Одно из самых сильных довоенных впечатлений – посещение дома Бардахов. Этот двухэтажный дом с псевдоантичным фронтоном находится на улице Льва Толстого. Он был построен известным одесским врачом Я. Бардахом и после установления в Одессе советской власти за заслуги в организации здравоохранения в городе оставлен в собственность ему и его семье.
С внуком врача Яшей Бардахом я учился в одной школе, и однажды он пригласил меня к себе домой.
Удивительное началось сразу же, как только мне отворили дверь. При входе, по обе стороны дверей, стояли рыцари, то есть полные свинченные рыцарские доспехи. В большой комнате, стены которой были до половины обшиты дубовыми панелями, здесь и там стояли античные канфары, килики и другие глиняные чернолаковые и краснолаковые сосуды. Из другой комнаты Яша вынес и поставил на стол шкатулку, полную античных монет, бронзовых и серебряных. Их было, наверное, около тысячи. Мы с Яшей совершили обмен – один из первых обменов в моей коллекционной жизни. Я дал ему подаренный мне отцом каталог бумажных денег (бон), а он мне бронзовую монету (обол) Александра Македонского – монету совершенно не редкую и дешевую, но для меня, не имевшего тогда представления об относительной редкости и ценности древних монет, в высшей степени желанную благодаря имени знаменитого полководца, о котором я уже довольно много знал и которым восхищался.
Впрочем, среди увиденных у Бардахов монет была одна, которую я взял бы даже охотнее, чем монету Александра Македонского. Это была довольно большая бронзовая римская монета плохой сохранности, запекшаяся в лаве. Яша объяснил мне, что эта монета приобретена в Италии и является свидетельством знаменитого извержения Везувия, во время которого погибли Помпеи и Геркуланум.
Много позже я узнал, что такие монеты в «лаве» изготовлялись специально для туристов, что монеты и керамика Бардахов были или малоценными, или поддельными, рыцарские доспехи представляли собой новодел, умелую бутафорию. Яков Бардах, довольно богатый человек, стремился следовать моде конца 19 – начала 20 века, согласно которой человеку интеллигентной профессии положено было иметь в доме предметы старины, прежде всего, античные вещи. Хороший врач, Бардах совершенно не разбирался в древностях, чем и пользовались снабжавшие его коллекционными вещами торговцы.
Через некоторое время после посещения его дома Яша, взяв с меня слово, что я буду хранить в глубокой тайне все, что он мне скажет и покажет, повел меня в какой-то двор неподалеку от нашей школы и, показав высокую глухую стену, сказал, что в ней, примерно на уровне третьего этажа, замурована шкатулка с древними монетами. И я поверил. Наверное, если бы речь шла о чем-нибудь другом – деньгах, драгоценностях, я не был бы столь легковерен. Мне было уже лет десять, и я не был вовсе лишен здравого смысла. Но монеты были так желанны, а впечатление от шкатулки с ними в доме Яши таким ярким, гипнотизирующим, что я несколько недель ходил во двор со стеной, прикидывая, как на нее взобраться и незаметно вскрыть тайник.
Из книги «О коллекциях и коллекционерах»
Рисунок Алексея КОЦИЕВСКОГО
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.