Кира Верховская — художественный руководитель Одесского еврейского музыкального театра «Мигдаль-ор» и председатель правления еврейского общинного центра «Мигдаль». Она рассказывает о становлении еврейской хореографии в Одессе 90-х годов 20 в. и о тех людях и коллективах, которые этим занимаются.
По профессии я музыкант, а не хореограф. Но, занимаясь еврейским музыкальным театром, оставаться в стороне от еврейского танца просто невозможно. Поневоле пришлось постигать...
В начале 90-х в Одессе не было ни одного еврейского танцевального ансамбля и ни одного хореографа, который бы занимался еврейской хореографией, хотя некоторые ансамбли включали в свой репертуар танцы на еврейские мелодии.
И вот... 1992 год, Черноморка — Дом творчества театральных деятелей, где каждый год еврейские организации до сих пор проводят свои лагеря. «Джойнт» организовывает первый в СНГ семинар по израильскому танцу совместно с Лондонским институтом израильского танца во главе с его бессменным руководителем Морисом Стоуном.
(Рядом же, через пару кварталов, проходил первый выездной детский еврейский лагерь, организованный всеми еврейскими организациями города. Мы с мужем руководили этим лагерем.)
Вели семинар преподаватели из Израиля и сам Морис. Они объясняли, что такое израильский танец, что такое израильский костюм, показывали шаги, на которых строится вся израильская хореография. Многие впервые услышали о йеменском шаге, шаге маим и о многом другом. Дети из нашего лагеря тоже получили возможность на нескольких занятиях поучиться танцевать вместе со взрослыми. У нас с семинаром также был незабываемый совместный Шабат.
До этого времени профессионально израильским и еврейским танцем занимался только один коллектив в СНГ — замечательный вильнюсский ансамбль «Файерлех» под управлением Анны Кравец. После семинара в разных городах, как грибы, стали появляться еврейские танцевальные коллективы. Не подвела и Одесса...
Если мы говорим о еврейском танце, то это танец души, потому, что те, кто ставили еврейский танец, они ставили его по наитию, без всякого знания. Речь, конечно, идет о танце культуры идиш. Вот таким хореографом «по душе», был Василий Дьяконов1, он был неординарной личностью с очень тонким чутьем и пониманием музыкального материала. Вася занимался у Фимы Когана, потом преподавал, ставил танцы. Я знаю, что в ансамбле Фимы Когана в «Еврейской свадьбе» есть элементы того, что ставил Дьяконов. Для спектакля «Еврейское счастье» Т. Устюжаниной в Театре музкомедии он тоже поставил еврейский танец — и не для танцоров, а просто для артистов. Там я впервые увидела его работу, и она мне понравилось. Я сагитировала Васю начать совместную работу в «Мигдаль-оре», и он стал ставить у нас вот такую еврейскую хореографию — «по душе». Так что Василий Дьяконов — первый хореограф «Мигдаль-ора», и его постановки до сих пор можно увидеть в нашем репертуаре.
Если говорить о сегодняшних одесских хореографах, то это Юлия Пурина — хореограф ОЕМТ «Мигдаль-ор», жена и преемница Василия Дьяконова. Она обращается больше к синтезу современного балета, модерна и еврейской жанровости. Она-то точно ставит танцы «по душе».
Конечно же, в жанре еврейского танца работают хореографы центра «Мигдаль». Наталья Мора использует синтез израильской хореографии и жанровой еврейской сценки. Она «ветеран» еврейского танца. Начала свою танцевальную (в «Мигдаль-оре») и хореографическую педагогическую карьеру сразу же после семинара 92-го года.
Виталий Кузнецов, не опираясь на израильскую хореографию, создает еврейские танцы в абсолютно отличной от идиша манере, манере современного детского танца, если так можно выразиться.
Юля Творилова ставит, в основном жанровые сценки, и здесь, конечно, меньше израильской хореографии, больше присутствует театральное действо. И происходит интересная вещь. В ее коллективе много ребят, которые до 14-15 лет никогда не танцевали. Благодаря театрализованности ее танцев ребята уже через месяц-два стоят на сцене. Давая вначале только образ, очень быстро они набирают и технические навыки.
О коллективе в «Мазл Тове», который также ведет Юля Творилова (в нем танцуют маленькие дети с мамами), говорить, что они танцуют в каком-либо стиле, нельзя: это просто жанровые сценки. Но этот коллектив пока уникален: где вы еще увидите, например, четырехмесячных танцоров и танцорш?
О хореографии Вики Гиндес еще рано говорить — она только зарождается, но это явно элементы хип-хопа и брэйка, так называемый еврейский «спорт-танец».
В «Мигдале» сейчас 11 танцевальных коллективов, и каждый из них имеет свое лицо, как и его руководитель. Уж точно не перепутаешь.
В Одессе израильской хореографией, из тех, о ком мне известно, занимаются Станислав Свердлов (ансамбль «Ритм энд блюз» и школа «Ор Самеах») и Елена Перлова в Израильском культурном центре. Славик Свердлов начинал с «Мигдаль-ора», потом преподавал в «Мигдале». Он работает с еврейской хореографией, или в ней, тоже с 92-го года.
Интересная еврейская хореография у постановщика-хореографа Владимира Клещукова.
Может быть, я кого-то и пропустила в перечне имен и коллективов, но сегодня нам всем совершенно ясно: в Одессе есть и еврейская хореография, и еврейские хореографы, и это здорово!
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.