БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Памяти Р.Э. Нудельман
Еврейский музей Одессы
Одесса и еврейская цивилизация

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Мигдаль :: Еврейский музей Одессы
Памяти Р.Э. Нудельман

13 января в Музее истории евреев Одессы состоялся вечер памяти Раисы Эммануиловны Нудельман (1914-1995). В выставочном зале музея развернута экспозиция, в основе которой — живописные и графические работы Раисы Эммануиловны. Выставку дополнили фотографии и бытовые предметы, имеющие отношение к семье Минкус-Нудельман.

На вечере присутствовали около 30 гостей, перед которыми выступили художник Д.М. Фрумина, искусствоведы Т. Михайличенко и Л. Сауленко. Своими воспоминаниями поделились также проф. В.С. Максименко, краевед С.З. Лущик. Фрагменты из произведений Бетховена исполнила И.Л. Нудельман.

ИзменитьУбрать
Д.М. Фрумина
(0)

Выступление Дины Михайловны Фруминой на открытии выставки произведений Р.Э. Нудельман

«Жизнь без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами сумрак неминучий
иль ясность Б-жьего лица».
А. Блок.

ИзменитьУбрать
Портрет Р.Э. Нудельман
работы Д.М. Фруминой
(0)

Случаи бывают разные: несчастные, о которых упоминать не хочется, и счастливые. Вот такой счастливый случай произошел со мной. Когда мне было 15 лет, я поступила в Одесскую художественную школу. С Раисой Эммануиловной мы сидели за одной партой на теоретических занятиях. На практических занятиях мы были в разных мастерских: я была ученицей Михаила Гершенфельда, а Раиса Эммануиловна была в мастерской Моисея Мучника. Это были мастерские противоположных направлений — в какой-то степени антагонистических, но на нашей дружбе это не сказалось. Раиса Эммануиловна была всесторонне одаренным человеком, не только тонко чувствующим цвет живописцем, но и человеком поэтического строя. Теоретические занятия давались ей так легко и просто, как никому из учеников. Был такой совершенно нелепый метод — бригадный метод усвоения теоретических предметов. Так вот, Раиса Эммануиловна отдувалась за всех: мы все готовились к ответу, но отвечала почти всегда она. В этой группе учились такие художники, как Зайченко и сын скульптора Митковицера, он учился на архитектурном отделении.

ИзменитьУбрать
(0)

Когда мы закончили профшколу, нас перевели в здание художественного института. Пятеро отличников получили возможность без экзаменов определиться на второй курс графического факультета. Я думаю, что это произошло от того, что там, на графическом, был недобор, но мы согласились великодушно, потому что живопись там преподавал Теофил Борисович Фраерман. И вот мы проучились до 1934 года (2-й и 3-й курс), а потом наступила ужасная пора реорганизации: художественный институт закрыли и лучших учащихся рекомендовали для конкурса в киевский институт. Кто по успеваемости пониже — оставались здесь, и таким образом здесь учредилось художественное училище. Раиса Эммануиловна не уехала в Киев по состоянию здоровья, я — по семейным обстоятельствам. Она продолжала самостоятельно работать и показывала свои произведения на выставках. Я же готовилась для поступления в киевский институт, ждала, когда из армии вернется мой брат. Потом мы расстались приблизительно на шесть лет: начало моего обучения в Киеве, потом 1941 год, война...

ИзменитьУбрать
(0)

После войны я два года работала в Москве и не знала, что Раиса Эммануиловна уже вернулась из эвакуации. Мы встретились на выставке Дрезденской галереи. Я все е? уговаривала переехать в Одессу, но это было не так просто, потому что она уже была кандидатом в Союз художников Москвы. После моего возвращения в Одессу наша переписка была постоянной. В 1951 году она впервые после войны приехала в родной город, и они встретились с Минкусом. В 1952 году Раиса Эммануиловна стала супругой Бориса Адольфовича и переехала в Одессу. Вот с тех пор мы уже здесь поддерживали дружеские отношения. Не то, чтобы поддерживали, просто они были органическими, закономерными и постоянными. Летом я часто бывала у них на даче. Там было когда-то очень хорошо. Печально вспоминать, что сейчас это все сравняли с земл?й, и что ничего этого нет. Я успела за эти годы написать много этюдов на их даче и могла бы просто показать выставку «Дача Минкусов».

ИзменитьУбрать
(0)

Раиса Эммануиловна — чудесный живописец. Я настолько неравнодушна к е? творчеству, что не могу оценить, что лучше, что хуже. В принципе, она живописец высокого толка, живописец-станковист. Причем, особенно это ценно сейчас для обозрения и для нынешнего поколения, потому что станковая живопись как таковая исчезает, и традиции южнорусской школы стираются. А вот в ее произведениях это живо. Не хочу вас утомлять, потому что откроется второе дыхание и остановить меня будет трудно, но скажу вам, что художник никогда не умирает. И каждый, кто вносит в жизнь частицу своей души ради красоты, ради значительности этой жизни, остается живым навсегда. Потому я предлагаю отмечать не дни кончины, а дни рождения.

ИзменитьУбрать
(0)

Я рада, что произведения Раисы Эммануиловны нашли такой прекрасный приют — здесь и в музее Блещунова. Печальный факт последних лет заключается в том, что произведения ушедших художников рассеиваются, часто попадают в невежественные руки. И очень трудно восстановить память об этих замечательных художниках, которые с любовью все это создавали. Ведь для того, чтобы создать нечто небольшое, надо влюбиться в этот объект, надо внушить зрителю вот эту свою любовь к этому изображаемому, и только тогда может быть найден отклик. И я очень признательна музею, который взял на себя эту роль хранения. Пожелать, чтобы почаще показывали зрителям, потому что, помимо сохранности, важно, чтобы люди видели, чувствовали, понимали, с чем они соприкасаются. Тем более, может быть, в наше время, когда очень заметен такой спад интереса к искусству станковой живописи. Искусство все больше становится каким-то прикладным, рекламным, декоративным, развлекательным. Это не миссия настоящего искусства, развлекаться надо в цирке. В музее рядом с произведениями искусства у зрителя возникает необыкновенное чувство открытия. Открытия того, чего прежде не было, чего он никогда не видел. Вот я вспомнила эпизод из переписки Николая Ге. Он преподавал изобразительное искусство дочери Толстого. Однажды дочь Толстого в письме спрашивает Ге: «Как отличить настоящее произведение от не совсем достойного?» Он ей ответил: «Это должно произойти так, как это было между Ромео и Джульеттой: они посмотрели друг на друга и все поняли». Так вот, дай Б-г, чтобы рождались такие произведения, которые будут возбуждать такие чувства, как у Ромео и Джульетты.

Экспликация выставки, посвященной памяти Раисы Эммануиловны Нудельман (1914-1995)

ИзменитьУбрать
(0)

В 2004-м Раисе Эммануиловне исполнилось бы 90 лет, а в 2005-м будет 10-летие печальной даты ее ухода из жизни. В условную пору «междугодья» мы и решили устроить вечер памяти Р.Э. Нудельман и открыть выставку ее произведений в нашем музее.

Все представленные сейчас работы уже экспонировались на выставке, посвященной 100-летнему юбилею мужа Раисы Эммануиловны, Бориса Адольфовича Минкуса. Но тогда основным мотивом экспозиции была история замечательной одесской семьи Минкус-Нудельман, и художественные работы Раисы Эмануиловны, ее учителей и друзей, были, пусть заметной и важной, но лишь частью экспозиции.

Только что в этом же помещении проходила выставка «Одесса бабелевских времен». Одним из ее экспонатов был скромный каталог «Вторая отчетная выставка художников г. Одессы» 1940-го года. Вот что там было написано: «Настоящая выставка говорит о росте творческой активности одесских художников. Самым замечательным явлением надо считать выступление группы молодежи, которая не только количественно, но и качественно является гвоздем выставки. Работы Синицкого, пейзажи Шелюты, портреты Нудельман, рисунки Цымпакова, портрет Цейтлина являются украшением выставки».

ИзменитьУбрать
(0)

1940-й — странный год. Несколькими годами ранее одесских художников резко критиковали за недостаток больших «историко-революционных полотен», за «неактуальное» пристрастие к жанрам лирического пейзажа, камерного портрета, натюрморта... К «20-летию Великого Октября» уже прикрыты все новые музеи, которые торжественно открывались в 1927-м: Музей еврейской культуры, «Степова Укра?на», «Старая Одесса», Музей современного искусства...

А в сороковом почему-то вновь открывают Одесский еврейский музей, замечательную когорту одесских художников хвалят за пейзажи, портреты и натюрморты... Это последний «предвоенный» год и второй год Мировой войны на фоне «нерушимой дружбы» СССР и нацистской Германии. В этом году расстреливают Исаака Бабеля; Саул Боровой становится самым молодым в Советском Союзе доктором исторических наук, защитив диссертацию по «еврейской теме», а Раисе Нудельман исполняется 26 лет.

ИзменитьУбрать
(0)

Эта эпоха ушла безвозвратно, но этические и художественные ценности остаются с нами. Раиса Эммануиловна относилась к тем немногочисленным во все времена людям, которые не хотят и не могут отказываться от своих принципов под влиянием идеологической, политической и художественной конъюнктуры. Вопреки всем катаклизмам этого времени в ее творчестве сохранились подлинная живописная культура, привитая ей замечательными педагогами, глубокое проникновение в душевный мир человека, возможно, не без влияния образцов голландского искусства, и — очень одесская камерность, лиричность, обаятельная женственность.

«Мигдаль-Шорашим» глубоко признателен Борису Адольфовичу Минкусу за эту коллекцию, подаренную нашему музею, и Дине Михайловне Фруминой, без настойчивых рекомендаций которой этот дар вряд ли бы состоялся.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Памяти Р.Э. Нудельман
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 04:53:35
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет