БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №111 > Психология и Тора
В номере №111

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Психология и Тора
Анна МИСЮК

Последние морозно-ветреные дни зимы прошли для участников мигдалевской молодежной конференции в Чабанке в жарких интригующих размышлениях вслух. Как минимум пятнадцатиминутный доклад должен был представить вниманию аудитории каждый из 35 участников. Тема конференции «Психология и Тора» не позволяла расслабиться, за какой бы блок (или, если хотите, панель) вы ни попытались бы укрыться.

Тема звучала оглушающе оригинально, хотя при бижайшем рассмотрении оказалась вовсе не такой уж пионерской. Уже не первое десятилетие незаурядные умы занимаются этой темой и проистекающими из нее проблемами.

В работе под таким же названием известный израильский психотерапевт Е. Свирский указывает на разнообразие подходов, которые могут скрываться за единым заголовком: это может быть резкое противопоставление иудаизма и психологии, как религии и естественнонаучного знания, это может быть изложение взглядов различных психологов и психологических школ на особенности личности религиозного человека, или, наоборот, о том, как иудаизм рассматривает деятельность психологов.

Сам Свирский посвятил свою работу такому аспекту темы как эмоциональное восприятие Торы теми, кто соблюдает ее заповеди. Забегая вперед, скажу, что именно этот аспект показался самым интересным и значительным большинству наших докладчиков.

Итак, участникам предлагалось выступить по разным тематическим блокам. Можно было порассуждать о том, партнерами или противниками являются Тора (иудаизм в целом) и психология, разобрать психологические характеристики героев ТАНАХа, обсудить влияние иудаизма на психику современного человека, сравнить пути становления личности – отраженный в Торе и в современных психологических установках, и, наконец, попытаться внести свою лепту в постоянную дискуссию о том, как вышло, что великие психологи, отцы-основатели психоанализа, из которого вылупилась вся консультативная психология, были почти сплошь евреями, а сам психоанализ то почтительно, то иронично именуют «методом гетто».

Во взаимоотношениях религии и психологии произошли огромные изменения за последние сто лет. Психология явилась во второй половине 19 века на руинах монополии религиозного взгляда на мир. В Европе атеизм и научное мирообъяснение теснили религию на протяжении 17-19 веков. Однако человек, оставшийся на земле один без Высшего источника жизни, остался и без цельного смысла существования. Человеческая психика, как выяснилось, может воспринять расчлененный взгляд на окружающий мир, но не может воспринимать и себя как более-менее случайный набор материальных частиц.

Европейская культура ответила на этот вызов искусством. Расцвет искусств различных видов и жанров показывает, как художники (писатели, композиторы) приняли на себя ответственность за удержание целостного взгляда на мир и человеческую личность. Евреи были последним из народов Европы, сопротивлявшимся атеистическому сознанию. Их неколебимость в религии (связи с Творцом) продержалась почти до конца века рационализма, так что классическое искусство обошлось без еврейства, но зато евреи, отошедшие от религии, нашли себя в конце 19 века в естествознании и психологии – как науке о душе, науке о поисках и удержании целостности человеческой личности.

Наука и душа. Душа как предмет науки. Понятно, что изначально отношения между религией и психологией никто бы не назвал хотя бы терпимыми. По сути, одно исключало другое. Религиозный человек не обратился бы к психологу, поскольку твердо знал, что душа его идет путями Завета, а для психолога религиозное мировоззрение с его твердыми правилами самоограничений, культурными запретами было родом невротического состояния, которое впору лечить, так как источниками невроза как раз представлялись конфликты между человеческим животным естеством и социальными (культурными) устоями его психики. С тех пор долго, например, сохранялась традиция, что психолог не должен ни в коем случае быть религиозным и должен, напротив, настаивать на своей полной индифферентности по отношению к вере.

Интересно, что сам великий основоположник психоанализа (психотерапии, основанной на комплексном подходе к анализу соотношений сознательного и бессознательного в психическом процессе) Сигизмунд Шломо Фрейд (1856-1939) себя ассоциировал с вож­дем еврейского народа Моше (Моисеем) и сравнивал изучение области бессознательного в человеческой психике с покорением Земли Обетованной.

Возвращаясь к конференции: один из докладов (М. Аеров) оказался моноспектаклем, в котором Фрейд говорил о себе как о сыне еврейского народа, сохранявшем не только устойчивые атрибуты внешности иудея (борода, вечная мягкая широкополая шляпа), но и остро переживавшем еврейскую историческую судьбу.

В настоящее время существует обширная литература, где психоаналитический метод истолкования рассматривается в контексте традиции мидрашей – священных книг иудаизма, содержащих толкования на различные тексты из Пятикнижия. Талмуд и даже каббалистические трактаты также рассматриваются как возможные источники фрейдовского учения. Так или иначе, но первые поколения аналитиков состояли почти целиком из евреев, и Фрейд с тревогой говорил о том, что это делает психоанализ мишенью антисемитизма. Надеждой на «аризацию», на выведение психоанализа из гетто был друг и ученик Фрейда, швейцарский немец Карл Густав Юнг.

Однако груз этот оказался чрезмерен даже для такой незаурядной личности. Юнг качнулся от ссоры с Фрейдом и антисемитских характеристик его деятельности до переживания видений, связанных с сюжетами ТАНАХа­, которые он сам интерпретировал как муки совести, вины за то, что пусть ненадолго, но солидаризовался с нацистскими гонениями на евреев. И в дальнейшем Юнг признавал иудаизм как свой духовный источник.

Доклад (Е. Мартьянова) о драме Юнга и трагедии Сабины Шпильрейн также прозвучал на конференции и вызвал живой интерес. В судьбе Сабины Шпильрейн слиты воедино путь психоанализа и еврейская судьба. Ученица Фрейда, сотрудник, пациент и возлюбленная Юнга, видный ученый и клиницист Сабина Шпильрейн была расстреляна нацистами вместе со своей семьей и еще сотнями евреев Ростова-на-Дону в 1942 г. во дворе ростовской синагоги.

За десятилетия, минувшие с фрейдовских времен, картина отношений «психология и Тора» очень изменилась. Психологи утратили свой воинствующий атеизм. Сейчас многим из них понятно: сколько бы ни бились они над отдельными комплексами и раздражителями, из многих мелких деталей такое сложное целое как человеческая психика не собирается. Об этом говорил в завершавшей конференцию лекции известный психолог, кандидат психологических наук И. Геллер. Поэтому в кабинетах современных психоаналитиков, как пишет знаменитый американский психотерапевт И. Ялом, висят изображения «наших великих предшественников», в которых узнаем великих пророков и основателей религий, и начинается этот ряд неуклонно с Моше Рабейну. А для семейных психологов Тора оказалась просто кладезем вечных сюжетов отношений супругов, отцов и детей (доклады Ю. Твориловой, В. Чаплина, Ю. Максимюк).

ИзменитьУбрать
(0)

Со своей стороны и в иудаизме, особенно в учении хасидизма, развивается интерес к приложению психологических практик в деле изучения и восприятия Торы. Сейчас все больше появляется религиозных психологов, и все больше внимания уделяется индивидуальности человека, идущего путем Торы. В этом деле ему нужно сочетание рационального, эмоционального и духовного путей познания. Эмоциональная составляющая важна чрезвычайно – это возможность чувствовать присутствие Творца. И значит, особенный интерес представляет психологический феномен Торы. Об этом прочел участникам конференции блестящую лекцию главный раввин Одессы и Юга Украины Авроом Вольф.

Молодежная конференция «Мигдаля» очень отличается по жанру от обычных ныне семинаров, игр и тренингов. Здесь не группка приглашенных лекторов и мастеров управляет участниками, но сами конференты представляют друг другу упражнения своего интеллекта и изобретательность в аргументах. Однако и совсем без специалистов не обходится. Великолепным ходом оказались сквозные комментарии к докладам, которые виртуозно осуществляли два специалиста – Татьяна Бойко (философ, руководитель образовательных программ «Мигдаля») и Гера Шпатаковская (доктор психологии). Если участники и не осознали, что прослушали основательные лекции по предмету, то прибавление знаний незамеченным не осталось.

Эмоциональной кульминацией конференции оказалась, по моему мнению, игра-практикум, разработанная завучем и непревзойденным игротехником «Мигдаля» Полиной Блиндер. Участники формулировали вопросы, на которые потом совместно искали ответы «по-хасидски» и «по-психологически». Вопросы быстро из шутливо-игровых переросли в живые, рожденные собственным жизненным опытом. И ответы-обсуждения тоже стали не игр ой, а горячей квалифицированной дискуссией.

Ну, а подводящим итог трехдневной работе финалом стали, как я уже упоминала, экспертные лекции раввина А. Вольфа и психолога И. Геллера.

————————————--

Тезисы выступления главного раввина Одессы и Юга Украины А. Вольфа на молодежной конференции «Психология и Тора»

ИзменитьУбрать
(0)

Еврейские мудрецы обладали глубоким пониманием и широкими знаниями в области психологии, динамики и патологии человеческой психики и способов изменения поведения человека. Еще в свое время Рамбам (1135-1204) утверждал, что человек обязан следить за своим душевным здоровьем так же, как он заботится о своем физическом здоровье. И поэтому так же, как любой, кто испытывает недомогание или боль, обратится к врачу, так и человеку, страдающему духовно, нужно идти к врачевателю душ – философу или мудрецу.

Рамбам считал, что человек обладает свободой выбора и имеет возможность изменить свойства своего характера: «Сердца тянутся за делами». Основной принцип, которого придерживался Рамбам в лечении душ, называется «средний путь». Его суть заключается в том, что человек должен избегать крайностей. Лучший путь – путь воздержанности и умеренности, средний путь, «золотая середина». Мудр тот, кто избрал его, ибо это путь Все­выш­него. В книге «Мишлей» (4:27) царь Шломо говорит: «Не сворачивай ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла».

Все человеческие качества можно условно расположить на шкале измерения между двумя точками: «плюс» и «минус». Обе крайности представляют зло для человека и причиняют ему ущерб, потому что положительное отличается избытком, а отрицательное – недостатком. Человек же должен стремиться к равновесию, к «золотой середине». Крайность в проявлении какого-то одного качества приводит к ущербности и нарушению психики человека. Другие качества уходят на второй план и не развиваются, и человек становится «обсессивным», одержимым одной какой-либо идеей. Так, например, «трудоголик», чрезмерно увлеченный работой, становится одинокой, угрюмой, односторонне развитой личностью без друзей и семьи, потому что все его силы и энергия вложены в работу, а другие сферы жизни от этого страдают.

Еще один пример. Рассмотрим такое качество человека как смелость. На шкале измерения избыток смелости – положительная крайность – приведет к авантюризму, а недостаток смелости – отрицательная крайность – к трусости. Человеку необходимо достичь равновесия, «золотой середины», точка проявления которой не совпадает с серединой (нулевой отметкой) на шкале, а постоянно балансирует, сдвигаясь то в одну, то в другую сторону, в соответствии с ситуацией, что и называется истинной смелостью, истинным героизмом.

Кроме описанного Рамбамом метода психологической коррекции свойств характера человека, так называемой «работы извне вовнутрь», ев­рей­ские мудрецы пользовались и другими методами, такими как: когнитивная трансформация (комментарий Ибн Эзры к десятой заповеди: «Не желай ничего, что у ближнего твоего»; история раби Акивы и жены Турнус Руфуса, рассказанная в трактате «Авода зара»), когнитивный диссонанс (отношение Йосефа к своему брату Шимону), психотерапевтическая манипуляция с альтруистскими целями (дейст­вия Аѓарона-первосвященника, который примирял спорящих).

Сколько раз, подбадривая кого-нибудь, мы произносили эту простую фразу: «Попробуй, увидишь, у тебя все получится!» Эти слова поддержки и поощрения, скрывающие тайну успеха любого вызывающего страх начинания, принадлежат великому учителю, возможно, великому психологу. Одно можно сказать с абсолютной уверенностью: Моше-рабейну, который придумал это, был очень мудрым и очень добрым. Став свидетелем тяжелых минут в жизни своего брата, первосвященника Аѓарона, Моше произнес великие слова, которые помогли и спасли не только его брата, но продолжают до сих пор помогать каждому, кто боится, сомневается, затрудняется начать делать что-то новое.

В день освящения Мишкана Аѓарон, избранный служить первосвященником, для того, чтобы слава Всевышнего вернулась и открылась народу Израиля, боится приблизиться к жертвеннику и освятить его, совершив жертвоприношение. И тогда Моше говорит ему: «Подступи к жертвеннику и соверши очистительную жертву твою и твою жертву всесожжения, и искупи себя и народ» (Ваикра, 9:7). Эти слова, как считал Моше, должны были помочь Аѓарону: «Иди и выполняй свое предназначение! Начни действовать – и все страхи пройдут!»

Какую роль играет в эти минуты Моше? Может, врача-психотерапевта, облаченного в белый халат, дающего психологически продуманный и обоснованный совет? Может, хорошего брата, говорящего именно то, что необходимо сказать в минуты слабости? Может, Моше использует здесь свой авторитет руководителя? Не знаю, но, думаю, он проявляет три из четырех качеств, которыми, по словам Рамбама, обладает пророк: героизм, мудрость, материальное богатство и скромность. В эти минуты Моше использует всю свою мудрость, духовный героизм и большую скромность. Так он указывает будущий путь и для всех нас. Он говорит нам, что самый верный способ развить чувство уверенности в своих силах – это, прежде всего, начать делать то, чего мы боимся.

Таким образом, Тора и святые книги еврейских мудрецов представляют собой бесценный кладезь, способный обогатить психологическую науку пониманием динамики человеческой личности и методов решения разнообразных проблем, возникающих в духовной жизни людей.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №111 > Психология и Тора
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 08:05:30
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"