БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №53 > Лицо одесской национальности
В номере №53

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Лицо одесской национальности
Михаил КОРДОНСКИЙ

Два крупных культурных события произошли в Одесском литературном музее, почти одновременно.
Выставка группы фотохудожников под руководством Г. Исаева «Лицо одесской национальности» и Международная конференция «Одесса и еврейская цивилизация», посвященная 110-летию Бабеля и 210-летию Одессы. Перекликаются эти события и тематически, и лица на фотографиях это подтверждают. В 19 в. евреи составляли треть населения города. На конференции выступил вице-председатель Одесского фонда культуры Тарас Максимюк. В поисках национального вопроса он добрался до партийного архива и выяснил, что в 1940 г. в Одессе евреи составляли 44,5% населения. Как говорится, «поскреби русского — найдешь татарина». Наверное, так же можно сказать про одессита и еврея.

ИзменитьУбрать
(0)

Кандидат филологических наук Е. Степанов (ОНУ) приводит отрывки из своей диссертации о тонких влияниях национальных языков на одесский диалект. «Кроме шуток», «во весь рост», «занять денег» (что у нас означает и дать взаймы, и взять взаймы), «жить в дыре», «брать воздух», «сто лет вперед», «делать конец» («я делаю конец моей жизни») — неестественные для русского фразеологизмы, кальки с идиш. И уж совсем еврейские выражения: «я не хочу вас, как невеста не хочет прыщей на голове», «человек с графой»... Одесский диалект — одесская норма языка, и, несмотря на насаждение культуры речи, язык развивается, — утверждает автор.
Многие выступления конференции, хотя и произносятся по-русски, имеют еврейскую... конструкцию? идеологию? судите сами. Журналист и историк Борис Гельман рассказывает три истории о судьбах интереснейших людей — моряков Черноморского флота, но не имеющих никакого отношения к Бабелю. И вот последняя фраза: «Я уверен, что эти люди заинтересовали бы Исаака Бабеля». По-моему, чисто еврейская постановка вопроса. А русскоязычное творчество еврея Бабеля — культурное наследие всего человечества.
На конференцию приехал один из создателей Литмузея Борис Владимирский — искусствовед всесоюзного масштаба. Не могу сказать: всероссийского или всеукраинского, он эмигрировал в начале распада. Теперь работает руководителем русского отдела в еврейском общинном центре в Пало-Алто. Ставит спектакли, ведет кино- и литклубы, издает журнал, устраивает «русские» ярмарки. Первое, что он сказал при встрече: «А я тебя время от времени читаю — в «Русском Журнале». В общем, живет полной русскоязычной жизнью. Естественно, среди посетителей есть и этнические русские, христиане, православные, протестанты, — а кто спрашивает-то? Мы все — эти самые лица одесской национальности, просто русские, русские евреи, русские итальянцы, немцы, украинцы... вот теперь и американцы тоже.
Я пишу эту статью в хрущобе постройки 1961 г. Задняя стенка монитора упирается в некапитальную перегородку, за которой квартира грека дяди Толи и его жены — болгарки тети Лены. За стенкой сзади жил оседлый цыган дядя Миша. Наверху — украинец дядя Вася и его жена тетя Роза. В этом 60-квартирном доме, заселенном работниками обувной фабрики, были, конечно, русские, армяне, молдаване, еще то ли арнауты, то ли гагаузы... не потому, что забыл — просто никогда не уточнял. Мы так жили в Одессе всегда. Мы ели все эти национальные блюда на именинах и похоронах. Мы с детства знали несколько слов из многих языков... Немногочисленные в то атеистическое время верующие ходили в разные церкви (синагоги, парткомы, молельные дома). Витя — сын соседей спереди, женился на Жанне — дочке соседей сверху. Теперь у него две дочери и внук Славик, который и знать не знает, что он еврей и имеет право на эмиграцию. Ему это не нужно и не интересно. Может быть, пока. Пока он не остался безработным в стране, отстающей по параметрам жизни населения от России на
20 позиций, а от Израиля на 60 (среди 150 стран мира). Тогда он, очень может быть, узнает — и совершит алию.
Жору Исаева внешне можно принять за кого угодно. Конечно, он настоящий одессит. Русский, православный не новомодного пошиба, а еще до Великой криминальной революции посещавший церковь и исполнявший обряды. Он родился и вырос на Княже-
ской улице, в доме, где большую часть составляли евреи. Во время оккупации их выселили в гетто, а оттуда... Но Жорина бабушка спрятала в подвале и кормила еврейскую семью — мать и дочерей. А для румын и немцев она же давала домашние обеды: у нее столовались офицеры. Весь очищенный от евреев двор знал про беженцев в подвале, и никто не донес в сигуранцу или гестапо. Так они выжили. И так выжили и выживем мы все!

Источник: Фото Г.Исаева


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №53 > Лицо одесской национальности
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 03:33:54
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia