БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №119 > Блуждания любви в лабиринтах психологии
В номере №119

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Блуждания любви в лабиринтах психологии
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

Любовь естественным образом занимает много места не только в сердцах и умах, но и в науке, которая строит по поводу этого сложного явления различные теории – от туманно-мистических до математически сухих.

«Высокие!.. высокие отношения!»
Из фильма «Покровские ворота»

Попробуйте перевести на русский язык следующее рассуждение из научной статьи о любви:

ИзменитьУбрать
(0)

«Труднообъяснимым фактом является отсутствие связи (или наличие лишь слабой связи) между аттракцией и свойствами личности ее субъекта. Эти данные приходят в противоречие с представлением о спонтанности и внутренней детерминированности эмоциональных компонентов общения…» (rusmedserver.ru)

Подскажу: аттракция означает «влечение, притяжение». Мой вариант вольного перевода этого текста прост: «любовь зла – полюбишь и козла». Или даже так: злишься на козла – значит, ты его любишь…

*

«Любовь – исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много – частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил­, “все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь”. Кроме того, любовь еще меньше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках какой-либо одной науки, ее познание требует … социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и многих других дисциплин» (pslog.net).

*

Колоссальное влияние на концепт любви в западном мире оказал, конечно же, психоанализ Фрейда, его последователей и учеников (Юнга Адлера и др.) и множества других ученых, в дальнейшем развивавших представления о глубинах человеческой психики.

Учение Фрейда продолжает жить, десятилетиями подвергаясь серьезной и обоснованной критике. Отважный исследователь душевных омутов, почти их первооткрыватель, Фрейд, выросший в еврейской семье, имел простые, строгие, почти целомудренные представления о том, как дети должны любить и почитать своих родителей, а мужья и жены – друг друга. Будучи серьезным врачом и ученым, он имел подкрепленную анатомией картину человеческого тела, сопровождаемого совсем не медицинским понятием души. Столь же простым и прямым мог быть его путь в науке. Но почему-то именно этот человек поведал нам о темной изнанке влечения, об эросе и танатосе, о могуществе инстинктов и сексуальности. («Любовь – это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда».)

Фрейд был уверен, что с младенчества человек проходит ряд этапов психосексуального развития, и от того, как проходили эти этапы, будет зависеть личность человека, его здоровье, судьба, поведение, характер проблем, стиль любви. Либидо обозначает «энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь».

Иногда Фрейд, поддавшись немецкой сентиментальности, мог сказать что-то вроде: «Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца». Впрочем, мне нравится другое его высказывание: «Любовь и работа – вот краеугольные камни нашей человечности».

*

Еврейская история, как и история любого народа, знает примеры большой любви. Чаще всего это рассказы о верности, пронесенной через многие годы и испытания: Яаков и его любовь к Рахели; удивительная жизнь рабби Акивы и его жены (см. МТ №96-97); Маѓараль (рабби Лев) из Праги и его супруга Перл. Согласно легенде, они обручились в 1522 г., когда девушке было 14 лет. Сразу после этого будущий великий раввин уехал и многие годы учился в различных ешивах Европы. Все это время он переписывался с Перл. Когда будущий тесть неожиданно обеднел и сообщил рабби Леву, что не сумеет выполнить свои обязательства, тот ответил: если они согласны его ждать, то, независимо от бедности или богатства, сватовство остается в силе. Лишь в 1543 г. Маѓараль вернулся в Прагу. Он нашел в Перл не только супругу, но и самого близкого друга и строгого редактора своих книг.
Эрих Фромм определяет пять видов любви – продуктивную любовь к равному («братскую»), материнскую любовь, эротическую (собственно любовь к представителю противоположного пола). Четвертый вид – любовь к себе, в противоположность эгоизму, который коренится именно в недостатке любви к себе. Ведь любовь к одному человеку, в том числе и к себе, не может существовать без любви к человеку как таковому. Поэтому эгоист, не умея любить других, не умеет при этом любить и самого себя. И пятая форма – любовь к Б-гу. Фромм также выделяет составляющие любви: заботу, ответственность, уважение и знание.

Его теории критиковали за отсутствие в них удовольствия и радости: любовь, по Фромму, получается чувством сугубо рассудочным и аскетичным (rusmedserver.ru).

С его точки зрения, люди не хотят учиться любви и часто даже не осознают такой необходимости. Они считают, что любить самому легко, что самое трудное, – найти «подлинный объект» и добиться его любви. Одна из основных идей романтической любви – существует единственный человек, которого можно любить, и на него возлагается слишком много иллюзорных надежд. Разочарование в подобных ситуациях неизбежно. За ненасытной потребностью в любви, согласно Фромму и Хорни, может скрываться невротическое стремление быть объектом восхищения, быть беззаветно любимым, низкая самооценка, желание защиты, повышенная чувствительность к критике и отвержению. Любовь и жертва для такого человека тесно связаны, и он считает себя обязанным жертвовать всем ради любви, так как без любви его жизнь не имеет смысла.

Фромм называет любовь единственной страстью, удовлетворяющей потребность человека в единстве с миром и обретении чувства целостности и индивидуальности. Любовь делает ненужным существование иллюзий. «Любовь – это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя… Это высший синтез смысла существования человека» (lyubi.ru).

ИзменитьУбрать
(0)

*

С точки зрения гуманистической психологии Абрахама Маслоу здоровая любовь – состояние беззащитности, предельной спонтанности и абсолютной искренности. Истинная любовь не несет угрозы для партнеров, возникает на основе взаимного приятия и взаимного одобрения. Любовь психически здорового человека характеризуется, по Маслоу, преж­де всего снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологического комфорта. Она никак не связана с исходной враждебностью между полами, это положение Маслоу вообще считает ложным.

Свою модель он построил на анализе отношений нескольких десятков успешных пар (см. МТ №57). По его данным, удовлетворенность психологической и сексуальной стороной отношений у членов пары с годами не уменьшается, как обычно, а увеличивается. Увеличение срока знакомства партнеров оказывается связанным с ростом удовлетворенности. Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т.д. Они очень хорошо знают друг друга, в их отношениях практически нет элементов искажения восприятия, свойственного романтической любви. Им удается сочетать трезвую оценку другого, осознание его недостатков с полным принятием его таким, какой он есть, что и является основным фактором, обеспечивающим психологический комфорт.

В процессе опроса часто выяснялось, что эти люди и сейчас любят или влюблены. Они не стеснялись своих чувств и в то же время сравнительно редко употребляли слово «любовь» для характеристики отношений (по-видимому, это связано с высокими критериями в межличностных отношениях). Сексуальные связи доставляли им очень большое удовлетворение и всегда были связаны с близким эмоциональным контактом (rusmedserver.ru).

*

Виктор Франкл, как и Маслоу, делал акцент на уникальной ценности человека, как любимого, так и любящего. «Любовь – это "переживание" другого человека во всем его своеобразии и неповторимости, нечто большее, чем эмоциональное состояние… Любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей».

Как известно, в давние времена каждое из колен Израиля жило на своей территории. Единым местом встречи всех колен была Скиния Завета в городе Шило, куда собирались на установленные Торой праздники, и где старейшины обсуждали дела, требующие всеобщего присутствия. Там и возник праздник 15 Ава – сначала просто как веселье по поводу сбора винограда, – день, когда юноши и девушки из разных колен Израиля могли знакомиться друг с другом, встречаться, влюбляться, предлагать руку и сердце. 15-е число месяца Ав помечено в современном еврейском календаре как праздничный день.
Одно из исторических событий, связанное с 15 Ава, – отмена пограничной стражи между двумя древнееврейскими государствами, Северным (Израилем) и Южным (Иудеей). После распада царства Соломона первый царь Израиля счел необходимым установить на границе стражу с тем, чтобы его подданные не ходили на праздники в Иерусалимский Храм. Последующие цари Израиля отменили это постановление, с тем, чтобы все могли пойти на праздники в Иерусалим, чтобы евреи оставались едиными. Решение об отмене границ было принято 15 Ава (sem40.ru).
Он считал, что чисто сексуальное отношение направлено на физическую сущность партнера и не способно идти дальше. Эротическое "отношение увлеченности" направлено не только на физическую сущность, но оно все еще не проникает в сердце другого человека. Это происходит только на третьем возможном уровне отношений: на уровне самой любви. Любовь – это вступление во взаимоотношения с другим человеком как с духовным существом. «Духовная близость партнеров является наивысшей достижимой формой партнерства».

Из этого, по Франклу, следует, что настоящая любовь является своим собственным гарантом постоянства: если у вас столь глубокие отношения, вряд ли они могут вам наскучить или привести к измене. «Физически зрелые любовники в итоге неминуемо придут к физической связи. Но для того, кто любит по-настоящему, …сексуальный акт является выражением духовного единения. …Объект простого обладания может быть сменен. Но только настоящая любовь приводит к моногамным отношениям, составляет основу верности». В связи с этим он считает, что в настоящей любви нет места ревности. Я полагаю такой взгляд чересчур романтичным. Боль и гнев от измены – все равно боль и гнев, какими бы духовными ни были отношения.

С точки зрения Франкла, любовь видит человека таким, каким его «предполагал» при создании Б-г. Она позволяет нам ощутить личность другого человека как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира. Даже когда переживания в любви оказываются драматичными, это приводит к внутреннему росту и личностной зрелости, и опыт несчастливой любви нельзя использовать как предлог для отказа от счастья. Тем более, что «по теории вероятности, в жизни каждого среднего человека на каждые девять несчастливых любовных историй будет приходиться только одна счастливая» (my-love.ru).

*

Валерио Альбисетти – психотерапевт, автор многих популярных книг. В работе «Любовь: как оставаться вместе всю жизнь» (1999) он затрагивает интересный вопрос – о путанице между влюбленностью и любовью.

«Жить без любви – означает жить без радости, без благословения, без счастья», – говорит Талмуд в трактате «Йевамот». «Для человека не хорошо быть одному», – сказано в книге Бытия. Об этом есть легенда в «Берешит Раба»: «И сказал рабби Шимон бен Гамлиэль: "Всевышний, благословен Он, создал первого человека, который был с двумя лицами (одно мужское, другое женское). Затем этот человек был разделен на две части"».
Люди верили, что воздействие любви может быть не просто личным, но и социальными. «Эффект любви сказывается не только в том, что она делает неприветливых мужчин приятными, но и в том, что она заставляет душу, рожденную зажатой и униженной, стать внезапно наполненной пониманием, чувством юмора, благосклонностью и щедростью», – писал раввин Гуденаф, цитируя «Моралии» Плутарха (из статьи раввина Э. Гендлера, jewishexponent.com).
«В этом обществе влюбленность переживается как любовь, потому что важен образ индивида, но не его зрелость. … Ощущение одиночества и покинутости неудержимо распространяется, а общение между людьми почти совсем исчезло, секс нередко считается единственным актом, способным дать видимость общения, тепла, единения между человеческими существами. Ощущая сексуальное влечение к партнеру, человек верит, что нашел большую любовь.

…Во влюбленности человек искажает реальную действительность, приспосабливая ее к этим отношениям. В любви реальность становится неотъемлемой частью отношений, возвышая и укрепляя их. В состоянии влюб­ленности образ другого человека становится наваждением, без него жизнь кончена. В любви партнер всегда присутствует, потому что мы построили или строим вместе с ним замысел, саму жизнь.

В любви наш духовный мир – автономный, независимый от партнера – в результате свободного выбора соединяется с миром любимого человека, чтобы идти дальше вместе. Во влюбленности восторженное состояние возможно только в присутствии партнера.

…Влюбленность создает иллюзию роста, будучи только остановкой, временным прекращением невроза; любовь по определению являет собой личностный и, как следствие, совместный рост. По окончании влюбленности человек испытывает ощущение огромной пустоты: возможно, оно всего лишь открывает пустоту, которая была и прежде... Любовь же не видит конца, потому что пустоты не было никогда, даже до ее начала…

Влюбленный человек стремится к слиянию: обычно он одержимо воспроизводит в уме образ партнера. В любви постоянно делается выбор. Влюбленность по существу созвучна психологии ребенка, который в своем детском стремлении ко "всемогуществу" желает получить все и сразу; любовь – удел зрелых людей, которые не боятся времени, но напротив, принимают его в расчет. Влюбленность – это мечтание…

В сущности, поиск женщиной мужчины и наоборот напоминает поход в супермаркет... Сейчас стандартизированы вкусы и способ совместного пребывания мужчины и женщины. Люди уже не знают, что значит любить. Они считают, что это развлечение, приятный момент в течение дня и жизни… Очень много людей приходит в мой кабинет с одним и тем же вопросом: "Профессор, найду ли я подходящего мужчину (подходящую женщину)?", не зная, что проблема не в этом, что нужно задаваться другими вопросами: "В состоянии ли я любить? Обладаю ли я способностью к любви, развил ли ее в себе?"»

Возможно, не все тезисы популярного психоаналитика бесспорны, но прислушаться к ним стоит.

*

Профессор Исраэль Приев пишет, что в конце 20 в. были обнаружены так называемые гормоны любви, с его точки зрения – проливающие свет на учение еврейских каббалистов о любви и семье. При этом он напоминает, что около двухсот лет шла борьба между натуралистами и романтиками – насчет сущности любви.

ИзменитьУбрать
(0)

«Натуралисты», в основном, ученики Дарвина, основываясь на поведении животных, настаивали на том, что любовь и семья – это инстинкт продолжения рода. Они усердно критиковали романтиков и доказывали, что романтическая любовь – плод воображения и имущественного расслоения общества. Поскольку у значительной группы людей был излишек свободного времени на всякий вздор, вроде вздохов и стихов (составивших, между прочим, солидный пласт великой литературы). Попросту говоря, бедняги маялись любовью от безделья. Ну, так считали «натуралисты» – интересно, а у них-то самих как обстояло дело с любовью?..

А романтики описывали чувства и переживания влюбленных пар: изменение их настроения, поведения, беспокойство, утрату аппетита и сна, телесные признаки напряжения и смущения при встрече с объектом любви. Главное – они (влюбленные) были способны ради объекта любви на необыкновенные поступки, подвиги, покушения на свою и чужую жизнь (какой, если подумать, абсурд – лишать жизни от любви). Причем раньше ничего такого за ними не наблюдалось, это были вполне нормальные люди... Что же ими двигало?

Ученые – наследники натуралистов 18 и 19 вв. – в конце 20 века занялись поиском неизвестного вещества, которое возбуждает и приводит в действие весь организм. В работу включились биологи, физики, химики, биохимики и, конечно, врачи. «В 1996 г. группа биохимиков США выделила из крови страстно влюбленных пар особое вещество, – рассказывает И. Приев, – установила его форму и механизм действия. Вскоре обнаружили целый каскад веществ, определяющих любовь и любовные отношения.

Первое вещество, получившее название «гормона любви» – фенилэтиленамин. В крови влюбленных постоянно и систематически увеличивается его концентрация. Как и любое возбуждающее вещество, увеличение концентрации этого гормона способно мгновенно возбудить весь организм. Его действие напоминает действие наркотика. Фенилэтиленамины способствуют выработке вторичного вещества – эндорфинов мозга, которые и дают наслаждение. Группа ученых изучала также частоту сердцебиения и дыхания влюбленных, температуру, особенности капилляров и многое другое, в том числе концентрацию гормонов в крови. Известно, что она обычно незначительна и выражается в единицах 10-миллионных долей грамма, а «гормонов любви» – еще меньше, на несколько порядков.

Если ребенку дать любимую игрушку или лакомство, он свою радость выражает, довольно сильно прижимая этот предмет к груди обеими руками. (То есть, стремление обнять.) Поэтому второй гормон получил название «гормона объятия». Это вещество также выделено и изучено. Оно вырабатывается в мозговом придатке – гипофизе, построено из 10 аминокислот и называется окситоцин. Оно возбуждает нервные окончания мышц грудной клетки, плеч, предплечий и пальцев, толкающих влюбленных в объятия… («Натуралисты» аплодируют, романтики – в глубокой задумчивости.)

Любопытная информация, и, вероятно, не зря говорят, что между влюбленными должна возникнуть «химия», – но я уверена, что психика не всецело определяется биологией. Ведь тело принадлежит не абстрактному хомо сапиенс, а уникальной личности. И каждый человек по-новому раскрывает миру историю любви.

«Отражает ли понятие “любовь” какую-то психологическую реальность, отличается ли от связанных с ней чувств и поведенческих образцов, от тех, которые ассоциируются с другими понятиями (например, дружба, секс и т.д.)?.. Ученые показали, что большинство отличает в своем собственном опыте любовь от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы – с другой. По мнению опрошенных людей, каждое из этих явлений может существовать как в сочетании, так и независимо от другого. …Проанализировав описания 240 человек, ученые пришли к выводу, что в набор связанных с любовью переживаний входят эйфо­рия, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания. …Влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь (!) раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.

Вопреки сложившимся стереотипам, мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. Желание влюбиться для мужчин – более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые носят более соответствующий романтическому канону характер, чем у мужчин) и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает» (rusmedserver.ru).

Исследований много, но и вопросов все больше: почему любовь превращается в ненависть? Почему прекращается действие гормонов и прекращается их синтез? – и целый ряд других «почему»… Мировая статистика утверждает: 60% браков расторгается, 30-32% недовольны своими избранниками или избранницами, но живут вместе из-за наличия детей, и только 5-7% счастливы в супружеской жизни. В ряде европейских стран открыты центры по изучению семьи. Их работы показали, что в результате расторжения брака и при отсутствии полноценного воспитания детей увеличивается количество людей социально и физически неблагополучных. «Статистические данные показали, – утверждает И. Приев, – что наиболее стабильными являются еврейские семьи. Причем, чем больше еврейская семья придерживается традиций, тем она прочнее. Это и привело к необходимости глубокого изучения еврейских традиций…».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №119 > Блуждания любви в лабиринтах психологии
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 09:10:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Всемирный клуб одесситов