БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №64 > Опасные игры с историей
В номере №64

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

Опасные игры с историей
Михаил Рашковецкий

В советские времена все было ясно: партия учила нас, что газы при нагревании расширяются, а идеологическая борьба обостряется. Часть публики верила советской доктрине, другая часть опытным путем выработала аксиому — советский «официоз» врет. Правда, этот же многоопытный читатель может резонно возразить: тогда деньги платили за печатные доносы на сионистов и украинских националистов, а сейчас платят (пусть даже из различных карманов) за их восхваление. Кому же верить?

ИзменитьУбрать
(0)

«Закон — что дышло...» С историей дела обстоят не лучше. Каждая революция переписывает ее заново. А в последнее двадцатилетие количество революций на постсоветском пространстве зашкаливает. Может быть, глобальное потепление сказывается? В Америке — ураганы, а у нас революции...

Однако, что же делать неискушенному в истории читателю? В еще более сложном положении оказывается читатель молодой, зачастую не обремененный систематическими знаниями и не приученный к критическому восприятию различных интерпретаций истории. В случае нужды такой читатель вылавливает из виртуального моря первую попавшуюся рыбку и потребляет ее, не подозревая, что в этом море плавают не только караси и щуки, но и вполне ядовитые особи. Такой читатель иногда забывает, что мы живем в реальном мире, и, в отличие от виртуальных мультяшек, весело оживающих после всевозможных катастроф, нам на самом деле очень больно, когда нас бьют реальным кирпичом по реальной голове. И что самое удивительное, тем, кого бьем кирпичом мы, точно так же больно.

В 1974 году в газете «Вечерняя Одесса» была опубликована статья «Союз трезубца и звезды Давида». Эта статья не просто клеймила сионистов («звезду Давида») и украинских буржуазных националистов («трезубец»), но и подчеркивала их единство. Логика материала убийственна: антисемит Петлюра организовывал масштабные еврейские погромы на Украине, а Жаботинский договаривался с Петлюрой о сотрудничестве.

В 2004 году состоялась очередная конференция «Одесса и еврейская цивилизация», посвященная 110-летию со дня рождения Исаака Бабеля. Некоторые доклады на этой конференции описывали период Гражданской войны совсем в ином свете, нежели это делала пресса 30 лет назад.

Дело, конечно, не только и не столько в том, что доклад на научной конференции по самому своему жанру отличается от пропагандистской статьи в ежедневной газете. Дело в том, что мы живем в иное время и в другой стране. В 70-е за «тризуб» и за «магендовид» могли и с работы уволить, и посадить. Сейчас трезубец — герб Украины. Вполне легальна и «звезда Давида».

Недавно один из известных украинских политиков сказал в адрес коммунистов, протестующих против реабилитации Бандеры, примерно следующее: «О какой «реабилитации» может идти речь, если те же коммунисты сейчас ездят за границу с бандеровским трезубцем на паспорте? И ничего, не жужжат».

И теперь я могу сформулировать простые и однозначные ответы на вопросы, затронутые в статье тридцатилетней давности.

Был ли Петлюра антисемитом? Нет, факты говорят, что он был, скорее, филосемитом. Организовывал ли Петлюра еврейские погромы на Украине? Нет, факты говорят, что это не так, более того, Петлюра публично декларировал свое решительное осуждение еврейских погромов, совершаемых воинскими частями Директории УНР. Только ли петлюровские войска учиняли еврейские погромы? Нет, не только. В докладе А. Музычко приводится следующая статистика: «За даними Архіву радянського єврейства під час Громадянської війни на всій території колишньої Російської імперії було вбито понад 100000 євреїв, більше 0,5 мільйони залишились без крова. За іншими даними було зафіксовано 1236 випадків антиєврейських виступів. 887 з них класифікуються як погроми, а решта — як ексцеси, тобто акції, що не супроводжувались масовим насильством. 493 погрома (40%) здійснили війська Директорії УНР; 307 (25%) частини отаманів Григорьєва, Махно, Зеленого та інших, 213 (17%) — частини армії Денікіна, 106 (8,5%) — частини РККА (Красной армии — М.Р.)».

И, наконец, ответственен ли Петлюра за большинство еврейских погромов, совершенных в этот период на Украине? Да, ответственен. Апологеты Петлюры говорят о том, что он не мог справиться с темным хаосом «вольницы», восторжествовавшей в лишь номинально подчиненных ему войсках. Но ответственность — это одна из основных составляющих деятельности любого политического лидера. Продолжая оставаться, пусть даже номинальным, лидером тех сил, которые совершали погромы, Петлюра сам обрек себя на такую ответственность.

Договаривался ли Жаботинский с Петлюрой? Да, договаривался, правда, не с Петлюрой лично, а с его представителем, о том, что в случае возобновления боевых действий на Украине при поддержке Антанты при армии Петлюры будут легально действовать отряды еврейской самообороны.

«Руйнація державності, загальний хаос, радикалізація суспільної свідомості внаслідок настання “смутних часів” 1917-1922 років вкрай загострили антисемітські настрої», — справедливо сказано в уже цитированном докладе.

Несут ли ответственность за радикализацию общественного сознания в период «военного коммунизма» большевики? Да, несут. Ответственны ли евреи-коммунисты за резкое усиление антисемитских настроений у крестьян Украины в 1918 году? Ответственны. Упоминаемый в статье 1974 года херем евреям-коммунистам, провозглашенный раввинами в Одессе, еще раз говорит о том, что часть евреев осознавала это и в то время.

Ответственно ли правительство царской России и близкие ему крайне правые силы за политику, приведшую к краху этого государства и, в частности, за политику, почти неизбежно приводившую большинство российских евреев к выбору революционного пути или же к резкой антиправительственной оппозиции? В основном, оно и ответственно. Если градоначальник снимает с дежурства всех городовых под предлогом того, что один из них погиб от взрыва, учиненного террористом-евреем, то он автоматически, «по определению», становится соучастником не только этого преступления, но и всех многочисленных преступлений во время одесского погрома 1905 года. Какие тут могут быть еще споры?

Еврейские погромы — это одно из следствий безвластия. Ужасы безвластия неизбежно делают востребованными «сильную руку», тоталитарную власть. Тоталитарная власть стремится к окончательному решению всех вопросов и уничтожает тотально.

В 1974 году сионизм и украинский национализм обвинялись в пособничестве фашистам. Это был почти беспроигрышный психологический ход для большинства советского населения и для всех советских евреев.

Сотрудничали ли евреи с нацистами? Да, настолько, насколько выполнение приказов под угрозой смерти можно называть сотрудничеством. Были ли среди евреев предатели, которые действительно шли на активное сотрудничество в надежде на собственное спасение, на спасение близких, ради пайка? Были и такие. Вот только пример, приведенный автором статьи (как вы догадываетесь, тоже евреем) неудачен. В статье клеймится руководитель львовского еврейского совета («юденрата») д-р Парнас. Львов важен автору статьи как то место, где в пособничестве нацистам объединяются «трезубец» и «звезда Давида». Однако д-р Парнас пробыл руководителем львовской еврейской общины недолго. Он выполнял прискорбные функции лидера еврейского «самоуправления» лишь до определенной черты. Составить и подписать первые «фильтрационные» списки он отказался. И конечно, погиб. Погибли и львовские евреи. Если кто-то отказывался составлять списки, то находили другого. Но вот как раз д-р Парнас выбрал сопротивление.

Кстати, о выборе. Статистика говорит о том, что возможность активного и организованного сопротивления в гетто и концлагерях возникала тогда, когда там находились сионисты или коммунисты. Иногда наличествовали и те, и другие. Но даже в гетто коммунисты и сионисты, как правило, сопротивлялись порознь.

В чем же основное отличие нашего времени от ситуации тридцатилетней давности? Может быть, в том, что сейчас не клеймят сионизм и украинский национализм? Клеймят, и еще как! Может быть, сейчас не фальсифицируют историю? Фальсифицируют! И «покруче», чем в советское время. И по «простоте», которая хуже воровства, и за деньги. Причем фальсификацией занимаются представители самых различных партий и самых разных национальностей.

Моя рекомендация — не верьте. Особенно тем, кто дает простые и однозначные ответы на все вопросы. Особенно тем, кто правдами и неправдами обеляет «своих». Сравнивайте противоположные мнения. По мере возможности — сравнивайте их с очевидными фактами реальной действительности. Думайте. И принимайте самостоятельные решения — быть может, это основное отличие нынешнего времени от эпохи «единодушного одобрения/осуждения». И сейчас гораздо сложнее перекладывать ответственность за эти решения на кого-либо или на что-либо.

Сегодняшняя ситуация в Украине очень похожа на классическую: опять в интересах политиков, в борьбе за власть и кормушку, стравливаются два народа. И очень важно научиться спокойно и разумно отделять зерна от плевел.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №64 > Опасные игры с историей
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-12-02 03:33:31
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA