БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №67 > Франция и ее евреи
В номере №67

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Франция и ее евреи
Подбор материалов Людмилы КЛИГМАН

Государственный деятель Адольф Кремье. Дипломат Рене Самюэль Кассен. Историк Марк Блок. Создатель классической оперетты Жак Оффенбах. Писатели Марсель Пруст, Эльза Триоле, Ромен Гари, Натали Саррот. Основатель «театра абсурда» Эжен Ионеско. Художники Камиль Писсарро, Макс Жакоб, Соня Делоне. Актеры Марсель Марсо, Сара Бернар, Макс Линдер, Симона Синьоре. Ученые Анатоль Абрагам, Клод Кохен-Тануджи, Габриэль Липман... И другие, которых так много, что просто невозможно перечислить. Их достижения снискали Франции мировую славу. Все они были патриотами своей страны. Как жаль, что в современной Франции все чаще имена этих людей вспоминают только в связи с их еврейским происхождением...

«БУДТО БЫ БРАТ РОДНОЙ ОН ТОРЕ»
Так о великом Раши сказал рабби Нахман из Браслава. «Всякому, кто трепещет перед Небесами, следует выучить комментарий Раши на недельный раздел Торы», — сказано в «Шулхан Арухе». Трудно представить себе, как евреи изучали бы Тору на протяжении последней тысячи лет, если бы не человек, вошедший в вечность под именем, столь же кратким, как и написанные им комментарии. Раши (рабейну Шломо бен Ицхак) родился в 1040 г. во Франции, в городке Труа, древней столице графства Шампань. Хотя могила Раши так и не найдена, ученые полагают, что умер он там же, примерно в 1105 г. Вероятно, семья Раши прибыла в Труа из-за Рейна. В молодости Шломо бен Ицхак десять лет провел в Вормсе и Майнце, учился в иешиве рабейну Гершома, которого называли «Светочем Диаспоры». В 25 лет Раши вернулся в Труа и открыл свою школу, ставшую важнейшим центром изучения священных книг во Франции и Германии.
Раши не брал платы за обучение, получая доход от нескольких принадлежавших ему виноградников. Казалось бы, человеческой жизни не могло хватить на многочисленные труды мудреца — а Раши писал только в «свободное от основной работы время»! В одном из писем он просит прощения за краткость ответа, объясняя, что вместе с семьей был занят сбором винограда.

Сохранилась такая история: однажды Раши возвращался с работы на виноградниках. Проголодавшись, он решил зайти в придорожный трактир. Но никто не обратил на него внимания: хозяин и несколько посетителей спорили о чем-то над раскрытой книгой. Прислушавшись, Раши понял, что они обсуждают недельную главу, а лежащая перед ними книга — его комментарий к ней. Наконец минут через десять трактирщик ударил кулаком по столу и воскликнул: «Все равно я не пойму — что же здесь хочет рабби Шломо!» И тогда Раши, терпеливо сидевший в углу, подал голос: «Если можно — тарелку супа...»

Во времена Раши не было книгопечатания. Он записывал свои комментарии в отдельные тетради — «кунтрос», которые, переписанные от руки, получили распространение по всей Франции и далеко за ее пределами. Кстати, комментарий Раши стал первой книгой, напечатанной на еврейском языке в 1475 г. — даже раньше самой Торы.
Приступая к работе над комментарием к Пятикнижию, Раши написал, что его цель — «создать такой комментарий, с помощью которого даже пятилетние дети поймут простой смысл Писания». Когда Раши казалось, что смысл слова на иврите может быть непонятен читателю, он приводил его перевод на французский — «иностранный язык», как называет его Раши. (Отсюда и прозвище мудреца — «Хацарфати», или «Француз»). Благодаря этому у филологов появился едва ли не единственный источник, позволяющий исследовать грамматику старофранцузского языка. Других письменных документов того времени не существует: в то время, когда даже пятилетние еврейские дети изучали Тору и Талмуд, среди французов читать умело менее 1% населения. Путь толкования, которому следовал Раши, называется «пшат» («прямой смысл»), он дает возможность прочитать фрагмент текста как нечто цельное, когда понятны смысл каждого слова и его грамматическая форма, а в рамках фрагмента нет внутренних противоречий. Иногда для понимания стиха Раши считал необходимым процитировать мидраш1.

Но самая характерная черта комментариев Раши — их краткость и ясность. Если открыть одну из страниц трактата Макот, можно заметить, что колонка, где обычно приводятся комментарии Раши, становится намного шире. Раши умер, работая над этим листом. Комментарий завершили его зятья и внуки, которые не унаследовали его гениальную краткость... (У Раши не было сыновей, зато его дочери Йохевед, Мирьям и Рахель обладали такой ученостью, что публично преподавали Тору. Достойными продолжателями стали также два зятя и три внука Раши, известные как Баалей Тосафот — «авторы дополнений». Они создали сборный комментарий к Талмуду.) Словно эпитафия, звучат слова, помещенные на одной из страниц Талмуда: «До сих пор — комментарий Раши (да будет память о праведнике благословением!), отсюда и дальше — комментарий р. Шмуеля, сына р. Меира2». В одном из старых изданий написано просто: «Здесь умер Раши».

Последние годы жизни Раши были омрачены волной антисемитизма, прокатившейся по Франции и Германии: печально знаменитый Клермонский собор 1095 г. ознаменовал начало крестовых походов. К счастью, погромы миновали Труа.
Сегодня от города практически ничего не осталось: пожар 1524 г. разрушил значительную его часть. Но деревянная синагога стоит по сей день — теперь это еврейский общинный центр. Возле синагоги — Институт Раши. Есть в Труа и улица Раши.

ПРЕМЬЕР И ПИСАТЕЛЬ
Французских антисемитов очень беспокоит еврей Николя Саркози — как бы не стал президентом... Им есть о чем переживать: правительство уже некогда возглавляли «эти» Мендес Франс и Лорен Фабю. А первым евреем (и первым социалистом), ставшим премьер-министром Франции, был Леон Блюм.

ИзменитьУбрать
Леон Блюм
(0)

Сын богатого эльзасского купца, он родился в 1872 г. в Париже. Изучал право в Сорбонне, получил степень доктора, писал книги... Заняться политикой Блюма побудило дело Дрейфуса. В 30 лет он вступил в социалистическую партию, а в 1919-м был избран членом палаты депутатов. Войдя в мир политики, Леон Блюм достаточно быстро достиг высокого положения. Он выступал против присоединения французских социалистов к Коминтерну, был, по сути, главным организатором их раскола и стал лидером новой соцпартии, сохранившей прежнее название.

Противник коммунизма, он пошел, однако, на единство действий с коммунистами, когда в 1936 г. над Францией нависла
угроза фашизма. Блюм сформировал коалицию из социалистов, коммунистов и радикалов — Народный фронт, одержавший победу на выборах-1936. Кабинет министров во главе с Блюмом продержался у власти всего год, но многое успел. Были национализированы Банк Франции и военная промышленность. Блюм добился повышения зарплаты, сокращения рабочего дня и введения оплачиваемого отпуска (до этого право на отдых имели лишь безработные). Чтобы усилить контроль над оборонной отраслью, Блюм передал в государственную собственность все французские авиакомпании, в том числе и «Эйр Франс», чем нажил немало могущественных врагов.

«Эйр Франс», вопреки мрачным предсказаниям, не распалась. Напротив, все масштабные проекты, включая создание сверхзвукового самолета «Конкорд» (1976 г.), осуществляла, будучи государственной компанией.
Политика Блюма пришлась не по вкусу и «левым», и «правым»: одни упрекали его за непоследовательность в приверженности идеалам социализма, другие — за «отказ от высоких идей».

Ситуация предвоенной неразберихи усугублялась разгулом антисемитизма в Европе. Н. Бердяев писал: «Антисемитизм нарастает даже во Франции, наиболее проникнутой гуманитарными идеями, где он потерпел поражение после дрейфусовского дела. Растет количество французов, которые не могут примириться с тем, что Леон Блюм еврей, хотя это один из самых честных, идеалистических и культурных политических деятелей...» Политический курс Блюма был достаточно противоречивым. Его Кабинет запретил деятельность полувоенных организаций фашистов. Но во время гражданской войны в Испании Блюм решил вести политику «невмешательства», которую его критики считали уступками международному фашизму. Социальные реформы Л. Блюма вызвали недовольство промышленных кругов, и он подал в отставку. Тем не менее, в преобразованном правительстве Народного фронта Блюм занял пост заместителя премьера. На конференции социалистической партии он тщетно призывал к укреплению обороноспособности страны. В его правоте убедились позднее — когда Гитлер приступил к завоеванию Европы.

После поражения Франции в 1940 г. Блюма бросили в немецкий концлагерь, где он умудрился не только выжить, но и написал политическое эссе «Для всего человечества». К счастью, его поместили в особый бункер, предназначенный для «высокопоставленных» пленников, куда поступала помощь Красного Креста, и заключенным разрешалось получать посылки от родственников. «Рядовых» условий, он, скорее всего, не выдержал бы: к моменту отправки в концлагерь экс-премьеру было больше семидесяти.

Через два года американские войска освободили Леона Блюма. Франция с большим энтузиазмом приветствовала его возвращение. 74-летний Блюм вновь появился на политической арене: сформировал «переходное» правительство, продержавшееся, правда, всего месяц, в качестве чрезвычайного посла успешно вел переговоры с США о послевоенных займах... Как отмечал М. Торез в статье «Блюм, как он есть», марксистской философии бывший премьер противопоставлял свою концепцию «гуманистического социализма».

Блюм сочувственно относился к сионизму: его мнение сыграло существенную роль в принятии французским правительством
решения голосовать за резолюцию о разделе Палестины и создании еврейского государства.
Умер Блюм в 1950 г. Вглядываясь в прошлое, многие теперь считают, что он был одним из самых честных, преданных идее, просвещенных политиков Франции...

ИзменитьУбрать
Андре Ситроен
(0)

ИНДУСТРИАЛ И НОВАТОР
Андре Гюстав Ситроен, один из пионеров массового автомобилестроения, — подлинное дитя индустриального века. В истории его бизнеса проявилась самая сущность ХХ в., который наивную веру в то, что для человека западной цивилизации нет ничего недоступного, парадоксально сочетает с трезвым расчетом.
Подобно другим автомобильным королям (Форду, Рено), Ситроен получил в наследство крупный капитал, нажитый алмазным бизнесом. Отец (по некоторым источникам, Лев Цитрон, родом из Одессы) торговал драгоценными камнями, мать была дочерью варшавского ювелира. Но юный Андре хотел соответствовать проникавшей в Европу американской мечте о self-made-man. Окончив престижную Политехническую школу, он в 1908 г. поступил на работу в автомобильную компанию братьев Морс и довел выпуск автомобилей со 125 до 1200 в год. А в 1900-е гг. организовал фирму по изготовлению зубчатых колес.

ИзменитьУбрать
Завод Ситроена
(0)

Впервые «логотип», как сейчас это принято называть, с «двойным шевроном» появился на авторынке в 1913 г., когда мастерская Ситроена и его друзей братьев Энстен стала поставлять производителям автомобилей коробки передач. Датой основания компании Citroen принято считать 1919 год; в конце его завод на набережной Жавель уже выпускал до 30 машин в день. Само время как будто благоволило Андре Гюставу. Именно тогда во Франции создавались новые отрасли промышленности: электроэнергетика, электротехника, автомобилестроение, нуждавшиеся в продукции товарищества «Ситроен, Энстен и Ко».

Своей целью Ситроен обозначил массовое производство недорогих надежных автомобилей, доступных для людей среднего достатка, и поэтому отдал дань бизнес-новшествам, казавшимся в тот период спорными. Проекты Ситроена поражают склонностью к рисковым операциям, вроде бы не свойственной расчетливому бизнесмену. Но именно азарт игрока стал основой его блестящего успеха. Ситроен первым применил у себя фордовские принципы единого конвейерного производства. Он существенно позаимствовал американский опыт в рекламе: полосы газет были заполнены рекламой народного автомобиля «Ситроен». Автосалоны и магазины показывали достоинства блистающих никелем цельнометаллических кузовов. Специальные альманахи «Ситроен» сообщали, что отныне каждый покупатель способен не только без хлопот содержать, но и самостоятельно ремонтировать машину. Дети ездили на игрушечных педальных «Ситроенах». Знак «двойного шеврона» красовался на всех дорожных указателях Франции.

ИзменитьУбрать
А. Ситроен на заводе
(0)

Citroen стала первой компанией Европы, которая уже в 20-е гг. имела собственную дилерскую сеть. Быстро выдвинувшись в ряды крупнейших автомобильных компаний Франции, Citroen к 1929 г. выпустила около 103 тысяч машин.
Но разразился крупнейший экономический кризис XX века — «Великая Депрессия». Андре Ситроен не стал сокращать производство, создав новую модель «Ситроен-7» в 1934-м, но в том же году фактически потерпел банкротство, потеряв контроль над своим детищем. Компания в дальнейшем была реорганизована, но сохранила свое имя.
Интересы А. Ситроена далеко не исчерпывались организацией производства: он финансировал разнообразные научные экспедиции, увлекался автогонками. Всемирную известность получил организованный им в 1931-1932 гг. автопробег Бейрут-Пекин под названием «Желтый переход» — экспедиция на гусеничных автомобилях. Непонятно, что в этой безумной затее было опаснее — схватка с природой или поединок с чиновниками СССР и Китая. Еще один проект Андре Гюстава — «Черный переход», прокладка дороги из Алжира во французскую Западную Африку через пески Сахары. Ситроен не забыл и родной Париж — подарил городу освещение для Триумфальной Арки и площади Согласия.

«НЕСРАВНЕННЫЙ ПРАВДОЛЮБЕЦ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Так Альбер Камю называл философа Симону Вейль. Жизнь этой женщины, погибшей в 1943 г. в возрасте 34 лет, коротка и удивительно интенсивна. Она считала, что в мире не должно быть горя и страдания, и стремилась жить на пределе возможностей.

Симона родилась в семье известного парижского врача Бернара Вейля, среди друзей которого был И. Мечников. В доме царила атмосфера интеллектуального свободомыслия. О своем еврейском происхождении Симона узнала случайно в 10-летнем возрасте — в семье об этом никогда не упоминалось. Как и старший брат Андре, впоследствии крупнейший математик, Вейль обладала незаурядными способностями, очень рано увлеклась историей, литературой и философией. Окончила лицей Генриха IV, профессор которого, известный философ А.О. Шатье, отмечал ее «ум, далеко превосходящий современников».

ИзменитьУбрать
(0)

Вейль, по ее словам, «предпочла бы скорее умереть, чем жить без правды». Стремление к правде и бросало ее из одной крайности в другую. Окончив престижную Высшую нормальную школу с дипломом преподавателя философии, Симона предпочла учить детей бедняков. Начитавшись Маркса, она считала пролетариат передовым отрядом в борьбе за справедливость и на свои деньги подкармливала рабочих, революционно настроенных и устраивавших забастовки. Это не понравилось начальству Симоны, и ее уволили.

Чтобы почувствовать, каково быть наемным работником, Симона нанялась рабочей в электрофирму, за гроши шлифовала детали. Уставая до изнеможения, она вела фабричный дневник, где отмечала, что такая работа «требует от человека максимального напряжения и приводит к полному истощению...».

Разочаровавшись в марксизме, в одной из своих работ она писала: «Как Маркс мог верить в то, что рабство способно создать свободных людей? Свободу ценят лишь те, кто ею в действительности обладает».

В 1936 г. Вейль отправилась в Испанию, где шла гражданская война, но и там ее ждало разочарование — трагический разрыв между коммунистами и народом: солдаты так же не понимали интересов крестьян, как богатые не понимают бедных. Чем больше постигала Симона механизм мироустройства, тем более она приходила в отчаяние. Другая женщина ушла бы с головой в личную жизнь. Симона же методично вытравляла из себя женщину: не признавала никаких украшений, одевалась, как фабричная работница, сознательно подавляла плоть. «Она дымила, как фабричная труба, а карманы всегда были полны табака, крошки которого часто красовались на ее губах», — пишет Ангелика Крогман, автор книги о С. Вейль. Симона де Бовуар в своих мемуарах отмечала: «В Китае разразился голод, и мне рассказывали, что, узнав об этом, Симона Вейль расплакалась. Эти слезы внушили мне больше уважения, чем ее способности в области философии. Когда мы познакомились, она стала резким тоном доказывать, что на земле есть только одно стоящее дело: революция, которая накормит всех. Я не менее резко возразила, что проблема не в том, чтобы

осчастливить людей, а в том, чтобы сделать их жизнь осмысленной. Она посмотрела на меня и сказала: “Видно, что вы никогда не испытывали голода”».

Когда немцы вошли в Париж, Вейль записала в дневнике: «Это великий день для народов Индокитая». Она считала, что поражение Франции будет способствовать избавлению вьетнамцев и кхмеров от колониального ига. Колониальные империи Симона считала высшим злом XX в.

В 1942 г. семье Вейль удалось выбраться в США; Симона, однако, не согласилась остаться в Нью-Йорке в то время, когда французы рисковали жизнью, участвуя в Сопротивлении. Она тайно вернулась на родину, распространяла запрещенную литературу, расклеивала листовки... Из-за обострившегося туберкулеза и явной еврейской внешности Симону переправили в Англию. Она и там всеми силами помогала деголлевской «Свободной Франции». Зная, что там многим приходится тяжело, она по собственной воле урезала и свой рацион. Это и погубило Симону. В свидетельстве о смерти было сказано: «Причина смерти — остановка сердца вследствие голода и туберкулеза легких».

Лишь после войны, когда стали выходить в свет, а затем многократно переиздаваться оставшиеся в рукописях работы Вейль («Записные книжки» в трех томах, «Предвосхищение христианства у древних греков», «Путь к Б-гу», «Насущность корней», «Гнет и свобода» и др.), Симону признали одним из самобытнейших мыслителей, а некоторые считают ее величайшим мистиком XX в. Появилась обширная литература, посвященная Вейль. Специалисты в области социальной философии высоко оценивают ее анализ отрицательных тенденций европейской цивилизации, порожденных развитием техники. В предисловии к «“Илиаде”, или Поэме о силе» С. Вейль («Новый мир», 1990, №6) С. Аверинцев писал, что «ее время как мыслителя еще не пришло, она ждет нас впереди, за поворотом».

«ГОФМАН ОКОЛОВИТЕБСКИХ ТРУЩОБ»
Так Марка Шагала назвал нарком Луначарский.

ИзменитьУбрать
(0)

Навсегда уезжая из родной страны в 1922 г., Шагал лелеял надежду: «Возможно, Европа полюбит меня, а вместе с ней и моя Россия». Его полюбили не только Европа и Россия, но и весь мир. Он делал витражи для
Иерусалимского университета, расписывал «Гранд-опера» в Париже и театр во Франкфурте, сделал витраж в здании ООН в Нью-Йорке и роспись в Метрополитен-опера, витраж для Реймского собора, для церкви в Цюрихе, для Художественного института в Чикаго... Марк Шагал всю жизнь был убежден, что искусство — это состояние души, а душа у всех двуногих, во всех точках Земли, — свята. И еще он говорил, что жизнь — это очевидное чудо.

О Шагале написано очень много. Поэтому — только несколько штрихов к портрету.

Старший из девяти детей витебского разносчика рыбы не ошибся в выборе первого учителя: им стал Иегуда Пэн, открывший в провинциальном городе художественную школу. Потом против 20-летнего художника, полного надежд, встала незыблемая государственная машина, запрещавшая еврею не только учиться, но и жить в Петербурге без «вида на жительство». Но Шагал остался в столице вопреки всем правилам и законам. Он учился в школе при Обществе поощрения художеств, директор которой Н. Рерих очень помогал ему, позже перешел в школу Званцевой, где преподавали Добужинский и Бакст.
Незаурядные способности Шагала ни у кого не вызывали сомнений. Плюс его одержимость, эмоциональная раскаленность...
Каким человеком был Марк Шагал? Судя по всему, он был полон противоречий: застенчив и дерзок, сложен и прост, безрассудно щедр и скуп, как бальзаковский Гобсек. Легко поддавался влиянию. Мог сильно обидеть человека. Не сказал ни одного доброго слова в адрес своих коллег. Он был современником целого ряда художественных стилей, многие из них — русский авангардизм, кубизм, футуризм и даже поп-арт, — отражены в его творчестве.

При этом Шагал никогда не хотел принадлежать к какой-то определенной школе. Абстрактную живопись не признавал вообще, утверждая, что у него она вызывает те же эмоции, что и плюющий в общественном месте человек. Но при этом безумно завидовал Пикассо и Матиссу — их популярности и престижу. С Пикассо они встречались несколько раз, но симпатии друг к другу не испытали. А после «дружеского обеда», который устроила дочь Шагала по просьбе отца, и вовсе перестали общаться. Как пишет Хаим Хандверкер, за столом Пикассо спросил Шагала, почему он не выставляется в советской России. «Только после тебя, Пикассо, — усмехнулся Шагал. — Ведь ты как-никак коммунист, а твоих работ в России тоже что-то не видно». Пикассо не остался в долгу: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России, — там нельзя заработать», — сказал он. Взбешенный Шагал выскочил из ресторана...

В 1933 г. в нацистской Германии по приказу Геббельса картины Шагала публично предавали огню: кроме очевидной претензии, фашисты имели к художнику еще одну — в их глазах он был представителем «дегенеративного искусства».
Самое дорогостоящее из всех проданных полотен Шагала — «День рождения», некогда принадлежавшее музею Гуггенхайма и приобретенное японским коллекционером за $14,5 млн. Японцы — пожалуй, самые ревностные почитатели творчества Шагала, в Стране восходящего солнца издано 15 книг о нем.

Отношение Шагала к Израилю и иудаизму было неоднозначным. «Ни один художник не уделил столько внимания иудаизму, сколько Шагал, — пишет его биограф Яаков Бааль-Тшува. — Во многих смыслах его можно назвать самым еврейским художником столетия». Возможно, этого бы не было без влияния первой, горячо любимой жены Беллы, прекрасно знавшей идиш и обожавшей еврейскую литературу. Художник часто повторял: не будь я евреем, я бы не стал Шагалом. Но собственное еврейство он держал в строгих рамках личных интересов. Побывал пару раз в Эрец-Исраэль, но свой вклад в развивающуюся израильскую культуру ограничил несколькими работами, переданными в дар Тель-Авивскому музею. Его гобелены и мозаики, украшающие один из залов кнессета, были щедро оплачены Ротшильдами. Мечте израильских меценатов создать в Израиле музей Шагала не дано было осуществиться: он решил, что Ницца для этого подходит больше, а музей в Иерусалиме не привлечет должного внимания. Последняя его жена, Валентина Бродская, несмотря на принадлежность к Б-гом избранному народу, старалась, чтобы Шагал как можно меньше ассоциировался с еврейством...

Парадоксально, но факт: Шагал, рисовавший Стену плача и синагоги, делавший гравюры по мотивам ТаНаХа, не любил, когда его называли еврейским художником. Однажды некто, решивший издать еврейскую энциклопедию, обратился к Шагалу с просьбой разрешить включить его имя в список. Художник написал этому человеку гневное письмо, пригрозив подать на него в суд. Приняв в 1937 г. французское подданство, прожив во Франции 38 лет, Шагал считал себя французским художником и очень гордился орденом Почетного легиона за особые заслуги перед страной.

Когда Шагал скончался, главный раввин Ниццы попросил у его вдовы разрешения похоронить художника на городском еврейском кладбище. Г-жа Шагал сказала, что в этом нет необходимости, она намерена похоронить мужа в Сен-Поль де Вансе. «Но ведь там нет нашего кладбища?!» — удивился раввин. «Это не имеет значения», — ответила вдова.

ИзменитьУбрать
Кадр из фильма «Мужчина и женщина»
(0)

КИНОШНЫЙ «БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ»
В 1966 г. появилась знаменитая кинокартина «Мужчина и женщина», впоследствии удостоенная «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и двух «Оскаров» за лучший иностранный фильм. Особо отмечалась прекрасная игра актеров Анук Эме (настоящее имя — Николь Франсуаза Дрейфус) и Ж.-Л. Трентиньяна. Фильм очаровывал простотой и теплотой. Интеллектуалы доискивались скрытых смыслов. «Скрытый смысл», например, комбинации черно-белого и цветного изображения был в том, что малоизвестный тогда режиссер и оператор Клод Лелуш не смог приобрести достаточное количество цветной пленки.
С 12 лет он носился с ручной камерой, осваивая все тонкости кинопроцесса. Первая каннская награда досталась 13-летнему Лелушу на фестивале любительских фильмов за короткометражку «Зло мира».

ИзменитьУбрать
(0)

В отличие от зрителей, критики недолюбливают Лелуша, но он давно научился игнорировать их строгие приговоры. Он работал, как заведенный — и режиссером, и сценаристом, и продюсером, и оператором. В середине 50-х Лелуш снимал документальные короткометражки. Позже он основал компанию Les Films 13 и снял две сотни 3-минутных музыкальных фильмов — что-то вроде современных рекламных клипов.

А в 60-е гг., когда французское кино захлестнула «новая волна» — течение, занятое, скорее, техническим новаторством и игнорировавшее действительность, Лелуш подчеркивал интерес к проблемам современности. Возможно, это «родом из детства»: скрываясь от нацистов, Клод с матерью скитались по Европе, а за три месяца до окончания войны были все-таки схвачены, но им удалось выжить в концлагере Дахау... «Я люблю правду, — говорил Лелуш. — Наверное, потому, что в прошлой жизни был отпетым вруном...» Среди удач режиссера — «Отверженные» по роману В. Гюго с Ж.-П. Бельмондо в главной роли, «Случайность или совпадение», «А сейчас, дамы и господа...».

В интервью Лелуш любит поговорить о ком-то еще. В автобиографии «Баловень судьбы» он рассказывает о людях, с которыми работал или просто шел рядом по жизни, — о Катрин Денев, Иве Монтане, Анни Жирардо. Трудно найти кинематографиста, который так искренне восхищается коллегами и считает себя счастливцем исключительно потому, что судьба подарила ему множество интересных встреч.

——————--

Все грехи — это попытки заполнить пустоту.
Наша реальная жизнь больше чем на три четверти состоит из воображения и фантазий.
После гибели идеи остаются трупы.
Справедливость — вечная беглянка из лагеря победителей.
Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений.
Симона Вейль

... Выставка Шагала меня потрясла. Картины жили своей собственной жизнью — я впервые ощутила, что такое может быть, они жили, светились, вибрировали. Цвет на работах мерцал, переливался, уволакивал в глубину мироздания. Люди и звери существовали как равноправные личности в этом мире, возлюбленные летали над повседневностью, в зеленом свете луны таинственным ореолом светились лица любовников. Я узнавала на картинах витебские улочки, старые дома... Пошлая скучность буден превращена была в поэтический мир, мир фантазии, счастья, надежд и чудес. И что я могла сказать толстой служительнице, от скуки рассматривающей посетителей, которая злорадно мне шепнула: «Посчитай, дочка, сколько пальцев у него на руке...» Речь шла об автопортрете с семью пальцами. Ну что я могла ей объяснить, с надеждой ждущей, что я тоже, как и она, ужаснусь то ли небрежности, то ли наглости мастера...
Лана Райберг


1Мидраш (иврит. «дараш» — «искать», «исследовать») — разъяснение стихов Торы. Текст Торы представляет собой конспективные заметки, краткие намеки на тщательно разработанную Устную Тору. Всемогущий продиктовал Моше текст Торы и одновременно давал подробное Устное Разъяснение. Моше и его преемники передавали его из поколения в поколение. Но пришло время, когда религиозные наставники почувствовали, что Устной Торе угрожает опасность забвения. В качестве чрезвычайной меры по сбережению Торы во всей ее целостности мудрецы решили записать Устную Тору, но скрыли Б-жественные моральные учения — мидраши — под видом преданий, загадок, притч и таинственных изречений
2Рабейну Шмуэль бен Меир — Рашбам, внук Раши

Полюбуйтесь на сегодняшнюю статью в газете Известия. Может выше перечисленные евреи во Франции давно уже не живут!

Евреи бегут из Франции
Израильские власти готовы провести "экстренную эвакуацию" евреев, живущих во Франции. Для организации "подготовительной работы" Тель-Авив направил спецпредставителей в большинство французских регионов, где компактно проживают еврейские общины. По словам главы Еврейского агентства в Европе Менахема Гурари, "иудеям, желающим покинуть Францию, больше не нужно приезжать в парижский офис организации: провести консультации и оформить документы теперь они смогут у себя дома". Французские СМИ в шутку сравнивают действия миграционных служб Израиля с операцией по эвакуации на "историческую родину" евреев из Эфиопии, которую Тель-Авив осуществил в 1991 году

Евреи больше не чувствуют себя на французской земле в безопасности (фото AP)

Израильские власти готовы провести "экстренную эвакуацию" евреев, живущих во Франции. Для организации "подготовительной работы" Тель-Авив направил спецпредставителей в большинство французских регионов, где компактно проживают еврейские общины. По словам главы Еврейского агентства в Европе Менахема Гурари, "иудеям, желающим покинуть Францию, больше не нужно приезжать в парижский офис организации: провести консультации и оформить документы теперь они смогут у себя дома".

Французские СМИ в шутку сравнивают действия миграционных служб Израиля с операцией по эвакуации на "историческую родину" евреев из Эфиопии, которую Тель-Авив осуществил в 1991 году. Однако опросы, проведенные среди еврейских общин Франции, показывают: при определенных условиях более 30 тысяч человек готовы переехать в Израиль.

Свое решение большинство потенциальных иммигрантов объясняют "заметным ростом антисемитизма". Многие из будущих переселенцев говорят, что "больше не чувствуют себя в безопасности на французской земле".

В Париже планы израильских властей по эвакуации евреев называют "недружественным шагом". Здесь уверены: в последнее время ситуация изменилась к лучшему. "Когда кто-либо нападает на проживающих во Франции евреев, он должен понимать: тем самым он нападает на всю Францию", - заявил несколько месяцев назад президент Жак Ширак. Департаменты полиции получили указания "усилить защиту еврейских учебных заведений и синагог". Однако Ширак признал: "Власть не в состоянии искоренить антисемитизм в повседневной жизни, на улицах и в школах". Несколько дней назад неизвестные вандалы с помощью зубила уничтожили фрески, нарисованные в 1942 году еврейскими детьми на стене барака в одном из немецких концлагерей, расположенных во Франции. Руководители полиции разводят руками: "Шансы найти преступников невелики".

"Причины этих явлений кроются в политике "дьяволизации Израиля", которой придерживаются часть французских политиков и СМИ", - считает руководитель одной из еврейских общественных организаций Жан Кан. Его выводы подтверждают данные опросов общественного мнения: большинство французов называют Израиль "агрессором" и "основным виновником ближневосточного конфликта", а израильтяне из всех народов Европы "хуже всего относятся к французам".

В Тель-Авиве предполагают, что большинство евреев, желающих покинуть Францию, уже в ближайшие месяцы "вернутся на историческую родину". Правительство Шарона обещало выделить жилье на севере Израиля специально для французских иммигрантов, чтобы облегчить им процесс "адаптации".

На евреев во Франции чаще всего нападают мусульмане

Преступления "на религиозной и национальной почве" в отношении евреев в Европе чаще всего совершают "молодые разочарованные европейцы". Такое мнение высказывают специалисты из Европейского центра мониторинга расизма и ксенофобии - независимого агентства при Евросоюзе. На втором месте среди "агрессоров" - "мусульмане и выходцы из африканских и азиатских государств". По числу антисемитских нападений лидирует Франция, обладающая самой большой в ЕС мусульманской общиной (более 5 миллионов человек).

В 2002-2003 годах из 313 преступлений, совершенных в этой стране на расовой и религиозной почве, в 193 случаях жертвами становились евреи. Это в шесть раз больше, чем в 2001 году. Тем не менее французское правительство утверждает: число преступлений против евреев в 2003 году сократилось в два раза по сравнению с 2002 годом. Однако еврейские общественные организации, действующие во французских регионах, приводят иную статистику. По их данным, только за первую половину 2004 года в стране произошло около 70 нападений на евреев с "применением физического насилия".

География таких преступлений затрагивает практически все крупные города Франции. В основном нападения совершались около лицеев, университетов и синагог выходцами из Северной Африки. В большинстве случаев преступления были направлены против еврейской молодежи. В 2004 году экстремисты совершили три поджога (синагоги, еврейского культурного центра и религиозной школы), было зафиксировано более 40 случаев вандализма. Количество же словесных оскорблений и телефонных угроз в адрес "лиц еврейской национальности" уже перевалило за две сотни.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/291361#ixzz22EGs471Z

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №67 > Франция и ее евреи
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:36:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Еженедельник "Секрет"