БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №111 > Древо сфирот и жизненный путь
В номере №111

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Древо сфирот и жизненный путь
Инесса НАЙДОРФ

Встречаясь в литературе с понятиями «сфира» или «древо сфирот», читатели быстро обнаруживают сложность этих понятий. И недаром: ведь речь идет об основах мироздания, о каналах, которыми воплощается в мире воля Творца, и прочих высоких вещах.

А что делать нам, простым смертным, которые не посвящают свою жизнь изучению каббалы и, кроме того, не хотят погружаться в глубокие философские рассуждения? Здесь я предлагаю простое и, конечно, далекое от первоначальной многогранности, зато удобное в повседневном применении описание одной из граней древа сфирот1. Это описание послужит нам одной из моделей, с помощью которых в наше время объясняют и анализируют поведение людей. Только эта модель, пожалуй, гораздо древнее всех.

Итак, для начала – что такое сфирот и почему они «дерево». Б-жественная Воля, она же Б-жественный Замысел, приходит в этот мир постепенно, на каждом этапе трансформируясь и становясь все более материальной. Называется это – «воплощение». Всегда, когда мы говорим о воплощении идеи в реальность, мы на самом деле имеем в виду именно это. Деревом же мы называем поэтапный процесс врастания идеи в реальность. Надеюсь, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что идея приходит из высших миров? Нет? Тогда идем дальше. Да, еще одно. Определенный этап, или опредленное состояние, соответствующее сфире, я буду называть «вхождением в сфиру».

Первая стадия, когда идея уже стоит на пороге нашего мира, воплощается сфирой Кетер. Вам захотелось научиться играть на гитаре или прочитать Гомера в подлиннике? Возникло смутное желание сшить что-то красивое или приготовить что-нибудь вкусненькое? Предстоит придумать тему для курсовой работы? Все это – проявление Кетера: идеи, которая уже пришла, но еще даже не сформулирована. Иногда это просто некий идеальный абстрактный образ, иногда – смутный и запутанный клубок противоречивых мыслей. В любом случае, нам нужно теперь что-то с этим сделать.
Следующая стадия на пути к воплощению – озарение идеей, сфира Хохма. Эта сфира отвечает именно за то, чтобы ухватить идею, давая ход всему дальнейшему процессу. Здесь человек перебирает общее направление своей идеи. Хочется что-то сшить. Будут ли это стильные брюки или вечернее платье? Курсовая – на какую тему? Открывать бизнес – в какой сфере?

Маленькое отступление. Здесь мы впервые встречаем важные понятия: правильное «прохождение сфиры» и правильный «выход» из нее для тех, кто не хочет идти дальше.

Рассуждая философски, Б-жественная энергия, если мы правильно ее не преобразуем на данном этапе, попросту здесь застрянет и дальше в мир не пойдет. На практике это значит, что, если человек после долгих раздумий и взвешиваний «за» и «против» все-таки принял решение, – сфира считается пройденной правильно. Если же раздумывает до сих пор – мы встречаем человека, который всем рассказывает, какая у него есть замечательная идея, или как он собирается что-нибудь этакое сделать, вот только... (дальше подставляются любые объяснения и оправдания). В рамках этой статьи мы будем описывать это так: у данной сфиры есть риск вечно выбирать, обдумывать и взвешивать, но так ничего и не решить. У каждой сфиры есть свой риск, и мы назовем их все в дальнейшем.

Итак, если человек все же принял решение – выбрал тему для курсовой, решил, что именно сошьет или какой именно бизнес откроет, – мы говорим, что он перешел в следующую сфиру, которая называется Бина. Пребывание в Бине описывается словами «я понял, что надо делать». Если речь идет о философской дискуссии, на этом процесс можно считать завершенным, то есть, в этой ситуации из Бины не нужен никакой выход. Если предмет наших раздумий все еще нуждается в дальнейшей реализации, мы идем на следующий уровень. Риск Бины в том, что человек будет носиться с уже готовой идеей, но так и не реализует ее. Ненаписанная книга – самый яркий тому пример. Застревание в Бине не столь болезненно, как в Хохме, потому что у человека есть хоть какое-то ощущение завершенности (идея-то продумана до конца!).

Следующие две сфиры отвечают не столько за наши мысли или действия, сколько за наши желания и возможности. Попросту говоря, за энергетический баланс «давать-брать» и вообще любые ресурсы. Они рассматриваются одновременно, потому что речь идет, скорее, не о том, как пройти одну или другую сфиру, а о том, какая из них занимает больше места в душе. Подходящее сравнение для них – вода, которую наливают в сосуд. Вода, энергия – Хесед­, кран, регулирующий уровень проистекания, – Гвура.

Знаменитая песня А. Макаревича о костре (маленький, но который позволит пережить холодную ночь или большой, который угаснет через час, но в этот час будет теплее всем вокруг) – как раз об этом. Слишком большой Хесед может допустить утечку энергии и сил без всякой отдачи, непомерно разросшаяся Гвура – слишком экономный и поэтому медленный расход сил, в результате дело почти не будет двигаться.

На уровне этих двух сфирот мы собираем рюкзак в горный поход, составляем финансовый план или план курсовой работы, принимаем решение о получении того или иного образования, планируем семью.
Если все пройдено благополучно, то мы попали в Тиферет – сфиру гармонии и баланса. В ней человек достигает такого баланса расслабления и напряжения, когда он может в любой момент сделать любое движение. Мы говорим о нормальном тонусе мышц – это оно. Теперь наша идея уже продумана, оформлена и есть необходимые ресурсы.

Следующая сфира – Нецах – отвечает за тот этап, когда наша идея, такая вся из себя замечательная, впервые столкнулась с реальностью. А она, реальность, инертна или даже имеет свойство сопротивляться. Решили учиться играть на гитаре? Придется долго терпеть боль в кончиках пальцев. Открыли бизнес? Проблемы рекламы, недовольные клиенты, конкуренты, поставщики... Задумали сделать ремонт? Во всем городе не оказалось плитки нужного цвета.

Эта сфира – самая трудная для прохождения. В ней самое большое количество проблем, в ней проверяется крепость намерения, она требует больше всего сил и вложений, на нее приходится больше всего проигрышей и разочарований. Застрять на этом этапе проще всего, вечно ругая себя за несостоятельность, глупость и прочие особенности. «Я не смог» – если человек принял это как приговор – может стать непреодолимым препятствием для всех дальнейших начинаний. Но здесь же лежат успехи – настоящие первые успехи, надежное доказательство самому себе: «я это могу», «я это сделаю – я это уже сделал». Чувство удовлетворения собой и честной победы – тоже Нецах.
Особенно важно пройти эту сфиру правильно, если вы решили отказаться от дальнейшего пути. Во-первых, сказать самому себе: я останавливаюсь здесь. Это должно быть вашим осознанным и взвешенным решением. «Я понял, что это не мое». «Я вижу, что сейчас не время этим заниматься». «Я обнаружил, что это дело отнимает время и ресурсы у других, более важных для меня областей жизни». Это позволит освободиться от грызущего чувства вины за «я же мог, но не сделал». Во-вторых, собрать и проанализировать опыт, полученный от всех предыдущих сфирот. Это позволит не просто выйти из ситуации, но выйти «с большим имуществом», которое может быть применено для чего-то другого. В-третьих, нужно проверить состояние своих сил (физических, душевных, материальных), чтобы знать, чем вы располагаете на данный момент и нужна ли сейчас пауза для восстановления баланса.

Если усилия себя оправдали, а первые успехи вдохновили на дальнейшие подвиги, можно переходить в следующую сфиру. Если Нецах – это личная победа, то Ход – это признание от окружающих. Если Нецах – это первая успешно сыгранная роль, то Ход – когда тебя замечают публика и критики. Это когда все ахнули, увидев новое платье. Когда преподаватель поставил «отлично». Когда в конце года вы долго подсчитывали прибыль. Очевидный риск этой сфиры – слава, вкусив которой, человек вознесется, возгордится и решит, что все уже позади. Тогда ему не видать больше наград, как своих ушей, потому что после восхождения на вершину всегда следует спуск и новый подъем, а это уже территория следующей сфиры.

Выходить из сфиры Ход нужно обязательно в компании тех, от кого вы получили признание. Собрать всех поклонников и устроить прощальный вечер, на котором торжественно объявить о своем уходе от дел. Учтите: мы находимся уже в «нижнем мире», поэтому сопротивление будет встречаться и здесь. Преподаватель будет уговаривать писать у него диссертацию. Родители – развивать несомненный талант. Подруги и знакомые – не бросать успешный бизнес. Ничего, поуговаривают, пожмут плечами и отстанут, а вы начнете что-то новое.

Следующий этап – сфира Йесод – наступает тогда, когда человек обретает полную связь со своим делом. С делом, в которое уже воплотилась идея, где достигнуты определенные успехи и получено признание со стороны окружающего мира. Как актер, который выходит на сцену и ощущает контакт с залом. Как музыкант, который во время исполнения погружается в музыку, забыв о том, что делают его руки.

И этот этап – работа, работа и еще раз работа. Ежедневные многочасовые тренировки, репетиции, поиск клиентов, налаживание компьютерных программ и т.д. Легко запутаться и погрязнуть в рутине, забыв, с чего все это начиналось. Особенно, если следующих больших успехов все нет и нет долгое время. Человек сначала надеется, прилагает все больше и больше усилий, а потом смиряется и начинает находить удовольствие в самом процессе, уже не думая о результатах, а тем более – об улучшении предыдущих. В этих состояниях человеку рекомендуют съездить в отпуск, отдохнуть и отвлечься. Может оказаться, что первоначальная идея уже исчерпала себя, радости от нее больше не осталось, а только нудная рутина и ежедневная потеря сил.

Выйти из сфиры Йесод трудно, потому что пребывание в ней ощущается как достигнутая гармония, которую жалко и страшно нарушать. Ведь столько уже сделано, пройдено, вложено. Иди знай, чего ожидать от перемен и хватит ли на них сил. Наилучший способ это сделать – действительно организовать себе паузу для отдыха и переключиться на что-то другое. По возвращении в прежнее состояние вы либо обнаружите, что так дальше продолжаться не может, либо найдете в себе новые силы и вдохновение. Благополучно пребывающий в Йесод – это человек, довольный тем, что он делает.
Вышедший в последнюю сфиру – Малхут – человек, довольный тем, кто он есть. Малхут – это самореализация в самом широком смысле этого слова, обретение собственного «Я», своего места в мире, наилучшее раскрытие потенциала. Все то, для чего пишут и продают многочисленную популярную литературу, проводят тренинги, проходят духовные практики.

Этой сфирой все заканчивается и все начинается. Выход из нее для тех, кто уже сюда попал, существует только один: в следующий Кетер, на следующий виток развития, к новому будущему.
Для полного комплекта следует упомянуть еще одну сфиру – Даат, которая отвечает за мудрость, знание, ощущение истинности. Человек, попавший в Даат, чувствует себя просветленным и застывает, благоговейно глядя на Кетер, из которой две сфиры назад вышел. В таком состоянии попросту не захочется уже никуда больше двигаться, ничего воплощать. Чтобы научиться жить вместе с Даат, а не в ней, нужно пройти немало полных витков через все сфирот и очень постараться, чтобы вый­ти на качественно другой уровень понимания мира. Попросту говоря, стать просветленным. Впрочем, занятие – на любителя.

————————————————

ИзменитьУбрать
(0)

Название «сфирот» (ивр.) происходит от слова сефер (ивр. – книга).

Древо Жизни – это композиция 10 сфирот, которые, в свою очередь, являются 10 эманациями, 10 именами или 10 каналами проявления Б-га. В наши дни сфиротами называют и «архетипы состояний сознания».

У каждой сфиры свое имя и значение:

Три верхние сфирот:
Кетер – корона, венец.
Хохма – мудрость.
Бина – понимание.
Семь нижних сфирот:
Хесед – милосердие, милость.
Гвура – доблесть, героизм, могущество.
Тиферет – красота.
Нецах – вечность.
Ход – слава, величие.
Йесод – основа.
Малхут – царство физического.

Помимо этого, есть незримая сфира Даат, соединяющая три высших сфиры, но не входящая в стандартную нумерацию.

Одновременно Древо Жизни олицетворяет вышнего человека (Адам Кадмон).

У Древа Жизни существует мистическая тень – «клиппот». Иногда говорят о множественности Деревьев Жизни, которые индивидуализируются в ипостасях (на иврите – парцуфим) – «духовные объекты, состоящие из 10 сфирот». Первым парцуфим был Адам.
(wikipedia.org).


1Эта статья ни в коем случае не является описанием сфирот, а лишь частным случаем проекции (тени) дерева сфирот на человеческое поведение

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №111 > Древо сфирот и жизненный путь
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 11:01:46
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов