БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №154 > И ЭТО ВСЕ О НЕЙ
В номере №154

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

И ЭТО ВСЕ О НЕЙ
Ольга КСЕНДЗЮК

Удивительное дело. В мире столько делается ради женщин, для женщин, из-за женщин, наконец, самими женщинами…

Но когда начинаешь искать их биографии, описания их дел и свершений, – обнаруживаешь, что эта задача отнюдь не проста.
Подыскивая материалы об одесситках, я столкнулась с явным дефицитом. Неужели наш город знаменит одной лишь Сонькой Золотой Ручкой?
С похожими затруднениями встретилась израильтянка Анна Талисман, при подготовке лекции об известных одесситках. Она пишет: «Мои поиски продвигались со скрипом. С женскими историческими личностями всегда так – ты точно знаешь, что они есть, но информации минимум. Тяжело искать “больших женщин” в черных дырах истории, особенно потому что они там-таки есть». (relevantinfo.co.il) Что ж, заглянем в более галантную эпоху, когда шелка, перья и вуали не считались безвкусицей, а «в кольцах узкая рука» не вызывала возмущения у сторонниц равноправия. Например, откроем объемистый сборник «Благоухающий пепел» – избранные страницы из некогда популярных одесских альманахов, журналов и газет конца 19 – начала 20 вв. Может быть, там нас ждут какие-нибудь любопытные штрихи к портрету одесситки.
Сразу замечаешь, что, опять-таки, все делается ради и для женщин. Большая часть рекламы адресована одесским дамам. Им же посвящены, едва ли не на каждой странице, шутки, афоризмы, карикатуры и фельетоны.

Любовь, восхищение, злость, мягкая ирония, колкость...
Но при этом женщина существует исключительно в поле зрения и притяжения мужчины: семьи, амурных похождений, конкурсов красоты, магазинов, праздников, катания на коньках, театральных премьер и проч. Сама по себе она проявляется здесь крайне редко.
Любопытно, что в городе выходила еженедельная «сатиро-юмористическая иллюстрированная газета "Одесситка"». Сохранился ее первый, а может, и единственный номер – за июнь 1906 г.
Саму Одессу в фельетоне к столетию города сравнивают с южной красавицей – «изящной, грациозной, эстетической». («Одесский юмористический альманах», 1893)
Супружеские неурядицы и любовные признания не покидают страниц приложений к «Одесскому листку», «Одесским новостям». Бальные туалеты, моды, грациозные барышни на одесском пляже.
Пародийный «Лексикон любви», «Правила поведения кокетки», «Притворство есть шестое чувство женщин», «Средство против дамского обморока – покупка платья»...
«Счастье женщины в ее руках». Что же требуется женщине для счастья? Да всего лишь банка крема «Пат-Ниппон»! В фельетоне «На кончике пера» некий Митридат исполняет саркастический дифирамб шляпке:

ИзменитьУбрать
(0)

«С виду предмет – просто-напросто большая и даже громадная башня, то есть – шляпа… Это с наружного виду. А по содержанию… Эта шляпка есть наша женщина, женщина-одесситка. Шляпка есть совокупность сердечных желаний. Шляпка есть совокупность всех мыслей и дум. Даже гордая одесситка не стесняется нацепить ее на голову и носить. …В городе и на дачах, на улицах и в местах гуляний они красуются – эти красивые шляпки без меры в ширину и без конца в длину… Они представляют общественное зло, которое следовало бы вырвать с корнем». («Одесские тайны», 1909)
До чего это мило, когда человеческому счастью мешает только величина женских шляпок! «Мысли о…» – опять-таки, о женщинах. «Между двумя хорошенькими женщинами никогда не бывает мира. Перемирие – да». А вся женская логика состоит из трех пунктов: «Я всегда права», «Я так хочу» и «Ты меня не любишь». («Одесские тайны») В общем, «прелесть какие глупенькие и ужас какие дуры». Кое-что в этом мире остается неизменным. Листаем дальше. Попадается дико звучащее для современного слуха высказывание: «Женщина – нуль. Для того, чтобы она была чем-нибудь, нужно, чтобы возле нее была единица».
Постойте-ка, вот интересный заголовок: «Женщина – директор полиции». Ах, нет, – это об американке Эмме Ван Дузен.
Привычно для тогдашних фельетонистов изображать женщин в лучшем случае ветреными и вздорными, в худшем – расчетливыми, лживыми, испорченными. Наиболее лаконично это выражено в «Одесситке» за 1906 г.:

«Женщины заставляют нас терять три дорогие вещи: иллюзии, время и деньги». «Раньше женщины падали в обморок при виде автомобиля, а теперь падают в обморок, если у них нет автомобиля». Супружество предстает как рабство, глупость от скуки, «гора шпилек и колючек под слоем меда», способ растратить деньги и обзавестись «рогами». Мужчина – несчастное существо, пребывающее под башмаком…
Да, перед нами юмористические, сатирические, развлекательные издания. Но стоит помнить, что одновременно это срез самых распространенных, тривиальных, повседневных воззрений общества. Большинство шуток – явно не образчик тонкого вкуса.

«Весной прилежней пристают
К своим «тиранам» одесситки,
И очень крупные кредитки
В карманы «модников» плывут».

Есть даже акростих-загадка:

КТО ОНА?
Одержима недостатком:
Сыплет фразами без толка…
Сильно чтит Парижа моду,
Ткани носит лишь из шелка.
(«Одесская копейка», 1914)

Еще один «шедевр» – в одесском «Крокодиле» (выходил в 1910-1911 гг.) – стихотворение «Посвящается милой одесситке»:

ИзменитьУбрать
На одесском пляже, 1900
(0)

Как ты бойка, как остроумна,
Когда молчишь…
Как рассудительна, разумна,
Когда ты спишь.
Как ты сияешь вся от счастья,
Как вид твой свеж,
Ты дышишь вся огнем и страстью,
Когда ты ешь!..
Готов тебе я побожиться,
Что я не лгу:
Желал бы я в тебя влюбиться,
Да не могу.
(П. Р-кий)

ИзменитьУбрать
(0)

И уже не так удивляет сборник фельетонов Власа Дорошевича «Одесса, одесситы и одесситки» (1895), где некий корреспондент пишет в газету: «Что такое одесситка? Это запутанная комбинация расстроенных нервов, разноцветных бантиков и косметических ухищрений». Я выбрала самую безобидную из десятков язвительных цитат, наполняющих книгу. Стремление прогрессивно настроенных женщин получать образование, осваивать «мужские» профессии, участвовать в общественной жизни, поначалу, с непривычки, вызывает у одесситов немало иронии. Например, фельетон «Технические женщины» – о скором открытии женского технического института. Автор заверяет, что мужчинам это только на пользу: меньше станет браков и семейных сцен.

Женщина-врач изображена так: «Постойте, не зашивайте! Я, кажется, забыла свою пудреницу у него в животе». (Еженедельник «Стрелы», 1917) Пудра вообще не дает сатирикам покоя. Строчки из «Дамской марсельезы»: «Вперед же, без страха и пудры, / Наш дамский прославленный род!» (Журнал «Бомба», 1917)
О чем говорят «современные марксистки»? «8 часов одеваться, 8 часов в гостях и в театре, 8 часов спать, а жить для себя некогда…» Беседа двух театралов: «Однако вы усиленно посещаете балет. – Разве вы не знаете, что я убежденный сторонник женского движения?»
Рассказ Л. Думского «Национальное самоопределение» начинается так:

«В семье Абрамовичей волнение. Курсистка Соня пришла домой и прямо заявила:
– Папаша, мы больше не можем так жить, мы должны самоопределиться…»

На фоне всеобщего «стеба» диссонансом звучит заметка Ю. Идарского («Южный вестник», 1915) «У глухой стены». Она посвящена множеству бюрократических препятствий, которые должны преодолеть еврейские девушки при поступлении на Одесские высшие медицинские курсы. И когда мучительная беготня по участкам, приемным и канцеляриям наконец завершена, кандидаткам напоминают о «норме» и «черте» для евреек. «А врачи так необходимы стране…» – заключает заметку автор.
Хотелось отыскать чего-нибудь для контраста. И нашелся в «Южной неделе» очерк известного журналиста Петра Пильского «Дерибасовская». Есть в нем поэтичный пассаж о наших соотечественницах:

«…лучше всего эта весенняя улица бывает весной. В небе синь, золото и пурпур. Зеленые деревья чему-то несказанно рады, ясный голубой воздух плывет над головами и волнует, тревожит, зовет.
А среди всего этого, бросая улыбки, намеки глаз, обещания губ, проходят они, эти черные, южные, нежные, горячие, как счастье, женщины, нарядные, пленительные и смелые, все в цветах, окутанные тонкими, прозрачными, волнующими душу тканями, блестя глазами, играя и качая цветными пятнами своих золотых, своих черных, лиловых и кроваво-ярких шляп, колебля на них белые и пунцовые остроконечные перья, звеня голосами, золотыми цепями, браслетами и драгоценными бусами.О чем говорят они? Что в душах их? Куда они спешат? Кому отдадут они себя в эту весну, когда жар станет полным и вызревшим, как всегда к началу южного лета?»

И, пожалуй, закончу этот обзор стихотворением сатирика и фельетониста Эмиля Кроткого в «Южном вестнике» (1915):

ОДЕССИТКА
(из утерянной поэмы)

Нет слов, стара моя попытка,
Но… новых тем под солнцем нет!
Цветок Одессы – одесситка –
Стихов восторженных предмет.
Сорвав с минувшего завесы,
Ищу забытые слова…
О вас, о женщины Одессы,
Гремит до севера молва.
И кто, в бесчувственности стойкий,
Сумел пред вздохом устоять,
Прочтя у вод холодной Мойки
Письмо с ошибками на «ять»?
Когда-то пылкий Альталена
(Его Чуковский так назвал)
Во мраке питерского плена
По вашим взорам тосковал.
И я, мятежных чувств избыток
С трудом втесняя в склепы строф,
Глаза прелестных одесситок
Хвалить без устали готов!
(В статье использованы материалы книги «Благоухающий пепел: по страницам старой одесской периодики», 2009 г. Составитель – Татьяна Щурова)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №154 > И ЭТО ВСЕ О НЕЙ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-10-20 02:45:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет Dr. NONA