Если какой-нибудь знаток географии спросит вас о Голландии и Нидерландах – это одно и то же? и вообще, как правильно? – не спешите с ответом. Потому что все неоднозначно.
Эта западноевропейская страна стала официально именоваться Нидерландами только с 2020 г., а от названия «Голландия» отказалась, «для унификации национального бренда» и уменьшения путаницы. Исторически Нидерланды состоят из 12 провинций, а Голландией назывались только две, Северная и Южная. Они всегда были самыми развитыми и известными. Потому иностранцы привыкли думать, что Голландия – вот это она и есть. Но и сами жители в разговоре могут сказать «Holland». Причём столица – Амстердам, а правительство находится в Гааге.
Netherlands означает «Нижние земли», куда в средние века входили сами Нидерланды, нынешние Бельгия и Люксембург и часть северной Франции. Впрочем, границы постоянно менялись, и в них легко запутаться: на эти земли претендовали Австрия, Франция, Испания. С последней у голландцев настолько не заладилось, что начались восстания. Значительную роль сыграли не столько деньги и политика, сколько религиозные разногласия. В 1581 г. Нидерланды провозгласили независимость. Народ сделал очень важную для независимости вещь – объединился. Так возникла Республика Соединённых Провинций.
В 19 в. отделились южные области: Бельгия – в 1830 г., Люксембург – в 1890-м. Но они так долго были вместе, что в Бельгии до сих пор нидерландский – один из трёх официальных языков. И никого это не смущает. А сам язык необычен. Приученный к английскому глаз так и норовит прочесть schip (корабль) как «шип», а надо, оказывается, «схип». Например, аэропорт Схипхол. Непривычно для нас звучат имена: Мип, Яап, Аатье… Между прочим, несколько идишистских и ивритских слов вошли в голландский язык, например, Амстердам называют «Мокум», от ивритского «маком» («место»).
Что большинство людей слышало о Голландии? Возможно, не больше, чем один симпатичный сказочный герой: «Там все люди голландцы, да? Там ветряные мельницы, тюльпаны и голландцы? – Да. Вы там были? – Нет. Я читал о вашей стране в энциклопедии».
Кстати, там далеко не «все голландцы». В Амстердаме, к примеру, в 2009 г. жили представители 177 национальностей. Еще энциклопедия должна была бы упомянуть каналы и польдеры1 , Босха и Ван Гога, Рембрандта и Эшера, плавучие дома, «велосипедную культуру», ярмарку сыров, нанотехнологии и тысячу музеев… Ветряных мельниц – больше тысячи, и лишь несколько используются по назначению. Остальные радуют туристов и придают сказочность пейзажу. Голландия просто подарок для путешественников и фотографов. Кстати, самое фотографируемое место в мире – изумительный парк цветов Кёкенхоф в городке Лиссе.
Нидерланды – интересная страна со сложной историей, одна из самых высокоразвитых и благополучных в мире.
Голландию называют «островком безопасности» для евреев в смутные времена, и на фоне многих других стран – это правда. Но идеализировать не стоит. В 13 в. один герцог мог потребовать высылки евреев из своей провинции, другой – укрывать группу евреев в своём замке от погрома. Погромы и наветы не были редкостью. Во время чумы 1348-50 гг. были убиты евреи, жившие в окрестностях реки Эйссел и в городах Арнем, Наймейхен и Утрехт, поскольку простонародье усмотрело в иноверцах причину эпидемии.
В 15 в. голландские евреи не должны были жить в гетто и носить на одежде особые знаки, но их не допускали к большинству профессий. Были и иные ограничения.
Император Священной Римской империи2 и принц Нидерландов Карл V был настроен против евреев. В 1513 г. Эразм Роттердамский иронически заметил: «Если ненависть к евреям является христианским долгом, то мы все – прекрасные христиане». В 1523 г. был издан эдикт «против еретиков и евреев». Об испанцах и говорить нечего: при их правлении почти всех евреев изгнали.
Деспотизм испанцев, особенно в религиозном отношении, вызвал в Нидерландах масштабные протесты. Принятая в 1579 г. Утрехтская уния – союз нидерландских провинций против Испании – содержала среди своих 25 статей очень важный пункт: свободу вероисповедания. И это в 16-м веке! Предлагалось придерживаться общих правил, или же каждой местности устанавливать свои, но – «никакой другой провинции не должно быть позволено вмешиваться или создавать трудности в том, чтобы каждый человек оставался свободным в своей религии, и никто не может быть преследуемым или преследующим из-за его религии». Через два года депутаты Соединённых провинций приняли Декларацию о независимости, отринув власть его католического величества Филиппа II.
У евреев появилась возможность открыто исповедовать иудаизм. Нидерланды стали убежищем для преследуемых. Сначала они прибывали тайно. Жить в Нидерландах им разрешили официально только в 1615 году. Затем разрешили создавать общины, строить синагоги, кладбища, печатать книги. Все же статус евреев был не совсем ясен. Каждому городу предоставлялось право проводить по отношению к ним свою политику. Так было до 1795 года.
Евреи селились в Алкмаре, Роттердаме, Харлеме и других местах, но некоторые города все-таки еврейским переселенцам отказывали. Значительная часть их сосредоточилась в Амстердаме, заслужившем репутацию самого веротерпимого города. Изначально это были сефарды – испанские и португальские евреи. Многие из них были марраны (или анусим3 – вернувшиеся к иудаизму. И они фактически заново создавали здесь еврейскую общину. (В других странах, куда перебирались евреи-изгнанники в конце 15 в., обычно уже имелась община и сохранялась преемственность.)
В 1603 г. в Амстердаме была основана община «Неве Шалом» во главе с первым в Нидерландах сефардским раввином Давидом Йосефом Пардо. Анусим стремились восстановить свою связь с традицией. Создали продуманную систему образования для детей. Посетивший многие еврейские центры пражский раввин Шабтай Басс был восхищён методичным и последовательным изучением традиции. Открылась ешива «Эц Хаим», где преподавали известные учёные и общественные деятели: Шауль Ѓа-Леви Мортейра, Абоаб да Фонсека, Менаше бен Исраэль, Моисей Рафаэль де Агилар и другие. Выпускники стали раввинами в сефардских общинах многих стран.
Амстердам стал важнейшим центром публикаций на иврите, испанском и португальском языках. Выходили философские и полемические труды, грамматика иврита, сборники проповедей (того же Мортейры, Давида Нуньеса Торреса и др.) и даже художественные произведения. В 1675 г. в Амстердаме была построена сефардская синагога – самая большая из всех существовавших в Нидерландах.
Местожительство евреев в Амстердаме называлось не «гетто», как во всей Западной Европе, а «еврейский квартал», Йоденбюрт, который был центром притяжения для раввинов и учёных, банкиров и ювелиров со всей Европы. И, в основном, голландские евреи были уравнены в имущественных правах с остальными гражданами. Правда, они не имели политических прав и должны были приносить в суде специальную присягу. В 1613 г. амстердамский городской совет исключил их из большинства цехов и купеческих гильдий, а также гильдии врачей и фармацевтов.
Несмотря на это, медицина стала распространенной профессией у сефардов. Они занимались частной практикой и имели право лечить всех жителей Нидерландов, хотя при лечении неевреев были обязаны приносить специальную клятву. Евреям-фармацевтам запрещалось по правилам 1667 г. продавать лекарства неевреям. Это запрещение было отменено лишь в 1711 году. Известными медиками стали Самуэль Aбрабанель, Давид Ньето, Элияѓу Монтальто и др., члены семей Фарар, Де Меца, Буэно. Из семьи Буэно вышло восемь врачей. Один из них, Эфраим Хизкияѓу, изображен на портрете кисти Рембрандта «Еврейский врач».
По-своему уникальным явлением в 30-х гг. 17 в. стала голландская тюльпановая лихорадка – недолгий, но весьма ажиотажный спрос на луковицы тюльпанов (завезенных сюда из Турции в 16 в.). Безобидные цветы меняли судьбы, превращали людей в банкротов или богачей. Интересно, что среди участников тюльпаномании фигурирует только один еврей – известный цветовод Франсиско Гомес да Коста. Его имя носили не менее 8 разновидностей тюльпанов. Да Коста лихорадку пережил и сохранил свою репутацию.
В целом 17 век стал периодом расцвета для Голландии и её еврейской общины. Амстердам превратился в один из центров мировой торговли. Сефарды принесли с собой торговые и родственные связи, компетентность, образованность, а некоторые – и приличное состояние. Значительна их роль в постройке крупного морского порта, в интенсивном развитии торговли со странами Средиземноморья и с Южной Америкой и в создании Вест-Индской (Голландской) компании. Именно евреи начали массово привозить в Голландию кофе, сахар, шёлк и специи из далеких стран. «В тот момент в Голландии, борющейся за независимость от разрывающих страну на куски сверхдержав… начали зарождаться буржуазно-демократическое движение и индустриализация, и голландские евреи стали неотъемлемой частью и даже мотором этих процессов». (jewish.ru)
Помимо торговли, сефардские предприниматели занимались биржевыми операциями, обработкой алмазов, книгопечатанием, участвовали в создании и развитии некоторых отраслей промышленности – сахарной, шёлковой, табачной, в производстве шоколада. Во второй половине 17 в. увеличились банковские вклады евреев, вскоре появились крупные банкиры и целые банкирские семьи.
«Голландия благоволила к евреям, а они – купцы, раввины, банкиры, врачи, ученые, писатели и философы – чувствовали себя в Голландии как дома. С голландскими колонистами они расселились по всему Новому Свету, включая Новый Амстердам, переименованный со временем в Нью-Йорк», – пишет В. Лазарис.
Однако позднее евреи Амстердама сильно пострадали от экономических кризисов, особенно 1763 года. После завоевания Нидерландов французами в 1794 г. сефардская община обеднела.
***
Несмотря на драматическое прошлое, сефарды гордились своим происхождением. «На улицах еврейского квартала Амстердама можно было в 17 в. встретить человека, бывшего в свое время католическим исповедником при испанском королевском дворе, а теперь ставшего еврейским учёным или купцом, или бывшего испанского министра или военачальника, ставшего главой еврейской общины и деловым партнером в судоходной компании, посылающей свои корабли в Новый Свет…» (jhistory.nfurman.com) Возможно, эта «испанская гордость» сыграла свою роль в том, что отношения местных сефардов и новоприбывших ашкеназов складывались непросто. «"Мы были леди и джентльмены в Испании и мы остались ими в Голландии", – писал уже в 20 в. один из потомков сефардов. А гувернантка, объясняя детям, что мороженое надо есть специальной вилочкой, а не ложечкой, как это делают ашкеназим, добавляла: “Помните: в то время, как их предки зарабатывали мелкой торговлей, ваши предки обедали вместе с королями и королевами”». (berkovich-zametki.com)
Первые поселенцы-ашкеназы прибыли в Нидерланды в 20-е гг. 17 в. и сосредоточились в Амстердаме, Гааге, Роттердаме. Первую ашкеназскую общину создали в Амстердаме в 1635 г. выходцы из Германии, в 1660 г. там же появилась община польских евреев. В 1673 г. по приказу городских властей эти общины объединились. В 1672 г. в Амстердаме была освящена Большая ашкеназская синагога.
Ашкеназы отличались от сефардов языком, образованием, имущественным положенем. Они занимались ремеслами, коробейничеством, торговлей скотом, нанимались прислугой в богатые сефардские дома.
К концу 17 в. ашкеназы стали принимать активное участие в книгопечатании и обработке алмазов. установили торговые связи с Восточной Европой и Германией, посредничали при заключении кредитных соглашений между немецкими государствами и голландскими банками, а также при продаже бриллиантов. Их положение упрочилось, появились состоятельные люди. Но большинство членов ашкеназской общины были по-прежнему бедны и жили на общественные пособия.
В 1780 г. в Нидерландах проживали всего 3 тысячи сефардов и 27 тысяч ашкеназов.
После получения гражданского равноправия усилилась ассимиляция высших слоев еврейского населения. Некоторые евреи получили важные общественные и государственные посты.
В середине 19 в. в Голландии жило около 50 тысяч евреев.
«Нидерландские евреи внесли вклад в две неожиданные для себя области: борьбу за мир и спорт. Тобиас Ассер4 стал лауреатом Нобелевской премии мира за 1911 год. А нидерландская или, вернее сказать, еврейская женская сборная по гимнастике5 выиграла командное первенство на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме». (В. Лазарис)
***
Перед Второй мировой войной в «безопасную» Голландию бежали евреи из Германии, Австрии, Чехословакии. Община, составлявшая 140-150 тысяч человек, увеличилась до 170 тысяч.
В 1940 г. началась нацистская оккупация Нидерландов. «Гайки» закручивались постепенно: регистрация в полиции, нашивки на одежде, увольнения, изгнание детей из школ, лишение собственности, ограничения в правах, комендантский час… Из дневника Анны Франк: «Сейчас мы в безопасности, но облака всё наступают, и граница, отделяющая нас от смерти, приближается. Мы в ужасе мечемся и тесним друг друга в поисках выхода. …тёмная масса не пускает нас ни наверх, ни вниз, она надвигается непроницаемым потоком, который хочет, но пока не может нас уничтожить. И мне остаётся только кричать: "О кольцо, кольцо, расступись и выпусти нас!"»
Зимой 1941 г. начались массовые депортации в пересыльный лагерь Вестерборк, а оттуда в лагеря уничтожения. Было депортировано более 70% еврейского населения – существенно больше, чем, например, из Бельгии (40%) или Франции (25%). Почему? Говорят о густонаселенности Нидерландов, равнинном ландшафте и недостатке естественных убежищ, о мощном административном аппарате, сработавшем на пользу нацистам, о чрезмерной дисциплинированности голландцев. Из довоенной еврейской общины осталось около 27 тысяч. Еврейский квартал Амстердама фактически вымер.
По сведениям историков, 150 тысяч голландцев сотрудничали с нацистами, после войны были судимы, но почти сразу освобождены. Около 9 тысяч евреев были за деньги выданы гестапо. Тех, кто вернулся из концлагерей, дома ожидали штрафы за неуплату налогов, а также счета за газ и электричество, которыми пользовались захватившие квартиры нацисты и их голландские пособники. В 2005 г. премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде попросил прощения у евреев за то, что его страна сотрудничала с нацистами.
16-летний голландец Моше Флинкер писал в 1943 г. в дневнике: «Вот как я это вижу. В большом зале танцуют и веселятся нарядные мужчины и женщины, а в маленькой комнатке рядом расположилась немногочисленная группа людей, из которой периодически исчезает то один человек, то другой. Остальные видят это, но продолжают танцевать, и улыбки не сходят с их лиц».
С другой стороны, это едва ли не единственная страна в Европе, где произошли массовые забастовки в знак протеста против притеснения евреев. Множество голландцев, рискуя жизнью и своими семьями, помогали преследуемым скрываться и выжить. Существовала подпольная сеть, созданная бойцами Сопротивления. Нидерланды занимают второе место после Польши по числу Праведников народов мира – 5516 человек.
***
Сегодня в Нидерландах живёт от 41 до 45 тысяч евреев. Большинство – в крупных городах на западе страны: Роттердаме, Гааге, Утрехте. Около 44% всех голландских евреев живут в Амстердаме, который по-прежнему является центром еврейской жизни.
За последние 40 лет евреи несколько раз занимали пост мэра: например, Виллем Поллак, чьи родители погибли в Холокосте, Эд Ван Тийн (возглавлявший Партию труда в 1970-х). Мариус Йоб Коэн (тоже лидер Партии труда в 2010-2012 гг.), родом из старинной и известной в Голландии семьи, юрист по образованию, был мэром Амстердама в 2001-2010 годах. В 2005 г. журнал «Time» внёс Коэна в список из 37 имен «экстраординарных личностей, вдохновляющих и удивляющих, упорно идущих к своей цели и вызывающих общественный резонанс». Нынешний мэр Амстердама, первая женщина на этом посту, Фемке Хальсема, тоже имеет еврейские корни.
«По всей стране насчитывается 100 синагог, из которых только треть используется для религиозной службы. …В Амстердаме три еврейские школы: две светские и одна ультраортодоксальная, а также несколько ешив. И при этом – пять молодежных движений и спортклуб "Маккаби". Уже 40 лет в Амстердаме существует Еврейский исторический музей, построенный за счет голландского правительства. Ветераном местной еврейской прессы остается "Новый еврейский еженедельник", который совсем не постарел за последние 120 лет. Внешне все выглядит вполне благопристойно, как и принято в добропорядочных Нидерландах. Вот только уровень смешанных браков перевалил за 50% и темпы ассимиляции пугают», – пишет В. Лазарис. (maxima-library.org) К этому стоит добавить заметный рост антисемитских настроений в стране, но это – большая общеевропейская проблема. По крайней мере, сегодня у евреев есть своё государство, готовое их принять.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.