БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №144 > ВИТАМИН ВОЗРАСТА
В номере №144

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ВИТАМИН ВОЗРАСТА
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

МОИСЕЙ ФЕЙГИН (1904-2008)

Моисей Фейгин начинал путь в искусство в 1920-е гг. с учебы во ВХУТЕМАСе. Его друзьями и наставниками были известные представители новаторского искусства, участники объединения «Бубновый валет» – Александр Осмеркин, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Любовь Попова. Сам Фейгин стал последним учеником, вошедшим в «Бубновый валет». Он пережил и учителей, и учеников.

ИзменитьУбрать
(0)

Его первые живописные произведения поражали мощной энергетикой, контрастной палитрой, восприятием революции как трагической мистерии. Позднее, в 30-е годы, когда «формалисты» подверглись репрессиям, Фейгин остался верен себе, и его зрителями 30 лет были только самые близкие люди.

Во время оттепели 60-х холсты мастера стали находить дорогу к массовому зрителю. Начиная с 90-х гг., состоялись персональные выставки в Третьяковской галерее, ГМИИ, Центральном доме художника и др. Работы Фейгина разошлись по известным коллекциям и музеям.

На очень многих его работах изображен Чарли Чаплин. По-видимому, Чаплин сильно напоминал Фейгину самого себя – художник к тому времени начал ходить с палочкой.

Другие постоянные герои – Дон Кихот и Санчо­ Панса, воплощающие бесстрашие и дружбу, а также арлекины, циркачи, ежедневно рискующие жизнью. Фейгин часто ходил на репетиции в цирк. Также особое место среди его персонажей занимает образ скрипача Муси Пинкензона – пионера-героя 1950-х годов.

Последняя его прижизненная выставка – «103 года художественного подвига Моисея Фейгина» – прошла в Москве, в Центральном доме художника в 2007 г. Через год Фейгин был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как «самый старый работающий профессиональный художник мира».

Как сказал внук художника Леонид, «дедушка – один из по-настоящему уникальных художников, потому что он сумел сделать полноценную выставку из полотен, созданных им после столетнего юбилея… Он говорил, что только после ста лет понял, что делает, и наконец начал работать».

Моисей Фейгин сказал в одном интервью: «Я до сих пор нахожусь в каком-то поиске. Порой я даже сам не знаю – что буду делать через мгновение. Главное – это постоянное желание создавать новое». (iskusstvo.pro, izvestia.ru, gif.ru)

ИзменитьУбрать
(0)

АННА ХАЛПРИН (р. 1920)

Жизнь Анны Халприн, урожденной Шуман, едва не оборвалась в 51 год, когда ей поставили диагноз – рак. Какое-то время ушло у нее на то, чтобы осознать, что жизнь подошла к концу. Вместе с этим осознанием пришло чувство протеста – Анна решила бороться за свою жизнь.

Анна нарисовала на листе бумаги некое темное пятно – это была ее болезнь. Она позвала гостей и перед этим рисунком исполнила танец. Это был танец боли, страха и отчаяния, с ломаными движениями – сильное и горькое зрелище, прекрасное в своей некрасивости.

На глазах родных и врачей Анна начала выздоравливать. Позднее она сказала, что никакого чуда здесь нет – у нее просто включился механизм самоисцеления, который есть у каждого человека, надо только знать, как его запустить.

Анна танцевала с детства. Получив образование в Университете Висконсина, она не просто танцевала, но исследовала танец как явление и как вид искусства. Ей довелось работать с великими танцорами прежних лет. Муж Анны, Лоуренс, во всем поддерживал ее.

После излечения Анна еще больше утвердилась в мысли о том, насколько сильный эмоциональный заряд заложен в танце, и начала передавать свое искусство другим. Она убеждена, что между телом и разумом можно через танец установить очень глубокую связь. «Я учу людей прислушиваться к своему телу. Они вылечивают себя сами, я лишь указываю им на ресурсы». Сегодня у 93-летней Анны – множество учеников.

Кроме занятий в танцевальном классе, Халприн периодически выступает на фестивалях, проводит семинары, читает лекции, пишет статьи. Ее семинар по развитию творческих способностей длится 5 дней – по 6 часов в день.

«Однажды в детстве я увидела, как мой дядя молится и раскачивается во время молитвы. Тогда я подумала, что Б-г, наверное, танцор». (peoples.ru)

АЙРИС АПФЕЛЬ (р. 1921)

ИзменитьУбрать
(0)

Айрис Апфель – мгновенно узнаваемая, эксцентрично одетая женщина, чьи наряды и украшения экспонируются в лучших галереях мира, а ее нью-йоркская квартира в старом здании на Парк Авеню напоминает музей. Бесценный антиквариат соседствует в ней с предметами китча. «Я просто беру и смешиваю все подряд... И одеваюсь я по тому же принципу». Она одной из первых в США стала носить джинсы, а ее необъятный гардероб демонстрирует историю моды 20 века.

Айрис родилась в семье предпринимателя Сэмюэла Баррела и владелицы модного бутика Сэди, эмигрантки из России. Изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и посещала художественную школу при Висконсинском университете в Мэдисоне. В 1948 г. вышла замуж за Карла Апфеля. Он умер в августе 2015 г., не дожив 3 дня до своего 101-летия.

В 1950 г. Айрис с мужем открыли текстильную компанию, занимавшуюся реставрацией старинных тканей. С 1950 по 1992 гг. компания принимала участие в ряде проектов реставрационных работ, включающих заказы Белого дома для 9 президентов: Трумэна, Эйзенхауэра, Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера, Рейгана и Клинтона. Айрис продала компанию, но продолжает там работать консультантом.

Широкая известность пришла к Айрис Апфель в 2005 г., после выставки ее нарядов и украшений в нью-йоркском Музее Метрополитен. Выставка называлась «Rara Avis»«Редкая птица». Многие люди, возвращавшиеся по нескольку раз, чтобы еще раз взглянуть на экспозицию, признавались Айрис, что она помогает им почувствовать себя свободными. Сама же 84-летняя Апфель после выставки проснулась знаменитой. Ее стали приглашать на ток-шоу, модные показы и светские события, фотографировать для журналов.

В возрасте 90 лет она стала рекламным лицом косметической компании MAC, чей лозунг – «красота вне возрастных рамок». В 2012 г. Апфель была приглашенным профессором в Техасском университете в Остине. В 2013 г. ее включили в список 50 самых модных женщин, которым за 50.

Айрис фонтанирует энергией и любит путешествовать. «Когда вы стареете, нужно заставлять себя двигаться вперед, иначе можно попасть в ловушку и начать разваливаться. Оставаться активным, занимать свой ум делами – это все очень важно. И я чувствую себя счастливой, потому что могу заниматься любимым делом на данном этапе своей жизни в 90 лет». (wonderzine.com)

ВЛАДИМИР ЭТУШ (р. 1922)

Владимир Этуш – любимый всеми за яркую неординарность актер, в детстве, получив деньги на «пирожное или кино», вспомнив о Чарли Чаплине, сразу решал дилемму в пользу кино.

ИзменитьУбрать
(0)

Окончив ГИТИС, Этуш работал в театре Вахтангова.

В годы войны, имея бронь, он добровольно ушел на фронт и, благодаря знанию немецкого языка, стал разведчиком. На войне он не только избежал смерти (был ранен и получил инвалидность), но и отказался сотрудничать с «органами», несмотря на подпорченную репрессированным отцом анкету.

В театре Вахтангова свой творческий путь Владимир Абрамович начал с характерных, комедийных эпизодов, причем возрастных. Первой заметной ролью стал слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца».

В 1953 г. Владимир Этуш получил свою первую кинематографическую роль – в картине «Адмирал Ушаков». Потом снимался достаточно редко – за 13 лет только три новые роли. Главной страстью оставался театр.

Но после роли товарища Саахова в картине «Кавказская пленница» (1966) Этуш вмиг стал популярен. «Старая, старая сказка», «Солярис», «12 стульев», «Дела давно минувших дней», «Иван Васильевич меняет профессию», «Тень», «Ослиная шкура», «31 июня», – эти и многие другие фильмы сделали Этуша настоящей звездой.

Роли в кино он органично совмещал с работой в театре Вахтангова. С 1945 г. Владимир Абрамович преподавал в театральном училище им. Щукина, а в 2003 г. стал его художественным руководителем. С 2009 г. был директором Центрального дома актера (в 2011 г. сложил с себя полномочия). В 2013 г. Владимир Этуш был занят в двух спектаклях и получил несколько предложений о съемках.

В жизни актера было четыре супружеских союза. С третьей женой, Ниной Крайновой, они прожили 48 лет – до ее смерти в 2000 году. В 2003 г. он женился на Елене Горбуновой, которая младше его на 43 года. «Я и одиночество несовместимы. Без женщины рядом я бы зачах».

В 2002 г. вышла книга воспоминаний В. Этуша «И я там был». Новая его книга называется «Все, что нажито…» (uznayvse.ru, ru.wikipedia.org)

ХЕДДА ББОЛГАР (1909-2012)

ИзменитьУбрать
(0)

Швейцарка Хедда Болгар была старейшим членом Американской психологической ассоциации. В истории психологии она осталась как один из разработчиков теста для распознавания мотивации, выбора и творческого поведения.

Она окончила университет в Вене в 1934 г. – вместе с членами знаменитого Венского кружка. (Позднее она стала последним из живущих психо­терапевтов, кто еще застал лекции основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда.)

Доктор Болгар «буквально сочилась радостью жизни и передавала ее другим». Пациентов у нее было множество, и она работала практически до последнего своего дня. В ее клинике принимали и тех, кто не мог оплатить дорогостоящую помощь. Клиенты были преимущественно люди пожилые, одинокие. Доктор Хедда помогала им пережить страх смерти, одиночество, страдания. Одна журналистка так озаглавила интервью с ней: «Когда я вырасту, я хочу быть Хеддой Болгар». Хедда смеялась и сравнивала себя с коммивояжером, который умеет красиво преподнести не самый популярный товар.

«Не знаю, почему люди так боятся стареть. Мне кажется, что они видят в возрасте только потери, болезни или другие какие-то минусы. Но они не видят, что в старости есть множество приобретений. Старость – это свобода, опыт, глубинная уверенность в том, что ты со всем сможешь справиться».

В 90 с лишним доктор Болгар активно пользовалась интернетом, преподавала по скайпу. Единственное, чего не признавала – электронных читалок, шелеста бумажных страниц не могло заменить ничего. «Очень многие вещи я открыла для себя после 65».

Одно из главных условий психического здоровья, с точки зрения доктора Болгар, – всегда говорите о своих чувствах, особенно близким людям, это самое важное! Ведь мы никогда не знаем, когда станет слишком поздно для такого разговора. Сама Хедда очень жалела о том, что многого не успела сказать своим будущим свекру со свекровью, погибшим в Освенциме.

Болгар считала, что не нужно бояться своих страхов. Живя в Вене, она писала статьи против нацизма (но, к счастью, сумела вовремя покинуть город). Позднее, уже в США, не скрывала своего недовольства агрессивной политикой правительства. Страх был одной из основных проблем, которую она изучала всю жизнь.

Еще одно правило и секрет долголетия – никогда не тревожиться о том, что еще не произошло. Ведь на тревогу уходят силы. «Хедда именно в настоящем находила радость и ничуть не боялась будущего», – вспоминал один из ее учеников.

И, разумеется, необходимо постоянное действие, активность. Друзья уговаривали ее побольше отдыхать, но она лишь отмахивалась. Ум ее оставался острым, жажда работы – неутолимой. Она недоумевала, зачем люди уходят на пенсию. По утрам Хедда просыпалась с радостью – ведь впереди столько полезных и приятных дел!

На пороге столетнего юбилея Хедда Болгар говорила: «Я прожила счастливую жизнь. И самыми счастливыми были последние 10 лет».

ИННА БРОНШТЕЙН (р. 1932)

ИзменитьУбрать
(0)

Минчанка Инна Бронштейн потеряла 32-летнего сына, а через два года умер муж. Чтобы справиться с одиночеством и отчаянием, она стала сочинять для себя коротенькие юмористические стишки. Большинство начинались со слов «какое блаженство!».

Блаженство можно извлекать
Из всякой чепухи.
Потом пригоршнями черпать
И сочинять стихи.

Фактически она изобрела новый жанр. Оказалось, что эти «блаженства» помогают жить не только ей, но и многим другим, и их с радостью читают в Беларуси России, Израиле, Америке, Австралии и Германии.

Ее комната похожа на кабинет ученого. Картины, портреты, профиль Пушкина в рамочке, тесно заставленные книжные полки. «Я из другой эпохи», – говорит она и продолжает стихами: «Вот перед вами старушка Инна. Она историческая руина. Культурным наследием не является, законом поэтому не охраняется». Но Инна Яковлевна лукавит. О «руине» и речи нет. Эта удивительная женщина подняла бунт – против старости, одиночества и болезней.

Ее отец Яков Бронштейн был известным в Беларуси литературным критиком, членом-корреспондентом АН БССР, профессором, членом Союза писателей СССР, секретарем еврейской секции Союза белорусских писателей. Мать Мария Минкина была педагогом, ее книжки по дошкольному воспитанию до сих пор используются в детских садах. Отец был расстрелян в 1937 г., мать провела в лагере 8 лет. Ее соседкой по бараку была Ашхен Налбандян, мать Булата Окуджавы. До освобождения матери Инна и ее брат жили у родственников. Инна Яковлевна стала преподавательницей истории.

«Когда пришла оттепель, я уже работала. И считала, что должна сама во всем разобраться. Сейчас говорят, что Сталин великий, появилась опасность возрождения сталинщины. Это меня убивает. На первом уроке каждого учебного года я на доске писала слова: “Где лгут и себе, и друг другу, и память не служит уму, история ходит по кругу, из крови по грязи во тьму (Игорь Губерман)”. И объясняла, почему надо изучать историю».

Когда ее стихи попали в интернет, пошли восторженные отзывы. «Нам теперь стареть не страшно…» – писали ей.

Какое блаженство – проснуться и знать,
Что вам на работу не надо бежать!
И день наступающий очень хорош,
А если болеешь – то, значит, живешь.
И старость – совсем не плохая пора.
Да здравствует время свободы! Ура!

Ироничные стихи стали таблетками от уныния для тысяч людей. Вернее, конфетками. «Таблетки – про болезнь, а конфетки – блаженство».

Первая книга Инны Бронштейн «Блаженства» вышла в 2012 г., в минском издательстве БГУ. Через 3 годы вышел сборник «Утро кое-какера».

«В старости понимаешь: не надо искать смысл жизни, он – в самой жизни. Так сказала Виктория Токарева, цитируя мои стихи, и я с ней согласна. И если кто-то смысла в жизни не видит, надо не мучиться, а найти дело, которое полюбишь и будешь делать с радостью». (news.tut.by)

ЦИПОРА САЛАМОН (р. 1950)

ИзменитьУбрать
(0)

Имя «Ципора» переводится как «Птица», и она давно летит по небосводу американской моды.

Ципора происходит из семьи венгерских евреев, переживших Холокост. Она родилась в Израиле­, позже семья переехала в Нью-Йорк.

Саламон считает, что люди должны одеваться, не только сознавая собственную неповторимость, но и с долей смелости и воображения, не быть рабами «современных тенденций».

«Я никогда не выхожу из дома без шляпы, платка в сумке и красной помады. Это как подпись художника на холсте».

Широкой публике она стала известна после того, как снялась в рекламе Lanvin (2012-2013). Поклонники уличного стиля знали ее и до международного дебюта. Одним из первых стиль Саламон заметил легендарный фотограф «Нью-Йорк Таймс» – Билл Каннингем. Потом Ципора снялась для «Vogue Australia» и в документальном фильме Ари Сет Коэна «Advanced Style».

В свои 66 Ципора Саламон сохранила изумительную фигуру и считается одной из самых стильных женщин Нью-Йорка. Она фотографируется в рекламе известных марок одежды и читает лекции в дизайн-школах, а к ее личному гардеробу обращаются художники по костюмам во время съемок кино и телевизионных проектов. Она сотрудничала с Донной Каран и Ральфом Лореном. Не так давно состоялась премьера ее театрального шоу «Полотно моей жизни». Саламон – консультант и агент по закупкам винтажной одежды, эксперт в магазинах высокого класса, обучает навыкам гармоничного сочетания в одежде разных цветов, фактур, этники, эпох. И еще она ездит на велосипеде.

Время и возраст, по мнению Ципоры Саламон, – лучшие союзники в борьбе за неповторимый личный стиль. Она признается, что стала осознавать свою красоту только после того, как ей исполнилось 40 лет.

«Самый главный секрет в том, чтобы понимать себя и любить себя. Если выделить время, чтобы хорошенько понаблюдать за самим собой и за своей жизнью, вы начнете творчески выражать себя с помощью одежды. Это – высшая форма искусства, и она доступна каждому». (kamencvet.kz)

«ДАЛЬШЕ – ТИШИНА»

ИзменитьУбрать
(0)

Так называлась телевизионная версия спектакля театра им. Моссовета 1978 г., который в течение 13 лет шел с неизменным успехом. В этом спектакле 24 октября 1982 г. в последний раз вышла на сцену одна из самых выдающихся актрис 20 в. – Фаина Раневская.

«Знаменитый спектакль … драма прощания любящих друг друга старых людей, осознавших вдруг, что они больше не нужны ни детям, ни самой жизни. Одна из самых проникновенных работ Фаины Раневской и Ростислава Плятта». (В. Кичин, 2008)

Однако нередко звучало мнение, что сюжет пьесы банален и она имеет успех только благодаря блистательной игре потрясающего актерского дуэта. Имена Плятта (1908-1989) и Раневской (1896-1984) гарантировали, что зрители будут стоять в очереди за билетами, будут смеяться и плакать вместе с героями и вспоминать постановку спустя годы.

Действие пьесы происходит в США. Придя на обед к родителям, дети узнают неприятную новость – родители вынуждены расстаться с домом из-за долга банку. Скидываться на оплату жилья для родителей дети не желают, старики становятся им в тягость.

Паре, прожившей 50 лет вместе, приходится расстаться навсегда. Отца забирает дочь, живущая в Калифорнии. Места для матери у нее не находится. Ее отправляют в приют для престарелых женщин, и она берет с сына обещание не рассказывать отцу: «Это будет первая в моей жизни тайна от твоего отца».

Фаина Раневская и Ростислав Плятт по возрасту очень близки своим героям: в 1969 г., когда театр Моссовета впервые поставил эту пьесу, Раневской было 73 года, а Плятту – 61.

Из дневника Ф.Г. Раневской: «Вспомнилось, как Михаил Ромм, которого я просила поставить в театре эту пьесу, отговаривал меня в ней участвовать, говоря, что в пьесе хорошая роль мужа, а роли старухи нет. Пьеса слабенькая, но нужная, потому что там дети и старики родители. Пьеса американская, а письма ко мне идут от наших старух, где меня благодарят – за то, что дети стали лучше относиться…»

Фаина Раневская:
«Стареть скучно, но это единственный способ жить долго».
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение».
«Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать».

«…Весь просмотр спектакля хотелось плакать и кричать от бессилия. Хотелось помочь “старикам”. Так больно и так реально играли Ростислав Плятт и Фаина Раневская», – пишет современный зритель. (Википедия, youtube.com)

ТВОРЧЕСТВО И ВОЗРАСТ

Киноактер Кирк Дуглас в 94 года был признан самым пожилым блогером-знаменитостью. Снимался в фильмах 2004, 2007 и 2008 гг. и написал в эти годы несколько книг («Let’s face it: 90 years of living, loving, and learning»).

Всемирно известный и самый дорогой из современных художников – Люсьен Фрейд (87 лет), последняя выставка его проходила в Лувре.

Нобелевский лауреат 2000 г., психиатр и нейробиолог Эрих Кандель (86 лет) продолжает успешные научные исследования.

Среди тех, кто ушел из жизни после периода замечательного творческого долголетия, – лауреаты­ Нобелевской премии, физики Виталий Гинзбург (93 года), Джозеф Ротблатт (97 лет), математик Израиль Гельфанд (96), художник Марк Шагал (98), историк Симон Визенталь (97), актер Марк Прудкин (95), писатели Исаак Башевис-Зингер (87) и Говард Фаст (89), искусствовед Абрам Гозенпуд (96), лауреаты Нобелевской премии, экономисты Василий Леонтьев (93) и Милтон Фридман (88), нейробиолог Джордж Уолд (91), физики Юлий Харитон (92) и Эдвард Теллер (95), изобретатель Лев Термен (95). Звезда Голливуда середины 20 века Лорен Бэколл (90) до конца жизни активно работала в кино и на ТВ.

Англичанка Алиса Поллок свою первую книгу «Портрет моей викторианской молодости» выпустила, когда ей было 102 года.

Журнал «Тайм» и Зигмунд Стернберг учредили в 2008 г. ежегодную премию Times/Sternberg Active Life award, которой награждаются люди старше 70 лет за впечатляющие гуманистические достижения. Хелен Барбер первой получила эту премию в 2009 г. Она родилась в Лондоне, в семье эмигрантов из Польши, и в 20 лет была в одной из первых реабилитационных групп, приехавших в концентрационный лагерь Берген-Бельзен после его освобождения. Далее она работала в комитете помощи детям, спасенным в Холокосте, и возглавляла британскую группу Amnesty International. В 2005 г., в возрасте 80 лет, основала группу Helen Barber Foundation, помогающую людям защищать их права.

Среди номинантов на премию был также Тревор Бейлис, который в 54 года изобрел ныне всемирно известное заводное радио, не нуждающееся в батарейках. На средства инвесторов он открыл компанию «Freeplay Energy». Бейлис создал около 200 изобретений для облегчения жизни инвалидов и основал Академию изобретательства­. (forumdaily.com)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №144 > ВИТАМИН ВОЗРАСТА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-02-26 03:09:35
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl