БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №26 > Поездка к праведникам
В номере №26

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Поездка к праведникам
Шмуэль-Лейб Меламуд

Месяц элул в «Мигдале» — время традиционной (уже третьей по счету) поездки на киврей цадиким — по местам захоронения хасидских цадиков.

Поездка эта не из легких — двухдневный марш-бросок на автобусе (пусть даже и комфортабельном) через всю Украину по силам немногим. В путь отправились самые стойкие: студенты КЕСа и часть родителей из клуба «Еврейская семья», хотя желающих было, как всегда, больше, чем мест.

Люди непосвященные постоянно задавали мне и продолжают задавать один и тот же вопрос: «Ну и зачем было ехать в третий раз в одну и ту же поездку?» Тот же, кто хотя бы немного знаком с «Мигдалем» знает: в «Мигдале» все поездки, лагеря и семинары, даже традиционные, непохожи друг на друга. А тот, кто хотя бы немного знаком с еврейской Украиной, знает, что объехать ее целиком ни за два дня, ни за две недели никак не получится. Ведь именно здесь во времена черты оседлости формировался неповторимый еврейский быт и характер, а в каждом местечке был свой цадик и свои хасиды.

О каждом из них можно рассказать свою историю. Каждый из них, благодаря своей духовной силе, продолжает находиться в этом мире и через сотни лет после той даты, которая указана на могильном камне. И поэтому мы приходим к ним, чтобы они замолвили за нас словечко перед Всевышним в день Суда на Рош а-Шана.

Есть места, куда мы приезжаем из года в год, но есть и те, где мы оказались впервые. Но обо всем по порядку.

Гадяч. Здесь похоронен рабби Шнеур-Залман из Ляд, которого чаще называют просто Альтер Ребе («Старый Ребе»). Самый младший и лучший ученик Магида из Межерича, основатель хасидского движения ХАБАД, автор книги «Тания» — подробного и систематического изложения хасидского учения.

За прошедший год в Гадяче многое изменилось — строится новое здание оэля, появилась лестница, ведущая к нему. Но одно осталось неизменным: совершенно удивительная природа вокруг.

Аниполь. Место захоронения рабби Дов-Бера (Магида) из Межерича, продолжателя дела Баал-Шем-Това и руководителя хасидского движения после него. Именно в годы его правления хасидизм получил широкое распространение среди евреев черты оседлости. Магид переехал из Меджибожа в Межерич, перенеся тем самым центр хасидизма с Подолии на Волынь.

Рядом с Магидом похоронен его ученик — реб Зуся из Аниполя, о котором очень тяжело рассказать в двух словах. Реб Зуся был настоящим последователем Баал-Шем-Това, он находил что-то хорошее в любом еврее, будь он даже вором. Его брат, реб Элимелех из Лиженска, всегда искал в жизни трудностей и испытаний, но находили они почему-то реб Зусю. Впрочем, он никогда ни на что не жаловался. Если ему было не на что купить еду (а так было практически всегда), он выходил на крыльцо и обращался к Б-гу: «Владыка мира! Зуся кушать хочет». И обязательно находился какой-нибудь добрый человек, который приносил ему поесть.

Кладбище в Аниполе практически не сохранилось, а на другом его конце установлена менора на месте братской могилы евреев Аниполя, расстреляных в годы войны.

На выходе с кладбища нас встретили местные мальчишки, которые наперебой предлагали «васер», набраную из ближайшего крана, чтобы евреи могли омыть руки. Стоила эта услуга совсем недорого — «ван доляр».

Полонное. До Полонного мы добрались уже под вечер. Здесь похоронен реб Яаков-Йосеф из Полонного, автор одной из первых печатных хасидских книг «Толдойс Яаков-Йосеф».

Бердичев. В Бердичеве нас ждал долгожданный ужин и ночлег в гостинице. Но студенты, естественно, сразу же спать не отправились. Все дело в том, что именно в этой гостинице ровно два года назад впервые собрался Клуб Еврейского Студента. И это событие нельзя было не отметить.

Впрочем, организаторы были безжалостны — подъем в 7 утра и общий сбор через полчаса в холле. Поспать можно будет потом в автобусе.

Мы, конечно, не могли уехать из Бердичева, не посетив оэль рабби Леви-Ицхока из Бердичева. Он знаменит тем, что был большим защитником евреев и старался оправдать их в любой ситуации и нередко даже спорил с самим Всевышним. После смерти рабби Леви-Ицхока никто не посчитал себя достойным занять его место.

К сожалению, евреев в «самом еврейском городе» Бердичеве остается с каждым годом все меньше и меньше.

Шаргород. Шаргород — это одно из немногих мест на Украине, где еще сохранилась хотя бы архитектура еврейского местечка. В Шаргороде есть целые улицы со старыми еврейскими домами и совершенно удивительный музей, где собраны предметы традиционного еврейского быта.

Черновцы. Местечко Черновцы — не путать с городом Черновцы. Еще одно еврейское местечко, от которого скоро останутся только воспоминания. Пока там еще стоят еврейские дома, кое-где даже сохранились мезузы. На берегу речки Мурафы — памятный знак 12-ти евреям, которые 27 июля 1941 года были сброшены с моста в реку и расстреляны гитлеровцами.

Наш интерес к достопримечательностям Черновцов был сразу же замечен местной прессой.

Меджибож. Здесь похоронен основатель хасидизма рабби Исроэль Баал-Шем-Тов, а приехали мы как раз 18 элула, в день его рождения. Место это очень оживленное, один автобус прибывает за другим, но своих евреев в Меджибоже нет уже давно.

Умань. Умань — место захоронения рабби Нахмана из Бреслава, внука Баал-Шем-Това, основателя движения браславских хасидов. В отличие от любавического движения, где основой служения является интеллект, у браславских хасидов основной упор делается на эмоции. Со времен рабби Нахмана у браславских хасидов не было другого Ребе. И, несмотря на то, что написал он только одну небольшую книжку «Ликутей Мааран», вот уже двести лет это движение живет и является одним из наиболее развитых направлений хасидизма. Тысячи хасидов на Рош а-Шана съезжаются в Умань, чтобы помолиться у могилы цадика. В этом году их будет принимать новая трехэтажная синагога на 6000 (!) мест, в которой нам посчастливилось побывать. Поскольку среди приверженцев этого направления много сефардов, в синагоге есть два отдельных зала — ашкеназский и сефардский. Кроме этого, в том же здании находится около десяти микв. Зрелище потрясающее.

Но все это великолепие уже из другого мира. Мы приезжаем в местечко, по узким улочкам которого, может быть, шли в старую синагогу наши предки, из больших городов. Мы хотим унести с собой кусочек памяти, кусочек искренности, простоты и святости, которыми здесь пропитан воздух. Но это местечко существует уже только в прошлом. В том прошлом, которое дает силы будущему.

А автобус, тем временем, возвращался в Одессу. О том, что происходило в автобусе, стоило бы рассказать отдельно. И о песнях, которые распевали вечно веселые студенты, и об интереснейших беседах с Велвелом Верховским, который был руководителем этой поездки, и о многом другом. Но какой смысл в моем рассказе? Ведь, если вы там не побывали, потерянного уже не вернешь. Следующая поездка, как всегда, уже не будет похожа на предыдущую.


Гость-7
06.09.2005 03:56

В заметке есть фактические ошибки:

Умань — место захоронения рабби Нахмана из Бреслава,
внука Баал-Шем-Това, основателя движения браславских
хасидов. В отличие от любавического движения, где
основой служения является интеллект, у браславских
хасидов основной упор делается на эмоции.

Это не верно. (Автору следует подробнее изучить особенности Бресловер Хасидус). Как и в любом направлении хасидуса (в том числе и Хабад) так и в Бреслове важны использование и интеллекта и эмоций, просто в Хабаде на интеллект делается особый фокус. Это нигде не работает по принципу "вс? или ничего".

Со времен рабби Нахмана у браславских хасидов не было
другого Ребе. И, несмотря на то, что написал он только
одну небольшую книжку «Ликутей Мааран», вот уже
двести лет это движение живет и является одним из
наиболее развитых направлений хасидизма.

Ну это явная ошибка. Автор изучал Ликутей Моhаран? Это довольно большое собрание с сотнями майморим, и отнюдь не является "небольшой книжкой". К тому же в Бреслове есть множество других сфорим от талмидим Реб Нахмана и их талмидим.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №26 > Поездка к праведникам
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 09:16:03
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов