БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №71 > Кашрут для чайников
В номере №71

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+11
Интересно, хорошо написано

Кашрут для чайников
Болеслав КАПУЛКИН

...и не только. Кашрут бывает для ножей, вилок, тарелок, мяса, молока, хлеба, вина и водки, одежды, книг, Интернета. Даже секс бывает кошерный и ... ну, это несколько выходит за рамки статьи. И хотя широкие читательские массы из всего разнообразия кошерных тем, несомненно, предпочли бы последнюю, мы все-таки поговорим о чайниках.

Итак, кошер... Слово это прочно вошло в современный лексикон, и в английском языке оно уже вполне конвенционально (по крайней мере, людей, понимающих смысл термина «кошерный», там гораздо больше, чем понимающих смысл термина «конвенциональный»). Русское языковое пространство «кошер» тоже обживает вполне уверенно — у современной продвинутой молодежи слово «кошерно» звучит примерно так же часто, как «прикольно» или «гламурно».

Но если русский и английский язык пали под кошерным натиском сравнительно недавно, то в еврейском языке это слово использовать сам Б-г велел (в буквальном, между прочим, смысле, хотя об этом позже). Между тем, само слово «кошер» встречается в Танахе только три раза: один раз в Меhилат Эстер (Свитке Эстер) и два раза в книге Коhелет (он же «Экклезиаст»), причем там оно не относится к еде, а просто используется как положительная характеристика некоторых вещей, ведь слово «кашрут» на иврите означает «пригодность».

Маленькое отступление насчет того, как же все-таки правильно произносить и писать это слово. «Кошерный» или «кашерный»? «Кошрут» или «кашрут»? Поскольку в иврите нет гласных букв, то в оригинале слово это пишется так: «к-ш-р», и никаких проблем нет. А вот чтение огласовок (значков, обозначающих гласные буквы данного слова) целиком и полностью зависит от диалекта произносящего.

В сефардском варианте, принятом в современном Израиле, это произносится как «кашер». В ашкеназском — «кошер». Ашкеназский вариант чтения огласовок правильнее, но зато сефардский проще (в сефардской традиции знаки огласовок обозначают «просто гласные буквы», в то время как в ашкеназской каждая из гласных подразделяется на длинную, короткую и ультракороткую). Ну, а мы с вами, для поддержания межобщинного согласия и равновесия (а также для благозвучия), будем писать «кошер» и «кошерный», но «кашрут», и пусть этот языковый волюнтаризм повиснет тяжким грузом на совести автора.

ПРЕВЕД, КОШЕР!1

В самой Торе (Пятикнижии Моисеевом) слово «кошер» не встречается ни разу, зато там в избытке законов, этот самый кашрут определяющий. Хотя, честно говоря, самих законов в прямом виде там тоже не очень много, ибо письменная Тора — всего лишь очень краткий конспект той информации, которую Всевышний передал евреям у горы Синай через Моше. В общем, многие из законов кашрута в Торе содержатся в виде намеков и полунамеков, типа фраз «зарежь, как Я тебе сказал». Во всех подробностях эта процедура была дана в устной форме, затем передавалась как часть Устной Торы и в дальнейшем была записана в Талмуде.

ИзменитьУбрать
(0)

ХУК СЛЕВА, ХУК СПРАВА

Чтобы не запутаться в 613 заповедях, данных нам Всевышним, их принято классифицировать. Например: 365 запрещающих и 248 повелевающих. Или так: заповеди, касающиеся отношений с Б-гом, и заповеди, касающиеся отношений с человеком. А еще все заповеди, данные нам Всевышним, можно разделить на эдуот, мишпатим и хуким.

Эдуот — законы, смысл которых вполне очевиден, и даже, если бы они не были нам даны, мы, вполне возможно, следовали бы им (например, запрет убийства, воровства или заповедь почитания родителей).

Мишпатим — законы, смысл которых понятен, но они не очевидны, и, если бы Всевышний нам их не дал, мы бы вряд ли до них дошли (классический пример — суббота. Всем нравится отдыхать, но до Дарования Торы ни одному из народов не приходило в голову учреждать выходные дни).

Ну, и наконец хуким — это законы, смысл которых слишком глубок для возможностей нашего разума и которые следует исполнять, не рассуждая. Таков запрет носить одежду, называемую шаатнез — то есть сотканную из шерстяных и льняных нитей вместе, закон о пепле «рыжей телицы» и законы кашрута.

Нет, многие из законов кашрута вполне поддаются толкованию и согласовываются с выводами новомодной науки диетологии, но на самом деле все эти разъяснения не меняют того факта, что законы кашрута — это хуким. Как говорил рабби Эльазар бен Азарья: «Не говори: “Я не могу есть свинину”, не говори: “Я не могу надевать шаатнез”. Но говори так: “Я могу делать и то и другое, — но что мне остается делать, если Всевышний запретил мне это?”».

Великий мудрец и знаменитый врач рабби Моше бен Маймон (Рамбам) попытался дать логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Он исходил из принципа, что все, что Тора запрещает евреям есть, вредит здоровью, а все, что Тора разрешает, не может повредить. При этом должно соблюдаться условие, что количество пищи и время ее приема строго определены. Однако многие другие авторитеты Торы, также обладавшие большими познаниями в медицине, в том числе рабби Моше бен Нахман (Рамбан), не соглашались с Рамбамом: ведь неевреи спокойно едят большинство тех видов пищи, которые запрещены евреям, и разве это вредит их здоровью? Рамбан считает, что пища, запрещенная Торой, наносит ущерб отнюдь не здоровью нашего тела, но здоровью души.

В общем, как уже говорилось — ничего не ясно. Сплошные хуким.

КОШЕР: ЖЖОМ НЕ ПА-ДЕЦЦКИ

Итак, что же такое кошерная пища? Ну, во-первых, все, что человек может запихнуть в рот, подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное, иногда говорят «треф», но это не всегда правильно) и псуль (то, что по определению не является съедобным). Скажем, банан — это кошер, кальмар — некошер, а скорлупа грецкого ореха — псуль. Ореховую скорлупу, в принципе, не едят (конечно, если у вас дядя на зубопротезной фабрике работает и вам зубов не жалко, — то пожалуйста), так что жующий ее гражданин никаких законов кашрута не нарушает и является не грешником, а просто глупцом.

Кошерные виды пищи, в свою очередь, делятся на три вида — басар («мясное»), халав («молочное») и парвэ («нейтральное, ни молоко, ни мясо»). За басар, впрочем, как и за халав с парвэ, отвечают специально обученные люди, о которых мы поговорим чуть позже (точнее, ниже).

Басар, сиречь мясо, добывают из кошерных животных, обитающих на суше, которые обязательно имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку. Таковыми являются коровы, овцы, козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы. Как видите, хищников в этом перечне нет, сплошь травоядные...

ИзменитьУбрать
(0)

В Торе перечисляются четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности: верблюд, даман, кролик (без раздвоенных копыт) и свинья (не жующая жвачку). Кстати, термин «жующий жвачку» не совсем правильный — нужно было бы перевести «отрыгивающий жвачку», так что предлагаемый некоторыми мичуринцами способ кошерования свиней («Подушечку «Орбита» в рот — и пожалте на стол!») не подходит.

Как ни странно, за 3300 лет, прошедших со времен Дарования Торы (и законов кашрута), было найдено множество новых животных, но ни одной новой записи в том самом «списке четырех» так и не появилось.

ИзменитьУбрать
Рисунки А. Коциевского
(0)

А вот для птиц Тора не определяет никаких признаков и просто перечисляет список птичек, не подлежащих съедению. Таковых чуть больше двух десятков, и среди них орел, сова, ястреб, сокол, пеликан... Увы, но сегодня мы не можем точно идентифицировать всех некошерных птиц, перечисленных в Торе, поэтому мы едим только домашних птиц, о кошерности которых говорит традиция: кур, уток, гусей, индеек и голубей. Кстати, яйца кошерных птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой — более округлый. Яйца тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — есть нельзя (обычно такие птицы — хищные или падальщики).

Еще один признак кошерного мяса — отсутствие крови. Законы кашрута категорически запрещают употребление крови, поэтому кошерное мясо не должно содержать ее (как это делают, мы поговорим позже). То же самое относится к яйцам — если они содержат сгустки крови, есть их нельзя.
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть плавники и чешуя (не всякая — существуют четыре различных вида чешуи, из которых два кошерны). Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с легкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Опять же, фразу «евреи едят только рыбу с чешуей» не следует понимать буквально — перед подачей рыбы на стол чешую все-таки следует счистить. Морские гады — осьминоги, омары, крабы, раки, креветки, угри, устрицы — не имеют ни чешуи, ни плавников, и поэтому некошерны.

Впрочем, сухопутные гады тоже запрещены в пищу — Тора строго запрещает есть ползучих и пресмыкающихся: червей, змей и насекомых (единственное исключение — два вида саранчи, да и то их едят только йеменские евреи, которые умеют отличать их среди прочих).

Халав. Кошерность молочных продуктов определяется по принципу «из чистого — чистое, из нечистого — нечистое», то есть молоко кошерных животных кошерно и наоборот. Единственное исключение из этого правила (причем, не молочное) — пчелиный мед. Сама пчела нам в пищу запрещена, но мед, который она создает, разрешен Торой в пищу. В принципе, здесь и исключения-то нет, ведь мед, в отличие от молока — продукта жизнедеятельности организма животного, — является всего лишь соком цветов, переработанным пчелой.

Парвэ. Это обычно овощи и фрукты. В принципе, всегда кошерны, если там нет червячков, или оно (парвэ) не контактировало с запрещенными ингредиентами (скажем, яблоко, смазанное свиным жиром, есть нельзя).
Отдельной строкой стоят фрукты и овощи Эрец-Исраэль, потому что там действуют законы третьего, четвертого и седьмых годов (орла и шмита). Это тема для совершенно отдельной статьи, но если очень коротко, то евреям есть такие плоды нельзя. Естественно, израильские магазины такие плоды не продают, и некоторые недобросовестные торговцы сбывают их за пределы исторической родины. И, увы, в некоторые годы есть большая вероятность того, что, покупая на базаре, например, израильские апельсины, вы покупаете некошерные апельсины.

А еще от продуктов, выросших в Эрец-Исраэль, нужно отделять десятину. Правда, если поинтересуетесь у продавца на «Привозе», отделяли ли от этих апельсин десятину, вам либо сообщат много нового о вашей родословной, либо горячо заверят, что да, конечно, и десятину, и все, что надо, — все отделили... Причем, вероятнее всего, что в обоих случаях продавец соврет.

ФТОПКУ или АЦЦКИЙ СОТОНА!

Большую часть производимой в мире кошерной продукции потребляют как раз не евреи, а остальные народы. Объясняется это просто — жители развитых стран уделяют большое внимание здоровому питанию, а кошерная продукция проходит контроль качества гораздо более жесткий, чем обычная. Конечно, это слегка отражается на ее стоимости, но ведь где-то выше проскочило слово «развитых», что многое объясняет.

К сожалению, в нашей стране дела пока обстоят не столь замечательно, хотя в последнее время и в Украине кошерные продукты также оказываются в центре внимания. И вовсе не по причине интереса к здоровому питанию: говорить о здоровом питании с людьми, пьющими метиловый спирт, как-то даже смешно, — причина гораздо более серьезная и в то же время глупая.

Итак, оказывается, по мнению некоторых недружественно настроенных представителей соседней религии, всякий употребляющий кошерную пищу, «является пособником Антихриста», «льет воду на мельницу мирового сионизма, стремящегося к мировому господству, тем самым способствуя реализации жидо-масонского заговора», и даже «участвует в приношении жертв языческим идолам». На основании этого авторы воззваний (которые, между прочим, печатаются даже в газетах) призывают последователей своей конфессии к бойкоту товаров, отмеченных «дьявольской печатью кашрута».
Насчет жертвоприношений языческим идолам... ну, тут как говорится, чья бы корова... Кстати, еврейский закон категорически запрещает употреблять пищу, которая используется в ритуалах чуждого (а особенно языческого) культа. Например, в некоторых индийских ресторанах (не у нас, конечно, а в соседнем районе) для полной аутентичности устанавливают статуи индуистских идолов и перед подачей посетителю каждое блюдо подносят к идолу, тем самым принося его ему в жертву. Такое блюдо, будь оно кошерным-раскошерным по составу, есть нельзя.

Ну, а насчет «воды на мельницу сионизма», — так большинство производителей (и потребителей) кошерных продуктов — неевреи (опять же, не у нас, а в соседнем районе), и вся прибыль оседает не на мельнице мирового сионизма, а в их карманах, а также в закромах Родины в виде налогов и в карманах сотрудников в виде зарплаты. Да и вообще, те, кто хоть раз читал отчеты министерства финансов Израиля, поймет, что Дон-Кихоты-любители разных стран мира изрядно потрепали эту самую мельницу мирового сионизма.

Ну и хватит, пожалуй... Абсурдность этих обвинений настолько очевидна, что на полном серьезе разбирать их следует лишь на страницах специализированных изданий типа «Ярбух фюр психоаналитик унд психопаталогик». А с подобными воззваниями следует поступать так, как указано в заголовке.

(Продолжение в следующем номере.)

—————————

Анекдот в тему

Гора Синай. Б-г диктует Моисею: «И не вари козленка в молоке матери».

Моисей: Э -э-э-... понял. Это значит, что нельзя есть молоко и мясо вместе.

Б-г: Нет, это значит «и не вари козленка в молоке матери».

Моисей: А-а-а... понял. Это значит, что нельзя использовать одну посуду для мясной и молочной пищи.

Б-г: Нет, это значит «и не вари козленка в молоке матери».

Моисей: Секундочку... а, ну все понятно. Это значит, что между приемом мясной и молочной пищи должно пройти 6 часов.

Б-г: А, делайте, что хотите!


1В заголовках использованы слова из молодежного интернет-сленга, т.н. «язык падонкафф»

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №71 > Кашрут для чайников
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-11-27 04:25:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов