"Голландия есть плоская страна,
переходящая в конечном счёте в море,
которое и есть, в конечном счёте,
Голландия".
Иосиф Бродский
Задачка, достойная какого-нибудь учебника по «политико-экономической математике». Дано: середина 16 века, Нидерланды – часть феодальной испанской империи, бредущей к своему упадку. Однако проходят считанные десятилетия, и мы видим расцветающую Голландию, первой в мире идущую по неизведанной капиталистической дороге и вскоре достигающую золотого периода в своём экономическом и культурном развитии. Вопрос: как такое могло получиться? Не нужно искать ответ в конце учебника. Он во многом на поверхности. Причин много – «хороших и разных». И без евреев здесь тоже не обошлось.
«МАЙКА ЛИДЕРА»
На грани 16-17 вв. Голландия вступила на рельсы капитализма. Как отмечает российский историк Л. Муравьева, исследовавшая голландскую экономику этого периода, ведущей отраслью промышленности стало судостроение. Голландия вышла на первое место в мире по количеству и качеству торговых и военных судов. Отвоёвывала португальские и испанские колонии. Это позволило перехватить «майку лидера» в международной торговле у Ганзейского союза, Испании, Португалии, превратиться в мирового перевозчика. Успех торговли принёс Голландии заметные денежные поступления. Банки Амстердама и Роттердама, нидерландские купцы стали главными кредиторами для многих стран Европы. Успешно работали товарные и фондовые биржи. Распространялись идеи кальвинизма. Из всех этих слагаемых и выросло в сумме экономическое процветание. Не зря именно в Голландию приезжал учиться заморскому уму-разуму российский царь Пётр Первый.
В этот новый капиталистический путь со вкусом сыра и ароматом тюльпанов предстояло вписаться евреям. И многие из них сделали это очень органично.
НОВЫЙ ЦЕНТР ЕВРЕЙСТВА
Историк Александр Пачкалов подчеркивает, что одной из важнейших причин экономического подъёма Голландии в 16-17 вв. стало переселение в страну еврейских финансовых династий.
Например, семьи Лопес Суассо. Банкир Антонио Лопес Суассо являлся самым крупным налогоплательщиком Амстердама, обладал большим экономическим и политическим влиянием в стране. Пошел по его стопам и сын – Франсиско Лопес Суассо, ставший очень влиятельным банкиром и одним из богатейших людей Голландии. А в 1688 г. он и другой известный еврей-финансист Якоб Перейра были в числе спонсоров завоевания английского престола нидерландским правителем Вильгельмом III Оранским, предоставив ему ссуды в миллионы гульденов. Вильгельм стал английским королём, а созданный при нём Английский банк в 18 в. занимал ведущие финансовые позиции в мире и благоволил к евреям-предпринимателям, поддерживая их коммерческие проекты.
Семья Перейра также играла существенную роль. Исаак Перейра промышлял в 17 в. торговлей с Вест-Индией и Америкой. Вообще торговые заморские экспедиции в 17-18 вв. во многом снаряжались на еврейские капиталы.
Заметна была деловая и финансовая активность семей Гумперц, Коэнов, Мокатта, Рафаэлей, Голдсмитов, Бишофшаймов, Саломонов.
Особо нужно остановиться на семье Пинто, пожалуй, самой известной еврейской семье в истории Нидерландов, давшей стране и миру финансистов, учёных, юристов, купцов, военных. Эта династия создала банкирский дом. Оказывала поддержку еврейским общинам Амстердама и Роттердама, государственной казне, церквям и приютам. Была тесно связана с домом Оранских.
Отдельно следует отметить двух де Пинто. Оба – Исааки. Один – основатель династии, состоятельный купец, банкир 17 века. В ходу была поговорка: «Богат, как Пинто». Другой – его внук, финансист, экономист, моралист. Он поддерживал близкие отношения с Вильгельмом IV Оранским. Был экономическим консультантом голландского правительства. В 1748 г., когда стране угрожала французская армия, а в казне было шаром покати, де Пинто предоставил большую сумму государству. «Вы спасли страну», – написал ему государственный секретарь. А еще Исаак любил философию, писал трактаты и эссе, переписывался с Дидро, Мирабо и Вольтером.
В современном Амстердаме сохранился архитектурно-исторический памятник – Дом Пинто. В середине прошлого века амстердамский горсовет принял решение, что из-за строительства линии метро дом необходимо снести. Однако горожане отстояли исторический особняк с настенными и потолочными росписями, потрясающими каминами. В 1975 г. прошла его реставрация. Посетить Дом Пинто можно бесплатно.
Еще один впечатляющий представитель семьи Пинто был в 18 в. голландским капитаном, стоял во главе вооруженных сил Суринама (голландской колонии), оборонял его территорию. В частности, известно, что он защищал от нападения французов располагавшийся в Суринаме еврейский населённый пункт Йоденсаванна. О его храбрости слагались легенды.
В 16-17 вв. Амстердам стал центром мировой торговли и финансов, самым богатым городом Европы, который поражал разнообразием товаров с Востока и Запада. К 1700 г. здесь проживала самая большая еврейская община в Западной Европе. Для большинства евреев профессиональным занятием стала торговля.
«ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ»
Очень помогли Голландии в становлении капитализма две гигантские торговые компании: Ост-Индская и Вест-Индская.
Возникшая в 1602 г. Голландская Ост-Индская компания – одна из крупнейших в истории человечества. Среди её руководства были представители династии Пинто. Семье Лопес Суассо и другим евреям принадлежала значительная часть акционерного капитала компании.
Термин «Ост-Индия» («Восточная Индия») обозначал страны Южной и Юго-Восточной Азии. Фактории (торговые поселения) Голландской Ост-Индской компании располагались на нынешних территориях Индонезии, Малайзии, Китая, Тайваня, Таиланда, полуострова Индостан, Ирана, ЮАР (кстати, легенда о корабле-призраке «Летучий голландец» связана с мысом Доброй Надежды – владением компании). Её суда плавали по Индийскому и Тихому океанам, доходили до берегов Австралии, по дороге совершая крупные географические открытия. Компания торговала колониальными товарами: чаем, кофе, рисом, индиго, сахарным тростником, пряностями, специями, табаком, опиумом, шёлком, хлопком, текстилем, серебром, медью.
Ост-Индская компания была весьма необычной структурой, этаким государством в государстве, с ресурсами, сопоставимыми с ресурсами сильного государства. Голландский поэт Константейн Хёйгенс писал: «Скарбница Востока и Запада, чьи улицы – вода, Венеция Венеции, держава без границ». Формально Ост-Индская компания подчинялась властям Нидерландов, но де-факто её властные полномочия в колониях почти не имели границ. Компания обладала монополией в ведении внешней торговли, правом на транспортировку товара без пошлин, чеканку собственных монет, союзы с местными лидерами, имела собственные сухопутные и морские вооружённые силы и достаточно успешно вела военные действия. Так, в 1641 г. самостоятельно, посредством вооружённых отрядов из местного населения выбила португальцев из Индонезии.
Вообще романтика дальних странствий была весьма опасной: тяжёлые экспедиции, штормы, столкновения с зарубежными «оппонентами», пиратами, туземными племенами... По статистике из плаваний возвращалось только одно судно из трёх. Однако удачные рейсы приносили баснословные прибыли. Приключения голландских негоциантов в Индонезии отражены в произведениях писателя Джозефа Конрада… из Бердичева (нет, он не еврей, а поляк).
«Почему аборигены съели Кука? За что – неясно, молчит наука», – пел Владимир Высоцкий (кстати, на самом деле не съели – А.К.). Кука в истории компании не было, а вот Кун был. Управление нидерландской Ост-Индией осуществляли генерал-губернаторы. И здесь натыкаемся на весьма примечательную фигуру – на Яна Питерсзона Куна (Коэна). При нем произошел впечатляющий рост компании, расширились колониальные территории. Историк А. Пачкалов предполагает, что, возможно, он имел отношение к финансовой семье Коэнов.
Благодаря успехам Ост-Индской компании Голландия превратилась в одну из экономически передовых европейских держав, а сама компания стала синонимом голландской державы. Просуществовала она до 1798 года.
ОТ НЬЮ-ЙОРКА ДО ГВИНЕИ
В 1621 г. в Амстердаме возникла другая очень успешная компания – Вест-Индская, получившая монополию на торговлю и колонизацию в Америке и Африке. Позиции евреев в ней были весьма значительными. В конце 17 в. им принадлежала четверть всех акций компании. Они занимали некоторые важные посты.
Вест-Индия («Западная Индия») – историческое название островов Карибского моря, Мексиканского залива, Атлантического океана. Голландцы основали колонию на острове Манхэттен в Северной Америке – заложили город Новый Амстердам, в дальнейшем переименованный англичанами в Нью-Йорк. «Маленькая Голландия выстроила – наладила город Нью-Амстердам», – отмечает поэт Михаил Этельзон. Компания укрепилась на северном побережье Бразилии, в Суринаме и на ряде островов в архипелаге Малые Антильские острова в Карибском море. Отбила португальскую территорию (Голландская Гвинея) на побережье Африки.
Основными направлениями деятельности были торговля сахаром, красным деревом, золотом, серебром, слоновой костью, ценными мехами, каперство (морской разбой). Как и другие метрополии, голландцы интенсивно занимались работорговлей (в самой Голландии рабство было запрещено). Были рабовладельцы и среди евреев. Как были и представители разных профессий, сыгравшие важную позитивную роль в развитии голландских колоний.
В конце 18 в. акции компании купило голландское правительство, и она де-факто прекратила самостоятельное плавание.
«ГОРОД БРИЛЛИАНТОВ»
Большинству нидерландских евреев жизнь мёдом далеко не казалась. Они не только не были «денежными мешками», но и жили весьма бедно (особенно до второй половины 19 в.), подвергались различным дискриминациям. В частности, их не принимали во многие профессиональные гильдии. И новое для Нидерландов ремесло – шлифование алмазов – явно пришлось к еврейскому двору. В этой области тогда даже гильдии не было. Хотя «палок в колесах» всё равно хватало.
В 18 столетии Амстердам стал значимым центром производства бриллиантов. Исследователь Маттео Бутера констатирует, что город монопольно приобретал бразильские алмазы.
Предприниматели опирались на передовую банковскую систему и легкодоступные кредиты для развития отрасли. Довольно быстро амстердамцы приобрели опыт и создали инфраструктуру для переработки больших объёмов южноамериканских алмазов. В течение примерно 200 лет Амстердам называли «городом бриллиантов». Огранщиками бриллиантов преимущественно были евреи-ашкеназы.
На старте 1800-х бразильские рудники истощились, однако позднее алмазное месторождение обнаружили в Южной Африке. К началу 20 в. в Амстердаме работало около 10 тыс. огранщиков. Но постепенно он терял конкурентоспособность, уступая Антверпену, где были лучше условия труда. К 1920 г. Антверпен стал крупнейшим бриллиантовым рынком в мире.
Сегодня о былом алмазном величии напоминают лишь Амстердамский музей бриллиантов и здание старейшей в мире алмазной биржи.
Впрочем, работают и современные бриллиантовые фабрики. Их даже можно бесплатно посетить, понаблюдать за мастерством огранщиков и приобрести различные ювелирные изделия.
ЗОЛОТОЙ ВКЛАД
Как констатирует Л. Муравьёва, в 17 в. Голландия была образцовой капиталистической страной. Она поражала своей упорядоченностью, чистотой, красотой, высоким уровнем развития промышленности, мореплавания, торговли и финансов, качеством больниц и приютов.
Евреи внесли значительный вклад в копилку нидерландского капитализма, особенно в «золотой век», в экономическое чудо 16-17 вв. в стране ветряных мельниц. За каких-то 50 лет держава совершила гигантский скачок из провинции в первую страну победившего капитализма, в торговую империю.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.