БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №152 > ЗАГАДКА ШААТНЕЗА
В номере №152

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ЗАГАДКА ШААТНЕЗА
Александр КАЗАРНОВСКИЙ

Кто любимый герой нашего устного народного творчества, от хасидской истории до анекдота?

ИзменитьУбрать
(0)

Портной. Кто, отдав все заработанные деньги на спасение еврея, брошенного в яму, получает способность благословлять людей так, что все их желания сбываются? Портной.

Откуда же такая популярность портных?

А вот откуда. И обувь, и еду, и все возможные услуги в конце концов можно было получить у нееврея тоже, а вот с одеждой – проблема. И проблема называется кратким словом «шаатнез».

Что это за зверь такой?

Это не зверь, а заповедь. Вернее, запрет.

«…И одежда из смешанной ткани – шерстяной и льняной – да не покрывает тебя» (Ваикра, 19:19).

И еще: «Не надевай одежды из смешанной ткани – из шерсти и льна вместе» (Дварим, 22:11).

Дело серьезное – повторяется два раза. Только вот откуда он взялся, этот шаатнез? Ну, главное объяснение – Б-г повелел. Но Он же и посадил нам на плечи голову – наверное, чтобы мы пытались осмыслить все, что есть в Его мире, в том числе и заповеди.

Есть объяснение Рамбама – такую одежду, дескать, носили языческие жрецы. При всем моем безмерном уважении к великому Моше бен Маймону – как-то странно. А еще эти жрецы хлеб ели и в туалет ходили. Что ж теперь?..

Кстати, запрет на шаатнез не распространяется на коэнов, и облачение Первосвященника содержало шаатнез.

Мидраш возводит запрет на шаатнез к истории Каина и Авеля. Дескать, Авель принес в жертву Б-гу овечек, носителей шерсти, так сказать, а Каин – семена льна. И, поскольку Каин является продолжением Змиего начала, то и лен стал носителем отрицательной духовности.

Но тогда было бы логично попросту запретить льняные одежды. Ан нет! Носи сколько хочешь, только с шерстью не смешивай. Гм...

Вот каббалистическая точка зрения. У всего, существующего в этом мире, есть духовный источник, прообраз. И существует некий канал, по которому от этого источника к материальному объекту поступает энергия. И когда сочетаются слишком далеко разнесенные сущности, находящиеся на разных уровнях (шерсть – уровень животного мира, а лен – растительного), каналы эти как бы перемыкаются и происходит нечто вроде короткого замыкания.

Вам понятно? Правда? Тогда я сделаю вид, что мне тоже понятно, и перейду к объяснению рава Кука, которое мне куда ближе и яснее. Он говорит, что в будущем животные подымутся чуть ли не до человеческого уровня, и потому нельзя смешивать лен, который является плодом человеческого труда, с шерстью, добыча которой фактически является грабежом. И опять вопросы, вопросы… Во-первых, это все в будущем. Во-вторых, шерсть не шкура, почему добыча ее – грабеж? А в-третьих, опять же – почему носить разрешено, а смешивать запрещено?

Как обходились портные-евреи, когда требовалось сшить женский наряд? Оказывается, для портных в отношении женщин нет никаких специальных правил. Когда специалист (портной, врач, парикмахер и пр.) делает свою работу, его не подозревают в нечистых мыслях. Подразумевается, что он делает только то, что надлежит, в рамках необходимости. Тем не менее, богобоязненный еврей не пойдет в дамские портные. Вероятно, это несколько снижало уважение к почтенной профессии. Зачастую дамский портной работает в паре с женой, которая снимает мерку и пр. Вообще предпочтительно, чтобы женщины прибегали к услугам женщин – врачей, портных, парикмахеров и других специалистов.

И, наконец, объяснение, встречающееся у Иосифа Флавия и некоторых современных исследователей. Лен – символ египетской культуры (аналог нынешней – мировой). Шерсть – нашей, иудейской. Отказаться от мировой – изоляционизм, противоречащий нашей всемирной миссии. Отказаться от родной – ассимиляция. Выход – пользоваться тем и другим, но уметь отделять одно от другого.

Ряд производителей одежды и тканей используют на своих изделиях специальную маркировку, указывающую на отсутствие шаатнеза. Кроме того, существуют лаборатории, где определяют его наличие в ткани. Так что в современном мире еврейским портным легче соблюдать запрет на шаатнез.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №152 > ЗАГАДКА ШААТНЕЗА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:16:07
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет