Тема 59-го номера «Мигдаль Times» — «Душа танца».
Как и все действия религиозного еврея, танцы также подлежат регламентации. Но танцевали евреи всегда — свидетельство этому мы находим в Торе.
Жизнь в диаспоре внесла свои коррективы в еврейскую хореографию. Что также нашло свое отражение в литературе — у Шауля Черниховского и Шолом-Алейхема.
Национальный танец Израиля пришлось воссоздавать заново.
Свое «весомое слово» сказали евреи и в мировой хореографии. В Одессе же, не без еврейского участия, в советские времена процветал степ, а во времена возрождения национальных искусств появился Центр хореографического искусства и коллективы еврейского танца.
В этом году 16 мигдалевских студентов приняли участие в Марше Жизни. Для них это стало событием большой эмоциональной и духовной силы.
Щедрый меценат и плохой поэт Петр Сторицын остался в воспоминаниях многих своих современников.
Рубрика «Еврейский календарь» этого номера посвящена Шавуоту.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Конечно же, евреи всегда пели и всегда танцевали. Но в силу еврейской традиции и предписываемых ею законов скромности, вопрос о том, что танцевать и как, достаточно сложный. На протяжении веков взгляд на танцы в еврейском мире, в различных еврейских общинах претерпевал изменения, и однозначный ответ не найден до сих пор.
Как известно, танец существует как вид искусства — когда артисты на сцене, а зрители — в зале. Знакомо нам также понятие ритуального танца как выражения религиозного экстаза. Но что сразу приходит в голову, когда мы слышим слово «танцы»? Конечно, танцы для развлечения, дискотека... А «еврейские танцы» для многих, прежде всего, — это отплясывание под «Хава Нагилу» и «Семь-сорок», хотя, конечно, ими список не исчерпывается. На современных дискотеках их, правда, не встретишь, но, тем не менее, мы помним, что они были.
Что танцевали наши бабушки и дедушки, когда им было хорошо? И почему им это нравилось?
История профессионального танца в Израиле насчитывает лет пятьдесят, самое большее — сто, если считать от начала репатриации в Эрец-Исраэль и не учитывать многочисленные упоминания о танцах в священных еврейских текстах. Современная хореография в Израиле развивается в двух направлениях: народный танец, чрезвычайно популярный и постоянно развивающийся (до 300 тысяч израильтян сегодня регулярно посещают школы и кружки народного танца), и искусство балета, создаваемое профессиональными хореографами и танцовщиками.
Много ли мы знаем о евреях, оставивших свой след в хореографии? Плисецкая, Мессерер, Моисеев... Неужели, евреи, «наследившие» буквально везде и во всем (даже там, где и не следовало), не оставили столь же значительного росчерка на балетной сцене?
На его имени до сих пор можно сделать имя себе. Профессура израильских школ академического танца, критики, балетоведы разных мастей все еще продолжают осуждать его эпатажное творчество, вызывающие костюмы и одиозные пирушки. Но один только факт, что им не удается умолчать об этой фигуре, о человеке, создавшем израильский национальный танец, говорит сам за себя.
Одесса — такой город, что во всем должна быть первой. А как же? Это вам не Москва или Петербург-Ленинград-снова Петербург. Они, конечно, города, вроде, столичные, но... Кого называют «столицей юмора»? А «столицей степа»? То-то!
Кира Верховская — художественный руководитель Одесского еврейского музыкального театра «Мигдаль-ор» и председатель правления еврейского общинного центра «Мигдаль». Она рассказывает о становлении еврейской хореографии в Одессе 90-х годов 20 в. и о тех людях и коллективах, которые этим занимаются.
Одесса, конечно, не Москва, но свой «Игорь Моисеев» у нас тоже есть! Когда-то Петр Соломонович Столярский шутил, что идет в «школу имени мене». А мы решили отправиться в школу, которую с полным правом можно назвать «имени Ефима Когана», чтобы, как говорят в Одессе, получить информацию «из первых рук».
«Я не люблю Польшу. Я здесь уже четвертый раз, и каждый раз, приезжая сюда, я надеюсь, что больше не вернусь», — сказала наша мадрих Таня вместо — «Добро пожаловать в Польшу!». «Самые живые еврейские места в Польше — это кладбища: на них хотя бы есть имена».
Всем известно, что Пушкин подарил Гоголю сюжет «Ревизора». А кто подарил Бабелю сюжет рассказа «Мой первый гонорар»? Подсказка — этот же человек финансировал издание знаменитых одесских альманахов. Не догадались? Это неудивительно. Имя блистательного рассказчика и щедрого мецената Петра Ильича Сторицына забыто основательно.
Четыре названия у этого праздника: Шавуот, Праздник бикурим, Ацерет и Праздник дарования Торы.
Вот уже встала невеста среди балагана, готовясь
К танцу кошерному. В ручке держа белоснежный платочек,
Элька стоит, смущена, лицо от стыда наклонила.
Темную, темную тень ресницы бросают на щечки.
Грянули туш музыканты, и бал начался полонезом.
У Нохума Вевикова, отца героя этого повествования, было два брата: Пиня Вевиков и Висл Вевиков — тот самый, о котором упоминалось выше. И замечательно, что каждый из братьев был особого склада и ни капли не походил на другого.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.