БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Семейный лагерь > Вся книга для печати
Оглавление

Семейный лагерь

Одесса, 2000 г.

Методическое пособие отражает 4-хлетний опыт проведения центром «Мигдаль» семейных лагерей «Халом». Пособие содержит, как практические советы по организации лагеря, его распорядка, так и раздел, посвященный подготовительному семинару для команды, работающей в лагере.

Оглавление

  • Еврейская Утопия
  • Планирование лагеря и бюджета
  • «Лагерная» команда
  • Мадрих и мадрихтайм
  • Участники лагеря
  • Тяжело в учении... чуть полегче в лагере
  • На старт, внимание, марш!
  • Итоги лагеря
  • Приложение. Игры.

Еврейская Утопия

16 век. Томас Мор пишет об острове Утопия. По одной версии перевода — «утопия» — несуществующая земля, по другой — благословенная земля, что, в общем-то, одно и то же. Четыре века человечество считало Утопию Мора неосуществимой мечтой так же как и идею о вечном двигателе (загляните в нашу антологию, «Дошкольное отделение»). Но евреи — народ настырный и немного «сдвинутый». Поэтому вдогонку уходящему тысячелетию в 1997 году они таки-да решили попробовать. Честно назвав это дело «Халом»1, они (т.е. мы — общинный центр «Мигдаль») открыли первый еврейский семейный лагерь. С тех пор «собачка успела подрасти» и нам есть что сказать.

Еврейский семейный лагерь, как и Утопия, обособлен. В таких условиях легче объевреиться: соблюдать кашрут, праздновать Шабат, читать вместе со всеми брахот и т.д.

Особый психологический климат помогает аборигенам творчески самовыразиться, осознать себя коллективно и ощутить некую свою принадлежность к еврейству.

Еще одна радость — здесь деточки наконец-то встречаются с родителями и узнают о них такое...

Часто ли можно увидеть маму или папу, легкомысленно играющими в подвижные игры, поющими и танцующими, сочиняющими стихи для капустника?

Как правило, в семейный лагерь попадают в первую очередь хаверим2 «Мигдаля», которые уже посещали занятия, вечера, выездные Шабаты и другие мигдалевские развлекаловки. Но этого мало: мы жаждем завлечь в сети еврейства и те семьи, которые впервые узнали о лагере из рекламных объявлений или по еврейскому телефону. Для них это пробный камень, и мы выложимся, чтобы сделать этот опыт запоминающимся и привести этих людей в общину.

Поэтому тайный заговор мигдалевских мудрецов многозадачен, как суперсовременный компьютер.

Для новичков лагерь — это возможность окунуться в еврейскую жизнь. Участники лагеря должны догонять3, что они делают и почему. Важно, чтобы русло лагерной жизни не иссыхало от скуки и однообразия.

Еще одна «головная боль» — объем и разнообразие образовательных программ.

Набив шишки и обкусав ногти, мы можем теперь легко доказать, что оптимальный срок продолжительности лагеря — семь дней.

Ну, во-первых, «семь дней сотворения мира» — почему бы и нам не попробовать?

Во-вторых, семьям удобно вырваться из дому и с работы «на недельку до второго».

В-третьих, неделя неизбежно включает в себя Шабат, что полезно и нам и нашим адептам.

Поэтому — имеем то, что имеем — всего семь дней на образовательные программы. Что можно сделать за такой срок и зачем? «Завсегдатаи» общинных программ попросту получат возможность продолжить то, что им интересно. А для новичков, уроки будут, так сказать, рекламными — они увидят, чем занимаются в этой башне4 из еврейской кости, и что собой представляет мигдалевидное еврейское образование. Как для тех, так и для других, появляется возможность познакомиться с чем-то новым. В дальнейшем это может повлечь за собой открытие новых общинных программ. (Происходит взаимоподпитка, когда — мы им, а они — нам.) А это — уже наши парнусы5, делающие жизнь «Мигдаля» более разнообразной и интересной.

И самый цимес6 семейных лагерей — сплочение общины и каждой отдельно взятой в лагерь семьи. Мы стараемся сделать это, развивая творческие способности, раскрывая внутреннее «я», снимая ложные комплексы и создавая коллективное сознание.

Жизнь еврейского семейного лагеря — очень чувствительный хрупкий организм. Сделать ее из мечты и утопии яркой реальностью — нелегкая задача даже для сплоченной и опытной команды.


1 Халом — мечта (иврит), т.е. то же самое, что утопия, только еще красивее.
2 хаверим — те, кто уже прописался в «Мигдале».
3 догонять — (перевод для будущих поколений, незнакомых с современной лексикой) это когда человек, если не сразу, так потом понимает, что с ним сделали.
4 Мигдаль — башня по-еврейски (иврит).
5 парнуса — небольшой навар, прибыль, или выгода.
6 цимес — очень вкусное сладкое блюдо из фасоли либо моркови, которое сейчас мало-кто ест, но все знают, что это «самое то!».

Планирование лагеря и бюджета

Ох, нелегкая это работа... Господа директора, мы вам сочувствуем и только потому делимся своими шишками и ляпами. Давайте посмотрим, во что это может вылиться.

Перво-наперво — «где», «когда», «каким образом», ну и договорчик-с! В него надо постараться втиснуть все случаи жизни, чтобы потом не кусать родные локти и подвернувшиеся конечности остальных участников процесса. Оговариваем принадлежность каждого имеющегося строения и всей территории в целом. Выясняем, за что платим — за имеющиеся залы и площадки поименно или оптом. Платим за аренду или это входит в стоимость проживания и питания. Особо оговариваем отсутствие посторонних на базе, количество и места обитания персонала. Телефон, охрана, освещенность территории и помещений. Белье, вода, душ, туалеты — тоже попадают в сферу нашего пристального внимания. Если удается наладить кашрут — это особый кусок пирога и довольно весомый.

Итак, мы вносим в смету, сколько стоит весь этот паровоз (т.е. база). Да, кстати, поскольку лагерная команда выезжает на три дня раньше (на подготовительный семинар), учитываем и эти расходы.

Засим — транспорт. Нужен транспорт для вывоза команды и оборудования. Автобусы для доставки и «отставки» участников. Машина с водителем (лучше, если можно использовать кого-то из команды) в постоянной досягаемости, а водитель — в постоянной трезвости. Иногда выгоднее доставить лектора на занятия (если он не в команде) из города, чем платить за его проживание и праздношатание. Естественно, что бензинчик для доставки пойдет в смету.

Инвентарь. Подарки и призы для участников, литература для занятий и призов, канцтовары и материалы для поделок, аптечка. Если нет своего музыкального оборудования (магнитофоны для побудки и уроков танцев, музыкальные инструменты, мегафон и прочее) придется платить за аренду такового.

Удобно, при необходимости, вывезти с собой разборные пластмассовые столы и стулья, зонтики от солнца, вентиляторы для занятий в плохо проветриваемых помещениях.

Деньги для угощения на Шабат, свечи (очень рекомендуем свечи-таблетки в алюминиевой подставке, тогда отпадает необходимость в подсвечниках).

А также N-ая сумма на непредвиденные расходы (поломка автобуса, оборудования и т.д.).

У вас также появится некоторый приход от цдаки1, которую внесут участники лагеря (очень важно, чтобы они оплатили хотя бы часть расходов по лагерю, потому что «халява» порождает необязательность). Эти деньги можно использовать на какую-либо ценную и полезную покупку (скажем, на магнитофон, чайник или нечто другое), предъявив впоследствии участникам-«меценатам», на что пошли их деньги.

И еще одну вещь желательно учитывать, планируя лагерь. Для семидневного лагеря, как показывает наш опыт, заезд удобно делать в понедельник. Дело в том, что Шабат лучше праздновать к концу смены, когда участники эмоционально и интеллектуально готовы к его празднованию. Но, с другой стороны, нежелательно, чтобы это был последний день. Иначе участникам будет сложно подготовиться к заключительному «капустнику» (невозможность записывать тексты и включать электроинструменты в Шабат). Поэтому, начав смену с понедельника, вы подгадаете заключительный аккорд к воскресенью.

а. Требования к территории и расположению лагеря

Выбирая базу для проведения лагеря, хорошенько осмотритесь. Хорошо бы, чтобы красоты природы (лес, речка, море) прилегали к территории базы, так как утомительные походы в программе лагеря не запланированы.

Четко выясните количество жилых помещений (какие из них заняты местным персоналом) и число спальных мест в каждом, наличие площадок и залов, санузлы, их состояние и наличие воды.

Проясните вопрос со столовой и питанием.

Найдите опасные (грозящие травмами) участки и решите вопрос их обезвреживания.

Вечернее освещение местности и места проведения общих сборов. А также места для занятий и тень в таковых (веранды или навесы) в дневное время.

Решите вопрос с постельным бельем, тазиками и вениками.

Определитесь с посадочными местами (стулья, скамейки, столы).

Проясните количество калиток, ворот и огороженность территории.

Непременное условие — отсутствие посторонних отдыхающих на базе.

Затем займитесь «расселением». Предпочтительно, чтобы место проживания руководства вашего лагеря находилось в максимально удобной центральной точке.

Мадрихи живут отдельно от участников, чтобы не будить их, возвращаясь с планерки и прочих мероприятий, а также для сохранения некой дистанции: ученик — педагог.

Теперь «поселите» каждую семью, учитывая психологические особенности, возраст детей и дружеские связи.

б. Разработка программы лагеря

Как выбрать программу? Чем руководствоваться? Наверное, чаяниями и подготовкой основной аудитории, то есть теми, кто уже посещал общинные программы. Хотя, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов и новичков. Вот и приходится вертеться, учитывая все интересы. И тем не менее, мы стараемся подобрать актуальный пласт, который будет интересен большинству аудитории.

Поскольку программа целостная и рассчитывается на весь период, то она должна быть достаточно многоплановой. Но существует опасность, что если мы возьмемся за чрезмерно объемную тему, то не уложимся во временной отрезок проведения лагеря.

И немаловажный вопрос при подготовке программы, достаточно ли подготовлен персонал к работе на заданную тему. Хотя, если заняться выбором программы заранее, вероятно, можно найти необходимую литературу и быть во всеоружии.

Вот несколько тем, которые мы уже «испытали» на халомовском полигоне: «Еврейский год», «От сотворения мира до современного Израиля» (отправные точки еврейской истории), «Цикл жизни», «Евреи диаспоры, или Мы евреи из...», «Личности в еврейской истории». А вы можете дополнить этот перечень.

Теперь поговорим немного о тематическом планировании лагеря.

Планируем мы с вами сразу на весь период лагеря. Как уже упоминалось в разделе «Мадрих и мадрихтайм», мы планируем по горизонтали и вертикали. Что это значит?

Каждый день имеет свою тему, которая логически и концептуально связана с общей темой лагеря. День строится так, чтобы восприятие темы и вживание в нее происходило по нарастающей. (Подача информации, разработка ее и воплощение на практических занятиях). Кульминацией каждого дня служит вечернее представление, в котором участники используют полученную за день информацию и эмоциональный посыл. Это и есть вертикальное планирование.

С другой стороны, мы стремимся к тому, чтобы все наши усилия по развитию темы лагеря и работе с группой, к последнему дню достигли кульминации. И на вечернем капустнике либо другом итоговом вечере, мы и участники лагеря пожинаем плоды своей бурной и плодотворной деятельности. По тому, насколько хорошо раскрыта тема, насколько группа выступает командой, можно судить о результатах. И очень хочется, чтобы этот заключительный праздник достиг максимального эмоционального эффекта. Вот такое движение — от первого до заключительного дня — назовем горизонтальным планированием.

в. Необходимый инвентарь

Когда разработана программа лагеря и произведен учет имеющегося инвентаря на базе, можно приступить к сборам.

Кое-что мы уже упоминали и все же повторимся.

Литература для персонала и участников по теме лагеря, подарочные и призовые книжные наборы.

Ксерокопии текстов песен, молитв и пр.

Канцтовары, плакаты, флажки, шарики для оформления территории и помещений.

Призы (ценные и не очень, но много — так, чтобы на всех хватило).

Музыкальное, видео- ,фото - оборудование: магнитофоны, звукоусилители, музыкальные инструменты, мегафон, а по возможности,телевизор и компьютер, видеокамеру и фотоаппарат (кассеты и пленки к таковым), удлинители, тройники и т.д. и т.п.

Пластмассовая мебель, одноразовая посуда, кружки для омовения рук, свечи, скатерти для Шабата. Ну что еще? Подумайте.


1 Цдака и Принцип Цдаки. Буквальный перевод слова цдака — «оказание справедливости», а вовсе не «милостыня». На иврите слово цдака отражает один из фундаментальных принципов иудаизма: все, что у меня есть, я получил от Всевышнего, на самом деле Он — подлинный хозяин моего достояния, и раз Он предписывает мне делиться с моим братом-евреем, я должен делать это с радостью. И не имеет никакого значения, соответствует это моей натуре или нет. («Шульхан Арух» — свод еврейских законов.)

«Лагерная» команда

Боевой экипаж «лагерной» команды — административное звено, педагоги и мадрихи. Мадрихов должно быть по два на каждый отряд, потому что мадрихи тоже люди и, увы, подвержены человеческим заболеваниям. Кроме того, если один мадрих занят (например, у него урок в «чужом» отряде), то другой «подхватит знамя». Ну и что еще немаловажно — вдвоем все-таки легче грудью на амбразуру (особенно, если отряд большой и разношерстный).

Административное звено — директор, администратор (хозяйственник), завуч (руководитель образовательных и развлекательных программ).

Для проведения лагерных программ требуются «спецы», такие как преподаватели иудаизма, иврита, истории, литературы, танцев, музыки, ИЗО, а также психолог. Однако желательно, чтобы мадрихи и администрация могли хотя бы частично совмещать эти роли. Потому что наличие в лагере людей, узкоориентированных и праздношатающихся, создает дискомфорт. У них оказывается много свободного времени, они выпадают из общего режима и в результате — из команды, а команда перестает чувствовать их плечо.

Конечно, совмещение смежных специальностей порождает некоторые неудобства, такие, как занятость мадриха в момент свободности его отряда, перегрузки и отсутствие свободного времени. А кто сказал, что еврейский семейный лагерь — это легко? Зато — адреналинчик!.. Где еще так подзарядишься?

Ну, а если всерьез, то дело команды свести все накладки к минимуму.

Кроме вышеобозначенных товарищей, в персонал лагеря входят водитель, медик (если таковые не найдутся среди участников или мадрихов (и тут экономия!), охрана и кухонный персонал. Но они явно справятся со своими обязанностями без семинара. Поэтому их не считаем.

Мадрих и мадрихтайм

Несомненно, что уважаемые директор, завуч и администратор — персоны, важные и, можно сказать, заглавные в системе построения лагерной жизни. Но обратимся к роли скромного труженика-мадриха.

«Мадрих» — в переводе с иврита означает «указывающий дорогу». Чувствуете, да?

Каким он должен быть, этот «указатель»? Это очень просто — всего лишь семь пядей во лбу, или семь «все»: все знающий, все слышащий, все видящий, всегда улыбающийся, все понимающий, все умеющий и все успевающий.

Мадрихи будят (в прямом и переносном смыслах) участников, «доставляют» на занятия и другие мероприятия, общаются (кстати, обязательно присутствие на родительских или детских посиделках), вдохновляют и помогают писать капустники, утрясают недоразумения (если имеются) и многое, многое другое...

Кроме всего этого у них есть строго отведенные часы для работы с группой — мадрихтаймы. Что это такое и с чем это едят?

Мадрихтайм — это работа с группой, во время которой поставленные задачи решаются, как правило, в форме ролевых игр (хорошо бы в форме игры проводить и некоторые уроки). Кроме того, мадрихтайм может быть посвящен текущим вопросам, таким, как оформление группы (название, девиз, эмблема...), подготовка к вечернему мероприятию и т.д. Иногда на мадрихтайме дается информация по теме дня, если в силу перегруженности учебного расписания, в этот день не было урока, посвященного этой теме. И тут вам карты в руки — можно сделать это интересно и нетривиально: например, не раскрывать тему сразу, а в форме игры или диалога подвести участников к искомому выводу.

Планируя свои задачи на текущий день, мадрих учитывает не только тему и состояние группы в этот день (так сказать, вертикально, т.е. линию сегодняшнего расписания). Хорошо бы учитывать уже прожитый кусок и маячащие впереди вершины (горизонталь, если иметь в виду общую ежедневную картину). Попробуем детализировать сей туманный отрывок. Каждый лагерный день имеет свое расписание занятий и тему дня. В конце дня — вечернее мероприятие, которое является кульминацией, как по теме, так и по психологическому уровню, достигнутому группой. Но ведь мы последовательно движемся к последнему дню, который покажет, чего мы стоим. Вот и хочется, чтобы, набирая обороты, к концу лагеря команда достигла апогея, интеллектуального и морального.

Теперь поговорим о «несерьезном» — об играх. Игры для мадрихтаймов чрезвычайно разнообразны, в зависимости от ставящихся в них задач: игры на знакомство, на углубление знакомства, игры на деление по подгруппам, сплочение группы, выявление и развитие способностей (как творческих, так и социальных), активизация группы, демонстрация процессов в ней... и чего вам еще придет в голову.

Конечно, в течение одного мадрихтайма можно решить сразу несколько задач, «проиграв» их в логической последовательности. Кроме того, одна и та же игра может быть нацелена на достижение многопланового эффекта. Поэтому деление игр на виды несколько условно, но все же для лучшего представления, что и как играть, загляните в наше приложение.

К игре нужно готовиться. Кроме подготовки необходимого для игры оборудования, хорошо бы тщательно проанализировать, какой эффект (тривиальный или неожиданный — вот где пригодится психолог!) может она произвести на группу и на каждого участника в отдельности, как вести себя в незапланированной ситуации. Иногда прямо по ходу игры можно изменить ее правила с учетом особенностей конкретной группы.

При выборе игры стоит принять во внимание количество и возраст участников, общественную структуру группы, условия безопасности и погоду.

Многое зависит от умения мадриха «донести» до группы правила игры (ясно и кратко). Если правила трудно объяснить, лучше продемонстрировать их на примере. И, как хороший режиссер, мадрих должен вовремя закончить игру, не дав ей стать скучной.

Не желательно играть в игры на выбывание, что порождает аутсайдерство и «шатание» выбывших.

Ну, и про бикфордов шнур — это вы, господа мадрихи, вам «гореть», чтобы «зажечь» играющих. Ваше настроение и увлеченность «делают» игру.

Играть ли мадриху самому или наблюдать со стороны? В зависимости от ситуации. Если не играть, то у группы может возникнуть ощущение, что сам мадрих не готов делать то, на что он толкает участников. Ну а как тогда наблюдать процессы? Решайте сами, но зачастую лучше быть «внутри».

Ну и для закрепления навыков мадрихам предлагается к следующему семинарскому занятию представить свой образчик мадрихского искусства — мадрихтайм на заданную тему.

Фантазия и изобретательность — это как раз то, что нам надо.

Участники лагеря

Незавидна участь секретаря в период набора участников лагеря. После появления объявлений, народ идет и звонит косяком. Причем хаверим, как правило, не торопятся, они думают, что успеют.

Вся виртуозность секретарской работы на данном этапе в том, чтобы, никого не обидев, уметь твердо отказать людям преклонного возраста и с плохим состоянием здоровья. Им будет трудно выдержать темп и нагрузку лагерной жизни, потому что лагерь — это не только отдых но и напряженная работа.

Реальным основанием занесения желающих в список является уплаченная цдака. Бывают случаи, что у семьи нет материальной возможности внести цдаку. Каждый такой случай рассматривается отдельно и, как правило, решается положительно. Зачастую нелегко убедить нуждающегося человека воспользоваться льготой.

Так как количество мест в лагере ограничено, создаются резервные списки в зависимости от времени поступления заявок. Родителям разъясняется, что ответственность за их детей, когда они вне занятий полностью лежит на них, что не освобождает и нас с вами от таковой. Если все-таки в лагерь берется несовершеннолетний участник без родителя (очень редко и по веским причинам), родитель пишет разрешение, и этот ребенок отдается на попечительство конкретного человека.

Тяжело в учении... чуть полегче в лагере

Кадры решают все! Но их сначала надо закадрить. Для того чтобы сказку сделать былью, необходимо тщательно подготовить все чудеса и природные явления. Потребуется время на подготовку программы, подбор литературы и инвентаря. «Лагерная» команда должна все испробовать на себе и проработать все тривиальные и пиковые ситуации. Как правило, трудно сохранить состав команды из года в год. Кроме того, необходимо «взращивать» новые кадры. Поэтому семинар по проведению семейных лагерей — дело семейное, тонкое и жизненно важное. Поэтому мы практикуем трехдневный подготовительный семинар для всей команды. Программа семинара завязана, как на работу со всей командой, так и на проработку по звеньям: могут у людей быть свои маленькие профессиональные секреты и по-классовые интересы. Но песни, танцы и уроки — всем (нечего отсиживаться — каждый должен быть в курсе!) Итак за три дня до заезда команда выезжает на местность. Теперь можно вс? «потрогать руками», утрясти неувязки, при необходимости что-то перепланировать и довезти необходимый инвентарь.

а. Начни с себя

Как уже вскользь упоминалось, семейный лагерь, а особенно еврейский, — сложная психологическая система, подверженная различным течениям, спадам и подъемам. Коллектив, участвующий в семинаре также представляет собой мини-модель лагерного организма. И уж если мы беремся ломать стереотипы, изменять представление людей о себе и своих возможностях, то — «Врачу: исцелись сам». Для организаторов семинара важно понимать, какого рода группа собралась в данном конкретном случае. Каков опыт администрации и участников, насколько хорошо они знакомы и сработаны друг с другом, каков уровень их подготовленности. В зависимости от имеющегося «материала» нужно строить первый мадрихтайм на знакомство: что именно о себе и о своих коллегах должны они узнать в результате. Иногда, если администрация или кто-то из мадрихов сильно занесся в облака ввиду своей компетенции или возраста, полезно провести игру, снимающую этот перехлест, выводящую на уровень детских эмоций и отношений. Конечно, много ожидать от этой первой игры не приходится. Но, если вдумчиво обработать результаты, то последующие игры можно строить уже на отслеженном материале. Поэтому очень хорошо заснять весь процесс на видеокамеру и потом тихонечко без суеты разобраться, что есть что.

б. Как мы это себе представляем

Каждому из участников семинара предлагается высказать, что он ожидает от самого семинара и что от лагеря. Ответы удобно записать в две графы на доске или большом подвесном блокноте. Вот результаты одного из таких опросов:

Лагерь Семинар
  • Знания
  • Общение
  • Еврейский коллектив
  • Взаимоотдача
  • Больше еврейства
  • Сплоченность педагогического коллектива
  • Привлечение новых людей
  • Появление новой традиции
  • Перспектива в последующей работе
  • Сплочение семей
  • Раскрытие нового в детях и родителях
  • Общение с коллегами
  • План действий в лагере
  • Навыки работы с группой
  • Методика преподавания традиции и истории
  • Знания и обмен опытом
  • Роль мадриха
  • Систематизация знаний
  • Новые идеи и формы работы
  • Информация по еврейской традиции

Из такого списка организаторы семинара могут узнать о чаяниях и слабых местах «пациента» и в зависимости от этого скорректировать программу работы. Ибо, как говорил кто-то из очень великих, программа семинара — «не догма, а руководство к действию».

в. Футбол

Как говорят в Одессе, нет смысла агитировать за пользу ролевых игр, результаты говорят сами за себя. Ну что, мальчики-девочки, вспомним детство, поиграем, например, в футбол? Правда, из уважения к весу и сединам некоторых, модифицируем эту игру под сидячую. Но мячик все же присутствует, потому что тактильное раздражение — это штука: получая в руки конкретный предмет, человек начинает мыслить конкретно и быстрее принимает решения. Игра эта очень полезна для здоровья команды, как говорят, то, что доктор прописал. Она помогает каждому уяснить свое место и обязанности. Зачастую случается, что кто-то тянет одеяло на себя. Жадные руководители не хотят поделиться работой со своими коллегами, и тянут весь воз сами. Неопытные мадрихи ждут указаний и даже иногда позволяют себе расслабиться и отдохнуть. Все это не из-за нерадивости (потому как равнодушных не держим), а от непонимания текущего момента. Иногда один мадрих сильнее и опытнее другого, и второй «отдыхает». Поэтому мы уделяем такое внимание расстановке сил. Итак, полузащита — мадрихи, они сидят своей компанией. Далее — защитники — завуч и администратор, у них места поближе к воротам. И самое сердце — вратарь — наш «драгоценный» директор, беспокоить коего лишь в неотлагательных случаях. Дергать директора нежелательно потому, что на нем и так висит множество проблем. Но, все-таки желательно и на него водрузить какой-нибудь предмет для преподавания, чтобы не дрых, был в команде и имел непосредственную возможность общаться с участниками лагеря не только в неформальной обстановке. Итак, футбол... У каждого своя функция, но любой из нас может столкнуться с разными проблемами. Тот, кто получает мяч, — получает проблему (в данном случае заданный вопрос). Он либо решает ее, либо передает пас тому, в чьей компетенции ее решать. Директор-вратарь говорит, согласен ли он с принятым решением, и имел ли право данный кадр на принятие его. Директор также контролирует ситуацию и в случае необходимости забирает мяч и отдает пас тому, кому считает нужным, либо решает проблему сам. Время — минута. Ответ после свистка. Вот приблизительный перечень проблем, которые могут «футболиться» в этой игре: 1. Поломка автобуса в пути, а с собой нет телефона. 2. Ребенок, определенный в одну группу, подходящую ему по возрасту, хочет перейти в старшую группу. 3. Подготовка к представлению отрядов. Одна из мам написала песню. А у нее, как на грех нет ни голоса, ни слуха. Но по ее мнению эту песню должна исполнять только она. 4. Несколько родителей не хотят подчиняться распорядку лагеря. 5. Два мадриха одного отряда совершенно по-разному видят работу. 6. Родители боятся оставить малыша во время тихого часа и уйти на занятие. 7. Одна из мам хочет, чтобы ее муж приехал к ней отдохнуть в лагере со своим питанием. 8. Большинство родителей решили пойти ночью на дискотеку на соседнюю базу. 9. Все мадрихи решили ночью пойти к морю купаться и встретить рассвет. Вариантов может быть много. Ну, что ж, футбольте, господа. А мы все заснимем на камеру, затем многократно прокрутим, обсосем и выберем пикантные кусочки. Ах, как это все интересно! Видны проблемы команды, трудности каждого в отдельности и недоработки организаторов семинара. А иногда попадаются неожиданные удачные решения. На разборе полетов мы с вами просмотрим и обсудим и взлеты, и падения. Но, осторожней: некоторые проблемы этичнее обсуждать тет-а-тет. И все-таки, классная игра — футбол! Очень показательная. Рекомендуем.

г. Танцуем и поем

Участники в лагере, к вашему сведению, будут петь и танцевать. Более того, это будут еврейские песни и танцы. Так что извольте, господа мадрихи, пройти курс молодого бойца — и по музыке и по танцам (естественно, еврейским). На уроках в лагере, конечно же, будут преподаватели-специалисты (кстати, и им бы неплохо продумать и подготовить репертуарчик). А вот вечером, так сказать на танцплощадке... Тут уж вам, граждане мадрихи, придется поучаствовать, личным примером. Поэтому, давайте прямо здесь, на семинаре, начнем выдавливать из себя слона на ухе, гуся на льду, а главное — раба. Получите от этого удовольствие! И в самом деле, здорово, когда народ от мала до велика ведет круговые танцы! А, если еще и под собственное пение, да на еврейском языке!!!

д. «И тебя вылечат»

Все мы, даже обладающие «комплексом полноценности», в той или иной степени нуждаемся в помощи психолога. Особенно это актуально для тех, кто собирается работать с людьми, да еще и «открывать» их (это вам не консервные банки, потому и «ключики» должны быть с секретом). Задачи психолога на семинаре многоплановы. Во-первых, необходимо, чтобы психолог присутствовал на всех ключевых занятиях и наблюдал процессы, происходящие в команде. В зависимости от увиденного, психолог ставит диагноз и прописывает курс лечения. Это может быть групповой тренинг на исправление замеченных «недоработок» команды, или индивидуальный подход к тому, кто каким-то образом не вписывается. Иногда (к счастью, редко) заключение психолога может быть летальным, т.е. клиент безнадежен и данный вид деятельности ему противопоказан. Второй аспект присутствия психолога на семинаре — лекции по семейной, индивидуальной и групповой психологии, которые помогут работникам лагеря лучше понимать процессы лагерной жизни и управлять ими. Но все это лишь при одном условии — соответствие психолога: его умение четко осознавать обстановочку, мягко корректировать и не давить ни коим образом. Так что, если вам повезет с классным психологом, считайте, вы в дамках.

е. Итоги

Итак, семинар подошел к концу, и мы можем обозреть дело рук своих. Этот душещипательный момент, может быть, даже важнее для устроителей, чем для участников. Так же, как и в начале семинара, выписываем в две графы мнения участников. Только теперь просим их высказать все pro и contra. Вот некоторые итоги одного из наших семинаров:

+
  • Понимание цели лагеря
  • Оправдались ожидания от команды
  • Модель лагеря
  • Профессионализм
  • Больше еврейства
  • Хочу и могу...
  • Знаю, что мы — команда
  • Лекции по традиции, символике, литературе и пр.
  • Большое количество информации и трудности восприятия
  • Нехватка практических занятий
  • Практические занятия после обеда

На старт, внимание, марш!

Не подумайте, что все три дня «семинаристы» заняты исключительно занятиями и самосовершенствованием. Ваше впечатление, увы, ошибочно.

В эти три дня дорабатывается программа и расписание, готовится представление мадрихов (у нас — в виде капустника) и все, что нужно для встречи основного заезда и проведения мероприятий первого дня, изготавливаются красочные таблички с названиями «улиц» и указатели.

Перед заездом участников оформляется территория лагеря: развешиваются таблички, украшаются залы и жилые комнаты (шарики, флажки) и т.д.

Разумеется, мы позаботимся и о постельных комплектах для всех участников лагеря. Проверим их наличие, разложим по комнатам. Сделаем предварительно вс?, чтобы поселение основной группы заняло меньше времени.

Люди обязательно почувствуют, что их ждут, а это уже что-то...

а. Особенности первого дня

Естественно, что первый день отличается от привычного течения лагерной жизни.

Во-первых, в зависимости от удаленности лагеря от вашего общинного центра (где, вероятно, вы соберете участников для отправления в лагерь), варьируется время прибытия, а, следовательно, и то, что вы можете успеть в этот день.

Итак, заезд и размещение участников. Скорее всего, возникнут какие-то накладки: кто-то захочет обменяться «квартирами», у кого-то может оказаться не укомплектована постель и тому подобное. Желательно обойти каждую семью и решить возникшие проблемы.

После того, как все утрясется, хорошо бы собрать всех для приветственной и напутственной речи, а также для ознакомления с дальнейшим распорядком.

Дальше вы, вероятно, займетесь кормежкой. И, в зависимости от оставшегося времени — развлекательная программа либо что-то другое, но очень интересное.

Если вам повезет и вы впишетесь по времени, то желательно сделать мадрихтайм на знакомство и предоставление информации по теме лагеря.

А вечером — представление мадрихов и развлекательная программа.

Несмотря на то, что люди, вероятно, устали в дороге и от прочих перипетий, мы стараемся сделать первый день ярким и насыщенным. От этого во многом зависит, как пойдет дальше лагерь.

б. Распорядок дня

Что такое распорядок дня, или расписание, мы с вами знаем еще со школьных времен. Существуют, правда, некоторые нюансы, поскольку наш распорядок увязывается с тематикой программы лагеря и учетом того, что наша публика — разновозрастная.

Мы составляем расписание в таком виде (это 2 и 3 дни):

Вторник Среда
Ктувим

7:00 Аэробика для желающих
7:30 Подъем
8:15 Утренние брахот
8:30 Завтрак
9:30-11:30 Отдых на море
12:00-12:45 Уроки в группах
13:00 Обед
14:15 Уроки в группах
15:10-16:50 M. Time, подготовка к вечернему представлению групп
17:00-17:15 Полдник
17:15-18:30 Отдых на море, спортивные игры, аэробика
19:00 Ужин
20:00 Представление отрядов
22:00 Отбой для детей
23:00 Отбой
23:15 Планерка

Шир аШирим

7:00 Аэробика для желающих
7:30 Подъем
8:15 Утренние брахот
8:30 Завтрак
9:30-11:30 Отдых на море
12:00-12:45 Уроки в группах
13:00 Обед
14:15 Уроки в группах
15:10 Уроки в группах
16:05 M. Time
17:00-17:15 Полдник
17:15-18:30 Отдых на море, спортивные игры, аэробика
19:00 Ужин
20:00 Игра
22:00 Отбой для детей
23:00 Отбой
23:15 Планерка

Теперь, собственно, сам распорядок дня и его особенности, так сказать, мелочи жизни. Так, например, при планировании расписания мы учитываем время на переход с урока на урок и на естественные потребности (почти школьная переменка). После пребывания на море потребуется время на душ и приведение себя в порядок (тут мадрихам придется загодя напоминать участникам, что пора завершить прием морских и солнечных ванн). При необходимости предусматриваем тихий час для малышей.

Для утренних брахот, если есть возможность, собираем всех на площадке, раздаем ксерокопии текстов.

Перед обедом мы совершаем омовение рук (нэтилат ядаим) и читаем благословение на хлеб. Делаем это только раз в день, чтобы не вынуждать людей есть хлеб чаще, чем они этого хотят. Ежели кто захочет, он может «понатилатиться» и перед другими трапезами. После обеда — Биркат а-мазон (благословение после еды).

День наполняется событиями до отказа, чтобы некогда было скучать.

в. Разграничение обязанностей — великая вещь

Каждый вечер после отбоя в директорское гнездо слетается вся стая: на разбор полетов — ежевечерние «план?рки» команды лагеря. Тронную речь по итогам и замечаниям дня держит директор. Затем мадрихи получают возможность поделиться своими впечатлениями, маленькими радостями и, будем надеяться, небольшими горестями и трудностями. Каждый из присутствующих должен получить возможность высказаться. Очень важно, чтобы при этом сохранялась атмосфера доброжелательности, доверительности и уважения друг к другу: общее и любимое дело вершим, господа!

Роль директора в этом оркестре.

Директор! — в сторону личные «приязни» и «не-», собственное настроение или, не дай Б-г, недомогание. Забудьте про раздражение. Сир, за вами страна!

И, пожалуйста, личное внимание каждому, взгляните на них и увидьте!!!

От патетики вернемся к прозе лагерной жизни. Завуч знакомит всех с расписанием на следующий день, напоминает тематику «завтра». Ид?т бурное обсуждение претворения темы «в жизнь».

Мадрихи скрупулезно записывают касающуюся их раскладку и излагают администратору свои материальные запросы в связи с расписанием (канцтовары, магнитофоны, клавишные инструменты, помещения или площадки и тому подобное).

Разграничение обязанностей — великая вещь. Если каждый знает, какой кусок его, и не суется в парафию коллеги (что отнюдь не исключает помощь в нужный момент), то трения и накладки сводятся к минимуму.

г. Психологические аспекты работы с участниками

Жизнь в нашем лагере идет четко по расписанию, которое обязательно для всех. Запрещено посещение участников близкими, как и поездки участников «на родину».

Таким образом, мы получаем, как сказали бы психологи, групповой процесс в замкнутом пространстве. Попробуем проанализировать, к чему это ведет и, почему мы настаиваем на упомянутых «неудобствах».

Кроме того, что посещение уроков и мадрихтаймов — это то, ради чего, собственно, все мы здесь собрались, человек, который игнорирует эти мероприятия, выпадает из темы лагеря и из своей команды. Не только он оказывается «не в курсе», но и группа не ощущает его своим, раз он «кошка, которая гуляет сама по себе».

Почему «колючая проволока» (запрет на общение с близкими)? Во-первых, если работа по раскрытию индивидуальности и сплочению группы идет успешно, то, встречаясь с людьми «извне», человек как бы возвращается к себе прежнему, к своим повседневным заботам. При этом возникает психологический конфликт внутри самого человека, а затем он обязательно отражается и на группе.

Теперь поговорим о процессах, происходящих в группе на протяжении всего лагерного срока.

За несколько лет работы мы наткнулись на одну закономерность: примерно в середине срока (а в нашем семидневном случае — на второй, третий день) в группе происходит «ломка». Могут возникнуть конфликты, деление на группы и т.д. В зависимости от того, как мы справимся с этим «трудным периодом», дальше пойдет либо наращивание положительного потенциала, либо спад. Кстати, такой же процесс в определенный момент может возникнуть и в «лагерной команде».

Вот что говорят мастера психологии:

«На ранних стадиях существования группы в поведении ее членов отражается их потребность во включенности в группу, то есть в обретении чувства принадлежности к ней и в достижении удовлетворительных отношений с другими. Позднее возникает потребность в контроле. На этой стадии появляются соперничество и стремление к власти, и члены групп вступают в борьбу за лидерство и доминирование. Наконец, на стадии зрелости группы, когда ее члены устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом, особое значение приобретают взаимное тяготение, партнерство, близость. На этом этапе преобладающей становится потребность в привязанности».

(Кьел Рудестам «Групповая психотерапия»)

Вероятно, процессы, происходящие в наших семейных лагерях, пусть не полностью, но вписываются в эту схему.

Какие мы обычно ставим перед собой задачи, работая с группой? Знакомство, раскрытие способностей, снятие, либо «сглаживание» комплексов, активизация и сплочение. Особенное внимание при этом уделяется вовлечению в общее дело новичков и малоинициативных участников.

Часто возникают проблемы с потенциальными лидерами. Во-первых, мы с вами заинтересованы в положительных лидерах, которые работают на сплочение, цементируя своей личностью групповой процесс, сглаживая конфликтные ситуации и разряжая накалившуюся обстановку. Ну, а если лидеров несколько? (А такое встречается часто.) Борьба на выживание? Или распад на группки?

Нелегкая задача для мадриха, но именно ему приходится брать процесс под контроль. Конечно, если в лагере имеется хороший психолог, его помощь, ой как, пригодится. Что происходит с «не-лидерами»? Смотрите, если мы с вами хорошо поработали, то человек раскрылся, обнаружил в себе новые резервы. Замечательно! Но вдруг что-то идет не так: то ли борьба в группе за лидерство, то ли личная неудача в каком-то деле или просто кто-то косо посмотрел... И тогда он начинает «играть назад» — закрываться, уходить в тень. Ему срочно требуется помощь! Замечательно, если группа сильна и сама справится с этим. Но чаще всего это наша с вами задача: исподволь выдвигать его на мадрихтаймах, уделять внимание, а иногда нужна и беседа.

Как в любом человеческом общежитии, в лагере не исключены и бытовые конфликты: кто-то громко веселится, перепутали, например, тазики, чей-то ребенок получил нагоняй от чужой мамы, и уж конечно, у детей поводов для взаимных обид хоть отбавляй. Нам с вами придется разбираться и с этим: психологический климат зависит от любых мелочей.

Так что, господа, ищите хорошего психолога или становитесь им сами.

д. Шабат

Ну что вам новенького поведать о проведении Шабата?

Мы не ставим перед собой задачу научить вас законам Субботы. Это без нас хорошо сделают раввины, преподаватели традиции, либо книги в ваших библиотеках.

Поэтому вам в основном преподносятся практические советы, добытые многотрудной, но радостной жизнью «Халомов».

Во-первых, неплохо бы предварительно ознакомить участников лагеря с особенностями и традицией этого праздника.

На Шабат распорядок дня несколько видоизменяется. Подъем немного позже, исключается купание на море. Время зажжения свечей рассчитывается так, чтобы все успели.

Перед организаторами лагеря этот день ставит сложную, но решабельную задачу: как сделать его праздничным, наполненным смысла и не скучным? Несколько практических советов.

Позаботьтесь о том, чтобы праздничных хал и виноградного сока хватило на всех (по нашему опыту две халы и две 0,75-литровые бутылки сока — на сто человек на один Кидуш, которых, как вы понимаете — два), не забудьте о соли и, конечно же, вы помните о свечах. (Мы также не забываем, что девочки зажигают одну свечу, а замужние женщины — минимум две.)

1. Зажжение свечей

Внимание!!! Зажигать свечи можно только до определенного времени, поэтому дисциплина и здесь имеет огромное значение.

Заботясь о субботнем «настрое», неплохо бы, чтобы участники лагеря имели с собой субботние праздничные одежды. Это поможет придать нашему празднику особую атмосферу.

Необходимо заранее распределить обязанности, а именно: подготовить человека, который будет читать Кидуш (мужчину-еврея, в возрасте бар-мицвы и старше), людей, которые будут читать благословения с каждой женщиной, зажигающей свечи.

Между зажжением свечей и Кидушем у нас с вами остается около сорока минут свободного времени.

Чем же его занять???

Потанцуем под аккомпанемент собственного пения!

Мы, ведь, были «умными» «до того» и выучили на уроках музыки песни, а на уроках танцев — танцы, которые впоследствии «случайно» завалялись в кустах на подходящий случай.

2. Кидуш

Согласно еврейской традиции, по капле вина или сока должен выпить каждый, кто слушает Кидуш. (Сок либо вино обязательно должны иметь знак, подтверждающий кашерность.)

Как это сделать быстро и гигиенично для всех?

Запасемся одноразовыми стаканами, раздадим их каждому посемейно и разольем вино.

Существует обычай, что кидушный бокал не должен опустеть до окончания Кидуша: в него необходимо постоянно доливать вино из бутылки, наливая затем в стаканчики.

3. Нэтилат ядаим — омовение рук перед едой

Вы, конечно, не забыли для этого приготовить специальные кружки, а если забыли, то можно воспользоваться другими ?мкостями.

В связи с тем, что от «нэтилатящихся» потребуется длительное молчание (в ожидании завершения всеми процедуры омовения и до произнесения благословения на хлеб), процесс может стать изнурительным для всего лагеря, а может превратиться в некое интересное действо.

Как, например, справляемся с данной проблемой мы:

а) Отбираем группу активистов, которые «моют руки» всему лагерю, в то время, как другая группа говорит с «помытыми» соответствующую браху (благословение), после которой необходимо молчать вплоть до того, как тебе дадут кусочек долгожданной халы — еврейского праздничного хлеба.

б) Один из участниковов лагеря «моет руки» первым и встречает остальных хлопками в ладоши. Он отхлопывает определенный несложный ритмический рисунок, который подхватывают остальные «помытые».

Этот рисунок может затем усложняться, набирая темп, но помните: за вами должны успеть и взрослые, и малыши. Азартно отхлопывая витиеватый ритм, весь лагерь обретает цельность.

И уже ни у кого нет ни желания, ни времени на разговоры.

в) Мадрихи выстраивают всех в полукруг вокруг стола с халами. Звучит благословение на хлеб. (На столе в это время лежат открытые халы, хлебный нож и соль.) Кусочки хал, макнув в соль, раздают всем. Хорошо бы после Кидуша сразу сделать трапезу — праздничный ужин с тортами и прочими «вкусностями» на закуску, но, если после Кидуша не следует ужин (ввиду позднего времени) — приготовьте угощение и вы не пожалеете!!!

Субботнее застолье имеет свой неповторимый шарм.

Весь последующий субботний день нужно тщательно продумать и распланировать.

В расписание можно включить уроки по истории, традиции, литературе и психологии. С музыкой и танцами придется повременить до hавдалы. Но об этом позже. Вы, наверное, знаете фразу: «Кто живет в соответствии с Недельной главой Торы, тот живет в ногу со временем». Так вот, настоятельно рекомендуем обсудить во всех группах Недельную главу Торы. Естественно, обсуждение должно быть адаптировано для разных возрастных групп.

Не забудьте о том, что днем перед обедом необходимо совершить дневной субботний Кидуш с последующей процедурой омовения рук и благословения на хлеб.

В этот день вы можете запланировать часы отдыха для участников, даже тихий час, но такой продолжительности, чтобы это не вылилось в скуку.

Если лагерь расположен в живописном месте, а это, скорее всего так, можно совершить прогулку.

Хороши и игровые мероприятия, но осторожно! Не нарушайте правила Субботы!!!

Даже мадрихтаймы могут быть с особым «субботним вкусом». Например, в старших группах можно провести дискуссию на тему: «Евреи хранили субботу или суббота хранила евреев?». Что касается младших, то здесь уместны игры — инсценировки детских литературных произведений, посвященных субботе, либо отрывков из ТаНаХа, с последующим обсуждением сюжета, персонажей. Можно также обсудить и игру «актеров», чтобы было веселей. А для того, чтобы не нарушить Субботу, к мадрихтайму необходимо подготовиться заранее, и все, что необходимо, написать и нарисовать до наступления Субботы. Если возникают трудности в постановке инсценировок (например, в группах младшего возраста), то «представление» могут подготовить сами мадрихи, а обсуждение вести уже всей группой. Желательно, чтобы оно было с юмором. Для Субботы также подойдут ролевые игры, не требующие нарушения Субботы.

Ну и, наконец, вечер, стемнело, пора приступать к hавдале — «отделению Субботы от будней».

Текст hавдалы можно прочесть в сидуре, а еще вам понадобится специальная свеча для hавдалы, благовония, и сок или вино, кошерное, естественно. В отличие от Кидуша, сок пьет только тот, кто совершает hавдалу.

Ну, а после hавдалы можно приступить к обычному вечернему мероприятию. Слово «обычное» здесь употребляется в значении «несубботнее», а мероприятия уж мы стараемся сделать уникальными и необычными.

Вечер необходимо спланировать в зависимости от того, насколько поздно закончилась Суббота. А так как летом Суббота заканчивается поздно, то мероприятие должно быть не очень длительным. По нашему опыту, вечер должен быть подготовлен мадрихами, и заранее, т.к. участники не смогут подготовить вечер непосредственно в Субботу.

е. И был день, и был вечер

В течение дня мы с вами лезем из кожи вон, чтобы в неординарной и эмоциональной форме ввести участников в тему дня. Сначала материал подается на занятиях, а затем, когда всем сообщается, в какой форме в этот день пройдет вечер, на мадрихтайме и в свободное время информация может быть проработана или дополнена. (Это при условии, если вечернее мероприятие требует от участников предварительной подготовки.) Причем, желательно, чтобы на мадрихтайме по подготовке к вечеру побольше инициативы принадлежало участникам, а мадрихи по возможности помогут и подправят.

Вечером роли меняются. Зачастую мы становимся зрителями и можем наблюдать «плоды наших трудов».

И, если днем занятия ведутся по возрастным группам, то вечером — есть варианты. Вечернее задание может быть предложено либо семьям, либо группам, состоящим из нескольких семей и студентов (мы стараемся так подобрать группы, чтобы в них возраст детей варьировался), либо все-таки по возрастам.

Вечерние мероприятия интересны не только тем, что происходит «отдача» того, что накоплено за этот и предыдущие дни. Родители, и дети видят друг друга с новой стороны, которая, может быть, была невостребована в домашней обстановке. Работая в одной команде, они помогают друг другу и обмениваются полученной информацией. Если в «вечерней команде» дети разных возрастов, то они знакомятся ближе, завязываются дружеские отношения. Все это укрепляет не только семейные отношения, но и всю нашу общинную семью.

После всех этих вечерних событий, если остается время до отбоя, его можно заполнить различными «развлекалочками», где опять же возраст — не помеха, как для маленьких, так и для старших.

День

Как мы уже упоминали, цикл занятий выстраивается согласно выбранной теме лагеря и теме конкретного дня. Но при подаче выбранного материала нам придется пройти между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что все-таки уроки, проводимые в лагере, так сказать, рекламные. И, с одной стороны, если давать информацию достаточно глубоко, то «непосвященные» почувствуют себя некомфортно и заскучают. С другой стороны, для тех, кто уже посещал общинные занятия, «разжеванный» материал тоже может явиться поводом для скуки. Вот и вертитесь! Как нам кажется, некоторый люфт в этих обстоятельствах дает выбор темы. Но здесь другая опасность: сможем ли мы вернуться к ней на наших общинных занятиях? Вот и приходится идти по лезвию бритвы: завлечь, но недокормить. Такой подход, кроме того, оставляет возможность пытливым слушателям позже (особенно при подготовке к вечернему циклу) обратиться к литературе и найти ответы на зародившиеся вопросы.

Еще один козырь, который позволяет сделать уроки не похожими на те, к которым привыкли хаверим, это то, что занятия проводятся на «свежем воздухе». С одной стороны, это расхолаживает (и тут надо думать о выборе места), с другой — дает возможность провести урок в игровой форме, активизировать внимание за счет движения и эмоций.

Практические занятия в лагере тоже приобретают несколько иную направленность и эффект. Так, если на факультативных занятиях по ИЗО обычно «творцы» вольны в выборе темы, то здесь, после подачи информации предлагается направить свою фантазию в определенное русло. И очень интересно потом, устроив выставку, увидеть, как по-разному каждый воспринимает и интерпретирует один и тот же материал.

Тот же эффект демонстрации достигнутых результатов происходит с музыкальными и танцевальными занятиями. Уроки проходят в разных возрастных группах и основываются на возрасте и уровне подготовленности участников. И вот, вечером, на так называемой «еврейской дискотеке», каждому предоставляется возможность самовыразиться в танце и песне. Как радостно, когда родители и их дети от мала до велика становятся в общий круг!

Ну, а если преподаватели музыки и танцев «сговорились», то «чисто случайно» оказывается, что танцевать можно под собственное пение. И в Шабат, когда не воспользуешься магнитофоном, никто не скучает без музыки — хоровое пение едва ли хуже магнитофонного, и уж точно эмоциональнее.

Вечер

Как и вся программа лагеря, вечерние действа тоже имеют свою динамику и логику.

Так как в первый вечер участникам еще нечем блеснуть, то мы берем инициативу на себя. Это может быть представление команды мадрихов, развлекательно-познавательная игра или что-то еще.

Ко второму вечеру у участников уже имеется некий дневной опыт и свершившееся знакомство. Поэтому им уже есть, чем и о чем творить. Они могут подготовить представления своих команд или в различных формах выразить свои ожидания и начальные впечатления от лагеря.

Можно построить лагерь и так, что на один из первых вечеров выпадет Шабат. Для подготовленной аудитории это неплохо, тем более что снимается «непосильная» нагрузка с ночи (после Шабата) подготовки заключительного мероприятия. Для новичков же, не готовых оценить прелесть и торжественность субботнего вечера, такая планировка может оказаться расхолаживающей и даже несколько разочаровывающей.

Последующие вечера можно смело строить на полученной участниками информации. Это могут быть представления или другие импровизации на заданную тему. Так, например, если тема лагеря «Мы евреи из...», то можно предложить командам представить в лицах этих самых «евреев из...». В зависимости от заданной темы, это могут быть представления колен израилевых, или выборы Шломо или что еще вам придет в голову, импровизируя на заданную тему.

Но ежевечерние представления могут надоесть и охладить пыл авторов и исполнителей. Поэтому для разрядки неплохо в один из вечеров предложить участникам игру, опять же используя накопленный материал. Под это могут быть адаптированы уже известные игры, как рулетка, «Что, где, когда», «Счастливый случай» и т.д. А можно придумать что-нибудь свое, новенькое.

Интересной, но и рискованной может быть какая-то ночная задумка. Рискованной, потому что попробуйте-ка разбудить людей ночью и предложить им что-то тривиальное. Это обязательно должно быть захватывающее эмоциональное действо. Тут можно вспомнить опыт пионерских лагерей с игрой «Зарница» (но задачи у нас с вами, конечно, несколько иные). Ночью хороши всякие световые и звуковые эффекты. И даже естественные светила и погода могут быть учтены и использованы. А иногда случай (или нечто другое?) сам подыгрывает нам. Так после одного из таких ночных приключений нас спрашивали, как удалось подсветить стоящий на рейде корабль и заставить петь птиц. А в другой раз солнце показалось из моря как раз к началу представления (вы знаете, как достичь такого эффекта, не правда ли?).

Ну и само собой разумеется, что заключительный вечер должен быть кульминационным итогом лагеря. Да и весь день может стать этим итогом. Это могут быть выставки работ, стенгазеты, капустники, прощальное застолье — в общем фейерверк событий, эмоций... А может и вправду фейерверк?

Итоги лагеря

Все хорошее когда-нибудь кончается (хотя бы на время). Закончился период напряженной работы, бурных эмоций, сомнений и переживаний, период радостей и огорчений, самоотдачи и третьего закона Ньютона (действие равно противодействию, то есть ответная реакция, и совсем не «противная»).

Время окинуть взглядом «этапы большого пути».

Итак, если все прошло более или менее успешно, то в результате нашей лагерной деятельности мы получили общность (не побоимся этого высокого слова) людей, которые научились понимать и чувствовать друг друга. Они прожили совместно неплохой (скромность украшает) и яркий «кусочек» жизни. Теперь у них есть совместные и, будем надеяться, приятные воспоминания, они умеют творить и делать это вместе. Они приобщились к еврейству (некоторые впервые). Эти люди теперь знают друг друга — вкусы и пристрастия, сильные стороны и слабости... Мы получили семью, шумную, веселую, еврейскую. Остается надеяться, что эта летняя неделя будет греть нас и их весь год — до следующего «Халома». Думается, им захочется прийти в «Мигдаль» и не только для того, чтобы пообщаться, но и продолжить то, что было начато в лагере — приобщение к истории, вере и творчеству своего народа.

Приложение. Игры.

Знакомство

Каждый участник делит лист бумаги на 6 частей и пишет свое имя 6-ю разными вариантами, как можно более интересными. Закончив, он разрезает лист на 6 частей и аккуратно сворачивает каждую записку.

Мадрих собирает записки, перемешивает их хорошенько и предлагает каждому по кругу вытащить 6 любых записок. По сигналу все открывают записки. Каждый пытается получить обратно все 6 своих записок с помощью переговоров с теми, кто их держит. Нельзя отдавать записку, не получив взамен другую. Побеждает тот, кто нашел свою шестерку первым.

Углубление знакомства

1) Участники делятся на группы по 4-5 человек. В верхней половине листа каждый пишет себе удостоверение личности, выбирая те подробности, которые он заинтересован представить.

Затем листики передаются в группе по кругу, и каждый участник дописывает в нижней половине листа свой вопрос.

Когда листик возвращается к хозяину, он рассматривает и обдумывает вопросы несколько минут. Затем все по очереди зачитывают свое удостоверение и отвечают на вопросы.

2) Скручиваем маленькую бумажку, ее заворачиваем в бумажку чуть побольше и т.д., пока не станем заворачивать в, действительно, большие листы бумаги. Получается большой «ком». На каждом листе написано какое-либо задание или предложение.

Мадрих бросает «ком» одному из участников. Тот должен снять, как кожуру, верхний лист, прочитать написанное вслух и передать «ком» тому, кому, как он считает, соответствует определение и задание на его листе. Можно добавлять пояснения.

Варианты предложений:

  • Тому, у кого карие глаза;
  • Тому, чей голос тебе нравится;
  • Тому, кто расскажет анекдот;
  • Тому, с кем, к сожалению, ты не дружишь;
  • Тому, кто прочирикает песню;

Или что вам еще придет на ум...

Игры на деление по группам

Иногда для каких-то целей необходимо разбить участников на группы. Выбор игры на деление зависит от того, по какому принципу вы делите. Если вы хотите создать группы из участников с устоявшимися отношениями, то действует принцип деления по «цепочке»: вы выбираете столько человек, сколько нужно команд, они набирают себе следующих и т.д.

Для произвольного деления можно использовать «зеркало»: один участник поворачивается спиной, мадрих указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека.

Можно также раздать участникам «пазл» — картинки или фразы, разрезанные на кусочки. Те, кто соберут свою фразу или картинку, и будут составлять группу.

Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Семейный лагерь > Вся книга для печати
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-28 05:34:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"