БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №167 > СОВЕТСКИЙ КАПИТАЛИСТ
В номере №167

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

СОВЕТСКИЙ КАПИТАЛИСТ
Александр КУМБАРГ

Американский капиталист, удостоенный советского ордена Дружбы народов. За ним следили и КГБ, и ФБР. Его называли «большим другом СССР» и «агентом Кремля».

В 1973 и 1986 гг. в Одесском художественном музее прошли выставки западноевропейской и американской живописи, графики и рисунка из коллекции Арманда Хаммера. Были представлены настоящие шедевры – работы Рубенса, Ван Гога, Рембрандта, Тициана, Дега, Моне, Шагала, Гогена, Писсаро и других мастеров. Хаммер с супругой приезжал в Одессу.

Что знали советские люди о Хаммере? Вроде капиталист и в то же время почти наш, советский. С Лениным встречался. Торговлю вел между СССР и США. Предприятия у нас строил. И вот картины еще собирает.

На Западе же образ Хаммера был менее симпатичным.

Знакомство с Россией

Арманд Хаммер родился на исходе 19 в. в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец жил в Одессе, в юношеском возрасте перебрался в США, был врачом, владельцем нескольких аптек и фармацевтической фабрики. А еще был одним из лидеров соцпартии США, а затем и коммунистической.

Арманд Хаммер окончил медицинский факультет Колумбийского университета, но занялся не медициной, а бизнесом. В 1921 г. поехал знакомиться с Россией. Через свою фирму он закупил для России зерно в обмен на меха и черную икру. 23-летний парень даже попал на прием к самому Ленину. Талантливый предприниматель, владелец фирмы, коммунист-отец – такие люди большевикам были нужны. «Разговор с Лениным изменил курс всей моей жизни и открыл передо мной новые горизонты», – вспоминал Хаммер в книге «Мой век – двадцатый. Пути и встречи».

Он прочно обосновался в России. При лояльности советского руководства и заинтересованности части американского бизнеса в контактах с Россией его компания стала представителем почти 40 американских фирм. Хаммер оказался первым американцем, получившим в советской России концессию – на добычу асбеста на Урале.

Создал первую в Стране Советов карандашную фабрику. Карандаши тогда были дефицитом. «Наши карандаши и перья стали использовать в каждой школе и учебном заведении Советского Союза, и написанное на них имя "Хаммер" стало известно каждому русскому», – отмечал Арманд. А еще большевики передавали через него деньги для американских коммунистов.

В СССР молодой человек женился – на певице Ольге Вадиной. Жил на широкую ногу: в огромном особняке, с полотнами выдающихся художников, посудой и мебелью из царских дворцов, с прислугой и водителем. На обедах у него бывали крупные советские чиновники. Красавица-жена очаровывала цыганскими романсами.

Однако короткая эпоха Ленина завершилась, и тут Хаммер поставил не на ту «политическую лошадку» – на Троцкого. Сталин такие вещи отлично запоминал. Арманд быстро почувствовал охлаждение. Карандашную фабрику пришлось продать государству. Впрочем, за нормальную стоимость. И спасибо еще, что не репрессировали. Объявить американским шпионом можно было на раз-два, но большевикам он был нужен.

Распродажа искусства

В начале 1930-х Хаммер начал продавать на Западе произведения искусства, в том числе из Эрмитажа и других музеев. Их ему исправно поставляло ОГПУ. Среди подлинных антикварных вещей встречались и подделки. Вырученные деньги отправлял в СССР, посреднические клал в карман, часть ценностей оставлял себе.

Периодически усилиями российских эмигрантов Хаммеру вставлялись «палки в колеса», звучали обвинения в продаже краденого, но он находил способы обходить преграды. В книге американского историка Э. Эпстайна «Досье. Тайная история Арманда Хаммера» подчеркивается, что по легенде все эти реликвии были из собрания Арманда – якобы он приобрел их, заброшенные и ненужные, у каких-то частных лиц во время своих поездок по России.

Талант заводить друзей

Активно использовал Хаммер и свои знакомства, дружбу с американскими «первыми лицами: Ф. Рузвельтом, Д. Кеннеди, Альбертами Горами – старшим и младшим, Р. Рейганом, Д. Бушем-старшим… Так, финансирование избирательных кампаний Ф. Рузвельта помогло «красному капиталисту» стать крупнейшим частным производителем алкогольных напитков в США.

В 1950-х Арманд оказался владельцем небольшой нефтяной компании. С помощью взятки выиграл крупный тендер в Ливии. Постепенно компания вошла в 20 крупнейших фирм США.

По мнению Аркадия Львова, проводившего цикл передач о Хаммере на «Радио Свобода», миллионер «обрел свою сноровку, способность плести столь сложные кружева, что в более зрелые годы редко кто в бизнесе мог с ним сравниться».

Но бывали и серьезные промашки. Во время Уотергейтского скандала и отставки с президентского поста Р. Никсона Хаммер попал под суд за незаконное финансирование Республиканской партии. Вину свою он признавать не захотел и получил еще одно обвинение – в лжесвидетельстве. Тогда он письменно обратился в суд и саркастически заявил, что готов признать себя виновным, хотя и невиновен. И получил новое обвинение – в оскорблении правосудия.

Выбираться из этого лабиринта пришлось ценой симуляции физических и психических страданий. В суде Хаммер появился в инвалидной коляске, с врачами и проводами, соединенными с медицинскими устройствами. Вину свою наконец признал, но речь его была почти бессвязной. Гуманный суд дал бизнесмену всего год условного наказания и смешной штраф. Рассказывают, что «выздоровел» он буквально на следующий день. Но с подачи прессы надолго стал посмешищем.

Гойя и письма Ленина

При Сталине, несмотря на сотрудничество, въезд в СССР для Хаммера закрылся, но при Хрущеве снова открылся. Правда, установить взаимовыгодные отношения с первым секретарем ЦК так и не удалось. С помощью Анастаса Микояна они встретились, но безрезультатно.

К Брежневу попытался «подъехать» в 1972 г. с подарком – картиной Гойи «Портрет донны Антонии Сарате». Но дальше министра культуры Екатерины Фурцевой тогда «не доехал». А КГБ якобы вообще счел картину подделкой. Впрочем, в Эрмитаже она висит.

Тогда оружием Хаммера стали… письма Ленина. В своей автобиографии Хаммер пишет, что выкупил эти реликвии у некоего французского антиквара. По другой версии все было гораздо проще. Люди Хаммера нашли эти малоизвестные письма… в московском архиве. После чего их отвезли на Запад, Хаммер купил их на аукционе за космические деньги у самого себя и преподнес главному идеологу ЦК КПСС Михаилу Суслову, за что тот устроил «меценату» встречу с Брежневым. Генсек разрешил предпринимателю пересекать границу без таможни. В брежневский период при участии Хаммера был построен Центр международной торговли в Москве, два завода по производству аммиака (в США такое вредное производство запрещено), аммиакопровод Тольятти – Одесса.

При Горбачеве Хаммер подарил картины Фонду культуры, который возглавляла Раиса Горбачева. В 1986 г. после Чернобыля отправил в СССР специалистов-медиков и крупную партию медикаментов.

Войти в историю

Деньги, женщины и слава – эти три вещи волновали Хаммера в наибольшей степени. Аферы, обход конкурентов с помощью связей и взяток, скандалы с женами и любовницами, иски, суды – это сопровождало его всю жизнь. А хотелось выглядеть талантливым бизнесменом, выдающимся борцом за мир, бескорыстным филантропом. Чем старше он становился, тем больше задумывался о славе на века. О том, чтобы войти в историю, а не вляпаться в нее.

Он стремился прекратить Холодную войну и жертвовал миллионы на Центр онкологических исследований, внес свой вклад в разрядку международной напряженности и помогал пострадавшим от природных катастроф, дарил произведения искусства музеям и проводил конференции по правам человека. Написал автобиографию, снимал о себе фильмы, заказывал книги, создал музей Хаммера в Лос-Анджелесе. Мечтал получить Нобелевскую премию мира. Однажды даже вошел в число номинантов, но так ее и не получил.

После смерти Хаммера тщательно выстраиваемый имидж стал разрушаться. Вышла обстоятельная и резко критическая книга Э. Эпстайна. Активизировались и другие критики миллионера. Благостной истории, увы, не получилось. Но и забывать о положительном тоже не стоит, каковы бы ни были мотивы «героя».

P.S. Рассказывают, что знакомясь с советскими вождями, Хаммер обязательно использовал одну и ту же фразу: «Очень вы мне Ленина напоминаете, я встречался с ним здесь, в Кремле...». Действовало исправно.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №167 > СОВЕТСКИЙ КАПИТАЛИСТ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 03:47:44
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет