БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №111 > Вне времени и пространства
В номере №111

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Вне времени и пространства
Вита ИНБЕРГ

Еврейская цивилизация – сложная и дискуссионная тема. Озвучив ее нескольким людям, я услышала:
«На такую тему нужно писать не статью в журнал, а трехтомную монографию»;
«А что такое еврейская цивилизация?»;
«Побьют!» (надо полагать, за нескромность);
«Это насчет того, что евреи сорок лет ходили по пустыне?»

ИзменитьУбрать
(0)

Так мы произвели своего рода мини-блиц-опрос. Блиц-опрос мы сначала запланировали, но отменили – по причине удивительной неосведомленности аудитории. После чего утвердились в том, что тему обсудить стоит. Хотя и вправду было бы проще написать об этом монографию, а не сделать журнал. Потому что научных и популярных книг и других публикаций (даже дипломных работ) о еврейской цивилизации достаточно.

Но для чего нам нужно осознавать себя не просто народом или культурой, но именно цивилизацией, и нужно ли? Честно говоря, я не сразу нашла ответ.

Ученые – антропологи, этнографы, культурологи, говорят, что «цивилизация» – достаточно емкое понятие, удобный и самый подходящий термин, чтобы обозначить и исследовать всю многообразную специфику еврейства с его необычной судьбой. (Не зря конференция, которую проводит Музей истории евреев Одессы, носит название «Одесса и еврейская цивилизация».)

ИзменитьУбрать
(0)

«Крайне сложно, – пишет М. Носоновский в статье «Что такое еврейская цивилизация?»1, – выработать представление о сущности еврейства, которое было бы достаточно гибким, чтобы описывать и современного аccимилированного еврея, и религиозного, и израильтянина, и субэтнические еврейские группы диаспоры, какими они были еще несколько десятилетий назад, и группы геров, "иудействующих", исповедующих необычные формы иудаизма – слишком велико тут разнообразие. Одним из возможных решений является использование понятия еврейской цивилизации». Но – справедливо отмечает Носоновский – «объявление еврейства цивилизацией никак не возвышает или не принижает еврейскую культуру».

На вопрос «зачем нам это надо?» можно ответить, что, с одной стороны, рассматривая себя как цивилизацию, мы глубже ощущаем свою особость и целостность, то неизменное, что нас объединяет «через века и страны». С другой стороны, мы можем лучше понять свое значение и место в мире, в ходе общей человеческой истории.

ИзменитьУбрать
(0)

***
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно».

Что вообще входит в понятие «цивилизация»?

Условно говоря, цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений, или отпечаток культуры (духовного развития) на материальном (вещном) развитии.

ИзменитьУбрать
(0)

В бытовом понимании – это, прежде всего, развитие техники, уровень общественной культуры, комфорт – какие-то вещи, облегчающие жизнь – от дезодорантов и антибиотиков до самолетов и электронной почты.

Далее, цивилизация в целом – понятие общечеловеческое, планетарное. Фантасты, которым по роду деятельности часто приходится сталкиваться с вопросом о цивилизации, знают, по каким признакам можно понять, есть ли она на планете. Города, государства, армия, торговля, коммуникации, промышленность, технологии, средства хранения и передачи информации, общественные нормы и структуры, религия, искусство и культура, система ценностей… Правда, «цивилизация» и «цивилизованность» – не одно и то же. Те же фантасты неоднократно обыгрывали сюжет, когда пришельцы поспешно покидают нашу планету, удирая со всех щупалец после встречи с очередным земным «достижением».

«Иудаизм – это не только религия, образ мышления и образ жизни, это еще и цивилизация, которая внесла неоценимый вклад в формирование общечеловеческих ценностей и никогда не оставалась замкнутой структурой, направленной исключительно на себя» (machanaim.org).
Невероятное ускорение научно-тех­ни­ческого прогресса привело общество в свое­образное положение человека, у которого ноги уже бегут, а голова остается на месте. То есть, уровень социально-психологический, культурный, уровень осмысления заметно отстает от остального. Образовавшийся разрыв заполняют разнообразные духовные учения и дисциплины, и отсюда такой устойчивый к ним интерес. Приходится прилагать большие усилия, чтобы оказаться в ладу с самим собой и со стремительно меняющимся миром. (К слову, иудаизм – на редкость здоровое и гармоничное решение этой проблемы.)

ИзменитьУбрать
(0)

Кроме универсального, общечеловеческого, существует более узкое понятие о цивилизациях «местных», локальных – ограниченных во времени и пространстве. Например, из прошлых – греко-римская, древнеегипетская, доколумбова цивилизация индейцев Центральной и Южной Америки. Из современных – западноевропейская, североамериканская и др. Предполагается, что «локальная» цивилизация обладает определенной геополитической, этнической, языковой, культурной, социальной целостностью и при этом взаимодействует с другими – влияет на них и сама испытывает чье-то влияние.

ИзменитьУбрать
(0)

Еврейская цивилизация тоже относится к локальным, хотя такие критерии, как временные и пространственные рамки, к ней не применишь. Сложный процесс ее исторического развития придал ей черты специфические. Тем не менее, М. Носоновский отмечает, что «в наше время представление о еврейской цивилизации стало общепринятым в академическом мире», хотя это и не совсем так.

***
«Евреи – самый упорный народ в истории…»
П. Джонсон

ИзменитьУбрать
(0)

Вопроса о еврейской цивилизации касались в разное время и еврейские, и нееврейские ученые.

Согласно философу Нахману Крохмалю (1785-1840), «национальной идеей», сущностью еврейства является идея абсолютного единства. Благодаря этому существование народа Израиля проходит вне времени, оно не подвержено изменению или разрушению. Изменению подвергается лишь та часть еврейского бытия, которая связана с временным, частным, преходящим. Циклы возрождения, расцвета и изгнания сменяют друг друга, но еврейский народ в целом не исчезает, потому что сущностная еврейская идея остается неизменной.

В 1816 г. в Берлине возник научный кружок еврейских студентов, позже выросший в Общество культуры и науки евреев. Основной задачей Общества было «поощрение исследований еврейской цивилизации». При этом его члены придерживались противоречивых взглядов, а вскоре Общество и вовсе распалось. Но его работа существенно повлияла на формирование науки о еврействе как о многостороннем явлении, к которому необходимо отнестись именно как к цивилизации: изучить законодательство, тщательно исследовать «все виды послебиблейской еврейской письменности как важнейшей части еврейской цивилизации прошлого», переводить тексты, создавать историографию, библиографию и т.д. Участники общества были убеждены, что «наука о еврействе должна охватывать иудаизм во всем его объеме».

Идею еврейской цивилизации как совокупности всех проявлений еврейства выдвинул в 1930-е годы американский мыслитель Мордехай Каплан. С его точки зрения, частные проявления еврейской жизни (разные формы религиозной жизни, культура, языки, социальная деятельность еврейства и т.п.) сменяют друг друга, еврейская же цивилизация сохраняется. Будучи близок по взглядам к реформистам, он считал, что иудаизм – развивающееся явление, и законы и принципы еврейской жизни меняются от эпохи к эпохе. К сфере иудаизма он относил все стороны жизни еврея, поэтому понятие «иудаизм» для него заменялось понятием развивающейся «еврейской цивилизации».

Выдающийся историк А. Тойнби (1889-1975) рассматривал всю мировую историю как комплексный процесс взаимодействия отдельных цивилизаций. Еврейство для него – «специ­фическая форма исторического развития». Однако Тойнби описывает ее как «остановившуюся» цивилизацию, которая развилась из сирийской. «А. Тойнби не мог, конечно, пройти мимо еврейства в своем фундаментальном труде, окрашенном, впрочем, отчетливым влиянием христианского миропонимания», – замечает М. Членов.

Американский политолог С. Хантингтон (1927-2008) в работе «Столкновение цивилизаций?» по поводу еврейской цивилизации пишет, что «большинство исследователей цивилизаций едва упоминают о ней. Если судить по количеству людей, то иудаизм – это явно не основная цивилизация... С созданием Израиля евреи получили все объективные атрибуты цивилизации: религию, язык, обычаи, общественные институты, политический и территориальный “дом”. Но как насчет субъективной идентификации? Евреи, живущие в иных культурах, по-разному соотнесли себя со средой, начиная от абсолютной идентификации себя с иудаизмом и Израилем, до номинального иудаизма и полной идентификации с той цивилизацией, внутри которой они находятся…»

В одной из современных цивилизационных теорий (которых, надо сказать, множество), принадлежащей двум российским ученым, евреи отсутствуют вовсе. Индийская цивилизация, африканская, океаническая – есть, а еврейской нет, ни в древности, ни сейчас.

Михаил Членов в статье «Еврейство в системе цивилизаций»2 пишет, что дискуссии о сущности, историческом месте и положении еврейского народа среди народов мира продолжаются не первую сотню лет, но никогда они не были настолько острыми, как в новое время. «Основные дискуссии и сейчас идут вокруг вопроса об уникальности и необычности еврейского народа, выражающейся в его долговечности, предполагаемой религиозной и исторической миссии, в двойственной составляющей еврейства как одновременно осознаваемой этнической и религиозной общности. Особенно необычна этническая составляющая еврейства. Вместе с тем, еврейство осознает себя в качестве "народа”. Евреи рассматривают себя и нередко воспринимаются извне в качестве этнической общности, хотя именно этнически еврейство необычайно полиморфно, многоязыко, многокультурно и даже многорасово. …У евреев место остальных компонентов самосознания – языка, территории, бытовой культуры и пр. – занимала религия».

Этнические группы, языки, приходят и уходят, сменяют друг друга, еврейская цивилизация в целом же остается.

Примечательно, что целью работы М. Членова является не подчеркнуть какую-то невероятную особенность еврейства (в чем часто упрекают пишущих на еврейские темы), а напротив – вывести его из разряда уникальных исторических явлений, чтобы оно заняло подобающее место в ряду мировых цивилизаций.

Цивилизация живет дольше, чем народ или народы. В нее входит ряд отдельных этнических общностей и форм культуры. У нее есть некий общий язык и массивный комплекс письменных текстов. По Хантингтону, основой цивилизации являются язык и религия, именно они «служат своеобразной осью, вокруг которой образуются цивилизации». Наконец, цивилизация так или иначе распространяется и влияет на другие части мира.

Большинство авторов, изучающих эту тему, сходятся на том, что всеми вышеперечисленными признаками еврейская цивилизация обладает.

Несомненно, существует и «метаязык цивилизации» – иврит, язык молитв и священных книг. В 20-м веке он был возрожден как живой разговорный язык (единственный случай в истории).

Иудаизм и иврит делают еврейство полноценной цивилизацией. Иуда­изм – это не только традиция, но и этическое и национальное мировоззрение. «Неудивительно, – замечает М. Горелик, – что в широком смысле термин иудаизм часто употребляется для обозначения всей еврейской цивилизации…»3

«Возникновение государства Израиль в 20-м веке в рамках цивилизационного подхода может толковаться неоднозначно. С одной стороны, любая цивилизация должна опираться на ядро – ее своеобразный географический и политический центр. С другой стороны, по мнению некоторых ученых, социальные процессы, происходящие в самом Израиле, способствуют превращению довольно пестрой и неоднообразной еврейской цивилизации, рассеянной по всему земному шару, в нацию, сконцентрированную в одном государстве… Современный Израиль представляет собой вместительный “плавильный котел”, который является своего рода моделью всей еврейской цивилизации…»4

Что касается вклада в развитие мировой культуры, об этом было написано изрядно. Мы не намерены в очередной раз перечислять великих людей еврейского происхождения (живших в разных странах, говоривших на разных языках) и плоды их творчества. Попробуем систематизировать то, что принесла миру еврейская цивилизация в целом.

***
«Без евреев мы бы видели мир другими глазами, иначе слышали бы его и даже иначе ощущали бы его».
Т. Кахилл

В Торе сказано, что помочь миру исправиться евреи могут только на примере собственного исправления и продвижения. Раввин Х. Донин в книге «Быть евреем» пишет, что Всевышний предназначил евреям играть уникальную роль в мировой истории. Он повелел им быть примером для всех народов мира. И смысл этого не в том, чтобы весь мир сделать евреями, а в том, чтобы привести всех людей к признанию господства Б-га и к принятию основных ценностей, открытых Им людям. Роль евреев в том, чтобы благословить все народы мира. Молясь об этом, евреи произносят каждое утро: «Мир станет совершенным под властью Всевышнего и все человечество будет взывать к имени Его»5.

«Тетраграмматон ("йод", "ѓей", "вав", "ѓей") отличается от слова "еврей" (иеѓуди) только одной буквой "далет". Это название совпадает в написании со словом "дверь". Для еврейской традиции характерны острое внимание к языку, а также уверенность, что слова не случайны и сами по себе могут сказать подготовленному и проницательному человеку очень важные вещи. Из сопоставления делается вывод, что евреи призваны быть той "дверью", через которую Б-г должен войти в человечество» (М. Горелик. «Иудаизм в истории: через века и страны»).
«В сущности, иудаизм представляет собой попытку коллективного выполнения взятых на себя “союзнических обязательств” по познанию и осуществлению в мировой истории воли Б-жьей, явленной в Союзе с народом, – пишет М. Горелик. – Этим были озабочены не только патриархи, пророки, мудрецы, но и самые обыкновенные люди, не оставившие о себе памяти.

Царь Шломо, размышлявший о тщетности жизни, оторванной от Б-га, пророк Ѓошеа с его скорбью о социальной несправедливости, рабби Акива, отдавший жизнь за изучение Торы, и программист где-нибудь в Москве, Тель-Авиве или Нью-Йорке, который не подходит по субботам к телефону, потому что в субботу у него есть дело поважнее, – эти люди, как и целые поколения евреев, в меру сил выполняли обязательства, которые приняли на себя вместе с Авраѓамом и со своими предками у горы Синай.

В иудаизме основной путь познания Б-га – через откровение, т.е. через то, что Б-г открыл в Своей Торе. Это знание принадлежит не только философам и мистикам. Оно обращено к каждому еврею, а в широком смысле – к каждому человеку, независимо от его национальности, положения в обществе и т.д.».

Идея Единого Б-га универсальна, она относится ко всем народам мира, и именно к ней прежде всего обращались самые разные авторы, касавшиеся нашей темы. Российский историк Н. Данилевский (1822-1885) полагал, что еврейская цивилизация «отличилась в истории выдвижением и наиболее полным развитием идеи единого истинного Б-га». Т. Кахилл в своей книге «Дары евреев» (1998) называет самым важным то, что «евреи подарили миру монотеизм, и с ним понятие "Единой вселенной"».

Центральная идея монотеизма – то, что Б-г создал человека по Своему образу и подобию. Личность есть образ Б-га, а вся наша жизнь – это диалог между человеком и Б-гом. Все что мы делаем и утверждаем, все наши решения и поступки, – это и есть те слова, которые мы говорим Б-гу, а все, что с нами происходит – это ответное слово Б-га по отношению к нам. Познание Б-га, по мысли М. Бубера, возможно только тогда, когда человек в живом диалоге говорит Ему «Ты».

«Человек может и должен уподобиться Б-гу благодаря своим собственным усилиям. Он наделен свободой воли и выбора. Но и за выбор свой он отвечает сам: бессмысленно и безнравственно в собственном выборе обвинять кого бы то ни было». Идея единства Б-га «сделала возможным утверждение единства человечества, единой нравственности по отношению ко всем людям, независимо от того, к какому народу и социальной группе они принадлежат».

«Центральными заповедями для человека становятся любовь к Б-гу и любовь к ближнему. Можно даже сказать, что …критерием уровня духовности общества является то, в какой степени в этом обществе к человеку относятся как к "образу Б-га", уважая его личность, достоинство и свободу... В целом мир осмыслен, в мире в целом есть и будет продвижение к добру. Любовь Б-га к человеку дает смысл миру, и поэтому монотеизм – это оптимистическая концепция»6.

Концепция монотеизма чрезвычайно продвинула человечество, так как она придала каждому человеку статус личности, творца, возложила на него ответственность перед Б-гом за свое поведение и дала ему миссию продвижения мира к добру, а также уверенность в поддержке для реализации этой миссии.

«Разумеется, вклад каждого народа в историю уникален и ценен, – говорит в своем интервью ученый и публицист Ю. Окунев. – Но я пишу в своей книге ("Ось всемирной истории") о том, что мы можем представить нашу цивилизацию без вклада какого-нибудь народа. Мы вполне можем вообразить отсутствие на планете какого-нибудь народа Х, можем себе представить, каким был бы мир без этого народа и чем бы этот мир отличался от ныне существующего. Но без истории еврейского народа наш сегодняшний мир нельзя было бы себе представить, как нельзя вообразить вращение без оси.

Современный историк Пол Джонсон, который написал, на мой взгляд, самую интересную историю евреев, говорил, что евреи на протяжении истории поднимали все острые вопросы, которые стояли перед человечеством. Поднимали и пытались предложить свои решения в сфере морали, социальной жизни человека, культуры. По его словам – "самое главное – евреи научили нас рационализировать непознанное. Результатом этого явился монотеизм и три великие религии, которые его используют. Вообразить, как бы выглядел мир без них – почти за пределами возможностей нашего воображения"7.

Центральные идеи иудаизма легли в основу западной цивилизации, и их распространение продолжается и сегодня.

П. Джонсон пишет: «Все величайшие концептуальные открытия разума представляются нам очевидными и неизбежными, когда они уже сделаны, но необходимо присутствие гения, чтобы сформулировать их в первый раз. Евреи обладали этим даром. Им мы обязаны идеей равенства перед законом, как божественным, так и человеческим; святости жизни и достоинства человеческой личности; индивидуального сознания и потому личного искупления; коллективного сознания и вытекающей отсюда социальной ответственности; мира как абстрактного идеала и любви как фундамента справедливости, а также многих других идей, создающих основу морального багажа, в котором существует человеческое сознание»8.

Одна из самых главных ценностей еврейского мировоззрения – глубочайшее уважение и внимание к Книге, слову, знанию, образованию, учености. В этом смысле еврейская цивилизация продолжает являть собой пример, очень нужный и актуальный сегодня, когда место духовности нередко оказывается где-то в сумрачных углах музейных хранилищ, знание подменяется навыком, а образование становится поверхностным и формальным. При этом еврейское образование никогда не было догматичным (как ошибочно полагают многие), в обучении поощрялась пытливость ума, неожиданные вопросы, сомнение, критика и собственный здравый смысл. (Один из принципов изучения Талмуда гласит, что путь к истине не менее важен, чем сама истина.) Философские и логические методы и находки еврейских мыслителей оказали огромное влияние на мировую науку и искусство. В нееврейском мире сохраняется большой интерес к Талмуду, который имеет универсальное значение для всего человечества, и часто в нем обнаруживаются совершенно современные проблемы.

В уже упомянутой книге «Дары евреев» Т. Кахилл заявляет: «Большинство наших лучших слов – новый, иной, риск, удивление; уникальный, индивидуальный, личность, призвание; история, будущее; свобода, прогресс, дух, душа; вера, надежда, справедливость – на самом деле являются дарами евреев»9. Такое утверждение, пожалуй, чересчур эмоционально и нуждается в серьезной аргументации. Но на что действительно стоит обратить внимание – это на концепции времени, истории и прогресса.

Тот же Кахилл пишет: «Древние религии и философские учения рассматривали жизнь как часть бесконечного цикла рождений и смертей. Они уподобляли время колесу. Так было, пока народу Авраґама и Моисея не открылось, что время подобно повести, финал которой скрыт в будущем. Это прозрение породило новое восприятие человека как личности с уникальной судьбой и нашу веру в прогресс». В «Популярной истории евреев» сказано, что по сравнению, например, с другим выдающимся народом – греками, евреи смогли создать «сжатое и драматическое историческое повествование за полтысячи лет до греков… и у них появилось глубокое чувство исторической перспективы, подобного которому грекам достичь не удалось».

Только с появлением Торы «каждое событие обретает смысл, будучи проанализировано с точки зрения его влияния на процессы, происходящие в мире, и осмыслено в последовательности событий как развертывающейся причинно-следственной цепочки, имеющей свою внутреннюю закономерность и не прерывающейся от начала времен и до их окончания»10. Сформировалось понятие о целенаправленном мировом процессе.

«Начало еврейской истории, нашедшее свое отражение в Торе, представляет собой источник, из которого на протяжении многих столетий миллионы людей выводили правила поведения, нормы морали и черпали вдохновение. Ее герои давно уже воспринимаются как воплощение великих идей. Описанные события стали своеобразной живой формулой этики. Но придет время – и, возможно, оно не за горами – когда и к другой части еврейской истории (а именно к той, которая развертывается тогда, когда уже не звучали слова пророков) будут относиться точно так же. Тысяча лет самопожертвования еврейского народа, непрекращающиеся изгнания и скитания, трагическая судьба, учителя Торы, мученики, философы, руководители – весь этот эпос, будучи осознан народами в недалеком будущем, оставит глубокий отпечаток в памяти людей. Он будет обращаться к сердцу и совести человека и вызовет уважение к сединам истории еврейского народа» (Ш. Дубнов).
«Восклицание Шиллера "Вся история – это один долгий день суда" не могло прозвучать до распространения идей иудаизма, оно немыслимо в контексте греко-римских концепций, направленных на "освобождение" человека от морально-нравственной ответственности. Величайшие умы прошлого и начала этого века признавали, что любая историческая концепция, не основывающаяся на представлениях Торы о течении времени, его начале и конце, не может иметь большого значения»2.

При этом «отличие еврейского понимания истории… в том, что другие народы считали золотой век человечества давно прожитым; каждое поколение все более отдаляется от него. Согласно же еврейскому пониманию, несмотря на видимое усиление зла в мире, золотой век человечества – впереди.

«Человек создан историей, – говорит Дж. Джейкобс. – Еврей представляет собой воплощение жизни своих праотцев, и если бы он утратил знание своего прошлого, он утратил бы лучшее из того, что у него есть».

С другой стороны, как верно отмечает М. Го­релик, вообще иудаизм ориентирован на «эту» жизнь. «Религиозные знания нужны для того, чтобы немедленно претворить их в реальность. Человеку необходимо знать, что ему делать здесь и сейчас, и Письменная и Устная Тора ему это разъясняют. Что же касается того, что будет после смерти, то Б-г откроет это человеку в свое время. Воля и силы человека требуют приложения в этой жизни».

Таким образом, мы живем в трех временах сразу. Мы постоянно обращаемся к прошлому: когда соблюдаем традицию, изучаем наследие мудрецов, историю, иврит, когда готовим еду, танцуем, отмечаем праздники, зажигаем субботние свечи. Прошлое для нас – не археологический экспонат, а насыщенная и неотъемлемая часть повседневной жизни. Мы постоянно обращаемся и к будущему: когда смотрим на своих детей, когда говорим «в будущем году в Иерусалиме», оставляем свои просьбы и молитвы у Стены Плача, размышляем о приходе Машиаха и храним надежду на восстановление Храма. Будущее для нас – не туманная мечта, а, опять-таки, органичная часть сегодняшнего дня. От этого только полнее становится жизнь «здесь и сейчас».

ИзменитьУбрать
(0)

—————————————————————————————————

ИзменитьУбрать
(0)

«Рав Авраам-Ицхак Кук (1865-1935) является, наверное, одним из самых выдающихся еврейских религиозных авторитетов 20 века… Рав Кук показал нам, что все мироздание, вся культура и цивилизация, есть единое целое, которое должно быть осмысленно на религиозном уровне. Он расширил иудаизм до размеров цивилизации – причем не только "еврейской цивилизации" (мира еврейской жизни, как он сложился за последнее тысячелетие в диаспоре), но до размеров цивилизации всего человечества... Кроме общенационального уровня диалога с Б-гом, рав Кук дает нам представление также и о диалоге Б-га с человечеством как единым целым, но этот общечеловеческий диалог с Б-гом не отменяет, а дополняет общенациональный диалог каждого народа и может быть построен только на его основе».11


1berkovich-zametki.com
2archipelag.ru и др.

3Горелик М. «Иудаизм в истории: через века и страны».
4konservatizm.org
5berkovich-zametki.com
6machanaim.org
7сhayka.org
8Джонсон П. «История евреев». – М.: Вече, 2007
9Шляк Е. «Частная жизнь и еврейский вопрос», ulita.net
10machanaim.org
11machanaim.org.

кехил
30.04.2012 17:30

тысячя лет евреи идя по планете уничтожают народы вокруг себя

тысячя лет евреи идя по планете уничтожают народы вокруг себя

Деточка, чтобы тебя никто не уничтожал, для начала выучи свой родной язык, затем - культуру, историю и историю культуры (такое тоже бывает ))). Хорошо бы еще подзаняться математикой - чтобы мозги научились самостоятельно мыслить и анализировать ту жвачку, которую тебе скармливают "добрые" дяди (чтобы ты, не дай Бог, не задумался, кто ж на самом деле виноват в твоей плохой жизни). А вот тогда обсудим аргументировано твое примитивное высказывание. Если, конечно, ты еще будешь этого хотеть и тебе не станет стыдно.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №111 > Вне времени и пространства
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 02:15:09
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"