БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №58 > Как обустраивали евреев в России
В номере №58

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Как обустраивали евреев в России
Иосиф РУТЕНБЕРГ

Вопрос о российских земледельческих колониях, о причинах неудачи этого благого государственного начинания до сих пор является предметом спора: пригодны ли евреи к земледелию или нет. Тот аргумент, что ответ на этот вопрос дан древней и новейшей историей государства Израиль, парируется (например, Солженицыным) тем, что «это же на родной земле!».

Обратить русских евреев к земледелию предложил Г. Державин, которого император Павел I командировал в Белоруссию для исследования причин случившегося там голода и изыскания мер к «обузданию корыстных промыслов евреев».

Особый комитет 9 декабря 1804 г. выработал положение, которым был создан класс евреев-земледельцев, а для расселения их предназначены казенные земли в разных губерниях.

Евреи просили о наделении их землей в тех губерниях, где они и раньше жили (думается, по той причине, что считали эту землю родной). В этом им было отказано. Началось очередное в еврейской истории (заметим, не последнее) «великое переселение».

Хроника длившегося два десятилетия процесса приобщения евреев к земледельческому труду показывает непоследовательность, а порою и растерянность государственных мужей и учреждений в решении этого сложного вопроса. Показателен в этом отношении документ, хранящийся в Государственном архиве Одесской области.

В 1844 г. Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор М.С. Воронцов подает «Всеподданнейшую записку»1, в которой доказывает, что несправедливо будет, как предполагается в правительственном проекте, разделить всех евреев на «полезных и бесполезных».

«Полезными» полагаются купцы, цеховые ремесленники, мещане, владеющие недвижимостью, и земледельцы. Остальные, а их Воронцов насчитывает не менее 800 тысяч, признаны «бесполезными» и предполагаются к насильственному выселению из деревень и местечек, «дабы заставить их выбрать одну из отраслей пропитания, признанных полезными... до тех пор, покуда и они перейдут в звание купеческое, ремесленное, земледельческое или домовладельческое».

Не станем обсуждать грандиозность данного проекта (хотя людей-то выселяли!), достаточно лишь вспомнить, как цыган лошадь приучал не есть: она уже почти привыкла, да сдохла. Михаил Сергеевич вступается за евреев, признанных «бесполезными и, следственно, вредными, тогда как они мелким, хотя оклеветанным промыслом, без всякого сомнения, помогают, с одной стороны, промышленности сельской, а с другой — торговой».

В числе прочих мер Воронцов предлагает собирать сведения о том, сколько за 4 года прибавляется еврейского населения, и «двойное число этих прибавочных душ» селить земледельцами, помогая сему казенными средствами и «если возможным найдется... еврейским коробочным сбором». В ответе графу Воронцову министра внутренних дел сообщается, что Комитет об устройстве евреев согласился заменить «название некоторых евреев бесполезными» на «не имеющими производительного труда». Далее сообщается, что для переселения 80 тыс. евреев (это по подсчетам комитета — в первые 4 года) потребуется 3 млн. рублей серебром, тогда как из коробочного сбора ежегодно выделяется 50 тысяч.

Только эти два документа — записка Воронцова и ответ на нее — показывают, как непросто было решить проблему правильного трудоустройства евреев и поднятия уровня их жизни. К этому прибавим продолжавшееся неравноправие евреев даже в «земледельческих вопросах» (и в частности, запрет на владение землей), отсутствие у них навыков к сельскохозяйственному труду и, как уже упоминалось выше, нестабильность царской политики в этом вопросе и недостаточность финансовых возможностей.
Плоды первых «экспериментальных» лет еврейского земледелия оказались малоутешительными. Дошло до того, что не только антисемиты, не только государственные мужи, но и сами евреи стали считать себя непригодными к сельскохозяйственному труду.

ИзменитьУбрать
(0)

И, тем не менее, только бы не мешали... Интересной в этом плане представляется история колонии Ефингар 2 Херсонской губернии (ныне село Плющевка Баштанского района Николаевской области). Колония была основана в 1809 г. на плодородных и полупустых землях. Первым старостой колонии был Н. Финкельштейн — один из лидеров еврейского переселенческого движения. В 1806 г. представители евреев Чериковского уезда Могилевской губернии Нохим Финкельштейн и Израиль Ленпорт обратились к могилевскому губернатору с просьбой о переселении 36 семей (198 человек) в Новороссийский край.
Для решения этого вопроса Финкельштейн посетил Санкт-Петербург, где встречался с государственными чиновниками. Затем вместе с другим представителем чериковских евреев Либерманом он направился в Херсонскую губернию, где они выбрали участок в 6,5 тысяч десятин для строительства колонии.

Первые поселенцы — 48 семей, 276 душ — прибыли в колонию, измученные долгой и тяжелой дорогой. «Дорога наша продолжалась до четырех месяцев, — писал один из них. — Прибыв на пустопорожний участок, получили деньги в весьма малом количестве, и, изнурясь в дороге от холода, ненастья и разных беспокойств, должны были приниматься за постройку домов... Среди обширной степи и свирепости зимы, весьма для нас тягостной, взялись мы пахать никогда непаханую землю».

Особенно тяжелыми были первые годы. Среди переселенцев была повышенная смертность из-за тяжелых условий жизни и непривычного климата. Некоторые «отлучались без разрешений» в города, другие исчезали «неизвестно куда» или же возвращались на прежние места в западные губернии.
Поселенцы, не имевшие никакого опыта, в короткий срок должны были построить поселок и научиться земледелию. Для обучения евреев в колонию поселили немцев-менонитов. В результате колонию построили по образцу хорошо организованных немецких фермерских хозяйств.

Первоначально колонисты занимались только земледелием (зерноводством, виноградарством и огородничеством). Сфера их деятельности постоянно расширялась и охватывала другие области земледелия, скотоводства, промышленности и торговли.

Дома немцев вначале выгодно отличались от домов евреев. Они были выкрашены в белый цвет, дворы были ухожены и огорожены заборами. В еврейских же домах не было единства по внешнему виду, многие дома имели невзрачный вид. Зелени и деревьев во дворах почти не было. Но постепенно, по мере освоения земледелия, еврейские дома и дворы начали преображаться и достигли уровня немецких. По сравнению с другими селами в районе колония отличалась чистотой, уютом и порядком.
В 1838 году в колонии была построена синагога, а в последующие годы — еще две. На окраине села располагалась баня с миквой.

В книге В.Н. Никитина «Евреи-земледельцы», изданной в Санкт-Петербурге в 1887 г., упоминаются ефингарцы:

. рав Сирот, награжденный в 1859 г. медалью на ленте за знания религиозной доктрины и успешную деятельность;

. учитель Коган, преподававший в ефингарской школе в 1860-х годах;

. крестьянин Левин, получивший в 1863 г. денежный приз российского департамента государственного имущества за высокие урожаи.

По переписи 1897 г. в Ефингаре проживало 2038 евреев из общего числа 2226 жителей.
Еврейские земледельцы работали на своих участках с утра воскресенья и до обеда в пятницу. Соблюдался шабат. К сельскохозяйственной и домашней работе привлекались все трудоспособные члены семей.

Евреи-земледельцы оказались восприимчивыми ко многим нововведениям, и в этом отношении уступали лишь немцам. Подобно немцам, евреи в качестве рабочего скота использовали только лошадей, тогда как традиционным тягловым скотом для украинского села являлись волы. Весьма широкое распространение получили жатвенные машины.

К лету 1917 г. в колонии было 150-160 довольно прочных крестьянских хозяйств. Колонисты собирали высокие урожаи. Производимые в хозяйствах масло и творог были очень высокого качества и, несмотря на относительно высокую стоимость, пользовались большим спросом как у местного населения, так и в округе.

Остальное население занималось другими видами деятельности. В поселке работали продовольственные, мануфактурные и галантерейные магазины, аптеки, сапожные мастерские, мельницы, сыроварня, маслобойный завод и завод по производству содовой воды. Эти предприятия обслуживали жителей поселка, а также крестьян близлежащих украинских деревень. В поселке работали ремесленники: портные, сапожники, столяры, кузнецы, строители, печники и др.
Уважением пользовалась сельская интеллигенция: врачи, фельдшеры, акушеры, аптекари, учителя, равы, резники, хазаны, служители синагоги и учителя Торы.

Жители колонии призывались в российскую армию, участвовали в русско-турецкой, русско-японской и в первой мировой войнах.

И подобных, успешных, еврейских земледельческих хозяйств было немало, не только в Новороссии, но и в западных областях России, на Кавказе, в Средней Азии и даже в Сибири. Надо только захотеть увидеть вопрос «еврейского земледелия в России» с разных сторон.

——————-

Хроника еврейского земледелия в России

1806 г. Переселение в Новороссию, с пособием от казны, многотысячной массы еврейского люда, выгнанного из сел и деревень Белоруссии.

6 апреля 1810 г. «Высочайше повелено... остановить переселение евреев в Новороссию, за израсходованием всех сумм, для того назначенных». Обнаружено, что в выдаче пособий переселенцам допущены большие злоупотребления, тяжело отразившиеся на благосостоянии колоний.

1819 г. Вследствие ревизии еврейских колоний и благоприятного отзыва генерала Инзова в Санкт-Петербурге возник вопрос о продолжении еврейской колонизации. Евреям разрешено переселяться в Новороссию на казенные земли, но исключительно на собственные средства.

1823 г. Разрешено отпустить из казны заимообразно 50000 руб. На них были водворены 443 семейства, отчасти в старых еврейских поселениях, отчасти в новоустроенной колонии. Закон 16 января 1823 г. положил конец дальнейшему притоку поселенцев в Новороссию.

1825 г. Генерал Инзов предлагает преобразовать колонии в военные поселения, по образцу аракчеевских. Ему принадлежит идея о «свободных дворах», т. е. об организации дворов не из лиц, связанных между собой родством, а из людей, сведенных в один двор ради порядка и удобства
управления. Это имело последствием увеличение числа колонистов, бросавших земледелие и самовольно уходивших из колонии.

24 июля 1829 г. Постановление о том, что в свободное от полевых работ время евреи могут отлучаться из колоний (не более, чем на 3 месяца), в соседние места, для сбыта своих трудов и для заработков. Евреи-земледельцы, «самовольно отлучившиеся из колоний, а равно неисправимо буйные, строптивые, нерадивые к хозяйству и земледелию», подлежали отдаче в военную службу, а при неспособности к службе — ссылке в Сибирь. Переход евреев-земледельцев в другие звания был запрещен.

1837 г. Разрешен переход евреев в другие звания, но лишь после 25-летнего пребывания в земледельцах.

31 мая 1835 г. Положение о том, что каждому еврею дозволено во всякое время переходить в земледельцы. Постановлено отводить им казенные земли, во всех местах еврейской оседлости, в бессрочное пользование, с льготами во взносе податей, но без пособий от казны.

1846 г. Еврейские колонии перешли в ведение министерства государственных имуществ, а источником для расходов становится «коробочный сбор».

1847 г. Заведование колониями возложено на Попечительный комитет об иностранных поселенцах южного края; для местного надзора учреждены попечители с помощниками, а в самых колониях — сельские начальники и сельские приказы, во главе которых поставлены шульцы (старосты) из немецких колонистов-менонитов. Основан еврейский поселенческий капитал для оказания помощи евреям-земледельцам. Под вновь образующиеся колонии исчислялось на каждое семейство (из
6 ревизских душ) по 40 десятин, но в действительности отводилось только 30, а из остальных 10 десятин образовывались запасные участки на прибылое население. (Заметим, что немцам-колонистам выделялось по 60 десятин, давалась ссуда и строительный материал, и они на 50 лет освобождались от податей и навсегда — от службы в армии.)

1849 г. Созданы сберегательные и вспомогательные кассы для еврейских колоний. Для поощрения колонистов установлены награды за успешное ведение хозяйства. В земледельцы велено принимать только тех евреев (не более 40 семей на каждую из 9 западных губерний), за которых из «коробочного сбора» будут выплачены по 170 руб. на расходы по обзаведению. Переселение направлено преимущественно в Екатеринославскую губернию, где до 1856 г. было основано 15 колоний, а в Херсонской губернии — лишь 4. В этих колониях, на пространстве 33573 десятин надельной земли, поселено было 766 семейств. Позже были устроены еще по две новые колонии в Херсонской и Екатеринославской губерниях.

1860 г. Отмена отдачи в рекруты за нерадивость.

1866 г. Еврейская колонизация прекращена, так как выплаты из «коробочного сбора», обременяли еврейские общества недоимками, лишали их возможности устраивать у себя училища и ремесленные школы.

1872-1874 гг. Запасные, излишние и свободные земли, числившиеся при еврейских колониях, от них отделены.

1887 г. Еврейский поселенческий капитал, в размере 1110271 руб., причислен к общим средствам государственного казначейства. Не получил разрешения вопрос о выдаче евреям-земледельцам владенных записей на обрабатываемую ими землю, которая считалась лишь состоящей в их пользовании.


1«Евреи Одессы и Юга Украины: история в документах» (Одесса, 2002)
2http://www.efingar.narod.ru

Гость-2
17.07.2005 09:23

Господин Рутенберг, вы использовали в своей работе
материалы сайта efingar. narod.ru, не указав имя автора
и не дав ссылку на сайт. Другими словами вы выдали чужую работу за свою. В лучшем случае это просто
неприлично.

Автор сайта,
Яков Пасик

Гость-6
18.07.2005 01:22

Господин Рутенберг, вы использовали в своей работе
материалы сайта efingar. narod.ru, не указав имя автора
и не дав ссылку на сайт. Другими словами вы выдали чужую
работу за свою. В лучшем случае это просто
неприлично.

Автор сайта,
Яков Пасик

Уважаемый господин Пасик,
на нашем сайте 20.09.03 выложена информация о колонии Ефингар со ссылкой на Ваш сайт.
Кроме того, все авторы без исключения всегда где-нибудь черпают информацию, не всегда при этом копаясь в первоисточниках, а используя уже опубликованное. Так, например, при написании статьи, скажем, о Стивене Спилберге автор наверняка обратится к информации, доступной в Интернете, книгах, газетах и пр. Если статья пишется для научного издания, то к ней, естественно, прилагается список использованной литературы. Наш же журнал является изданием популяризаторским, и списки источников прилагаются лишь когда мы, в виде исключения, помещаем научные статьи. Более того в нашем журнале существует рубрика "гид-парад", которая полностью состоит из подобранной в Интернете или в книгах информации. Представляете, какой список источников должен был бы там быть?
Другое дело, что в самой статье, упомянутой Вами, автор, конечно же, мог бы сослаться на автора изысканий о колонии Ефингар, но, к сожалению, таковой на Вашем сайте не указан.
С уважением и благодарностью за действительно интересную информацию о колонии Ефингар.
редактор журнала Инна Найдис.

Гость-3
22.07.2005 15:19

Уважаемая Инна,
Спасибо за ответ. Мне бы не хотелось продолжать спор.
Я предпочел бы такой компромиссный вариант:
"Произошло досадное недоразумение. Ссылка на сайт
efingar.narod.ru включена." Тем более, ссылка на книгу
"Евреи Одессы и Юга Украины: история в документах" (Одесса, 2002) в статье имеется.
В первую очередь выиграли бы читатели. История колонии, как и весь сайт, постоянно пополняется новыми материалами. То, что приведено в статье, это вчерашний день. Кстати, на сайте есть, на мой взгляд, перевод интересных воспоминаний ефингарца, известного хасидского раввина Моше Кнапова (четвертое место в мировом рейтинге раввинов). Если посчитаете нужным их перепечатать, считайте, что согласие у Вас имеется.
В следующем, 2006 году, будет 200-летний юбилей начала переселения евреев-земледельцев в Новороссию,
а 2007 - 200-летие основания первых еврейских земледельческих колоний. Этим важным событиям в истории еврейского народа надо уделить особое внимание, в том числе, и на Вашем сайте.

С уважением,
Яков Пасик,
efingar@mail.ru

Гость-2
25.07.2005 01:32

Уважаемая Инна,
Спасибо за ответ. Мне бы не хотелось продолжать спор.
Я предпочел бы такой компромиссный вариант:
"Произошло досадное недоразумение. Ссылка на сайт
efingar.narod.ru включена." Тем более, ссылка на
книгу
"Евреи Одессы и Юга Украины: история в
документах" (Одесса, 2002) в статье имеется.
В первую очередь выиграли бы читатели. История колонии, как
и весь сайт, постоянно пополняется новыми материалами. То,
что приведено в статье, это вчерашний день. Кстати, на сайте
есть, на мой взгляд, перевод интересных воспоминаний
ефингарца, известного хасидского раввина Моше Кнапова
(четвертое место в мировом рейтинге раввинов). Если
посчитаете нужным их перепечатать, считайте, что согласие у
Вас имеется.
В следующем, 2006 году, будет 200-летний юбилей начала
переселения евреев-земледельцев в Новороссию,
а 2007 - 200-летие основания первых еврейских
земледельческих колоний. Этим важным событиям в истории
еврейского народа надо уделить особое внимание, в том
числе, и на Вашем сайте.

С уважением,
Яков Пасик,
efingar@mail.ru


Уважаемый Яков, с удовольствием добавим ссылку на сайт. Только это будет возможным сделать после 1 августа, когда сотрудники "Мигдаля" выйдут из отпуска.
С уважением, Инна Найдис.

» Уважаемый Яков, с удовольствием добавим ссылку на сайт.

Только это будет возможным сделать после 1 августа, когда сотрудники "Мигдаля" выйдут из отпуска.

FIXED.

Аноним
30.01.2019 17:57

Спасибо

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №58 > Как обустраивали евреев в России
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-07-19 12:40:17
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"