БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №71 > Еврейский народ
В номере №71

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Еврейский народ
Зеев ГЕЙЗЕЛЬ

Из книги «Еврейская традиция»

Общины

В зависимости от обычаев и происхождения среди евреев, проживающих в мире, выделяют разные общины. На иврите слово «община» переводится двумя способами: кеhила — местная община, члены которой живут в одном месте; эда — общее название для группы кеhилот, которые могут жить на большом расстоянии друг от друга, но их обычаи схожи; самые крупные эдот — ашкеназы и сефарды.
Предки ашкеназов (ашкеназим — от ивритского слова Ашкеназ; так в средние века евреи называли Германию) около тысячи лет тому назад жили в немецких княжествах; еще 150 лет назад почти все ашкеназские евреи жили в России, Польше, Германии, Австрии, Румынии и Венгрии и пользовались в обиходе языком идиш. Сегодня ашкеназы составляют большую часть евреев Европы, Америки, России и более половины евреев Израиля.

Сефардами (сфарадим — от ивритского «Сфарад», средневекового еврейского названия Испании) сегодня, как правило, называют евреев, которые не являются ашкеназами. Однако изначально так называли евреев, предки которых были изгнаны из Испании и Португалии около 500 лет тому назад и расселились по разным странам — главным образом, вокруг Средиземного моря: в Италии, в Греции, на Балканах, в Северной Африке, в Турции; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и сохранили свои общины. Затем в число сефардов стали включать и другие общины, по происхождению не имеющие отношения к испанским изгнанникам, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. На территории СНГ к сефардам относят себя горские, бухарские и крымские общины. Сефарды сегодня составляют большую часть евреев Турции, Франции и Голландии. В Государстве Израиль чуть меньше половины евреев — сефарды.

Не только каждая эда, но и многие кеhилот бережно сохраняют свои обычаи в рамках общенациональной традиции; различия между этими обычаями зачастую не заметны для человека, далекого от еврейского образа жизни, но существенны для каждого, кто живет в данной общине.
Надо сказать, что различия эти не противоречат тому факту, что все евреи — один народ, а пестрота обычаев разных общин только обогащает еврейскую традицию и подчеркивает, что общим для всех них является единый источник — Тора. Более того, если бы не этот общий источник, можно было бы только удивляться тому, что за тысячелетия еврейской истории разные общины, отделенные друг от друга тысячами и десятками тысяч километров, зачастую существовавшие как маленькие островки среди гигантских и непохожих друг на друга цивилизаций, обнаруживают столь незначительные различия в традиции.

Еврейские языки

Общий для всего еврейского народа — древнееврейский язык иврит. На этом языке евреи говорили много тысяч лет назад, на этом языке написана Тора и большая часть остальных книг еврейской традиции, на этом языке молились и молятся евреи всего мира. Сегодня в Израиле этот язык — государственный. Еврейская традиция называет иврит святым языком (лашон-кодеш), а ивритские буквы — святыми, так как на этом языке, согласно традиции, был создан мир.

Конечно, современный иврит отличается от того языка, на котором говорили три тысячи лет назад. А произношение слов на иврите в разных общинах неодинаково. Однако и сегодня израильский школьник может читать Тору без словаря, так как разговорный язык Израиля — это продолжение древнего иврита с добавлениями некоторых современных слов и понятий и незначительным изменением синтаксиса.

2000 лет назад был разрушен Иерусалимский Храм, и евреев изгнали из Израиля. За несколько веков иврит практически утратил функции разговорного языка — на иврите писали, читали, но не говорили. Только в начале века произошел переворот: тысячи евреев, живших тогда в Эрец-Исраэль (где впоследствии появилось Государство Израиль), под влиянием группы энтузиастов из России, стали говорить на иврите. В том, что всего за 20-25 лет этот язык возродился как разговорный, многие евреи видят явное чудо, дарованное Всевышним. За всю мировую историю не было ничего подобного.

В течение долгого периода (закончившегося примерно полторы тысячи лет назад) литературным языком евреев был арамейский язык (арамит), близкий к ивриту и использующий тот же алфавит. На арамейском языке в то время велось изучение Торы, на нем написана Гемара1; есть и некоторые молитвы на арамите; так что и сегодня изучающий Тору еврей должен неплохо разбираться в арамейском языке.

В разных еврейских общинах до сих пор пользуются другими языками, которые принято называть еврейскими. Самый известный из них — язык ашкеназских общин — идиш, на котором говорят и пишут миллионы людей. Некоторые называют его «жаргоном» и «искаженным немецким», но не будем забывать, что на идише писали книги в древние времена, когда почти ни на одном европейском языке литературы еще не было. Для бабушек и дедушек большинства российских евреев идиш был родным языком.

Другие известные еврейские языки — это джудезмо, называемый также ладино-спаньолит (на нем говорят потомки испанских сефардов), горско-еврейский язык (язык евреев Кавказа) и др.

Названия еврейского народа

У еврейского народа — несколько имен, и у каждого из них — свое значение в традиции.
Еврей — на иврите «иври» — слово из Торы. Это название объясняют по-разному: от ивритского слова авар — «перешел» (или «пришел с другой стороны»), от того же корня «другой», «отличающийся»; от имени Эвер — одного из предков еврейского народа. Легко догадаться, что само слово «иврит» происходит от того же корня.

Израиль — на иврите Исраэль — имя, которое получил Яаков, один из праотцев еврейского народа. Собственно, евреи являются потомками Израиля (Яакова), поэтому встречаются также выражения: бней-Исраэль — сыновья Израиля, и Бней-Яаков — сыновья Яакова. Иногда также весь еврейский народ называют Бейт-Яаков — «Дом Якова».

Иудей — на иврите йеhуди — от Йеhуда, имени одного из сыновей Яакова, потомки которого — большинство современных евреев. От этого слова происходит название еврейской религии в европейских языках — иудаизм — и название языка идиш.

Еврейская земля

Несмотря на то, что на протяжении всей своей многотысячелетней истории евреи жили практически во всех уголках Земли — от Дальнего Востока до Аргентины, от Южной Африки до Скандинавии, от Австралии до Аляски ,— на свете есть только одна земля, которую традиция считает «еврейской». На иврите ее называют Эрец-Исраэль — Земля Израиля.

Эта земля, согласно традиции, была дарована Всевышним еврейскому народу. Здесь прошла большая часть жизни праотцев еврейского народа. На этой Земле до изгнания евреев существовало еврейское государство. Еврейские общины вне Эрец-Исраэль называются еврейской диаспорой («диаспора» в переводе с греческого — рассеяние).

Первые евреи

Первым евреем был Авраhам, живший около 3700 лет тому назад. Он, его сын Ицхак и сын Ицхака — Яаков называются в еврейской традиции праотцами еврейского народа. Жена Авраhама Сарра, жена Ицхака — Ривка, жены Яакова — Рахель и Леа — праматери евреев.

У Яакова было 12 сыновей: Реувен, Шимон, Леви, Йеhуда, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иссахар, Звулун, Йосеф и Биньямин. Потомки каждого из них создали собственные большие семьи — отсюда выражение «12 колен Израиля». Когда-то каждый еврей знал, потомком какого из этих
12 родов он является.

В то время, когда почти весь еврейский народ жил в Эрец-Исраэль, у понятия «12 колен» было и свое географическое значение. Дело в том, что при разделе Эрец-Исраэль каждый из этих родов получил свой надел. Однако названия наделов не идентичны списку имен сыновей Яакова: нет земли Леви и Йосефа, но есть земли Эфраима и Менаше. Почему?

Дело в том, что род Леви — левиты — стал родом священников. Они должны были жить между всеми родами и поэтому не получили земельного надела. Род Йосефа к тому времени разделился на два: Эфраим и Менаше по именам сыновей Йосефа, так что снова получилось 12 наделов земли.

Кто еврей?

Прежде всего, евреями были праотцы и праматери еврейского народа. Семьи 12 сыновей Яакова поселились в Египте. Примерно через два века их потомки вышли из Египта и приняли Тору. Все, стоявшие при этом у горы Синай, — евреи. Во всех последующих поколениях традиция считает евреем каждого, у кого мать — еврейка.

Кроме того, у любого человека есть возможность стать евреем, «присоединиться» к еврейскому народу. Это делается не автоматически, так как Тора не призывает весь мир перейти в еврейскую религию. Для того, чтобы пройти гиюр — процедуру перехода в еврейство — человек должен изучать Тору и доказать искренность своего желания: нельзя, например, принимать в еврейство человека, который делает это из материальных побуждений. Традиция категорически запрещает не только «насильственный гиюр», но и миссионерство с целью гиюра добровольного. Перешедший в еврейство называется гер. Были времена, когда гиюр был опасен, так как власти карали за него смертной казнью — еще в 18-м в. это происходило в Польше и России.

История донесла до нас имена многих людей, которые перешли в еврейство, а затем они или их потомки прославились в еврейском народе.

Данное выше определение «кого считать евреем» отражено и в законодательстве Государства Израиль.

Евреи сегодня

Какова численность евреев сегодня? На этот вопрос, как ни странно, точно трудно ответить. Причин тому несколько.

Во-первых, во многих странах — например, в США, Англии, Франции, где число евреев велико — по национальному признаку точной статистики не существует.

Во-вторых, в тех странах, где евреи подвергаются сегодня или еще недавно подвергались дискриминации и преследованиям, евреи зачастую пытались скрыть свое еврейство.

В третьих, там, где процессы ассимиляции были особенно сильны — как, например, на территории бывшего СССР — живет сегодня много людей, чьи матери (или матери их матерей) — еврейки. Эти люди по Галахе — евреи, но зарегистрированы в официальных документах неевреями.

Все это, конечно, осложняет попытки определить точное число евреев в мире. Однако его можно примерно оценить, используя данные местных общин, переписей населения, опросов и т.д. Согласно исследованиям, проведенным Иерусалимским университетом в 2000 г., на земном шаре проживают примерно 14 миллионов евреев. Примерно 30% из них — около пяти миллионов — живут в Государстве Израиль.

Самая большая община диаспоры — в США; она насчитывает примерно пять с половиной миллионов евреев. На втором месте в диаспоре — еврейство Франции.

В республиках СНГ (в первую очередь — в России и Украине) — проживает, по имеющимся данным, около полумиллиона евреев; учитывая процесс ассимиляции, можно предположить, что число это существенно выше.

Относительно большие еврейские общины имеются также в Англии, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Австралии.


1Гемара — свод дискуссий и анализов текстов Мишны. В обиходе термин «Гемара» часто обозначает Талмуд

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №71 > Еврейский народ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-12-02 04:31:20
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia