, чем гитлеровцы, — например, депортировало детей до 16 лет, когда немцы еще этого не требовали.

ИзменитьУбрать
(0)

Спасение детей в монастырях и деревнях, подделка их документов для выезда в Швейцарию и Испанию стали приоритетными в работе «Федерации еврейских общин Франции», Центра улицы Амел? в Париже, «Еврейских просветителей Франции» и других организаций. В Катастрофе погибло 70 000 французских евреев. Памятниками им стали парижский Мемориал Неизвестному еврейскому мученику и Центр документации по Холокосту. В последние десятилетия, особенно после суда над командующим полицейским управлением Лиона при правительстве Виши Полем Тувье, Франции пришлось признать свое сотрудничество с немцами при депортации евреев в лагеря смерти. Президент Жак Ширак от имени республики принес еврейскому народу извинения.

После войны во Франции снова обосновались 80 тысяч переселенцев из Центральной и Восточной Европы. В 1955 г. иммигрировали 10 тысяч египетских евреев, а в 1956-1963 гг. прибыло 300 тысяч человек из стран Магриба1, облюбовавшие квартал Sentier — сегодняшнее сердце одежной индустрии Франции, место, где текстиль нередко служит прикрытием для торговли наркотиками и игорного бизнеса. Магрибский «joupin»(бранное прозвище еврея), сумевший быстро нажить состояние, — для французов персонаж весьма красочный, типа кавказцев для русских.

Сегодня в стране с населением почти 60 млн. человек — евреев около 600 тысяч. Это вторая (после США) по численности община в диаспоре. Более половины французских евреев по-прежнему живет в Париже и столичных пригородах. Здесь работают 20 еврейских школ, детские сады и иешивы. В большинстве университетов есть курсы по иудаике. Ежегодно проводятся Недели еврейской книги и музыки, различные симпозиумы и семинары. Есть и еврейская пресса — два еженедельника и ряд ежемесячных журналов. Еврейские программы звучат по радио, транслируются по телевидению. Старинные синагоги в Карпентра и Кавайоне считаются национальными памятниками. В Париже работают несколько еврейских библиотек, в том числе Медем — крупнейшая библиотека литературы на идиш в Европе, и Центр современных еврейских документов. В столице есть Музей еврейского искусства и Музей Клюни, в котором находится коллекция Strauss-Rothschild. Евреи живут и на Корсике (правда, всего человек 200), есть у них и синагога — в городе Бастиа. Всего же во Франции примерно 230 общин, их объединяет Представительный совет французского еврейства (CRIF), основанный в 1944 году.

Вот как описывает одну из парижских «еврейских» улочек журналист Международного радио Франции Виталий Амурский, живущий в стране больше 30 лет: «Ах, улица Розье! Не выветрился все-таки в ней до конца дух штеттла! Где еще в Париже, кроме как там, можно сегодня увидеть будто сошедшие с дагерротипов, сделанных лет сто назад в Бердичеве или Могилеве, лавки, заваленные картонками с мацой, бочками с селедкой, соленьями; золотистые из-за света запыленных лампочек мастерские, в которых витают запахи настоящих кож и красок; чинно беседующих в закусочных или куда-то спешащих бородачей в сюртуках, в широкополых черных шляпах или ермолках, внешним видом как бы подчеркивающих свое пренебрежение если не к современности вообще, то к меняющимся вкусам, модам...» Но около 40% современных французских евреев о своем происхождении вспоминают нечасто, не связывают себя ни с каким религиозным направлением. В многонациональной Франции, в отличие от США, эмигранты и их потомки традиционно стремятся быть прежде всего французами. Удастся ли им это в современной Франции?

————————

В мае 1806 г. Наполеон, не упускавший случая пополнить ряды сторонников, созвал Ассамблею еврейских представителей, которой было обещано, в обмен за лояльность, открыть для евреев новые перспективы. Но с господством Бонапарта еврейство связывало подрыв торговли, массовые жертвы. Одним из самых ярых антибонапартистов стал основатель Хабада рабби Шнеур-Залман (Борухович) из Ляд — Алтер Ребе, пророчествовавший гибель императора. По призыву Алтер Ребе, кагалы и частные лица пожертвовали крупные суммы русскому правительству на ведение войны с Бонапартом. Генералу М. Милорадовичу, губернатору Санкт-Петербурга и герою войны 1812 г., приписывают слова: «...без них (евреев) мы бы не победили Наполеона».


1Алжир, Тунис, Марокко, Ливия

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №67 > Родина или мачеха
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:14:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов