БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Музей истории евреев Одессы: только ли об Одессе?
Еврейский музей Одессы
Одесса и еврейская цивилизация

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+65
Интересно, хорошо написано

Мигдаль :: Еврейский музей Одессы
Музей истории евреев Одессы: только ли об Одессе?
М. Рашковецкий

Из названия нашего музея понятно, что он посвящен евреям Одессы. Однако в нашей коллекции немало экспонатов, связанных с евреями других стран. Евреи – народ подвижный, правда, не всегда от хорошей жизни. Чемоданы разных времен – один из доминантных символов в нашей экспозиции.

Понятно, что в музее немало предметов, связывающих нас с историей Израиля. Не случайно в начале ХХ века евреи называли Одессу «Вратами Сиона». Но и евреи США могут найти в нашей экспозиции немало интересного.

Сама по себе Одесса была своеобразной «американской мечтой» российской «черты оседлости» - той территории в пределах Российской империи, где евреи имели право на проживание без ограничений. В своей книге «Евреи Одессы» профессор Стивен Ципперштейн (Стэнфордский университет) сравнивает Одессу «с американскими портовыми городами, но только с теми из них, что располагались на границе, как, например, Чикаго или
Сан-Франциско». Заметим лишь, что к началу ХХ века по количеству еврейского населения Одесса опережала Чикаго вдвое, а Сан-Франциско – вдесятеро, уступая лишь Нью-Йорку.

ИзменитьУбрать
(0)

В конце XIX-начале ХХ века в «международном» языке появилось новое слово, пришедшее из русского языка. Это было страшное слово «погром». Только из Одессы почти сразу после погрома 1905 года в Америку эмигрировало более 50 тысяч евреев. Евреи буквально штурмовали суда, отходившие в США из одесского порта. Активный процесс эмиграции в США продолжался и в так называемый период реакции 1910-х. В Америку уезжали представители самых различных профессий и сословий, но чаще – представители менее защищенных классов: мелкие торговцы и ремесленники.

В связи с началом 1-й мировой войны эмиграция из Одессы была приостановлена. В 1920-е, уже с приходом советской власти, эмиграция была затруднена, а вскоре и вовсе запрещена по политическим мотивам. В фондах музея хранятся копии материалов из Одесского государственного архива, касающиеся истории одной из одесских семей. В том числе, запись из книги одесского раввината 1901 года о браке Гирша Гуранда и Сони Цышлер. В 1906-м, вскоре после погрома в Одессе семья переехала в Стамбул. Около 1914 года Гиршу удалось добраться до Америки, а к 1921 году к нему присоединились остальные члены семьи.
А два года назад в Одессе на улице Нежинской открылся центр еврейской культуры «Бейт-Гранд» в здании, которое было построено при поддержке американского предпринимателя Стивена Гранда. Внука того самого столяра Гирша Гуранда, который в начале прошлого столетия занимался в Одессе производством мебельной фурнитуры и женился на Соне Цышлер (из семьи одесских торговцев рыбой). Иногда во время экскурсий по еврейскому музею, который располагается на улице Нежинской, 66, мы говорим, что на противоположной стороне улицы находится еще один наш «экспонат»: здание «Бейт-Гранда», великолепно вписавшемся в стиль одесской архитектуры начала ХХ века. И в этой шутке – лишь доля шутки.

Еще один экспонат, связанный с семейной историей – совсем маленький. На фоне вида (увеличенной копии с одесской открытки 1910-х годов) знаменитого и неоднократно описанного в литературе кафе «Фанкони» размещена чайная ложечка, маркированная латиницей: «Fanconi». В начале двадцатого века один из посетителей кафе (а большинство таких посетителей составляли евреи) взял со столика, очевидно «на память» эту фирменную ложечку. Почти столетие спустя, в начале 1990-х, семья, у которой хранилась эта ложечка, эмигрировала в США. И совсем недавно, узнав об открытии нашего музея, Рахиль Рицевская-Гойхман вернула «ложечку Фанкони» в Одессу.

ИзменитьУбрать
Одесские врачи АРА.1923
(0)

Начало «советского» периода в Одессе было «ознаменовано» страшным голодом 1921-23 гг. В этот период Одесса становится важным транзитным центром для получения помощи от ряда зарубежных благотворительных организаций, крупнейшие из которых были американскими – АРА и Джойнт. Естественно, что помощь (продовольствие, медикаменты, одежда, оборудование и материалы, в первую очередь, сельскохозяйственного назначения) оказывалась и населению Одессы и близлежащих районов. Кроме фотографии «врачей АРА» (одесситов, работавших при поддержке Американской администрации помощи - American Relief Administration), в музее экспонируются уникальные фотографии, связанные с деятельностью Мордко Бирмана, сотрудника одесского офиса Джойнта в период организации им благотворительных столовых для детей в Елисаветграде (1923).

ИзменитьУбрать
М.Бирман в Елисаветграде. 1923
(0)

Заметим, что эти фотографии размещены на фоне фрагмента номера центральной газеты «Известия» 1953 года, выпущенном в самый разгар государственной антисемитской кампании в СССР, за несколько дней до смерти Сталина. Газета развернута на статье «Джойнт» - филиал американской разведки», где «обосновывается» связь арестованных врачей-евреев с ЦРУ.

ИзменитьУбрать
(0)

Уникальный экспонат – комптометр, изготовленный в 1919 году в Чикаго, любезно предоставленный музею Г.Додоновым и С. Киселевым. Комптометр попал в Одессу благодаря кампании, проводившейся в 1920-е годы международной организацией «Орт-Фербанд». В это время многие евреи Советского Союза были ограничены в правах («поражены в правах» - отсюда слэнговое выражение: получить столько-то лет «по рогам»). В основном это касалось бывших представителей имущего класса (в основном в сфере среднего и мелкого бизнеса). В условиях безработицы «пораженные в правах» не могли быть членами профсоюзов, другими словами – они не могли устроиться на работу на государственном предприятии. То же относилось к религиозным евреям, соблюдавшим субботу. Однако, в условиях «новой экономической политики» была возможность ведения личной предпринимательской деятельности. Родственники, проживавшие в Европе и в США, посылали при содействии «ОРТа» оборудование как раз для такой деятельности: от столярных и токарных станков – до стиральных машин. Комптометр из Чикаго был прислан как раз для деятельности одесского «частного бухгалтера». ОРТ снабжал импортным оборудованием и еврейские кооперативы, каких было немало в Одессе, поддерживал в одесском регионе деятельность восьми профессиональных еврейских школ.

Казалось бы, что общего между историй Холокоста в одесском регионе и далеким Сан-Франциско. Однако именно из этого города мы получили стенды уникального «домашнего» музея истории Холокоста, которые долгие годы формировал Лев Думер, приехавший в США из нашего города. Сейчас ряд этих стендов временно передан для экспонирования в недавно открывшийся в Одессе Музей истории Холокоста под эгидой Ассоциации бывших узников гетто и концлагерей.
Первые публикации о нашем музее в американской прессе, в том числе, и в легендарном «Форвардсе» (на идиш), вышли в начальный период нашего существования. Именно Лев Думер недавно (и незадолго до своей смерти) еще раз напомнил американским читателям о музее «Мигдаль-Шорашим», опубликовав в двух номерах газеты «Форум» (преемник «Форвардса») материал под названием «Крематорий для живых» о трагедии массового сожжения в Одессе десятков тысяч евреев. Обложка нашей книги «История Холокоста в одесском регионе» была одной из иллюстраций к этой статье.

Если же вспомнить о такой форме музейной работы, как проведение научных конференций, то в Одессе со своими докладами неоднократно выступали историки и филологи из США.

Целая витрина в одном из залов музея отдана для экспонирования современных предметов иудаики, переданных нам в дар от еврейской общины Балтимора. Балтимор – город-побратим Одессы, и естественно, что между центром «Мигдаль» и еврейскими организациями Балтимора существуют давние, разносторонние и плодотворные контакты.

Посетителей музея до сих пор привлекает внимание обычная садовая скамейка, на спинке которой прикреплено письмо от еврейской общины Балтимора в таможню аэропорта с просьбой разрешить перевозку «специальной скамейки» для размещения в одесском еврейском музее. Письмо датировано 30-м октября 2002 года. Напоминаем, что наш музей был открыт 12 ноября. Перед самым открытием делегация центра «Мигдаль» была приглашена в Балтимор. Во время пребывания в Балтиморе мы зашли в гости к замечательной чете бывших одесситов Наде и Марку Ромалисам. С удовольствием сидели на скамеечке в саду (точнее, даже – в лесу) их загородного дома. И тут Кира Верховская пожаловалась на то, что мы не смогли найти в Одессе такую изящную и уютную скамью для нашей экспозиции. «Дарю», - сказал Марк, и таким образом садовая скамейка, перелетев через океан, оказалась в нашей «музейной квартире».

Почти каждый день во время экскурсий в музее мы напоминаем нашим гостям об Америке.
Спасибо, Америка, и не забывай об Одессе.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Музей истории евреев Одессы: только ли об Одессе?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 10:46:26
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Еженедельник "Секрет"