БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Предпосылки и история создания Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»
Еврейский музей Одессы
Одесса и еврейская цивилизация

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+46
Интересно, хорошо написано

Мигдаль :: Еврейский музей Одессы
Предпосылки и история создания Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»
Михаил Рашковецкий

Благодаря своей уникальной специфике Одесса со второй половины XIX века стала одним из крупнейших в Европе и мире городских центров еврейского населения. К 1897 году количество одесских евреев достигло 140 тысяч, что составляло более 34% от общего населения города. (Учтем, что Одесса была четвертым по количеству населения городом Российской империи после Петербурга, Москвы и Варшавы.)

В результате активной жизни одесской еврейской общины, при всем разнообразии ее социальной, культурной и религиозной структур, Одесса в конце XIX - первой четверти XX вв. выступала в роли одного из самых значительных центров развития еврейской цивилизации в целом. Именно в этот период в Одессе жили и активно работали крупнейшие писатели и поэты, общественные и политические деятели, деятели науки и искусства. Достаточно назвать такие имена, как Ахад-ха-Ам, Бен-Ами, А. Бродский, Х. Бялик, М. Дизенгоф, С. Дубнов, В.(Зеев) Жаботинский, И.-Г. Клаузнер, М. Лилиенблюм, П. Минковский, Менделе Мойхер-Сфорим, М. Моргулис, Д. Новаковский, Л. Пинскер, О. Рабинович, И. Равницкий, Э. Соловейчик, М. Усышкин, С. Фруг, В. Хавкин, Ш. Черниховский, Х. Черновиц, Шолом-Алейхем и многие другие.
В 1900-х-1920-х годах евреи играют ведущую роль в художественной жизни города и в кинематографе, появляется блестящая плеяда русскоязычных литераторов (С. Юшкевич, Л. Гроссман, И.Бабель и др. писатели т.н. «юго-западной школы»).
После гражданской войны евреи составляли более 40% населения Одессы. Были закрыты большинство синагог, запрещен иврит, значительное количество евреев эмигрировало, многие из оставшихся были подвергнуты репрессиям или ограничены в правах по политическим, классовым или религиозным основаниям.
В то же время в Одессе наступает расцвет идишистской культуры. Около трети одесских средних школ были еврейскими – преподавание всех предметов велось на идиш, работал государственный еврейский театр, еврейские клубы, библиотеки, появляется плеяда советских литераторов, пишущих на идиш. Выдающийся историк С. Боровой становится самым молодым в Советском Союзе доктором исторических наук, защитив диссертацию на тему по истории евреев Украины. Общее количество евреев в Одессе со второй половины 1920-х годов возрастает с более чем 150 тыс. до более чем 200 тыс. в 1939 г. Всемирную известность получает одесская музыкальная школа П.Столярского (чье детство прошло в семье клезмеров) и плеяда выдающихся музыкантов-евреев (Д. Ойстрах, Э. Гилельс и др.). Л. Утесов, начинавший как музыкант в Одессе, становится основателем советского джаза.
Именно в этот период, в 1927 году в Одессе был основан государственный Всеукраинский музей еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима. Этот музей был закрыт в 1936 году, вновь открыт в 1940-м и окончательно погиб в 1941 году. Его коллекция, одна из крупнейших в Европе, почти бесследно исчезла. После окончания второй мировой войны и особенно с началом кампании «борьбы с космополитизмом» антисемитизм в СССР принимает уникальную форму «неофициального государственного». Ни о каком возрождении еврейских институций в Одессе не может быть и речи вплоть до второй половины 1980-х годов. Тем не менее, несмотря на Катастрофу, унесшую жизни около 120 тысяч евреев-одесситов, Одесса продолжает оставаться городом, где еврейское население составляет значительную часть (около 107 тыс., 16% от общего населения в 1959 году). И самое главное – утверждается своеобразный «одесский миф», образ города, непохожего на другие советские города, извечно «нелюбимый» властями, с особой судьбой и характером, обаятельно-остроумный и непозволительно свободолюбивый. Достаточно вспомнить имена создателей такого «мифа» в советской массовой культуре различных периодов (Л. Утесов, И. Бабель, К. Паустовский, В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, М. Бернес, И. Дунаевский, М. Водяной, М. Жванецкий, Р. Карцев, И. Ильченко, В. Хаит и др.), чтобы убедиться в значимости еврейской составляющей «одесского мифа».
1-й еврейский музей был одним из элементов этого мифа, о нем ностальгически вспоминала одесская интеллигенция нескольких поколений, как и о других музеях, закрытых в 1930-е годы по идеологическим мотивам («Степова Україна», «Старая Одесса»). Однако период политической «оттепели» был недолгим, а «шестидневная война» и последовавшее за ней укрепление антисемитизма на государственном уровне, противостояние властей «мировому сионизму» и возникновение движения «отказников» по-прежнему не давало никаких шансов на возрождение в Одессе еврейского музея.
Такие шансы появились лишь в «перестроечный период» и особенно – после появления независимой Украины. Еще в конце 1980-х гг. начался процесс национального возрождения, который коснулся и относительно немногочисленных евреев Одессы (к 1989 году в Одессе осталось около 65 тыс. евреев – 6% от общего населения города, в начале 1990-х процесс эмиграции и алии продолжался, и достаточно интенсивно). В Одессе активизируется деятельность религиозных общин («Шомрей Шабос с 1989 г, «Ор Самеах» с 1994-го), возникают еврейские организации: Общество еврейской культуры, Ассоциация бывших узников гетто и концлагерей (с 1989), воскресная школа, а затем центр «Мигдаль» (с 1992), «Хесед» (с 1996), отдел еврейской литературы городской библиотеке (с 1994), позднее – центр «Мория» (с 1997), открываются общинные и одна государственная еврейская школа, продуктивно работают еврейские СМИ.
В 1990-е в Одессе начинают функционировать международные и израильские организации: отделение Американского распределительного комитета «Джойнт» (с 1990 г. – после 67-летнего перерыва), отделение «Сохнут», Израильский культурный центр.
На базе некоторых из этих организаций возникают коллекции, связанные с историей евреев Одессы и продуктивно ведется историко-краеведческая работа. Это, прежде всего, деятельность А. Розенбойма в ООЕК, автора ряда книг и передвижных выставок-стендов, посвященных истории и культуре евреев Одессы, представителей Ассоциации узников – В. Гидалевича, позднее - Л. Дусмана, аккумулировавших материалы об истории Холокоста в Одесском регионе, ряд программ центра «Мория».
Однако в Одессе еще не было собственно еврейского музея.
Определенные усилия к созданию такого музея на базе Литературного прилагает известный деятель современного искусства и анархистского движения Л. Войцехов, но эти попытки остались безрезультатными.
К концу 1990-х «Джойнт» начинает уделять особое внимание поддержке музейных (историко-краеведческих) программ в работе еврейских организаций. В Николаеве, Симферополе, Севастополе, Керчи, Ялте, Феодосии при «Хеседах» и еврейских культурных центрах появляются небольшие экспозиции (в Кировограде музей «Евреи Елисаветграда» создается в помещении «Хеседа» (бывшей синагоги), еще в 1994 году).
В Одессе, в одной из аудитории центра «Мигдаль» (М. Арнаутская, 46-а) создается экспозиция, посвященная истории евреев Одессы (1999). Эта экспозиция, выполненная силами сотрудников Литературного музея Е.Каракиной, А. Мисюк и Г. Исаева, сотрудников и волонтеров самого центра, дополненная в 2000-м году разделом, посвященным истории театра и кинематографа, существует до сих пор. Она не утратила своей привлекательности, но копийный характер представляемых материалов и многоцелевое использование самого помещения (по сути, репетиционного зала) не давала возможности говорить о создании еврейского музея в Одессе. Тем не менее, центр «Мигдаль» продолжал сбор материалов, в том числе, подлинников, для будущего музея.
С 2000 г. в отделении «Джойнт» появляется должность координатора еврейских музейных программ Юга Украины, на которую приглашается профессиональный музейный работник который, со своей стороны, инициирует создание коллекции оригинальных документов, фотографий, открыток, изданий и произведений искусства для будущего еврейского музея Одессы.
Осенью 2001 года реализуется краткосрочный выставочный проект центра «Мигдаль» «В предощущении чуда». Одесские художники-евреи XIX-XX вв.» в Одесском художественном музее.
В 2002 году на территории 2-го еврейского городского кладбища, разрушенного еще в 1978 году, был установлен мемориальный камень, ознаменовавший попытку реализации грандиозного проекта по созданию мемориального комплекса, посвященного истории еврейской общины Одессы. В рамках этого проекта летом 2002 года, в одном из залов Литературного музея, была открыта постоянно действующая экспозиция «Одесские страницы еврейской культуры». Однако и эта экспозиция просуществовала не более года.
Еще в 2001 году планировалось открыть еврейский музей в специально запроектированных для этой цели помещениях нового (еще не построенного) здания Еврейского культурного центра «Бейт Гранд». Предполагалось также, что учредителями такого музея станут все еврейские организации Одессы, учитывая то, что такой музей призван освещать всю историю евреев Одессы, а не какой-либо ее отдельной организации. Однако попытки объединить еврейские организации Одессы в этом начинании, предпринимавшиеся в 2002 году, оказались безрезультатными.
К сожалению, наметилась тенденция к сокращению финансирования региональных музейных программ.
Между тем, создание и полноценное функционирование музея – не краткосрочный проект. Создатели музея несут моральную ответственность не только перед ушедшими поколениями, и уникальным историческим наследием, которое исчезает на наших глазах. Они отвечают и перед своими современниками – теми, кто доверил музею и передал для хранения, изучения, экспонирования и популяризации уникальные предметы и материалы, в том числе из семейных архивов. Они ответственны и перед будущими поколениями: ведь трагическая судьба первого еврейского музея Одессы, усугубленная неудачной попыткой открытия еще одного еврейского музея могла надолго дискредитировать саму идею возобновления деятельности подобного музея в нашем городе.
В этот момент руководитель центра «Мигдаль» Кира Верховская принимает решение о создании постоянно действующего еврейского музея в Одессе как одной из программ центра. Она добивается решения двух основных проблем – выделения для деятельности музея отдельного помещения (на постоянной основе) и привлечения для реализации этой деятельности профессионального музейного работника, также – на постоянной основе. Была определена и анонсирована дата открытия первой экспозиции: 12 ноября 2002 года, в программе проведения I международной научной конференции «Одесса и еврейская цивилизация», также под эгидой центра «Мигдаль».
В связи с необходимостью обеспечения безопасности коллекции и экспозиции были проведены самые необходимые работы по установке охранной сигнализации и косметического ремонта одного из помещений (закрытой лоджии). Остальные экспозиционные помещения (пять жилых комнат и «фонарь» - внутренний дворик) не ремонтировались, что и предопределило «домашний» характер самой экспозиции. В силу объективных причин на оформление и построение 1-й экспозиции перед ее открытием оставалось около двух недель. Однако благодаря энтузиазму сотрудников и волонтеров центра «Мигдаль», а также неоценимой поддержке одесских коллекционеров, предоставивших для первой экспозиции свои материалы, открытие музея состоялось успешно. Впоследствии работа экспозиции (для посетителей) два раза прерывалась. Осенью 2003 года была реконструирована система отопления с целью обеспечения безопасного температурного режима для музейных материалов. В зимне-весенний период 2006-2007гг. был реализован комплекс дополнительных работ по обеспечению сохранности помещений от сырости, косметического ремонта всех экспозиционных помещений и инсталлирования нового осветительного и демонстрационного оборудования 2-й музейной экспозиции «Евреи Одессы: только ли прошлое?».
Впрочем, и после этой реконструкции, здесь по-прежнему сохраняется уютная, «приватная» обстановка гостеприимного одесского дома. Этому способствует и статус музея: общинный, а не государственный, муниципальный или частный.
И вот, уже на протяжении пяти с лишним лет, мы с полным правом говорим нашим гостям о том, что одесский еврейский музей существует.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Предпосылки и история создания Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-05-06 06:43:49
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia