Кто любимый герой нашего устного народного творчества, от хасидской истории до анекдота?
Портной. Кто, отдав все заработанные деньги на спасение еврея, брошенного в яму, получает способность благословлять людей так, что все их желания сбываются? Портной.
Откуда же такая популярность портных?
А вот откуда. И обувь, и еду, и все возможные услуги в конце концов можно было получить у нееврея тоже, а вот с одеждой – проблема. И проблема называется кратким словом «шаатнез».
Что это за зверь такой?
Это не зверь, а заповедь. Вернее, запрет.
«…И одежда из смешанной ткани – шерстяной и льняной – да не покрывает тебя» (Ваикра, 19:19).
И еще: «Не надевай одежды из смешанной ткани – из шерсти и льна вместе» (Дварим, 22:11).
Дело серьезное – повторяется два раза. Только вот откуда он взялся, этот шаатнез? Ну, главное объяснение – Б-г повелел. Но Он же и посадил нам на плечи голову – наверное, чтобы мы пытались осмыслить все, что есть в Его мире, в том числе и заповеди.
Есть объяснение Рамбама – такую одежду, дескать, носили языческие жрецы. При всем моем безмерном уважении к великому Моше бен Маймону – как-то странно. А еще эти жрецы хлеб ели и в туалет ходили. Что ж теперь?..
Кстати, запрет на шаатнез не распространяется на коэнов, и облачение Первосвященника содержало шаатнез.
Мидраш возводит запрет на шаатнез к истории Каина и Авеля. Дескать, Авель принес в жертву Б-гу овечек, носителей шерсти, так сказать, а Каин – семена льна. И, поскольку Каин является продолжением Змиего начала, то и лен стал носителем отрицательной духовности.
Но тогда было бы логично попросту запретить льняные одежды. Ан нет! Носи сколько хочешь, только с шерстью не смешивай. Гм...
Вот каббалистическая точка зрения. У всего, существующего в этом мире, есть духовный источник, прообраз. И существует некий канал, по которому от этого источника к материальному объекту поступает энергия. И когда сочетаются слишком далеко разнесенные сущности, находящиеся на разных уровнях (шерсть – уровень животного мира, а лен – растительного), каналы эти как бы перемыкаются и происходит нечто вроде короткого замыкания.
Вам понятно? Правда? Тогда я сделаю вид, что мне тоже понятно, и перейду к объяснению рава Кука, которое мне куда ближе и яснее. Он говорит, что в будущем животные подымутся чуть ли не до человеческого уровня, и потому нельзя смешивать лен, который является плодом человеческого труда, с шерстью, добыча которой фактически является грабежом. И опять вопросы, вопросы… Во-первых, это все в будущем. Во-вторых, шерсть не шкура, почему добыча ее – грабеж? А в-третьих, опять же – почему носить разрешено, а смешивать запрещено?
И, наконец, объяснение, встречающееся у Иосифа Флавия и некоторых современных исследователей. Лен – символ египетской культуры (аналог нынешней – мировой). Шерсть – нашей, иудейской. Отказаться от мировой – изоляционизм, противоречащий нашей всемирной миссии. Отказаться от родной – ассимиляция. Выход – пользоваться тем и другим, но уметь отделять одно от другого.
Ряд производителей одежды и тканей используют на своих изделиях специальную маркировку, указывающую на отсутствие шаатнеза. Кроме того, существуют лаборатории, где определяют его наличие в ткани. Так что в современном мире еврейским портным легче соблюдать запрет на шаатнез.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.