БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Семейный лагерь > На старт, внимание, марш!
Оглавление

На старт, внимание, марш!

Не подумайте, что все три дня «семинаристы» заняты исключительно занятиями и самосовершенствованием. Ваше впечатление, увы, ошибочно.

В эти три дня дорабатывается программа и расписание, готовится представление мадрихов (у нас — в виде капустника) и все, что нужно для встречи основного заезда и проведения мероприятий первого дня, изготавливаются красочные таблички с названиями «улиц» и указатели.

Перед заездом участников оформляется территория лагеря: развешиваются таблички, украшаются залы и жилые комнаты (шарики, флажки) и т.д.

Разумеется, мы позаботимся и о постельных комплектах для всех участников лагеря. Проверим их наличие, разложим по комнатам. Сделаем предварительно вс?, чтобы поселение основной группы заняло меньше времени.

Люди обязательно почувствуют, что их ждут, а это уже что-то...

а. Особенности первого дня

Естественно, что первый день отличается от привычного течения лагерной жизни.

Во-первых, в зависимости от удаленности лагеря от вашего общинного центра (где, вероятно, вы соберете участников для отправления в лагерь), варьируется время прибытия, а, следовательно, и то, что вы можете успеть в этот день.

Итак, заезд и размещение участников. Скорее всего, возникнут какие-то накладки: кто-то захочет обменяться «квартирами», у кого-то может оказаться не укомплектована постель и тому подобное. Желательно обойти каждую семью и решить возникшие проблемы.

После того, как все утрясется, хорошо бы собрать всех для приветственной и напутственной речи, а также для ознакомления с дальнейшим распорядком.

Дальше вы, вероятно, займетесь кормежкой. И, в зависимости от оставшегося времени — развлекательная программа либо что-то другое, но очень интересное.

Если вам повезет и вы впишетесь по времени, то желательно сделать мадрихтайм на знакомство и предоставление информации по теме лагеря.

А вечером — представление мадрихов и развлекательная программа.

Несмотря на то, что люди, вероятно, устали в дороге и от прочих перипетий, мы стараемся сделать первый день ярким и насыщенным. От этого во многом зависит, как пойдет дальше лагерь.

б. Распорядок дня

Что такое распорядок дня, или расписание, мы с вами знаем еще со школьных времен. Существуют, правда, некоторые нюансы, поскольку наш распорядок увязывается с тематикой программы лагеря и учетом того, что наша публика — разновозрастная.

Мы составляем расписание в таком виде (это 2 и 3 дни):

Вторник Среда
Ктувим

7:00 Аэробика для желающих
7:30 Подъем
8:15 Утренние брахот
8:30 Завтрак
9:30-11:30 Отдых на море
12:00-12:45 Уроки в группах
13:00 Обед
14:15 Уроки в группах
15:10-16:50 M. Time, подготовка к вечернему представлению групп
17:00-17:15 Полдник
17:15-18:30 Отдых на море, спортивные игры, аэробика
19:00 Ужин
20:00 Представление отрядов
22:00 Отбой для детей
23:00 Отбой
23:15 Планерка

Шир аШирим

7:00 Аэробика для желающих
7:30 Подъем
8:15 Утренние брахот
8:30 Завтрак
9:30-11:30 Отдых на море
12:00-12:45 Уроки в группах
13:00 Обед
14:15 Уроки в группах
15:10 Уроки в группах
16:05 M. Time
17:00-17:15 Полдник
17:15-18:30 Отдых на море, спортивные игры, аэробика
19:00 Ужин
20:00 Игра
22:00 Отбой для детей
23:00 Отбой
23:15 Планерка

Теперь, собственно, сам распорядок дня и его особенности, так сказать, мелочи жизни. Так, например, при планировании расписания мы учитываем время на переход с урока на урок и на естественные потребности (почти школьная переменка). После пребывания на море потребуется время на душ и приведение себя в порядок (тут мадрихам придется загодя напоминать участникам, что пора завершить прием морских и солнечных ванн). При необходимости предусматриваем тихий час для малышей.

Для утренних брахот, если есть возможность, собираем всех на площадке, раздаем ксерокопии текстов.

Перед обедом мы совершаем омовение рук (нэтилат ядаим) и читаем благословение на хлеб. Делаем это только раз в день, чтобы не вынуждать людей есть хлеб чаще, чем они этого хотят. Ежели кто захочет, он может «понатилатиться» и перед другими трапезами. После обеда — Биркат а-мазон (благословение после еды).

День наполняется событиями до отказа, чтобы некогда было скучать.

в. Разграничение обязанностей — великая вещь

Каждый вечер после отбоя в директорское гнездо слетается вся стая: на разбор полетов — ежевечерние «план?рки» команды лагеря. Тронную речь по итогам и замечаниям дня держит директор. Затем мадрихи получают возможность поделиться своими впечатлениями, маленькими радостями и, будем надеяться, небольшими горестями и трудностями. Каждый из присутствующих должен получить возможность высказаться. Очень важно, чтобы при этом сохранялась атмосфера доброжелательности, доверительности и уважения друг к другу: общее и любимое дело вершим, господа!

Роль директора в этом оркестре.

Директор! — в сторону личные «приязни» и «не-», собственное настроение или, не дай Б-г, недомогание. Забудьте про раздражение. Сир, за вами страна!

И, пожалуйста, личное внимание каждому, взгляните на них и увидьте!!!

От патетики вернемся к прозе лагерной жизни. Завуч знакомит всех с расписанием на следующий день, напоминает тематику «завтра». Ид?т бурное обсуждение претворения темы «в жизнь».

Мадрихи скрупулезно записывают касающуюся их раскладку и излагают администратору свои материальные запросы в связи с расписанием (канцтовары, магнитофоны, клавишные инструменты, помещения или площадки и тому подобное).

Разграничение обязанностей — великая вещь. Если каждый знает, какой кусок его, и не суется в парафию коллеги (что отнюдь не исключает помощь в нужный момент), то трения и накладки сводятся к минимуму.

г. Психологические аспекты работы с участниками

Жизнь в нашем лагере идет четко по расписанию, которое обязательно для всех. Запрещено посещение участников близкими, как и поездки участников «на родину».

Таким образом, мы получаем, как сказали бы психологи, групповой процесс в замкнутом пространстве. Попробуем проанализировать, к чему это ведет и, почему мы настаиваем на упомянутых «неудобствах».

Кроме того, что посещение уроков и мадрихтаймов — это то, ради чего, собственно, все мы здесь собрались, человек, который игнорирует эти мероприятия, выпадает из темы лагеря и из своей команды. Не только он оказывается «не в курсе», но и группа не ощущает его своим, раз он «кошка, которая гуляет сама по себе».

Почему «колючая проволока» (запрет на общение с близкими)? Во-первых, если работа по раскрытию индивидуальности и сплочению группы идет успешно, то, встречаясь с людьми «извне», человек как бы возвращается к себе прежнему, к своим повседневным заботам. При этом возникает психологический конфликт внутри самого человека, а затем он обязательно отражается и на группе.

Теперь поговорим о процессах, происходящих в группе на протяжении всего лагерного срока.

За несколько лет работы мы наткнулись на одну закономерность: примерно в середине срока (а в нашем семидневном случае — на второй, третий день) в группе происходит «ломка». Могут возникнуть конфликты, деление на группы и т.д. В зависимости от того, как мы справимся с этим «трудным периодом», дальше пойдет либо наращивание положительного потенциала, либо спад. Кстати, такой же процесс в определенный момент может возникнуть и в «лагерной команде».

Вот что говорят мастера психологии:

«На ранних стадиях существования группы в поведении ее членов отражается их потребность во включенности в группу, то есть в обретении чувства принадлежности к ней и в достижении удовлетворительных отношений с другими. Позднее возникает потребность в контроле. На этой стадии появляются соперничество и стремление к власти, и члены групп вступают в борьбу за лидерство и доминирование. Наконец, на стадии зрелости группы, когда ее члены устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом, особое значение приобретают взаимное тяготение, партнерство, близость. На этом этапе преобладающей становится потребность в привязанности».

(Кьел Рудестам «Групповая психотерапия»)

Вероятно, процессы, происходящие в наших семейных лагерях, пусть не полностью, но вписываются в эту схему.

Какие мы обычно ставим перед собой задачи, работая с группой? Знакомство, раскрытие способностей, снятие, либо «сглаживание» комплексов, активизация и сплочение. Особенное внимание при этом уделяется вовлечению в общее дело новичков и малоинициативных участников.

Часто возникают проблемы с потенциальными лидерами. Во-первых, мы с вами заинтересованы в положительных лидерах, которые работают на сплочение, цементируя своей личностью групповой процесс, сглаживая конфликтные ситуации и разряжая накалившуюся обстановку. Ну, а если лидеров несколько? (А такое встречается часто.) Борьба на выживание? Или распад на группки?

Нелегкая задача для мадриха, но именно ему приходится брать процесс под контроль. Конечно, если в лагере имеется хороший психолог, его помощь, ой как, пригодится. Что происходит с «не-лидерами»? Смотрите, если мы с вами хорошо поработали, то человек раскрылся, обнаружил в себе новые резервы. Замечательно! Но вдруг что-то идет не так: то ли борьба в группе за лидерство, то ли личная неудача в каком-то деле или просто кто-то косо посмотрел... И тогда он начинает «играть назад» — закрываться, уходить в тень. Ему срочно требуется помощь! Замечательно, если группа сильна и сама справится с этим. Но чаще всего это наша с вами задача: исподволь выдвигать его на мадрихтаймах, уделять внимание, а иногда нужна и беседа.

Как в любом человеческом общежитии, в лагере не исключены и бытовые конфликты: кто-то громко веселится, перепутали, например, тазики, чей-то ребенок получил нагоняй от чужой мамы, и уж конечно, у детей поводов для взаимных обид хоть отбавляй. Нам с вами придется разбираться и с этим: психологический климат зависит от любых мелочей.

Так что, господа, ищите хорошего психолога или становитесь им сами.

д. Шабат

Ну что вам новенького поведать о проведении Шабата?

Мы не ставим перед собой задачу научить вас законам Субботы. Это без нас хорошо сделают раввины, преподаватели традиции, либо книги в ваших библиотеках.

Поэтому вам в основном преподносятся практические советы, добытые многотрудной, но радостной жизнью «Халомов».

Во-первых, неплохо бы предварительно ознакомить участников лагеря с особенностями и традицией этого праздника.

На Шабат распорядок дня несколько видоизменяется. Подъем немного позже, исключается купание на море. Время зажжения свечей рассчитывается так, чтобы все успели.

Перед организаторами лагеря этот день ставит сложную, но решабельную задачу: как сделать его праздничным, наполненным смысла и не скучным? Несколько практических советов.

Позаботьтесь о том, чтобы праздничных хал и виноградного сока хватило на всех (по нашему опыту две халы и две 0,75-литровые бутылки сока — на сто человек на один Кидуш, которых, как вы понимаете — два), не забудьте о соли и, конечно же, вы помните о свечах. (Мы также не забываем, что девочки зажигают одну свечу, а замужние женщины — минимум две.)

1. Зажжение свечей

Внимание!!! Зажигать свечи можно только до определенного времени, поэтому дисциплина и здесь имеет огромное значение.

Заботясь о субботнем «настрое», неплохо бы, чтобы участники лагеря имели с собой субботние праздничные одежды. Это поможет придать нашему празднику особую атмосферу.

Необходимо заранее распределить обязанности, а именно: подготовить человека, который будет читать Кидуш (мужчину-еврея, в возрасте бар-мицвы и старше), людей, которые будут читать благословения с каждой женщиной, зажигающей свечи.

Между зажжением свечей и Кидушем у нас с вами остается около сорока минут свободного времени.

Чем же его занять???

Потанцуем под аккомпанемент собственного пения!

Мы, ведь, были «умными» «до того» и выучили на уроках музыки песни, а на уроках танцев — танцы, которые впоследствии «случайно» завалялись в кустах на подходящий случай.

2. Кидуш

Согласно еврейской традиции, по капле вина или сока должен выпить каждый, кто слушает Кидуш. (Сок либо вино обязательно должны иметь знак, подтверждающий кашерность.)

Как это сделать быстро и гигиенично для всех?

Запасемся одноразовыми стаканами, раздадим их каждому посемейно и разольем вино.

Существует обычай, что кидушный бокал не должен опустеть до окончания Кидуша: в него необходимо постоянно доливать вино из бутылки, наливая затем в стаканчики.

3. Нэтилат ядаим — омовение рук перед едой

Вы, конечно, не забыли для этого приготовить специальные кружки, а если забыли, то можно воспользоваться другими ?мкостями.

В связи с тем, что от «нэтилатящихся» потребуется длительное молчание (в ожидании завершения всеми процедуры омовения и до произнесения благословения на хлеб), процесс может стать изнурительным для всего лагеря, а может превратиться в некое интересное действо.

Как, например, справляемся с данной проблемой мы:

а) Отбираем группу активистов, которые «моют руки» всему лагерю, в то время, как другая группа говорит с «помытыми» соответствующую браху (благословение), после которой необходимо молчать вплоть до того, как тебе дадут кусочек долгожданной халы — еврейского праздничного хлеба.

б) Один из участниковов лагеря «моет руки» первым и встречает остальных хлопками в ладоши. Он отхлопывает определенный несложный ритмический рисунок, который подхватывают остальные «помытые».

Этот рисунок может затем усложняться, набирая темп, но помните: за вами должны успеть и взрослые, и малыши. Азартно отхлопывая витиеватый ритм, весь лагерь обретает цельность.

И уже ни у кого нет ни желания, ни времени на разговоры.

в) Мадрихи выстраивают всех в полукруг вокруг стола с халами. Звучит благословение на хлеб. (На столе в это время лежат открытые халы, хлебный нож и соль.) Кусочки хал, макнув в соль, раздают всем. Хорошо бы после Кидуша сразу сделать трапезу — праздничный ужин с тортами и прочими «вкусностями» на закуску, но, если после Кидуша не следует ужин (ввиду позднего времени) — приготовьте угощение и вы не пожалеете!!!

Субботнее застолье имеет свой неповторимый шарм.

Весь последующий субботний день нужно тщательно продумать и распланировать.

В расписание можно включить уроки по истории, традиции, литературе и психологии. С музыкой и танцами придется повременить до hавдалы. Но об этом позже. Вы, наверное, знаете фразу: «Кто живет в соответствии с Недельной главой Торы, тот живет в ногу со временем». Так вот, настоятельно рекомендуем обсудить во всех группах Недельную главу Торы. Естественно, обсуждение должно быть адаптировано для разных возрастных групп.

Не забудьте о том, что днем перед обедом необходимо совершить дневной субботний Кидуш с последующей процедурой омовения рук и благословения на хлеб.

В этот день вы можете запланировать часы отдыха для участников, даже тихий час, но такой продолжительности, чтобы это не вылилось в скуку.

Если лагерь расположен в живописном месте, а это, скорее всего так, можно совершить прогулку.

Хороши и игровые мероприятия, но осторожно! Не нарушайте правила Субботы!!!

Даже мадрихтаймы могут быть с особым «субботним вкусом». Например, в старших группах можно провести дискуссию на тему: «Евреи хранили субботу или суббота хранила евреев?». Что касается младших, то здесь уместны игры — инсценировки детских литературных произведений, посвященных субботе, либо отрывков из ТаНаХа, с последующим обсуждением сюжета, персонажей. Можно также обсудить и игру «актеров», чтобы было веселей. А для того, чтобы не нарушить Субботу, к мадрихтайму необходимо подготовиться заранее, и все, что необходимо, написать и нарисовать до наступления Субботы. Если возникают трудности в постановке инсценировок (например, в группах младшего возраста), то «представление» могут подготовить сами мадрихи, а обсуждение вести уже всей группой. Желательно, чтобы оно было с юмором. Для Субботы также подойдут ролевые игры, не требующие нарушения Субботы.

Ну и, наконец, вечер, стемнело, пора приступать к hавдале — «отделению Субботы от будней».

Текст hавдалы можно прочесть в сидуре, а еще вам понадобится специальная свеча для hавдалы, благовония, и сок или вино, кошерное, естественно. В отличие от Кидуша, сок пьет только тот, кто совершает hавдалу.

Ну, а после hавдалы можно приступить к обычному вечернему мероприятию. Слово «обычное» здесь употребляется в значении «несубботнее», а мероприятия уж мы стараемся сделать уникальными и необычными.

Вечер необходимо спланировать в зависимости от того, насколько поздно закончилась Суббота. А так как летом Суббота заканчивается поздно, то мероприятие должно быть не очень длительным. По нашему опыту, вечер должен быть подготовлен мадрихами, и заранее, т.к. участники не смогут подготовить вечер непосредственно в Субботу.

е. И был день, и был вечер

В течение дня мы с вами лезем из кожи вон, чтобы в неординарной и эмоциональной форме ввести участников в тему дня. Сначала материал подается на занятиях, а затем, когда всем сообщается, в какой форме в этот день пройдет вечер, на мадрихтайме и в свободное время информация может быть проработана или дополнена. (Это при условии, если вечернее мероприятие требует от участников предварительной подготовки.) Причем, желательно, чтобы на мадрихтайме по подготовке к вечеру побольше инициативы принадлежало участникам, а мадрихи по возможности помогут и подправят.

Вечером роли меняются. Зачастую мы становимся зрителями и можем наблюдать «плоды наших трудов».

И, если днем занятия ведутся по возрастным группам, то вечером — есть варианты. Вечернее задание может быть предложено либо семьям, либо группам, состоящим из нескольких семей и студентов (мы стараемся так подобрать группы, чтобы в них возраст детей варьировался), либо все-таки по возрастам.

Вечерние мероприятия интересны не только тем, что происходит «отдача» того, что накоплено за этот и предыдущие дни. Родители, и дети видят друг друга с новой стороны, которая, может быть, была невостребована в домашней обстановке. Работая в одной команде, они помогают друг другу и обмениваются полученной информацией. Если в «вечерней команде» дети разных возрастов, то они знакомятся ближе, завязываются дружеские отношения. Все это укрепляет не только семейные отношения, но и всю нашу общинную семью.

После всех этих вечерних событий, если остается время до отбоя, его можно заполнить различными «развлекалочками», где опять же возраст — не помеха, как для маленьких, так и для старших.

День

Как мы уже упоминали, цикл занятий выстраивается согласно выбранной теме лагеря и теме конкретного дня. Но при подаче выбранного материала нам придется пройти между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что все-таки уроки, проводимые в лагере, так сказать, рекламные. И, с одной стороны, если давать информацию достаточно глубоко, то «непосвященные» почувствуют себя некомфортно и заскучают. С другой стороны, для тех, кто уже посещал общинные занятия, «разжеванный» материал тоже может явиться поводом для скуки. Вот и вертитесь! Как нам кажется, некоторый люфт в этих обстоятельствах дает выбор темы. Но здесь другая опасность: сможем ли мы вернуться к ней на наших общинных занятиях? Вот и приходится идти по лезвию бритвы: завлечь, но недокормить. Такой подход, кроме того, оставляет возможность пытливым слушателям позже (особенно при подготовке к вечернему циклу) обратиться к литературе и найти ответы на зародившиеся вопросы.

Еще один козырь, который позволяет сделать уроки не похожими на те, к которым привыкли хаверим, это то, что занятия проводятся на «свежем воздухе». С одной стороны, это расхолаживает (и тут надо думать о выборе места), с другой — дает возможность провести урок в игровой форме, активизировать внимание за счет движения и эмоций.

Практические занятия в лагере тоже приобретают несколько иную направленность и эффект. Так, если на факультативных занятиях по ИЗО обычно «творцы» вольны в выборе темы, то здесь, после подачи информации предлагается направить свою фантазию в определенное русло. И очень интересно потом, устроив выставку, увидеть, как по-разному каждый воспринимает и интерпретирует один и тот же материал.

Тот же эффект демонстрации достигнутых результатов происходит с музыкальными и танцевальными занятиями. Уроки проходят в разных возрастных группах и основываются на возрасте и уровне подготовленности участников. И вот, вечером, на так называемой «еврейской дискотеке», каждому предоставляется возможность самовыразиться в танце и песне. Как радостно, когда родители и их дети от мала до велика становятся в общий круг!

Ну, а если преподаватели музыки и танцев «сговорились», то «чисто случайно» оказывается, что танцевать можно под собственное пение. И в Шабат, когда не воспользуешься магнитофоном, никто не скучает без музыки — хоровое пение едва ли хуже магнитофонного, и уж точно эмоциональнее.

Вечер

Как и вся программа лагеря, вечерние действа тоже имеют свою динамику и логику.

Так как в первый вечер участникам еще нечем блеснуть, то мы берем инициативу на себя. Это может быть представление команды мадрихов, развлекательно-познавательная игра или что-то еще.

Ко второму вечеру у участников уже имеется некий дневной опыт и свершившееся знакомство. Поэтому им уже есть, чем и о чем творить. Они могут подготовить представления своих команд или в различных формах выразить свои ожидания и начальные впечатления от лагеря.

Можно построить лагерь и так, что на один из первых вечеров выпадет Шабат. Для подготовленной аудитории это неплохо, тем более что снимается «непосильная» нагрузка с ночи (после Шабата) подготовки заключительного мероприятия. Для новичков же, не готовых оценить прелесть и торжественность субботнего вечера, такая планировка может оказаться расхолаживающей и даже несколько разочаровывающей.

Последующие вечера можно смело строить на полученной участниками информации. Это могут быть представления или другие импровизации на заданную тему. Так, например, если тема лагеря «Мы евреи из...», то можно предложить командам представить в лицах этих самых «евреев из...». В зависимости от заданной темы, это могут быть представления колен израилевых, или выборы Шломо или что еще вам придет в голову, импровизируя на заданную тему.

Но ежевечерние представления могут надоесть и охладить пыл авторов и исполнителей. Поэтому для разрядки неплохо в один из вечеров предложить участникам игру, опять же используя накопленный материал. Под это могут быть адаптированы уже известные игры, как рулетка, «Что, где, когда», «Счастливый случай» и т.д. А можно придумать что-нибудь свое, новенькое.

Интересной, но и рискованной может быть какая-то ночная задумка. Рискованной, потому что попробуйте-ка разбудить людей ночью и предложить им что-то тривиальное. Это обязательно должно быть захватывающее эмоциональное действо. Тут можно вспомнить опыт пионерских лагерей с игрой «Зарница» (но задачи у нас с вами, конечно, несколько иные). Ночью хороши всякие световые и звуковые эффекты. И даже естественные светила и погода могут быть учтены и использованы. А иногда случай (или нечто другое?) сам подыгрывает нам. Так после одного из таких ночных приключений нас спрашивали, как удалось подсветить стоящий на рейде корабль и заставить петь птиц. А в другой раз солнце показалось из моря как раз к началу представления (вы знаете, как достичь такого эффекта, не правда ли?).

Ну и само собой разумеется, что заключительный вечер должен быть кульминационным итогом лагеря. Да и весь день может стать этим итогом. Это могут быть выставки работ, стенгазеты, капустники, прощальное застолье — в общем фейерверк событий, эмоций... А может и вправду фейерверк?


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Семейный лагерь > На старт, внимание, марш!
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:36:28
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов