БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №144 > КРАСОТА СТАРШИХ
В номере №144

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

КРАСОТА СТАРШИХ
«Послания Любавичского ребе» Составитель Шолом-Бер Вайнберг

В последние десятилетия наметилась тенденция, в соответствии с которой старение рассматривают как серьезный физический недостаток.

Всякий человек после 50 лет считается «перешагнувшим рубеж», родственники и друзья объясняют, что он уже не так молод и должен смотреть на вещи проще. Скоро пожилому человеку начинают тонко намекать, что ему лучше уйти с честью сейчас, прежде чем его «уйдут», – особенно если ему наступает на пятки некто молодой, который нашептывает боссу, что пожилому коллеге стоило бы освободить­ место для других.

ИзменитьУбрать
(0)

Молодые считаются более способными и дешевыми работниками, начинают они с низких зарплат. Если пожилого хотят сохранить на работе, ему оказывают честь, отведя скромное место на иерархической лестнице компании. Иногда к нему даже обращаются за советами, впрочем, никогда этим советам не следуя. Когда пенсионный возраст наконец наступает, ему приходится смириться с тем, что теперь он человек второго сорта. Общепринятое мнение о пожилых людях как некомпетентных и бесполезных так угнетает его, что он чувствует себя ненужным, обузой для окружающих.

Это приводит к негативному психологическому эффекту: человек испытывает обиду и впадает в депрессию, что скверно влияет на его физическое состояние. Скоро его отсылают в дом престарелых, а дети оказывают ему честь, отрываясь на полчаса от гольфа или пляжа, чтобы посетить его. Они постоянно напоминают ему, как дорого содержать его в доме престарелых. Раз в год, в День отца, сын его посылает секретаршу купить модный галстук и мчится с ним к отцу: «Видишь, папа, я не забываю тебя!» Потом он устремляется обратно, туда, где может с чистой совестью заняться делами – до следующего года, когда купит отцу еще более модный галстук…

Самое неприятное во всем этом, что общество не принимает во внимание огромный опыт пожилых людей, добытый тяжким трудом. Претерпев много бед и испытаний, они научились справляться с самыми трудными жизненными проблемами и могут стать бесценным источником мудрых советов для молодежи. Пожилой человек обретал опыт непросто: он овладевал профес­сией, развивал новые методы, на своих ошибках научился­ правильно поступать в той или иной ситуации. Так происходит в семье и общине, в бизнесе и производстве. Высококвалифицированный работник имеет возможность обучать молодых коллег оптимальному решению проблем.

Но, вместо того чтобы использовать этот опыт, вместо благодарности за годы преданной службы компании и воспитания молодых работников, общество принимает ложное решение, что следует заменить пожилого человека на кого-нибудь помоложе – хотя тот часто не имеет самых элементарных навыков в работе компании. Качество приносят в жертву сомнительным преимуществам юности.

По мере роста уровня жизни количество пенсионеров увеличивается, и вскоре они усваивают взгляды общества на них как на бесполезных и ненужных – особенно если их принудительно отправили на пенсию, чтобы освободить место молодым. Если они не оказываются в домах престарелых, то бесцельно маются между приемами пищи, делами в центре пенсионеров, мелким шопингом и прогулками по кварталу. Иначе они вообще не знали бы, чем заняться.

В домах престарелых – не менее серьезные проблемы. Персонал выбивается из сил, чтобы придумать для пожилых людей занятия, сделать их времяпрепровождение более приятным. Очень жаль, что такое отношение к старикам глубоко укоренилось в сознании жителей нашей страны. Все слои общества, включая правительство, могли бы так много почерпнуть из коллективного опыта и знаний пожилых людей.

Наверное, не следовало бы возлагать на пожилых людей служебные обязанности в полном объеме, поскольку физически они уже не так крепки и порой болеют. Но полностью исключать их из активной жизни – жестоко по отношению к ним и недальновидно по отношению к обществу. Молодежи, разделяющей такое отношение к пожилым людям, следовало бы оценить его последствия.

Тенденции настоящего времени, особенно дурные, безудержно ускоряются ... Весьма вероятно, что нынешнее молодое поколение будет считаться старым на 10 лет раньше, чем их предшественники!

В сущности, об этом говорит пятая заповедь: «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой дает тебе». Если хочешь, чтобы твои собственные дни продлились благодаря почетному и полезному вкладу в общество, почитай и уважай старших. То, что одна из первых заповедей, дарованных еврейскому народу на Синае и выбитых на двух каменных скрижалях, относится к старшим, свидетельствует о важной роли, отведенной им в Торе.

Взгляд Торы на старость радикально расходится со взглядами современного общества. Долгожительство и преклонный возраст Тора считает величайшим благословением. «Долголетие возвестит мудрость» (Иов, 32:7), – говорится в библейском стихе. «Чем старше изучающие Тору, тем основательнее их знание», – сказано в Талмуде (конец трактата Киним). Членам Санѓедрина (высшего еврейского суда и государственного органа в библейские и мишнаитские времена) полагалось быть старше 70 лет. Тора (Шульхан арух, Йоре деа, 244:1) предписывает вставать перед людьми старше 70 лет, даже если они не ученые, из уважения «к испытаниям и трудностям, которые они преодолели» (Кидушин, 33а).

Концепции «пенсионного возраста» не существует в Торе. От рождения и до последнего момента жизни еврей неизменно включен в «воинство Б-жье», ибо он «создан для служения Творцу» и не может оставить свой пост. Напротив, в последние годы жизни, освободившись от обязанности содержать семью, от деловой суеты, он получает превосходную возможность глубже погрузиться в изучение Торы. Теперь ему удастся наверстать то, что было упущено в молодые годы.

Человеку, вынужденному отправиться на пенсию, не стоит впадать в отчаяние, он должен поразмыслить об истинных причинах того, что с ним произошло. Резоны компании не имеют никакого значения: Творец, несомненно, создал для него такую ситуацию, при которой свободное время может быть использовано с максимальной пользой.

Находясь в мире жесткой конкуренции, он вершил дела не самым достойным образом. Его постоянно одолевало искушение ущемлять права других, порочить людей, заключать нечестные сделки, совершать другие грехи, перечисленные в еврейском гражданском праве (4-й раздел Шульхан арух). Теперь ему незачем неусыпно контролировать подчиненных, льстить начальству, ломать голову над тем, где отыскать деньги, и строить бизнес на песке. Теперь он сам себе хозяин и посвящает несколько часов в день изучению Торы. К счастью, здоровье его все еще в порядке, разум за прошедшие годы только окреп, и он понимает предмет гораздо лучше молодых.

Чтобы поощрять пожилых к изучению Торы, целесообразно создать соответствующую сеть кружков с фиксированным временем занятий, где учились бы люди примерно одного возраста. Предмет изучения нужно выбирать, согласовав его с учащимися, в соответствии с их уровнем знаний. Учеба должна включать изучение недельной главы Торы, что объединило бы такие группы по всему миру. Группам следует собираться для занятий до или после одной из трех ежедневных молитв, и на столе во время занятия должен стоять ящик для сбора пожертвований … Так все группы объединились бы в мировую общину, на «трех столпах, на которых стоит мир: Тора, авода (служение) и гемилут хасадим (добрые дела)».

…Таким группам нужно давать дополнительное название – «Тиферет Зекейним» («Красота старших»). Оно напоминало бы о группах, которые создал в 1920-х гг. в советской России мой тесть, Ребе, для людей, не имеющих возможности посещать подпольные ешивы, для продолжения изучения Торы…

Посещение групповых занятий примет более массовый и регулярный характер, если будет обеспечено недельное или месячное денежное пособие: оно способствует повышению чувства ответственности у членов группы... Дома престарелых, персонал которых активно ищет возможности занять пожилых людей, особенно подходят для организации групп изучения Торы.

Подобные группы следует создавать и для женщин, но называться они должны «Тиферет Хохмат Ношим» («Красота женской мудрости»). Хотя женщины не обязаны изучать Тору так же, как это делают мужчины, самое разумное в настоящее время – организовать изучение Торы и для них. Пожилые женщины наделены в значительно большей мере такими качествами, как доброта, мягкость, нежность. Они на редкость хорошо подготовлены к тому, чтобы влиять на других женщин, включая самых молодых, и вести их к чтению Торы и исполнению мицвот.

Им следует изучить детали тех мицвот, которые относятся к женщинам, особенно кашрут и таарат а-мишпаха, а также недельную главу Торы и основные положения еврейской веры. Тогда, в дополнение к внутренним качествам, они освоят и глубокую мудрость Торы, благодаря чему их аргументы станут убедительнее. Тем самым их советы помогут молодым вести дом на основе иудаизма и избегать практики, противоречащей духу Торы. Они также будут побуждать своих детей и внуков давать их потомству еврейское образование…

Осуществление всего этого отчасти избавит пожилых людей от чувства неполноценности. Уныние, вызванное их «печальным» уделом, сменится радостью, ибо они обретут возможность сделать последние годы своей жизни поистине «золотыми годами», наполненными Торой.

…Пожилой человек может стать уважаемым членом общины, ежедневно изучая Тору вместе со своими сверстниками и радуясь каждой минуте занятий. Он почувствует уверенность в себе, а это позволит свободно подойти к молодому человеку, столкнувшемуся с определенными проблемами, и объяснить, как сам он много раз преодолевал такие же проблемы и научился не отчаиваться. Кроме того, он может познакомить молодого человека с соответствующими высказываниями наших мудрецов, с рассказами из Талмуда, мидраша, посоветовать ему смотреть на все оптимистически. В этой роли пожилой человек будет наверняка чувствовать себя лучше, чем в деловом мире, когда у него не оставалось бы времени для окружающих.

Мы должны выработать новый подход к пожилым людям, которых вынуждают незаслуженно страдать – не по их вине, а из-за современного недальновидного отношения к ним. Наши мудрецы говорят (Ялькут Шимони, Эйха, 10:34): когда человек изучает Тору, Сам Б-г, Податель Торы, находится напротив него и повторяет тот же отрывок. А согласно мидрашу, когда Тора была дарована на горе Синай, Б-г явился еврейскому народу как «добрый седобородый патриарх, исполненный милосердия».

Пожилой человек, которого пригласили принять участие в групповом изучении Торы, когда он слушает или произносит слова Торы, должен видеть, как Б-г стоит напротив него и повторяет те же слова. Он должен помнить также о том, что Б-г есть «Древнейший всех дней», поэтому следует разделять с Ним старость, уподобляясь Ему. Пусть он поймет, как можно быть уважаемым в наступающей старости. Наши мудрецы переводят слово «закен» («старый») как «зе ше-кана хохма» («тот, кто обрел мудрость»).

Публикуется в сокращении

lechaim.ru


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №144 > КРАСОТА СТАРШИХ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-02-26 03:46:22
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет