БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №43 > Ту би-Шват — Новый Год Деревьев
В номере №43

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Ту би-Шват — Новый Год Деревьев

К деревьям в Израиле относятся необычайно заботливо. 70% лесов Израиля составляют посадки и только 30% — естественный лес. Деревья сажают в честь родившихся детей, в честь погибших солдат. Есть целый лес Шести миллионов, где в честь каждого еврея, погибшего в годы Холокоста, посажено дерево.

Когда-то вся Эрец-Исраэль была покрыта густыми лесами. Первыми лес начали рубить римляне — чтобы проложить широкие дороги для своих легионов. Последние леса дорубили турки — вырубали даже оливковые рощи, чтобы топить паровозы железной дороги Александрия — Дамаск. Когда уничтожили леса, ветер и дожди начали уносить плодородную почву со склонов холмов. Долины превратились в болота, а холмы — в бесплодные пространства.

Посадкой деревьев начал заниматься Керен-Каемет ле-Исраэль (Еврейский Национальный фонд). До образования государства фонд занимался, в основном, покупкой земель, а после 1948 года занялся и лесопосадками. 60% израильской территории — пустыня, примерно половину из 40% составляют каменистые горы. Подготовить горную почву для посадок и посевов — значит раздробить скалы и убрать камни. Иногда с одного акра земли приходится вывозить до 4 тыс. тонн камней. Чтобы использовать землю в пустыне Негев, нужно выравнивать дюны, два-три года промывать солончаковые почвы, а затем привозить издалека плодородную землю.

Деревья меняли облик и климат безжизненной земли. Сажали сосну, потому что она могла выжить на каменистых участках. Правда, срок ее жизни сокращался: вместо положенного долголетия — всего несколько десятков лет. На месте погибающих лесов израильтяне сажают новые.

Всякий раз, когда обостряется израильско-арабский конфликт, арабы поджигают леса. Во время интифады было принято решение вместо каждого сожженного дерева сажать три. А когда арабы сожгли один из самых красивых заповедных лесов на Кармеле, не пощадив живших в нем зверей, евреи Израиля восприняли это как национальное бедствие. Три часа продолжалась телепередача об этом несчастье. В стране провели сбор средств для массовых посадок деревьев. Предприятия и организации выделили большие средства, дети открывали свои маленькие копилки. На собранные деньги посадили новые леса, но, чтобы они выросли, потребуется жизнь целого поколения. Отношение арабов и евреев в Израиле к лесам можно сравнить с отношением подлинной и мнимой матери из знаменитого суда Соломона: чтобы определить, кто подлинная мать, Соломон предложил разорвать ребенка пополам и отдать каждой по половине. По ужасу на лице одной из них он узнал, что она — подлинная мать.

В 1948 году в Израиле насчитывалось 4,5 миллиона деревьев. Сегодня их число превышает 200 миллионов. У подножия Иудейских гор создан ботанический заповедник Неот-Кдумим, где разбиты сады с флорой различных районов Эрец-Исраэль библейских времен, в том числе виды, находящиеся на грани исчезновения.

Каждый желающий может посадить дерево через Керен-Каемет или участвовать в ежегодном празднике посадки деревьев — Ту би-Шват.

Наиболее распространенные в Израиле деревья

Кипарис — высокое стройное дерево, из породы твердых, пахучее. Соломон использовал его при строительстве Храма, из него делали также музыкальные инструменты.

Иерусалимская сосна — высокое дерево, покрытое корой бурого или пепельного цвета. Хороший строительный материал.

Олива (маслина) — вечнозеленое обильно плодоносящее дерево. Плоды всегда очень ценились, так как выжимаемое из них масло было предметом торговли. Олива стала символом Б-жьего благословения, мира и обновления. Ветви оливы шли на устройство сукки в праздник Суккот. Из маслин выжимали масло для Меноры, для помазания первосвященников и царей.

Дуб — его называют вечнорастущим, потому что, когда дерево стареет и засыхает, из-под корня появляются молодые отростки. Поэтому в Эрец-Исраэль дубы всегда служили для обозначения особых мест: под ними строили временные жилища, погребали умерших.

Рожковое дерево — вечнозеленое ветвистое дерево. С древних времен его плоды заменяли беднякам хлеб. В древности из рожков приготовляли вино, кормили скот. Ими-то и хотел насытиться упоминаемый в Торе блудный сын.

Сикомора, или египетская смоковница, описана в Торе. Часто бывает больших размеров, по крайней мере, в ширину, ветвистая, с широкими зелеными глянцевитыми листьями. Плоды высоко ценятся. Сикомора дает густую тень, и поэтому ее сажали у дороги для путников.

Смоковница, или смоква, или фиговое дерево (инжир) — с древних времен Иудея изобиловала этим деревом. Листья очень широкие, плоды съедобные и целебные. Смоковница стала символом благополучия, и выражение «жить под смоковницею» употребляется именно в этом значении.

Лавр — вечнозеленое дерево, нередко образует большие леса. Лавровый лист употребляется как приправа.

Пальма — ее видов чрезвычайно много. Изображение пальмы служило эмблемой Иудеи на древних еврейских монетах. Люди с незапамятных времен использовали пальму: плодами кормили скот, широкими листьями покрывали кровли, из веток делали ограды, из волокон плели нитки и веревки, а само дерево шло на топливо. Пилигримов, посещавших Святую Землю, называли паломниками, так как они приносили из Святой Земли пальмовые ветви.

Мирт — благоухающее вечнозеленое дерево. У него темно-зеленые, как бы полированные листья, прекрасные цветы. В листьях мирта содержится эфирное масло, которое использовали для приготовления благовоний. Мирт был знаком славы и благодеяний.

Миндальное дерево — листья и цветы похожи на персиковые. Цветет в январе-феврале, плодоносит в апреле. Жезл Аарона был сделан из миндалевого дерева.

Гранат — дает одни из лучших плодов, которыми славится земля Израиля. Дикий гранат — куст, а культурный — дерево пяти метров в высоту. Сок граната хорошо освежает в жару. В древние времена гранаты не только ели, но использовали для изготовления краски и дубления кож. Изображения граната можно увидеть на монетах, мозаиках, они были частью орнамента резных колонн Иерусалимского Храма, одежды первосвященника тоже были расшиты изображениями гранатов. Гранат считался символом не только красоты, но и многочисленности народа.

Источник: http://piratyy.narod.ru/priroda/flora.html


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №43 > Ту би-Шват — Новый Год Деревьев
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-05-30 08:13:42
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет