И еще раз о коллекционерах. Этой теме посвящены также выпуски журнала №130 и №137.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Мы называем «коллекцией» весьма разные вещи. Трогательное семейство кактусов на трех подоконниках малогабаритной квартиры. Полный гараж винтажных игр Nintendo. Стройные ряды старинных томов с золотым обрезом в антикварных шкафах. Дюжина коробок с конфетными фантиками. Пестрое собранье наисовременнейшего искусства в пафосной галерее в стиле лофт (китч, хайтек).
Американский капиталист, удостоенный советского ордена Дружбы народов. За ним следили и КГБ, и ФБР. Его называли «большим другом СССР» и «агентом Кремля».
Много раз слышал фразу: «Бывших одесситов не бывает!» Так это или не так, сказать затрудняюсь. Всякое на ум приходит. А вот другое утверждение, похожее на это, отстаивать готов денно и нощно. А звучит оно так: «Бывших коллекционеров не бывает!»
Пробелы истории зачастую ликвидируют не профессиональные историки, а исследователи и краеведы-любители, коллекционеры. Строчка в чьих-то мемуарах или купленном для коллекции письме, показавшееся знакомым лицо на старинной фотографии, странное здание на открытке – вот и ниточка, за которую можно потянуть и размотать клубок домыслов, предположений, догадок. Поставить точку в исторических спорах и полностью изменить устоявшуюся трактовку того или иного факта. Нужно только здоровое любопытство и глубокое погружение в тему коллекционирования и исследования. Один из таких открывателей и первопроходцев, заполняющих белые пятна на карте Одессы, – Михаил Пойзнер.
В 2016 г. в Иерусалиме, в Музее Израиля проходила выставка «Сумерки над Берлином: шедевры Национальной галереи 1905-1945 годов». Подобно увезенной из Одессы коллекции Якова Перемена, сокрывшей на долгие годы целый исторический пласт одесской живописи, выставка «Сумерки над Берлином» восполняла в художественном пространстве ту брешь, которую пробили нацистские «искусствоведы», создав жупел «дегенеративное искусство».
Он родился в 1946 году, в Одессе. По образованию – инженер-механик. В 1990-м вместе с семьей уехал в США и более 20 лет проработал менеджером в Транспортном департаменте Нью-Йорка.
Он собрал необычную коллекцию – «коллекцию евреев Нью-Йорка» – на веб-сайте «Улицы Нью-Йорка: евреи в памятниках и названиях» и в недавно вышедшей книге «Улицы Нью-Йорка: еврейские истории».
У меня в руках сокровище. Сижу и лист за листом перебираю, пересматриваю рисунки Ильи Шенкера, подаренные Музею истории евреев Одессы.
Одно из самых сильных довоенных впечатлений – посещение дома Бардахов. Этот двухэтажный дом с псевдоантичным фронтоном находится на улице Льва Толстого. Он был построен известным одесским врачом Я. Бардахом и после установления в Одессе советской власти за заслуги в организации здравоохранения в городе оставлен в собственность ему и его семье.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.