БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №163 > СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
В номере №163

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Александр БИРШТЕЙН

Странный он человек. Сплошные расхождения в биографии. Начнем с родителей. Сам он говорил, что отец его преподавал классические языки в Смоленском университете, а мать – София Лестер – происходила из семьи шотландских кораблестроителей, переселившихся в Россию еще при Петре I. Но на самом деле в списке преподавателей Смоленского университета Цадкина не имеется. Да и что занесло Софию Лестер в сильно-сильно провинциальный Витебск? Любовь? Возможно…

ИзменитьУбрать
(0)

А жила семья именно в Витебске! Хотя некоторые источники, в том числе друг Цадкина, искусствовед Хенк Вигерсма, говорят, что родился Осип Цадкин в Смоленске. Откуда же Вигерсма взял Смоленск? Да и не только он. Уверен, что про Смоленск ему сам Цадкин сказал. Зачем? А потому, что он всем говорил, что его папа профессор университета. В Витебске университета нет и не предвидится. Стало быть, «переедем» в Смоленск. «Архивные документы периода учебы Цадкина в Витебском городском четырехклассном училище (в 1900-1902 гг. в одном классе с Мовшей Шагалом, будущим художником Марком Шагалом, и Авигдором Меклером, будущим художником Виктором Меклером) показывают, что Иосель-Шмуйла Цадкин был иудейского вероисповедания и в 1904 г. закончил полный курс училища». (Википедия)

При училище был ремесленный класс, где Цадкин обучался столярно-токарному мастерству. Там он и начал работать с деревом.

По реально существующим документам, Осип Цадкин родился 14 июля 1890 г. в Витебске. И жил там с родителями. Марк Шагал вспоминает: «Цадкина я знал как ученика городского училища, где я был с ним в одном классе. По его просьбе я был у него раза два дома, где он жил у своих родителей недалеко от моей улицы. Он хотел мне показать свои работы».

Цадкин тоже вспоминает, как бывал в доме Шагала: «Шагал жил у матери, владевшей бакалейной лавкой вблизи вокзала. Комната его была сплошь увешана и заставлена картинами, напоминавшими вывески портняжной мастерской, парикмахерской и табачной лавчонки, но в примитивности и безыскусственности которых было что-то, что и удивляло, и заставляло улыбаться».

Будущий скульптор брал уроки рисования у Юделя Мойшевича Пэна в его витебской школе-студии, где в свое время учились и Шагал, и Эль-Лисицкий.

Так, до 1904 г. мы все прояснили. Пошли дальше. А дальше был 1905 год и отъезд 15-летнего Йоселя в Англию. Родители настояли. Время в Российской империи неспокойное было. Революция, конституция… Тем более, у Цадкина в Сандерленде действительно имелся дядя. Дядя племянника принял, устроил на учебу в пансион. Еще можно было посещать художественную школу при мэрии. Впрочем, такой жизнью Цадкин жил недолго. Всего год. А потом сбежал в Лондон. Устроился в мастерскую краснодеревщика. Событием в жизни Цадкина, как он вспоминал, стало посещение Британского музея, после чего он окончательно понял, что надо стремиться к карьере художника, скульптора. До 1909 г. Осип Цадкин занимался на вечерних курсах в Политехнической школе, в 1909-м – изучал резьбу по дереву в Школе искусств и ремесел. Летние месяцы проводил в Витебске.

И опять ясности нет: по одним данным, он в 1909 г. появился в Париже, по другим –

в 1910-м. Ну, тут можно разобраться.

Осенью 1909 г. Цадкин уехал из Лондона в Париж. Это понятно. Париж тогда считался столицей современного искусства. Он поступил в Национальную высшую школу изящных искусств, где занимался под руководством скульптора Жана-Антуана Инжальбера, однако быстро разочаровался в классических методах преподавания и прекратил посещать занятия.

Его интересовало авангардное искусство, и в 1910 г. Цадкин снял квартиру-студию в знаменитом «Улье» на Монпарнасе и попал в круговорот творческой жизни богемы. Его друзьями стали не только художники, но и поэты Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. Цадкин начал писать стихи и прозу, обнаружив немалый литературный дар.

То есть, приехал Цадкин в Париж в 1909 г., а поселился в «Улье» в 1910-м. Отсюда и разночтение в датах.

Главным видом творчества Осипа стала скульптура, тягу к которой он испытывал с детства. «Однажды, будучи еще мальчиком, я нашел великолепную белую глину. Когда я стал мять ее руками, я испытал ни с чем не сравнимое наслаждение, которое испытываю до сих пор», – писал художник в воспоминаниях. Работал Цадкин, в основном, с деревом, предпочитая грушу. Металл был дорог, а работы того периода – в основном, ню. Дерево придавало фигурам теплоту.

Итак, 1910 год, жизнь в «Улье», знакомство с художниками новой волны… Сблизился с Пикассо, Бурделем, Матиссом, Делоне, Сутиным, Модильяни… Амедео вообще долгое время был лучшим другом. Кстати известно, что именно Цадкин познакомил Модильяни с Сутиным.

ИзменитьУбрать
Поэт 1942
(0)

Работал Цадкин не покладая рук. В 1911 г. он уже участвовал в Осеннем салоне. Причем, и как скульптор, и как художник. Пять скульптур и рисунки! Два года в Париже и участие в Салоне. Некоторые великие художники годами добивались этой чести. Ренуар, Ван-Гог, например…

ИзменитьУбрать
Идущий Арфей 1930
(0)

Надо сказать несколько слов о том, что же представлял собой «Улей». Павильон с железной крышей со Всемирной выставки 1900 г., купленный богатым скульптором Альфредом Буше и установленный на участке земли к югу от Монпарнаса.

ИзменитьУбрать
Девушка. 1914
(0)

Я побывал в «Улье» несколько лет назад. Сейчас это ухоженный особняк. Ворота на кодовом замке. Все-таки попал вовнутрь. Красивый сад со скульптурами. В самом особняке живут очень небедные люди.

А тогда там обитали нищие художники. Внутри – узкие комнатки-студии, удобства снаружи. Летом очень жарко, зимой холодно. Зато аренда – копейки. Обитатели павильона прозвали это здание La Ruсhe – «Улей» и, прославившись сами, прославили его. «Здесь либо умирали с голоду, либо становились знаменитыми» (Марк Шагал).

ИзменитьУбрать
Менора Древо жизни. 1957
(0)

Цадкину на первых порах пришлось туго. «Одиночество и беззащитность, в первую очередь, и те трудные условия, в которых я жил в ту пору, пробудили во мне, незаметно для меня самого, того самого "мастера по дереву"». Но вскоре все изменилось.

Ох, непрост этот Цадкин! Чью судьбу из великих художников того времени ни возьмешь – нищета, голод, позднее признание, порой посмертное. А тут…

1911 год – Салон. В 1914-1915 гг. выставлялся в Берлине, Амстердаме, Лондоне… Успех!

Но – пресловутое «но»... В 1914 г. началась война. Выходцев из России, художников, в армию Франции не брали. А его взяли. Санитаром фронтового, причем русского госпиталя. Был отравлен газами и комиссован.

В 1916 г. Цадкин писал Иеѓуде Пэну, с которым сохранил теплые отношения:

«Дорогой Юрий Моисеевич, как живете, поживаете? Я солдат в Русском Амбулансе во Франции и пишу с фронта. Как и что живете-делаете. Как наши друзья – Лисицкий, Любаков, Мозель, Меклер и Шагал – живут? Ради Б-га, ответьте. Буду так рад узнать про всех. Я здоров, но надоело все – одно безобразие, притом холодно душе. Хотелось бы, чтоб кончилось. Работаете ли Вы и что делаете? Напишите. Ваш Цадкин».

После демобилизации Цадкин создал 25 графических антивоенных работ, а потом полностью занялся скульптурой. Его работы того периода были выставлены на общей с Кислингом и Модильяни выставке.

ИзменитьУбрать
1943
(0)

В 1921 г. вышла первая монография о Цадкине влиятельного художественного критика Мориса Рейналя. Это примерно то же самое, что Станиславский написал бы хвалебную рецензию на работу провинциального актера. Морис Рейналь был крупнейшим искусствоведом того времени!

ИзменитьУбрать
1923
(0)

А что Цадкин?

ИзменитьУбрать
Литография «Еврипид. Подвиги Геракла» (1961)
(0)

«…Те, кто в двадцатые годы писал, что я "нашел" самого себя, вызывают у меня сегодня улыбку. Я должен признаться, что я никогда самого себя не находил, и, вероятнее всего, именно постоянные поиски пробудили во мне одержимость, которая никогда меня не покидала и которую легко обнаружить в каждой из моих деревянных или каменных работ…»

Выставки Цадкина докатились до Токио. А до того – Брюссель и Антверпен, Берлин и Лондон, Филадельфия, Чикаго, Нью-Йорк! В 1926 г. – грандиозная выставка-ретроспектива в Париже.

Обычно его работы 20-х гг. относят к кубизму. Можно и так сказать. С учетом того, что кубизм в скульптуре – вещь довольно спорная. Кубизм – это попытка художника, разложив объект на простые составляющие – кубы, шары, пирамиды, сделать его двухмерным. Это на холсте. А в скульптуре? Там-то против трехмерности не попрешь. Тем и интересны первые опыты Осипа Цадкина – ему удавалось создавать шедевры, пользуясь именно кубистической атрибутикой. В ГМИИ им. Пушкина в Москве есть такая работа под названием «Музыканты».

Помимо кубизма, в творчестве Цадкина нашел себе место еще и примитивизм. Сочетание кубизма и примитивизма и стало индивидуальной творческой манерой скульптора.

ИзменитьУбрать
Литография «Еврипид. Подвиги Геракла» (1961)
(0)

Примерами стиля художника являются скульптуры «Женщина с веером» (1920), «Музыкальное трио» (1928), «Менады» (1934), «Посвящение Баху» (1936) и другие.

Главным, наиболее важным для Цадкина была не натура, а действие. А тут большое значение имели объем, чередующийся с практически плоскостью, выступы, углубления, отверстия, пустоты и даже свет и тень.

В 1930-х к нему пришло мировое признание.

Цадкин и его жена Валентина Пракс в 1929 г. переехали в свою новую парижскую студию на рю д’Ассэ, 100. Там Мастер работал до самой смерти. Но с перерывом на 5 лет. Опять война! На этот раз ему, еврею, не место во Франции. И Цадкин уезжает в США.

Тематика его работ, в основном, антивоенная, но тогда же созданы и несколько шедевров иного плана, в в первую очередь, «Феникс» и, конечно же, «Муза». Муза Цадкина – это муза скульптора. У нее большие, сильные руки – основной инструмент ваятеля, бережно прижимающие к груди плод его труда.

После войны в 1945 г. Осип Цадкин снова во Франции. Его по-прежнему волнует антивоенная тема. Он создает несколько монументальных работ, посвященных ужасу войны и разрушения. О его самом известном памятнике мы поговорим ниже. Также его интересует, нет, скорее увлекает тема Ван-Гога. Он создает множество скульптур и зарисовок художника и его брата.

ИзменитьУбрать
Разрушенный город
(0)

В 1955-1960 гг. Цадкин работает над памятником Винсенту Ван-Гогу, который был установлен в 1961 г. в Овер-сюр-Уаз (Франция). При создании этого памятника Цадкин полностью отошел от кубизма. А о самом городке Овер-сюр-Уаз стоит упомянуть отдельно. Он навек связал имена великого художника и великого скульптора. Здесь последние семьдесят лет жизни провел Винсент Ван-Гог. И создал 70 работ. В Овер-сюр-Уаз он и похоронен. А еще тут выставлены 39 скульптур Цадкина – один из вариантов «Орфея», «Феникс» и другие, малоизвестные, работы – и 19 его гуашей.

Цадкин создал один из лучших военных монументов 20 века – памятник «Разрушенный город» (1953, Роттердам, Нидерланды) – агонизирующую фигуру с дырой вместо сердца. После немецкой бомбардировки Роттердама 14 мая 1940 г. центр города перестал существовать. Погибло около тысячи человек. Это была первая массированная бомбардировка в Западной Европе.

Еще говорят, что это памятник воплю. Такой бронзовый крик. Представьте человеческую фигуру с вздернутыми вверх руками, с искаженными пропорциями, напряженную и, как по мне, страшную в своей агонии. Нижняя часть ее развернута на 180 градусов по отношению к верхней. Ноги бегут, пытаются бежать от опасности, а голова, тело повернуты к прошлому, не могут с ним расстаться, даже понимая, что все безвозвратно.

ИзменитьУбрать
Дом человеческий (1963-1964)
(0)

Интересовал, восхищал Цадкин и русских писателей. О нем вспоминал и писал И. Эренбург, а Валентин Катаев в романе «Алмазный мой венец» изобразил его под именем Брунсвик. Именно скульптору Брунсвику хочет поручить герой создание памятника его друзьям.

Осип Цадкин умер в возрасте 77 лет в парижском госпитале. Похоронили его на кладбище Монпарнас.

В его доме создан музей. Я бываю тут практически каждый свой приезд. Не уверен, что многие знают о великом (входит в 100 величайших творцов мира) скульпторе, родившемся в Белоруссии, составившем славу и своей родине, и Франции, приютившей его.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №163 > СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-26 06:46:04
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia