БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №59 > Танец Израиля
В номере №59

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Танец Израиля
Подбор материала Людмилы КЛИГМАН

История профессионального танца в Израиле насчитывает лет пятьдесят, самое большее — сто, если считать от начала репатриации в Эрец-Исраэль и не учитывать многочисленные упоминания о танцах в священных еврейских текстах. Современная хореография в Израиле развивается в двух направлениях: народный танец, чрезвычайно популярный и постоянно развивающийся (до 300 тысяч израильтян сегодня регулярно посещают школы и кружки народного танца), и искусство балета, создаваемое профессиональными хореографами и танцовщиками.

Впервые балет появился в Эрец-Исраэль в 20-е годы прошлого века, когда в страну стали репатриироваться педагоги и энтузиасты танца из культурных центров Европы.
Большой прорыв в мир современного танца Израиль сделал в 50-60-е годы 20 века, чему способствовали два не связанных между собой события: приезд баронессы Бат-Шевы де Ротшильд и возвращение в страну израильтян Берты Ямпольской и Гилеля Маркмана, выступавших до этого в зарубежных балетных труппах.

ИзменитьУбрать
(0)

Высокого профессионального уровня израильский балет достиг после провозглашения Независимости государства. Сегодня в Израиле множество профессиональных хореографических трупп, каждая из которых утверждает собственный стиль: старейший театр танца «Инбал», основанный в 40-е годы 20 в., в основе репертуара которого — народные танцы, музыка и поэзия йеменских евреев; балетные труппы «Бат-Шева» и «Бат-Дор»; Кибуцная труппа современного балета (основатель — Йе.удит Арнон), базирующаяся в кибуце Гаатон (северная Галилея), в которую входят танцоры из разных кибуцев; труппа «Израильский балет», возникшая из студии классического танца, основанной Бертой Ямпольской и Гилелем Маркманом... Каждый из этих коллективов своей самобытностью заслуживает отдельной статьи. Расскажем о некоторых из них.

Под звон колокольчика

Театр танца «Инбал», объездивший с гастролями все пять континентов, обязан своим рождением Саре Леви-Танай, родившейся в Иерусалиме в семье йеменских евреев. В ее хореографической обработке «Инбал» бережно сохранил танцы сефардов. Интересно, что Леви-Танай никогда не училась танцу. Она работала воспитательницей в детском саду кибуца Рамат .а-Ковеш, ставила с детьми спектакли, в которых была и хореографом, и режиссером, и композитором. Талант девушки привлек внимание композитора Иммануэля Амирана, который предоставил в ее распоряжение студию в Тель-Авиве. В 1948 году Леви-Танай собрала группу детей — выходцев из Йемена — из них и вырос впоследствии «Инбал».
Сочетая элементы йеменского фольклора и современного танца, Сара Леви-Танай создала особый хореографический стиль, который назвали «йеменской готикой». Участники ансамбля сами аккомпанировали себе на народных ударных инструментах и напевали йеменские мелодии. Критики всегда отмечали необычность музыкального сопровождения и внешности бородатых танцоров.
Если первые спектакли «Инбала» были строго сюжетны: «Йеменская свадьба», «История Рут», «Царица Савская», то позже постановки становятся более абстрактными. Сказывается и работа с другими хореографами: благодаря организационному и творческому таланту Леви-Танай «Инбал» привлек внимание таких мастеров мирового уровня, как Джером Роббинс, Кей Такей и Анна Соколова.
В последние годы ансамблю грозил кризис, но преемнице Сары Леви-Танай Маргалит Овед (бывшей солистке «Инбала») удалось его предотвратить. Сегодняшний «Инбал» — многогранный профессиональный коллектив. Но его название, на иврите означающее «язычок колокольчика», по-прежнему сразу ассоциируется с именем Сары Леви-Танай, очень самобытного и плодотворного мастера израильской хореографии.

С Бат-Шевой и без

ИзменитьУбрать
Балетный ансамбь «Бат-Шева».
Композиция «Арбос», 1991 г.
www.il4u.org.il
(0)

В 1964 году появился первый израильский профессиональный коллектив современного балета — труппа «Бат-Шева». У ее колыбели стояли близкие подруги — баронесса Бат-Шева де Ротшильд, решившая поселиться в Израиле, и выдающаяся американская балерина Марта Грэхем, возглавившая новый коллектив, названный в честь его покровительницы.

Первое выступление «Бат-Шевы» стало значительным событием в культурной жизни Израиля. Молодой коллектив быстро завоевал себе имя и за рубежом. Израильским танцорам импонировал стиль Марты Грэхем: движение, насыщенное эмоциями, гиперболизированное, дышащее энергией, драматизмом... После первого выступления «Бат-Шевы» в Нью-Йорке американские критики писали, что по драматической насыщенности и профессиональной отточенности исполнения израильский ансамбль Грэхем не уступает, а иногда и превосходит ее нью-йоркскую труппу.

C коллективом «Бат-Шевы» работали многие известные хореографы, в основном ученики и последователи Марты Грэхем — Роберт Коэн, Глен Теши, Перл Ланг, Линда Ходе. Много талантливых хореографов выросло из танцоров ансамбля — Рина Шенфельд, Ошра Элькаям, Рахамим Рон, Охад Нахарин и Моше Эфрати, о котором мы расскажем отдельно. Многие зарубежные и израильские хореографы создавали композиции специально для «Бат-Шевы», используя музыку израильских композиторов.

Но скоро наступили трудные времена: баронесса лишила ансамбль своего покровительства и в 1968 году создала новый коллектив — «Бат-Дор», а Марта Грэхем полностью посвятила себя нью-йоркской труппе. «Бат-Шева» осталась без постоянного художественного руководителя: в течение шести лет один за другим приходили и уходили три главных хореографа... Но коллектив сумел не потерять свою высокую профессиональную репутацию. Об этом говорят и список премьер, и перечень имен известнейших хореографов, работавших с танцорами «Бат-Шевы», и отклики израильской и зарубежной критики.

Сегодня «Бат-Шева» продолжает занимать центральное место в балетном искусстве Израиля. Это динамичный, ищущий, крепкий профессиональный коллектив под руководством Охада Нахарина, блестящего израильского танцовщика и хореографа, работавшего в «Балете 20-го века» Бежара, а затем возглавлявшего труппу в Нью-Йорке. Сейчас в репертуаре ансамбля — в основном, работы современных хореографов.

В 1975 г. при «Бат-Шеве» был создан молодежный коллектив — «Бат-Шева—II», готовящий смену основному составу танцоров. «Бат-Шева» популяризирует балет, выступая на военных базах, проводя «Дни балета», семинары, встречи артистов со зрителями.

«Дочь поколения»

ИзменитьУбрать
(0)

Балетной труппой «Бат-Дор» и поныне руководит ее основательница и педагог, уроженка Южной Африки Жаннетт Ордман, бывшая прима-балерина коллектива. «Бат-Дор» на иврите означает «дочь поколения», «современница». Ядром ансамбля стала балетная студия, основанная все той же неутомимой баронессой де Ротшильд. Не вдаваясь в причины, по которым баронесса отказала в своем покровительстве «Бат-Шеве», скажем только, что этот разрыв в конечном счете пошел на пользу израильскому балетному искусству — он повлек за собой становление еще одного интересного коллектива. По словам самой де Ротшильд, она почувствовала необходимость существования профессиональной студии, где серьезно изучались бы балетная классика и современное искусство.
Жаннетт Ордман и ее труппа сразу же привлекли внимание известных хореографов. Многие из них приезжали в Израиль специально для того, чтобы поставить свои композиции с «Бат-Дор». Их привлекали высокая техника Ордман, ее умение создавать выразительный драматический образ, чувство юмора, отличающее ее постановки. Уровень ансамбля с самого начала был очень высок: в отличие от других израильских коллективов, в нем было много танцоров, приглашенных из-за границы. Великолепная техническая подготовка «Бат-Дор» позволяет ставить такие классические композиции, как «Мрачные элегии» Антони Тюдора в их оригинальной версии. В то же время артисты отлично владеют и стилем танца модерн.

«Бат-Дор» объездил почти весь мир и стал первым танцевальным ансамблем, который предложил израильским любителям балета абонементные серии спектаклей, включающие и выступления зарубежных коллективов. Так в Израиль впервые приехали Нидерландский национальный балет, Нидерландский танцевальный театр, Танцевальный театр из Гарлема и другие известные ансамбли. «Бат-Дор» был первым израильским коллективом, посетившим Польшу. После этого с ответным визитом в Израиле побывал польский ансамбль «Мазовше».

В «Бат-Доре» долгое время танцевал египтянин Реда Шета, исполнявший главные мужские партии. Вероятно, поэтому «Бат-Дор» оказался единственным израильским коллективом, чье выступление посетил во время своего визита в Израиль египетский министр культуры Мухаммад Абдул-Хамид Радуан.

Слушать голос безмолвия

Следует особо упомянуть уникальный ансамбль «Коль ве-дмама» («Звук и безмолвие», его название еще переводят как «Голос безмолвия»). Создатель, бессменный руководитель и единственный хореограф — Моше Эфрати.

Биография Эфрати в какой-то мере отражает путь израильского хореографического искусства. Потомок выходцев из Йемена, он начал изучать искусство танца в Иерусалимской академии музыки и танца у профессора Хаси Леви-Агрон. Затем совершенствовался в США в студии Марты Грэхем. Вернувшись домой, Моше стал одним из танцоров ансамбля «Бат-Шева», был ее солистом и делал здесь свои первые шаги как хореограф. Его композиции исполнялись «Бат-Шевой» во время гастролей по Европе и США. Некоторые из них вошли затем в репертуар известных бельгийских и французских коллективов.
В 1965 году, еще будучи артистом «Бат-Шевы», Моше Эфрати начал работать с глухими танцорами. Да-да, именно с глухими. Он создал и развил метод передачи основного ритмического рисунка с помощью вибраций, вызываемых ударами босых ступней о доски пола. Это позволяло глухим танцовщикам «слышать» музыку. Так возник ансамбль «Дмама» — «Безмолвие», где все танцоры были глухими.

Несколько лет спустя Моше Эфрати вышел из состава «Бат-Шевы» и основал собственный коллектив «Эфрати», куда входили танцовщики, не страдавшие глухотой. В 1978 году оба ансамбля объединяются. Так возникает «Коль ве-дмама» — «Звук и Безмолвие». Сегодня в эту уникальную труппу входят и глухие, и слышащие танцоры.

Многие восхищались дерзкой попыткой Моше Эфрати, но мало кто верил в ее успех. Тем не менее, труппа завоевала международное признание благодаря своим достижениям и в области искусства, и в деле возвращения глухих к полноценной жизни.

С самого основания коллектива и до сих пор «Коль ве-дмама» исполняет только произведения Моше Эфрати, который все чаще обращается к еврейской тематике. Большим успехом ансамбля стал спектакль «Camina-y-torna», посвященный Исходу евреев из Египта.

«Хора» в инвалидных креслах

Еще один необычный танцевальный коллектив с большим успехом выступил недавно в рамках месяца Израильской культуры и искусств в Цинциннати (штат Огайо, США). Восемь бывших бойцов ЦАХАЛа, прикованные к инвалидным креслам, продемонстрировали подлинно высокое искусство.
«Выступление ансамбля «Хора аль гальгалим» («Хора в инвалидных креслах») стало для меня одним из сильнейших переживаний в жизни, — сказал присутствовавший на представлении Шимон Перес. — Способность преодолеть последствия тяжелейших ранений, превозмочь боль и страдания и снова включиться в нормальный ритм жизни — снова радоваться и наслаждаться — свидетельствует о великой победе человеческого оптимизма и воли. Безусловно, большую роль сыграл и тот факт, что эти люди были объединены в коллектив, что им помогали любовь и дружба. Это не просто танцевальный коллектив, это ансамбль победы человеческого духа над самыми трагическими обстоятельствами».
«Хора аль гальгалим» возник в 1989 году в тель-авивском клубе инвалидов «Бет .а-лохем» («Дом бойца»). Инициатором создания танцевального коллектива была профессиональная танцовщица Орли Бауэр, решившая с помощью танца помочь раненым. Поначалу предложение Орли встретили с некоторым скептицизмом, но сами бойцы поддержали его и вскоре начали репетировать.

Любовь к музыке, прекрасное чувство ритма и желание выразить свои чувства в движении привели в ансамбль семьдесят инвалидов — мужчин и женщин с ампутированными ногами или частично парализованных. У каждого из них — здоровый партнер. С помощью специальной хореографической методики люди с тяжелой инвалидностью могут исполнять сложные танцевальные фигуры. Для того, чтобы оба партнера — и находящийся в инвалидном кресле, и самостоятельно передвигающийся по сцене, — стали слаженной парой, пришлось разработать принципиально новый рисунок танца.
Со временем ансамбль, созданный с целью врачевания раненых, превратился в профессиональный танцевальный коллектив, с успехом выступающий на большой сцене. С участниками «Хора аль гальгалим» на добровольных началах работают известные балетмейстеры. В репертуаре ансамбля — израильские народные танцы, танцы других народов, современные танцы и даже бальные танцы разных эпох.

Во время концертов обычно демонстрируются видеоленты с видами Израиля, служащие фоном для танцевальных номеров. Исполнители прямо на сцене меняют костюмы и тем временем беседуют с публикой. А в Цинциннати об израильской действительности рассказывали со сцены двое подростков — мальчик, отец которого ослеп в результате теракта, и девочка, получившая тяжелые ожоги во время другого теракта...

Конечно, лучше видеть на сцене здоровых и красивых людей. Но разнообразие израильских ансамблей отражает не только этническую палитру культуры страны, но и ее историю. «Хора в инвалидных креслах» — сегодня и это танец Израиля.

——————
Существует интересная, хотя и спорная концепция, получившая название «квантовой теории танца», разработанная физиками из Санкт-Петербурга. Основана она на той простой идее, что танец представляет собой телодвижение, а всякое движение тел есть явление механическое. Следовательно, танец — механическое явление. Петербуржец Я.И. Френкель говорит: «Ноги балерины каждым своим движением излучают невидимый свет утонченнейших чувств...» Распространение эмоциональных волн, излучаемых телом танцующего человека, подчиняется тем же законам, что и распространение электромагнитных волн.
Поскольку танец не является лишь телодвижением, но связан с движением душевным, он не может быть описан чисто механической теорией или с помощью какого бы то ни было компромисса между механикой и эмоциодинамикой. Описание и объяснение танца возможно лишь на основе теории, объединяющей противоположность между механическим движением, с одной стороны, и движением душевным — с другой. Поскольку душевные движения, связанные с танцем, представляют собой вид волнения (а именно, волнения чувств), то новая теория получила название «волновой механики танца».
Огромная заслуга в деле создания волновой теории танцев, в особенности, в опытной проверке ее, принадлежит коллективу сотрудников Ленинградского Физико-технического Института, которые работали в этом направлении, буквально не покладая ног.
Мы не знаем, имеет ли М. Эфрати представление о квантовой теории танца, но несомненно, в своей методике обучения глухих танцовщиков он основывался на неких родственных идеях...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №59 > Танец Израиля
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-16 06:38:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет