Тема второго дня площадки: «Евреи-предприниматели». Но, как известно, даже маленькая практика лучше большой теории, поэтому детям была дана возможность понаблюдать за работой настоящего предприятия. А именно — завода по производству консервированного зеленого горошка. Идея поехать на завод пришла в голову Инне Найдис, а ее муж — Петр Найдис — является директором фирмы, поддерживающей тесные отношения с этим заводом.
С утра вся многочисленная делегация (48 душ детей, не считая мадрихов) выехала на поле. Горошка там было — видимо-невидимо. К слову сказать, кроме горошка там еще много чего росло до нашего приезда, например, такие же зеленые помидоры.
Наевшись вдоволь сырого горошка и понаблюдав за работой комбайна, который этот самый горошек собирает и извлекает из стручков, дети с мадрихами отправились на завод, где, собственно, и происходит процесс консервирования. Рассказывать о технологическом процессе я не буду — узнайте лучше у специалистов. А то еще захотите сами построить завод по моим рекомендациям, а мне потом отвечать.
После ознакомления с заводом, детям выдали дюжину готовых пол-литровых баночек с горошком (это на 48 человек), которые они тут же и съели (консервные ключи самые предусмотрительные привезли с собой). После этого их минут пятнадцать не пускали в автобус. По понятным причинам.
Когда делегация прибыла на обед, радости детей не было предела — на первое был... гороховый суп. Ничего, многие его осилили. Как сказала потом Полина Блиндер, «жаль, что булочки на ланче были с повидлом, а не с горохом. Пекарня нас подвела.»
Ладно, хватит на сегодня с горохом. Тем более, что евреи-предприниматели занимались еще многим другим. Об этом мадрихи Юля Творилова, Саша Найдис и Алла Капулкина рассказывали детям в автобусе. За те полчаса, которые длилась дорога, они успели дать три лекции, а в перерывах — дать по голове некоторым деточками, чтобы они успокоились.
Рассказали, разумеется, о Ротшильдах (в частности, об одном из представителей клана Ротшильдов — Натане, который умер буквально несколько лет назад в Израиле), о Моше Монтефиоре, который первым начал (в 30-х гг. XIX века) строительство в Иерусалиме за городской стеной. Монтефиоре сдавал жилье за символическую плату, но в то время жить там было очень опасно, поскольку по ночам на дома, не защищенные городскими стенами, часто нападали бандиты. Он же построил в Иерусалиме первую больницу, аптеку и пригласил туда одного из лучших европейских врачей. Алла Капулкина рассказала об одесских евреях, которые в конце XIX века приехали в Палестину поднимать там сельское хозяйство.
Кроме Моше Гирша, который активно поддерживал идею переселения евреев в Аргентину и создания там еврейского государства, покупал там землю и оплачивал дорогу евреям из России, были господа Ротшильды и Моше Монтефиоре (и многие другие), которые, помимо других благотворительных проектов, помогали евреям обосновываться в Палестине. Кроме этого, была «инициатива снизу» — в Палестину ехала молодежь из обеспеченных семей: поэты, художники, в общем — творческая интеллигенция. Они собирались заниматься сельским хозяйством, не умея даже держать лопату в руках. После того, как они обожглись на первом своем опыте, стали открываться сельскохозяйственные школы — в Прибалтике, под Одессой (в 1924 г.), которые готовили людей для работы в Палестине. Выпускники этих школ — халуцим («пионеры») ехали уже подготовленными.
Приоткроем завесу таинственности над подготовкой материалов для этих лекций. Мы спросили об этом мадриха старшей группы Юлю Творилову:
— Скажи пожалуйста, как готовится материал на площадку?
— Очень просто. Берется ночь. Во время этой ночи не спишь практически ни одного часа. Читаешь материал. Если доживаешь до утра, то ты его на площадке потом рассказываешь.
— По каким критериям происходит отбор материала?
— Чтобы это было интересно детям, чтобы это было интересно нам, и чтобы это можно было переложить в доступной для детей форме.
— Ресурсов библиотеки вполне достаточно для этого?
— Также используются и Интернет-ресурсы.
Но вернемся ко второму дню площадки. После обеда были традиционные занятия. Традиционные, но не совсем — дети готовились к предстоящей съемке мультфильма. Что за мультфильм, спросите? Позвольте мне вас еще немного помучить и отложить рассказ о мультфильме до следующего выпуска.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.