БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №53 > «Ваше отношение к асимиляции и космополитизму»
В номере №53

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

«Ваше отношение к асимиляции и космополитизму»

Ассимиляция и космополитизм — явления разноплановые. Но очень часто те, кого мы причисляем к интеллигенции, на вопрос об их еврейском самоощущении отвечают, что являются космополитами. Итак, в этой точке эти явления сошлись. Кроме того, мы хорошо помним, кого в сталинские времена называли «безродными космополитами». Что ж, попробуем определиться в понятиях и разобраться в своем отношении к ассимиляции и космополитизму. Участники блиц-опроса отвечают на вопрос: «Ваше отношение к ассимиляции и космополитизму?»

М. Кордонский

ИзменитьУбрать
(0)

Сама постановка вопроса мне кажется некорректной. Космополитизм — чисто культурное явление, а вот ассимиляция имеет две ипостаси: дети разных народов и дети разных культур. Я убежден, что неотъемлемой составной частью понятия «национальность» являются унаследованные признаки. В понятиях современной науки они именуются биологическими.
У еврейского народа особая судьба. Если, например, в Европе, в крови человека по четверти русского, татарского, украинского и польского, то социальное окружение признает его национальное самоопределение. На других континентах существуют другие типовые кровеносные наборы — метисы, креолы, мулаты и т.п. Но в любой точке планеты, будь ты даже на восьмушку или меньше еврей... Трудно это скрыть и редко удается. Чаще всего ОНО вылезает. Или снаружи — соседи раскапывают при очередной вспышке национализма. Или изнутри — у человека вдруг проявляется еврейское самосознание. Другие народы, живущие в диаспоре, в меньшей степени обладают эти свойством.
Знание языков и традиций других народов, участие в общественно-политической жизни по месту жительства, посещение церквей и другие культурные ритуалы расширяют возможности человека, обогащают его, но не меняют его сути. Полиглот — это не космополит. Японец, еврей или папуас, посвятивший жизнь изучению шумерской культуры, не становится шумером. Становится ли евреем украинец, совершивший гиюр? Частично, да. Насколько мне известно, не все течения еврейских традиций согласны с «гиюризацией».
Один еврей, который был в советские времена записан русским, показывал мне паспорт Гражданина мира и утверждал, что совершенно легально купил его в офисе ООН в Нью-Йорке за 80 долларов. Может, это и сказка... еврейская, народная. Можно перестать признавать себя евреем, такое бывает. Но невозможно перестать быть им. Во всех религиях мира существует представление, что душа человека дается Б-гом при рождении и она едина. Даже если кармически перевоплощается в животное, дерево или... в космополита.

Б. Капулкин

Отношение отрицательное. Как к тому, так и к другому. На мой взгляд, и ассимиляция и космополитизм являются крайними (так и хочется сказать — “клиническими”) стадиями развития отношений человека и общества.
Космополитизм, по-моему, — вообще исключительно надуманное явление. Речь не идет о людях, органично впитавших в себя несколько культур (видимо изначально они и предполагались к ношению гордого звания “космополит”), а о спесивых особях, именующих себя “гражданами мира”. Так же, как нельзя одновременно сидеть на нескольких стульях сразу, так же невозможно и одновременное существование в нескольких культурах.
Люди, исповедующие идеологию — космополитизм, делятся либо на господ-сибаритов — тех, кто действительно может из собственного опыта утверждать, что лучшие каштаны продаются в Париже на площади Пигаль, и на тех, кто им мучительно и безуспешно пытается подражать (но, будучи в Париже, ограничивается походами по недорогим лавочкам).
Что же касается ассимиляции, то безусловно, проживая в окружении других народов, некоторые черты-привычки-обычаи следует перенимать, но... Здесь следует отличать человека, пьющего стакан водки для сугреву (ибо на улице минус сорок), от человека, пьющего водку, потому что он “уже давно русский”.
И, как обычно, крайности сходятся. Применительно к евреям ассимиляция и космополитизм обозначают соответственно “я уже давно русский (украинец, узбек, немец, далее везде) и не лезьте ко мне со своим еврейством”, либо “да что вы суете мне ваше еврейство, когда я выше этого и перенимаю из всех культур то, что считаю лучшим (читай: удобным для меня)».
В общем, я не нахожу ничего хорошего ни в попытке раствориться в чужой, пусть даже и великой, культуре, ни в попытке возносить себя над всеми культурами сразу, изображая д.Артаньяна в белом фраке. Равно, как и в людях, придерживающихся этих взглядов.

Е. Голубовский

Мое отношение к космополитизму выразилось еще тогда, когда космополитизм считался страшным грехом в этой стране. Я понимал, что быть гражданином мира — в этом нет ничего зазорного. Космополитами назывались люди, которых я любил, уважал, — например, Хемингуэй, считавший себя "человеком мира" (это был год 52-й — 53-й)... Космополитизм — нормальное проявление человеческих эмоций, желаний, чего угодно... Этого вопроса тогда не стояло — и не стоит до сих пор.

Несомненно, что ассимиляция любой нации — это потеря нации на карте мира. Ведь вся карта мира как бы состоит из квадратов, треугольников и т.д., это определенная система геометрических фигур, где есть бесконечно огромное количество национального своеобразия. И исчезновение любого такого квадрата или треугольника — это путь в ничто, это черный квадрат Малевича, перенесенный из пространства искусства в этнопространство, в карту мира. Наций может быть столько, сколько есть. Очень обидно, что какие-то нации (кто бы они ни были) действительно ассимилировались на пути к 21 веку, но — все они, каждый представитель какой-либо нации может быть космополитом, человеком мира, ходить с гордо поднятой головой и ощущать принадлежность ко всему миру — именно потому, что принадлежит к своей нации! Именно потому, что он — представитель определенной нации, каждый может быть свободен и открыт ко всему миру.

ИзменитьУбрать
(0)

М. Найдорф

Этническая ассимиляция — часть аккультурации мигрантов или иных этнических групп и индивидов, желающих максимально полно влиться в состав чужих этнокультурных общностей. Многие евреи в СССР аккультурировались и ассимилировались в русской этнической среде. Для современной ситуации можно придумать такой пример. Допустим, мой знакомый еврей эмигрирует в США, где его дочь выходит замуж за англосакса-протестанта. С годами она оказывается успешно аккультурированной, а его внуки баптистированы и не знают ни русского языка, ни иврита. Из этого примера видно, что ассимиляцию лучше рассматривать как следствие, а не самообоснованное явление: индивиды и этносы ассимилируются, когда они думают, что так им будет лучше.

Космополитизм, если понимать его как личную позицию человека, не желающего определять себя прежде всего в понятиях гражданства и принадлежности к определенному национальному государству, может быть (и реально был) порожден несколькими причинами.
В наше время позиция "гражданской вненаходимости" чаще всего порождается глобализацией экономической и политической жизни. Люди, по долгу службы, или бизнеса, или по причинам частного характера, много перемещающиеся по разным странам, начинают ощущать их цивилизационную общность: конструктивное подобие аэропортов и гостиниц, сходство правил работы в различных офисах, абсолютное подобие супермаркетов и ресторанов быстрого питания (типа "Макдональдс"), возможность везде обходиться одним-двумя общераспространенными языками и т.д. Те, кто видят в этом перспективу всего мира и находят преимущества для себя, могут называться космополитами. Но нужно помнить, что прежде космополитическими стали все эти институции — международного менеджмента, информации, транспорта, торговли и развлечений.
По этой логике выходит, что, чем успешнее будут развиваться транснациональные корпорации, тем чаще мы будем встречаться с индивидуальным космополитизмом.
Поэтому я думаю, что к ассимиляции и космополитизму нужно не "относиться", а, скорее, правильно определять себя в них — с учетом собственных возможностей и обстоятельств. Следует помнить о тех, для кого ассимиляция и космополитизм могут быть неприемлемы.

А. Мисюк

Отвечать отдельному человеку на вопрос об его отношении к ассимиляции — это все равно, что натравливать муравья на готический стиль. Правда, муравей хотя бы существует отдельно от готического стиля, а мы-то являемся по отдельности или все вместе, но произведениями процесса двухвековой ассимиляции. Например, кроме того, что мы говорим и думаем по-русски, мы живем в пространстве русской культуры. “Начинается земля, как известно, от Кремля...”. Эти строки могли быть написаны и на идиш, но дела это не меняет. Так что, какое может быть отношение к собственной коже?

ИзменитьУбрать
(0)

Космополитизм — это определенная система взглядов, не очень зависящая от ассимиляции. У космополита мир не имеет одного определенного центра. Вернее, для него центр — факультативен, таким центром может быть хотя бы и международный аэропорт, являющийся, как и супермаркет, полушутливым, но все же символом современного космополитизма.

————————-

Этническая ассимиляция — процесс усвоения представителями той или иной национальности языка, культуры, обычаев, традиций и т.д. другой национальности, в результате которого происходит потеря ими своего языка, культуры, обычаев, традиций и изменение самосознания их этнической принадлежности.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение), в антропологии — слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры (она поглощается и перестает существовать), национального самосознания. А. еще называют этническим поглощением. Различают естественную А., возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. Понятие А. стало использоваться в кон. XIX в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом. До сер. XX в. термин А. использовался для изучения того, каким способом индейские племена включаются в доминирующую культуру белого населения США, в связи с чем была разработана т.н. теория «плавильного котла». Во второй половине XX в. круг исследований А. расширился (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. Ван дер Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). М. Гордон доказал, что полной А. культуры национальных меньшинств в доминирующей культуре США практически нет. Существуют лишь разные степени смешения, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп соединяются таким образом, что формируют новую устойчивую комбинацию, новую культуру. Антропологи выявили и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру.

КОСМОПОЛИТИЗМ — отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ.

Космополитизм — (лит., от греч. Cosmo — мир и polith — гражданин) — расширение идеи отечества на весь мир. Это понятие, впервые резко высказанное в школе кинической философии, было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле К. вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого.
Весьма часто К. берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание дела неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр. к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себе и истинное благо каждой части.

Источник: Рисунки Э.Гринько, "Энциклопедия заблуждений. Евреи"


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №53 > «Ваше отношение к асимиляции и космополитизму»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:47:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Dr. NONA Всемирный клуб одесситов