16 век. Томас Мор пишет об острове Утопия. По одной версии перевода — «утопия» — несуществующая земля, по другой — благословенная земля, что, в общем-то, одно и то же. Четыре века человечество считало Утопию Мора неосуществимой мечтой так же как и идею о вечном двигателе (загляните в нашу антологию, «Дошкольное отделение»). Но евреи — народ настырный и немного «сдвинутый». Поэтому вдогонку уходящему тысячелетию в 1997 году они таки-да решили попробовать. Честно назвав это дело «Халом»1, они (т.е. мы — общинный центр «Мигдаль») открыли первый еврейский семейный лагерь. С тех пор «собачка успела подрасти» и нам есть что сказать.
Еврейский семейный лагерь, как и Утопия, обособлен. В таких условиях легче объевреиться: соблюдать кашрут, праздновать Шабат, читать вместе со всеми брахот и т.д.
Особый психологический климат помогает аборигенам творчески самовыразиться, осознать себя коллективно и ощутить некую свою принадлежность к еврейству.
Еще одна радость — здесь деточки наконец-то встречаются с родителями и узнают о них такое...
Часто ли можно увидеть маму или папу, легкомысленно играющими в подвижные игры, поющими и танцующими, сочиняющими стихи для капустника?
Как правило, в семейный лагерь попадают в первую очередь хаверим2 «Мигдаля», которые уже посещали занятия, вечера, выездные Шабаты и другие мигдалевские развлекаловки. Но этого мало: мы жаждем завлечь в сети еврейства и те семьи, которые впервые узнали о лагере из рекламных объявлений или по еврейскому телефону. Для них это пробный камень, и мы выложимся, чтобы сделать этот опыт запоминающимся и привести этих людей в общину.
Поэтому тайный заговор мигдалевских мудрецов многозадачен, как суперсовременный компьютер.
Для новичков лагерь — это возможность окунуться в еврейскую жизнь. Участники лагеря должны догонять3, что они делают и почему. Важно, чтобы русло лагерной жизни не иссыхало от скуки и однообразия.
Еще одна «головная боль» — объем и разнообразие образовательных программ.
Набив шишки и обкусав ногти, мы можем теперь легко доказать, что оптимальный срок продолжительности лагеря — семь дней.
Ну, во-первых, «семь дней сотворения мира» — почему бы и нам не попробовать?
Во-вторых, семьям удобно вырваться из дому и с работы «на недельку до второго».
В-третьих, неделя неизбежно включает в себя Шабат, что полезно и нам и нашим адептам.
Поэтому — имеем то, что имеем — всего семь дней на образовательные программы. Что можно сделать за такой срок и зачем? «Завсегдатаи» общинных программ попросту получат возможность продолжить то, что им интересно. А для новичков, уроки будут, так сказать, рекламными — они увидят, чем занимаются в этой башне4 из еврейской кости, и что собой представляет мигдалевидное еврейское образование. Как для тех, так и для других, появляется возможность познакомиться с чем-то новым. В дальнейшем это может повлечь за собой открытие новых общинных программ. (Происходит взаимоподпитка, когда — мы им, а они — нам.) А это — уже наши парнусы5, делающие жизнь «Мигдаля» более разнообразной и интересной.
И самый цимес6 семейных лагерей — сплочение общины и каждой отдельно взятой в лагерь семьи. Мы стараемся сделать это, развивая творческие способности, раскрывая внутреннее «я», снимая ложные комплексы и создавая коллективное сознание.
Жизнь еврейского семейного лагеря — очень чувствительный хрупкий организм. Сделать ее из мечты и утопии яркой реальностью — нелегкая задача даже для сплоченной и опытной команды.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.