БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №43 > Народ-путешественник
В номере №43

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Народ-путешественник
Ольга Ксендзюк

История еврейского народа — это история странствий. Наверное, нет второго такого народа, судьба которого была построена на поиске святой земли, на обретении ее и утрате. Рассеяние — и новое возвращение. Особая, живущая в самой глубине сердца любовь к земле, из которой еврей вышел и в которую он должен вернуться, эта великая печаль и великая надежда — все родилось на чужбине, в скитаниях, в поисках иных земель.

ИзменитьУбрать
Ольга Ксендзюк
(0)

С одной стороны, евреи путешествовали вынужденно. Войны, потрясения, оккупация, изгнание и преследование — все это на протяжении почти двух тысячелетий сопровождало историю сынов Израиля. С другой стороны, извечная жажда познавать и исследовать, осваивать и созидать, любознательность и живость натуры порождала в еврейской среде не только ученых и художников, но и путешественников. Увидеть мир во всей его красе и многообразии, познакомиться с иными странами, народами и культурами — как это заманчиво, как это возбуждает воображение!

Возможно, желание путешествовать и постоянно узнавать новое восходит к древнейшим временам Авраама и Сары, Ицхака и Ривки. История еврейского народа начинается с обращения к праотцу Аврааму «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт., XII, 1). Этот призыв, этот импульс («пойди из земли твоей») явился ни чем иным, как знаком пробуждения от духовного и душевного сна. Мелкую озабоченность оседлого человека своим маленьким пространством, обеспечивающим комфорт ценой застоя внешней и внутренней жизни, заменило беспокойство искателя.

Потому праотцы и вели кочевой образ жизни. Примерно тридцать восемь веков назад они путешествовали вместе с женами, детьми, имуществом и стадами по территории сегодняшней Сирии, Израиля и Египта. Сильный голод в земле Ханаан вынудил Яакова «спуститься» с семьей в Египет, где пищи было вдоволь.

Так рождалось терпение путника — терпение, которому предстояло в дальнейшем множество раз быть испытанным на прочность, на твердость и несгибаемость духа. Бесплодные пустыни закалили их, а Голос поддерживал их веру.

И первым испытанием терпения стал Исход — сорок лет странствий по пустыне. Моше вел народ, питая его надеждой и верой, Заветом и обещанием. Этот путь длиной в два поколения стал стержнем еврейского духа — дорога и высокая цель там, за песчаным горизонтом... С тех пор странствие по земле приобрело для еврейского народа глубокий духовный смысл. Исход стал священным путешествием не только в Землю Обетованную, но и к собственной душе. Поскольку целью Исхода не мог быть лишь уход из дома рабства. Исход — это совершенствование себя, возвышение и раскрытие своего потенциала. Обратное этому — духовный застой. Такое настроение пути возвышает испытание дорогой, наделяет смыслом не сиюминутным, но — вечным.

ИзменитьУбрать
(0)

Сказано: «...Странник я на земле, не скрой от меня заповеди Твои». Раби Борух из Меджибожа так прокомментировал этот стих: «Странствующий вдали от дома чувствует себя одиноким и всеми забытым. Но если встретится ему в пути такой же странник, как он, преисполнятся они доверием друг к другу и поведают один другому все свои секреты... Ты, Г-сподь, такой же скиталец в этом мире, как и еврейский народ, так открой же нам Свои тайны!»

Путешествие в еврейской традиции стало символом духовной неуспокоенности, скитания — открытием тайн. Английский раввин Йонатан Сакс сказал: «Быть евреем — это значит иметь мужество отказаться от простых ответов и отвергнуть как успокоение, так и отчаяние. Б-г существует, поэтому жизнь имеет цель. Зло существует — значит мы этой цели (победить зло) еще не достигли. Пока мы не достигнем цели, мы должны «путешествовать» (действовать), как Авраам и Сара. Действовать, чтобы выполнить задачу преобразования мира. Иудаизм — исключительно беспокойная вера. Евреи всегда действуют, неудовлетворенные статус-кво, и никогда по-настоящему не сливаются с окружающим их миром».

И, как показала история, путешествие, странствие евреев по земле определило, в конечном счете, облик мировой культуры и цивилизации. Свои ценности, смыслы, свои знания и традиционную образованность евреи привносили в иные культурные миры — не навязывая, но просвещая. И люди постепенно начинали лучше понимать друг друга, порой даже не подозревая, что именно еврейская традиция оказалась уникальным посредником между ними. Недаром говорят: евреи — народ переводчиков. Путешествуя между культурами, переводя свои и чужие тексты на различные языки, они «скрепляли» мир. В средние века они переводили греческие тексты с арабского на латинский, и вплоть до сегодняшнего дня заставляют говорить культуры друг с другом не только на воскрешенном иврите, да и не только на языке, — на совокупности символов, образов, ценностей, чувств и идей. Так «путешествие» становится не только духовным актом, не только географическим исследованием, но и культурным процессом — путешествием мысли и языка.

ИзменитьУбрать
(0)

В результате сформировалось единство племен и народов на значительной части планеты. Как отмечал А. Шаевич, «основополагающие десять заповедей, которые находим в нашей Торе, призваны быть нравственной сутью жизни каждого человека». Так «нравственная суть», провозглашенная народу Израиля, объединила культурные пространства, порой далекие и во многом чуждые друг другу. Путешествующий еврей так или иначе оказался невольным «миссионером», ибо притяжение идей и образов, носителями которых он являлся, демонстрировало себя повсюду независимо от специального намерения.

О евреях-путешественниках есть немало сведений в Талмуде. От них законоучители нередко получали сведения о заморских странах, особенно в области естествознания. Существуют даже особые законоположения о браке и разводе для тех, кто, путешествуя, надолго покидает семью.

Конечно, бесчисленные странствия по миру вынуждают усиленным образом обращать внимание на то, чтобы сохранить свою сущность, или, как теперь говорят, «идентичность». В.А. Дымшиц в статье «Еврейский путешественник, или дискретное пространство» обратил внимание на это вполне естественное явление. «Еврейский путешественник, — пишет он, — это путешественник, путешествующий по еврейскому пространству». Это явственно видно из записок средневековых евреев, посвященных их странствиям и географическим изысканиям (например, записей знаменитого еврейского путешественника Вениамина (Биньямина) из Туделы).

Что такое «еврейское пространство» и почему оно выделялось странствующим евреем на протяжении долгих веков? Это совокупность еврейских общин, разбросанных в те времена «по всей цивилизованной части Евразии, от Испании до границ Китая, общин, отделенных друг от друга большими или меньшими расстояниями, но соединенных различными обменами и взаимодействиями, а, главное, сознанием взаимосвязанности друг с другом и отделенности от всего остального мира». Эти островки были вехами на пути, опорами, помогавшими сохранить свой сущность, местами, где можно передохнуть от «пустыни» — обширного пространства, не населенного евреями. Когда верующий еврей путешествовал, где бы он ни был, он мог рассчитывать на еврейскую общину, где были готовы тепло принять его и прийти на помощь. В синагогах часто бывали комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, а также конюшни для нескольких лошадей.

ИзменитьУбрать
(0)

Масштабы же пересекаемых «пустынь» порою просто поражают! Так, скажем, уже упомянутый Вениамин (Бен-Иона) из города Тудела, наиболее знаменитый из евреев-путешественников Золотого века Испании, за тринадцать лет (1160-1173) объехал почти весь известный тогда мир. Будучи смелым и предприимчивым человеком, бесстрашно встречая морские штормы, нападения пиратов и кораблекрушения, разбойников с большой дороги и приступы болезни, он продолжал свой путь из Испании во Францию, из Франции в Италию и оттуда в Грецию. Потом он отправился в Сирию и Эрец-Исраэль, объездил Вавилонию, где посетил Багдад, столицу могущественных халифов Востока, посетил евреев Йемена, Египта и других стран Северной Африки. Последним местом, где он остановился на обратном пути в Испанию, был остров Сицилия. Во всех своих путешествиях он вел путевой дневник, в котором описывал места, где в то время жили евреи, число евреев в каждом из этих мест, их занятия, обычаи и образ жизни, — подробную картину жизни еврейских общин тех дней. Дневники путешественника из Туделы были переведены на несколько языков и использовались учеными разных стран мира. Вениамин Тудельский опередил Марко Поло и считается первым европейским путешественником, посетившим страны Востока.

Что же толкало его на странствия, полные тягот и лишений? Быть может, он слышал древний зов вечного беспокойства, неудовлетворенности доступным и известным? А может, его увлекала тайная надежда отыскать в этом огромном мире затерянные «еврейские царства»? Ведь объявился же в конце IX века путешественник, называвший себя Элдад ha-Дани, который произвел большое впечатление на слушателей рассказами о евреях, живущих в далеких странах. Он долгие годы путешествовал по странам рассеяния. Цель его странствий неизвестна. Только однажды он сказал, что Г-сподь послал его ко всем евреям диаспоры, рассеянным по странам мира, чтобы поведать им эти утешительные вести — Десять Колен Израилевых, чьи следы затерялись со времен Ассирийского изгнания, сохранились и живут в свободных краях, счастливы и благоденствуют.

И с тех самых пор на протяжении веков евреи отправлялись путешествовать с верой в то, что они найдут свободное царство Израиля где-то на краю света, «за горизонтом».

ИзменитьУбрать
(0)

Возможно, и Колумб искал не только путь в Индию, но и еврейское царство — ведь некоторые документы, опубликованные в конце 19-го и середине 20 вв., позволяют предположить не только еврейское происхождение великого мореплавателя, но и мессианские настроения, свойственные ему. Он неоднократно называл себя потомком дома Давидова, личные письма и записи начинал строкой из широко распространенного среди испанских евреев псалма, а единственным переводчиком в составе его экспедиции, как говорит д-р С. Визенталь, «был еврей, прекрасно владевший древнееврейским языком. Вероятно, Колумб считал, что именно этот язык позволит ему общаться с обитателями Индии».

Известно, что Колумб, изведавший громкую славу и жестокое разочарование, при этом не перестававший мечтать о новых открытиях, умер в безвестности и нищете. Некая печальная закономерность прослеживается и в судьбе Исраэля Иосефа Биньямина (он называл себя Биньямин второй, по аналогии с путешественником из Туделы), в 1845 г. отправившегося на поиски десяти исчезнувших колен Израилевых. Он осуществил пятилетнее путешествие по Востоку, которое и описал в своей книге. Умер он, как сухо сообщает КЕЭ, также «в крайней нищете во время подготовки к новому путешествию на Восток».

Конечно, «затерянное царство» — всего лишь романтическая мечта. Но сидящий на месте не найдет ни Б-га, ни Царства. А если обратиться к более сухому, рациональному и прагматичному веку двадцатому?

Ничего не изменилось. Мы увидим целый ряд имен путешественников, исследователей, изучавших жизнь и историю еврейских общин Литвы, Эфиопии, Турции, Португалии, Африки, принимавших участие в научных экспедициях в Австралию, Индию, Арктику (кстати, необычная экспедиция в Антарктиду, состоящая из палестинцев и израильтян, началась в январе 2004 г.)... проще сказать, где они не были! Есть, между прочим, в этой суровой мужской компании и женщина, Ида Коуэн, изучавшая Дальний и Ближний Восток и острова Тихого океана, автор книги «Евреи отдаленных уголков мира». Пожалуй, самый «удаленный уголок» — это пример из недавнего прошлого — Дэвид Вольф, который совершил в 90-х годах три путешествия в космос (и даже в этих, достаточно специфических условиях ухитрился соблюдать предписания традиции). Главным стимулом своего полета в космос он назвал желание взглянуть из поднебесья на Израиль — Страну Обетованную.

Так было тысячу лет назад, так это и сегодня. Народ-странник, народ-путешественник, идущий по неизведанным землям открывать острова, материки, народы и культуры, или по дорогам собственной души — открывать Того, Чья благодать не иссякает. Этому путешествию все еще нет конца.

Врезки:

Определенную роль сыграли евреи и в истории морского пиратства. (Подробнее об этом см. «Мигдаль Times» №24, 2002.) К примеру, на острове Барбадос до сих пор сохранилась и даже является одной из туристских достопримечательностей могила пирата-еврея Якова Мошиаха. Он похоронен на старом еврейском кладбище в Бриджтауне близ синагоги «Нидхей Исраэль». Его могилу легко отличить от прочих — надгробная плита украшена особыми пиратскими символами: черепом со скрещенными костями, изображением лопаты и песочных часов. А под этими символами еврейским алфавитом выписано имя. На еврейских кладбищах Карибского бассейна можно найти немало надгробий с пиратскими символами. Большинство здешних пиратов-евреев начала гонений служили в королевском флоте офицерами — штурманами, шкиперами; после же изгнания из Испании их способности и знания нашли большой спрос среди пиратов Карибского бассейна.

Семен Абрамович Янтовский, родившийся в Мариуполе в 1909 г., состоял в молодежной сионистской организации, подвергался преследованиям, чудом избежал ареста и гибели в сталинских лагерях. В 1976 году он начал серию поездок по еврейским местам бывшего СССР и на протяжении одиннадцати лет побывал почти во всех городах, где когда-либо существовали еврейские общины. Он фотографировал действующие и бывшие синагоги, устанавливал контакты с прихожанами, обеспечивал каналы связи и т.п. Еще из Москвы Янтовский передал в Израиль материалы для своей первой книги «Синагога разгромленная, но не покоренная» (серия «Библиотека Алия»), под псевдонимом Исраэль Таяр. Уже в Израиле опубликовал две книги воспоминаний. Последняя книга С.А. Янтовского «Судьбы еврейских общин и их синагог в СССР» вышла в издательстве «Маханаим» за несколько недель до смерти ее автора в декабре 2003 г.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №43 > Народ-путешественник
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-05-26 08:28:34
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов