БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Открытие
Еврейский музей Одессы
Одесса и еврейская цивилизация

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+34
Интересно, хорошо написано

Мигдаль :: Еврейский музей Одессы
Открытие
М. Рашковецкий

23 декабря программу ханукальных празднеств центра «Мигдаль» открывает не совсем обычная выставка.

Шесть лет назад «Мигдаль» издал альбом под названием «Приоткрытая дверь». В подзаголовке альбома значится: «Еврейская тема в почтовых открытках начала ХХ столетия из собрания М. Пойзнера». В предисловии к альбому А. Розенбойм писал: «…собранные воедино эти картонные прямоугольнички сегодня позволяют нам приоткрыть дверь в былую еврейскую жизнь, увидеть свет Ханукальных свечей в окне еврейского дома; описанную Исааком Бабелем, впоследствии варварски снесенную торжественно-строгую стену еврейского кладбища в Одессе, …старых еврейских музыкантов…».

Среди изображений на этих открытках – немало репродукций работ известных и неизвестных художников того времени.

Сами открытки мы уже показывали на различных выставках в нашем музее.

Но в этот раз мы увидим не открытки и не репродукции, а … живопись. Точнее, живописные импровизации по мотивам старых еврейских открыток. Такую задачу поставила перед своими учениками Галина Толкачева, руководитель «Школы еврейской живописи» центра «Мигдаль».

Те, кто следят за моими публикациями (и не только на сайте migdal.ru), знают, что по профессии я искусствовед, много лет проработавший в Одесском художественном музее. Собственно, и мое «плотное» сотрудничество с центром «Мигдаль» началось с большой выставки «Одесские художники-евреи», открытой в этом музее в 2002 году.
Но я ни разу не писал о мигдалевской «Школе еврейской живописи». И не потому, что не было повода. Мне мешало несколько снобистское, глубоко въевшееся в подсознание представление о «художественной школе». Даже не столько представление, сколько предубеждение, стереотип: «метод срисовывания не может иметь никакого отношения к художественному образованию».

Это профессиональный стереотип искусствоведа, окончившего с красным дипломом ленинградскую Академию художеств.

На самом деле, эта установка – такая очевидная неправда, которую должен в первую очередь подмечать именно профессиональный искусствовед.

Академическая художественная школа (в основе которой лежит античный принцип «мимесиса», «подражания природе, натуре»), существует жалкие пять столетий. А традиция, к примеру, древнеегипетского искусства, основанная именно на «срисовывании», продержалась около 4-х миллениумов. Все средневековое искусство (а это тоже где-то более тысячелетия) основывалось на работе «по образцам».

Титаны эпохи Возрождения презрительно называли весь предшествующий им опыт художественного осмысления действительности «примитивом».

А между тем, этот опыт продолжал существовать вдали от дворцовых интерьеров, в народном или «традиционном» творчестве, позже – в так называемом лубке и народных промыслах.

Интерес к такому искусству актуализировался в переломную эпоху рубежа XIX-ХХ веков. В это период отношение к понятию «примитив» сменилось с презрительного на восторженное. Именно в это время сам термин объединил многие, казалось бы, очень различные явления: архаику и средневековье, искусство Африки и Дальнего Востока, местные народные традиции, и детское творчество. Но наибольший успех выпал на долю некоторых «самоучек», не получивших профессионального образования «самодеятельных художников», или, как их называли (и до сих пор называют) в Европе «художников выходного дня».

Образцы различных «примитивов» (изображения и орнаменты на мацевах, пинхасах, парохесах, других ритуальных предметах, сама еврейская письменность) определяющим образом повлияли и на художников «Культур-лиги», в том числе, Марка Шагала, Натана Альтмана, Элиазара Лисицкого – художников с мировым именем. В предисловии к каталогу 1-выставки Культур-Лиги было провозглашено: «Современных еврейских художников вдохновляет наши древности – свитки Торы, Мегилат Эстер, обложки книг, посуда для праздника Радости Торы…». Это было написано на идиш в 1920-м году.

«Примитивизация» один из самых распространенных приемов в творчестве современных живописцев (не говоря уже и о том, что немало профессионалов, использующих в качестве основы для своих работ «готовые образы», в том числе, фотографии).

Но все это теория. А на практике мне просто очень понравились многие из работ, выполненных акрилом и гуашью на «плитах» разобранного старого потолка из квартиры Киры Верховской.

Честно говоря, открытки интересны именно как открытки, как историко-этнографический, а не художественный материал. Ученики Галины Толкачевой оживили репродукции далеко не первостепенных художников своим собственным отношением, в большинстве случаев «наивность» их восприятия и исполнения обаятельна и выразительна.

Участникам выставки удалось привнести тот дух национального искусства, который (в отличие от сюжета) не всегда наличествует в «открыточных образцах». Да, они не профессионалы, но древняя народная традиция, благодаря методу Г. Толкачевой, не просто знакома им, но и пережита в значительном опыте соприкосновения с образцами творчества замечательных еврейских художников, известных и безымянных.

Приходите, не пожалеете – даже если вы не очень разбираетесь в живописи. После встречи с этими импровизациями у вас наверняка улучшится настроение.

Думаю, не пожалеют и знатоки. Время от времени я делаю прогнозы относительно будущего молодых художников. Мне кажется, что на этой выставке есть работы художника, имя которого лет через 10-15 лет (даст Б-г) станет достаточно известным и, может быть, не только в нашем городе. Я имею в виду 14-летнюю Анну Дрикер.

Может быть, я и ошибаюсь. Но специалисты знают, что ошибаюсь я редко.


Мне очень жаль, что во время открытия этой выставки мы не сможем устроить презентацию книги "Еврейская открытка в коллекции А. Дроздовского", разве что в электронном виде. Книга около года ждет печати, но, видимо, Леонид Штекель, хозяин "Студии Негоциант", не выполнит свои обязательства никогда.
А жаль, книга красивая и добротная. По ней выполнена большая исследовательская работа и даже есть маленькие открытия. Но увы...
Разве что случится чудо - найдется спонсор, готовый оплатить печать.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Открытие
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 12:55:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов