БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №71 > «Праздничный, радостный»
В номере №71

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-3
Интересно, хорошо написано

«Праздничный, радостный»
Марк НАЙДОРФ

Фестиваль «Радуга еврейской диаспоры», к которому центр «Мигдаль» готовился целый год, раскинул свой яркий полог над Одессой.
Фестиваль, радуга и диаспора — многогранные, пестрые и емкие сущности. Некоторым из этих граней и оттенков мы посвятили наш журнал.

Такими словами переводится латинское слово festus — основа современного слова «фестиваль», которое пишется festival — одинаково на всех основных европейских языках.

Фестиваль — это, прежде всего, праздник. Родственное ему в испаноязычных странах слово «фиеста» — праздник, сопровождаемый уличными представлениями, массовыми шествиями, маскарадом и т.п. Фестивали практикуются в Европе с 18-го века, в первую очередь, как музыкальные. Первоначально — это несколько концертов, обычно хоровых, для исполнения религиозной музыки вне рамок церковной службы.

ИзменитьУбрать
(0)

В 19-м веке были широко известны музыкальные празднества — muzikfest.ы — в различных городах Германии, с участием местных хоровых союзов, солистов (в том числе приглашенных) и оркестров. Руководство фестивалями городские власти старались поручить выдающимся музыкантам, которые должны были продумать программу и тщательно подготовить ее исполнение. Музыкальные фестивали проводились регулярно (обычно ежегодно) и становились центральными событиями художественной жизни этих городов. В эту эпоху музыка была наиболее демократичным видом искусства, способным сплотить во время фестиваля наибольшее количество участников и слушателей.

В 20-м веке получили распространение фестивали, посвященные другим видам искусства, например, театральные и кинофестивали, фестивали циркового искусства, телевизионных программ, а ближе к рубежу веков появились фестивали рок-музыки, рекламы, танца, — словом, всего, что признано или может быть признано искусством, включая самодеятельное.

В отличие от элитарных профессиональных конкурсов, фестивали стремятся быть публично открытыми. Одновременно они фактически являются как бы съездами единомышленников. Например, особого рода всеевропейскими праздниками просвещенной аристократии стали с 1882 г. фестивали в городе Байрейт (Beyreuth, Бавария), специально посвященные исполнению опер Вагнера.

В наше время особенно успешно выполняют обе функции — показа избранного вида искусства и съезда единомышленников — широко распространившиеся в последние десятилетия рок-фестивали (первый всесоюзный рок-фестиваль состоялся в 1987 г., присоединившись к западной практике, имевшей тогда приблизительно тридцатилетнюю историю). В 1950-60-х гг. ту же идею пытались реализовать организаторы «фестивалей молодежи и студентов».

В последнее время при организации различных фестивалей стал откровенно ведущим коммерческий интерес, с точки зрения которого всякое скопление людей — не без основания — трактуется как скопление покупателей. Трудно сказать, какая коммерческая составляющая присутствует в фестивалях, посвященных рок-группе «Beatles», но есть фестивали, имеющие очевидный коммерческий смысл. Вспомним, к примеру, «пивные фестивали» или «фестивали эстрадной песни», созданные специально как туристические объекты.

Политическая, идейная составляющая фестивалей в принципе не исключает ни одного из уже названных мотивов. Если «Фестивали молодежи и студентов» были преимущественно оплаченными из госбюджетов политическими мероприятиями, во время которых участникам пытались продемонстрировать преимущества «некапиталистических путей развития», то нынешние массовые фестивали часто проходят под лозунгами, помогающими участникам сформировать в борьбе современных сил свою позицию: как антиглобалистскую, или экологическую, или пацифистскую, или патриотическую и т.д.

Нынче фестивали так и называются: «Стоп, наркотики!» или «Слава России, слава Москве!», «Исправим мир!».

Средства массовой коммуникации создают фестивали для саморекламы, рекламы своей продукции и своей политической позиции. Если в прошлом столетии (на Западе) практиковались праздники газет, например, ежегодный «Фестиваль газеты Humanite», то сегодня мы можем услышать о фестивалях радиостанций (например, «Фестиваль радио MAXIMUM»). Интернет тоже вступил в эту фестивальную практику как производитель услуг, предоставив «киберпространство» фестивалям, в которых можно участвовать, сидя дома и не снимая наушников.

Что привлекает к участию в этих фестивалях народные массы? Наверное, чувства радости и праздника, которые рождаются у любого, кто погрузился в атмосферу фестиваля. В тесном множестве людей, которые сосредоточены на общих ценностях, связаны одними событиями, переживают сходные впечатления, по поводу которых могут без затруднений вступить в разговор, возникает что-то близкое к религиозному чувству избранности и истинности. Вспомним известную «речевку» Майдана «Разом нас багато, нас не подолати!». Если, к тому же, вспомнить об обилии рок-музыки на основной его сцене, то можно сказать, что в известном смысле «Майдан» прошел как необычно долгий рок-фестиваль. В такой объединенной массе, среди «своих», у большинства людей возникает необычно сильное чувство уверенности в себе, в своих действиях, в своих отношениях к другим. Это — одно из самых древних переживаний, без которых дух не мог быть сильным.

Давними прообразами нынешних фестивалей были ритуалы раннего человечества. Правда, ритуал — не праздник, а прямое священнодействие, призванное улучшить мир, вернуть ему исходную правильность. Вот почему ритуальные действа были посвящены важнейшим событиям прошлого, которые особенно важны тем, что положили начало существующему миру. Авторитетный исследователь этого предмета В.Н. Топоров отмечает в составе таких священнодействий общий сценарий: первая часть ритуала обычно состоит из «общенегативных» переживаний о том, как плохо было до наступления известного события, а вторая часть состоит из «общеположительных» переживаний о том, как вмешательством надчеловеческих сил был счастливо найден верный выход из драматического положения (ср. с историей исхода евреев из Египта).

Праздники поэтому можно считать уже формой, производной из древнего ритуала. Особенно — праздники светские. Черты «предков» в них, конечно, сохранились. Но видны они уже только специалистам.

Например, праздник Великой октябрьской социалистической революции сохранял в себе, как бы в усеченной форме, только вторую часть ритуала. Плач о дореволюционных страданиях в его состав обычно не входил. Но ведь и современные бытовые ритуалы стремятся стать праздниками. Редко когда в городской свадьбе сохраняется момент, который можно обозначить как «плач невесты» — обязательный в традиционном свадебном ритуале. И наоборот, следующее за оплакиванием ликующее застолье вокруг еще не погребенного покойника — как следует по канонам и по смыслу этого ритуала — теперь кажется дикостью.

ИзменитьУбрать
В оформлении статьи
использованы
пригласительные билеты
на события фестиваля
«Радуга еврейской диаспоры»
(0)

В наш век праздник перевесил. Но у праздника сохраняется та черта, которую можно назвать ритуальной обязательно-стью. Большинство праздников регулярно повторяются в известные даты года, за ними тянется их особенная история, которая придает им непреходящий смысл: «День независимости», «день рождения», «День космонавтики», «годовщина бракосочетания», «День благодарения», «Женский день». Не все праздники бывают радостными — «День Победы», по общему согласию, — «праздник, со слезами на глазах». Но он не один такой. Есть, например, еще мемориальный праздник «День политзаключенного».

Фестивали попытались освободиться и от этого признака своего предка-ритуала. Даже те, которые проводятся регулярно, не считают, что посвящены первому из них. Например, фестиваль искусств «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств в Москве, который еще многие помнят по его сравнительно подробным телетрансляциям. А санкт-петербургские рок-мэны сегодня вынуждены напоминать молодежи, что у современных рок-фестивалей есть вполне определенные и не такие уже давние «предки».

Современная глобализация мира усилила озабоченность судьбами национально-культурного наследия многих народов. Первыми под угрозой нивелирования в этом процессе оказываются диаспоры. Загляните в Интернет, и вы увидите массу объявлений о проведении этнических фестивалей, иначе, о фестивалях диаспор.

Евреи — народ особой судьбы, но в век глобализации еврейская диаспора испытывает нужду в том же, что и другие: в утверждении себя среди «своих», в чувстве национального достоинства и единства. Чудо в том, что все это фестиваль способен подарить через праздник и радость.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №71 > «Праздничный, радостный»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 04:48:25
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет